НОД по развитию речи в старшей группе "Весна пришла"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
НОД по развитию речи в старшей группе "Весна пришла"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_vesna._izmeneniya_v_prirode_1.docx | 50.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи
в старшей группе на тему:
«Весна пришла»
Цель: Закрепить знания детей о характерных признаках весны.
Задачи:
Образовательные задачи:
- закрепить понимание причинно – следственных связей в явлениях природы, взаимосвязи и временной последовательности происходящего в природе;
- закрепить умение использовать речь – доказательство, речь – рассуждение, объяснительную речь;
- закрепить умение подбирать слова, характеризующие особенности предметов;
- закрепить умение составлять рассказ – описание о птицах.
Развивающие задачи:
- развивать умение использовать разнообразные средства выразительности речи;
- развивать логическое мышление, воображение, память;
- развивать слуховое восприятие, зрительное внимание;
- развитие артикуляционного аппарата.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей);
- воспитывать любовь к природе, к птицам, бережное отношение к ним.
Предварительная работа:
- наблюдения на прогулке за весенними признаками;
- чтение произведений и рассматривание картин о весне;
- чтение художественной литературы и заучивание стихотворений, примет, пословиц о весне, о птицах;
- беседы на темы: «Весна», «Животные весной», «Птицы»;
- работа в календаре погоды, рассматривание иллюстраций на тему «Весна»;
- наблюдали за грачами, явлениями в живой и неживой природе, читали рассказы Л. Толстого «Пришла весна», А. Толстого «Весна», Д. Садовникова «Весенняя сказка», С. Маршака «12 месяцев», рисовали на весеннюю тематику.
Материалы и оборудование: Проектор, экран, картинки с изображением птиц (снегирь, скворец, грач, ласточка), аудиозапись «Голоса птиц», образец скворечника из палочек Кюизенера, мольберт, картинки с изображением животных, аудиозапись леса, видеоматериал для артикуляционной гимнастики и гимнастики для глаз.
Раздаточный материал: палочки Кюизенера на каждого ребёнка.
Словарная работа: скворечник, весна, проталина.
Индивидуальная работа: активизировать речь малоактивных детей.
Ход занятия:
Дети входят в группу.
Воспитатель: Ребята, к нам в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся! (Дети здороваются с гостями.)
А теперь давайте встанем в круг и поприветствуем красно солнышко и друг друга.
Коммуникативная игра «Здравствуйте».
(воспитатель с детьми)
Здравствуй, солнце! Здравствуй, небо! Здравствуй, вся моя Земля! Мы проснулись очень рано, И приветствуем тебя!
| Поднимают руки к солнышку. Качают над головой руками. Руками делают круговые движения Трут кулачками глаза Руки разводят в разные стороны Слова произносит воспитатель. |
Воспитатель: Ой, ребята, мне показалось, что в окно кто-то постучал? Давайте, посмотрим кто там? (На окне лежит письмо, воспитатель его берёт и читает)
«Для Ирины Андреевны и ребят старшей группы.
Снег растаял! Снег растаял!
Эта новость непростая!
Это значит, наступает
Настоящая ……весна.
Приглашаю в гости я.
Ваша долгожданная Весна!»
Воспитатель: Ребята, Весна приглашает нас в гости на прогулку в весенний
лес. Скажите, вы любите путешествовать? Хотите отправиться на прогулку в весенний лес? (Ответ детей)
Лексическое упражнение «Подбери признак».
Воспитатель: Но сначала я проверю, готовы ли вы путешествовать? Надо вспомнить все приметы весны. Что происходит с природой весной? Предлагаю ответить полным предложением, начиная его со слова «Весной». (Ответы детей. Например: Весной ярко светит солнце. Весной день становиться длиннее. Весной бегут ручьи. Весной тает снег).
Воспитатель: Очень хорошо, что вы знаете о весне, и о признаках весны.
Воспитатель: Молодцы! Тогда отправляемся в путь! Возьмитесь за руки и улыбнитесь. У всех нас хорошее настроение, и всё у нас получится. Для этого надо произнести волшебные слова:
Ты подуй в свои ладошки, Покружись потом немножко, Попадёшь тогда ты в лес, Полный тайны и чудес! | Дуют в ладошки. Кружатся. Закрывают глаза ладонями. |
(Дети повторяют слова вместе с воспитателем и выполняют движения по тексту)
Воспитатель: Смотрите ребята, что это? (Дети видят, висит солнышко)
Воспитатель: А что вы скажете о весеннем солнышке: солнышко, какое оно? ( Ответ детей. Например: яркое, ласковое, теплое, лучистое, золотое, приятное, желтое, оранжевое, доброе, весеннее.)
Воспитатель: Вот сколько хороших слов подобрали вы к слову «солнышко». Но наше солнышко почему – то грустное. Почему ребята, как вы думаете? (Предположения детей)
Воспитатель: А давайте поможем солнышку, подарим её лучики, чтобы оно было веселое, лучистое, теплое. (Дети из прищепок делают лучики)
Воспитатель: Ребята, смотрите, как засияло наше солнышко, теперь оно будет согревать нашу землю теплом!
А хотите попробовать какое оно солнышко теплое, ласковое, повторяйте за мной
(Воспитатель, и дети делают массаж лица)
Самомассаж лица
Личико солнышко согрело
Потеплело, потеплело
(поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей)
Наши ручки потянулись (тянемся вверх)
Наши губки улыбнулись (улыбнуться)
Звучит звукозапись «Голоса леса».
Воспитатель: Ребята, тише, слышите? Это спешит к лесному озеру ручеек и льётся талая вода, попадая в озеро. Ребята, а как льется водичка? Давайте покажем? (с-с-с).
Смотрите, кружатся и звенят над озером комарики? Какую песенку они поют?
(з-з-з).
А, слышите, квакают лягушки?
Воспитатель: Ребята, давайте поупражняемся вместе с лягушками
Видео ролик
Артикуляционное упражнение «Лягушки
Воспитатель: Пойдемте дальше.
Дидактическая игра "Кто здесь лишний?"
Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько разных птиц прилетело к нам. А какие это птицы, мы должны с вами отгадать.
Загадки
1. | Всех перелётных птиц черней, Чистит пашню от червей, Прыг да скок по полю вскачь, А зовётся птица – … (Грач). | 4. | Во дворе стоит дворец, Там живёт один певец. Очень ловкий молодец И зовут его… (Скворец) |
2. | Я проворна, легкокрылая, Хвост раздвоен, словно вилы. Если я летаю низко, Значит дождик где-то близко. (Ласточка) | 5. | Алый низ и черный хвост, Воробья побольше рост, Толстый клюв раздался вширь – До чего красив ... (Снегирь) |
3. | Гнездо не строит никогда, Соседкам яйца оставляет И о птенцах не вспоминает. (Кукушка) |
(Дети вешают птиц на дерево)
Воспитатель: Ребята, давайте посчитаем сколько же птиц прилетело на дерево? (Дети считают вместе птиц). Посмотрите внимательно на птиц. Кто здесь лишний? (Ответ детей)
Объясните, почему снегирь лишний здесь. (Ответы детей.)
Воспитатель: Молодцы, ребята. А давайте вспомним, каких еще перелетных птиц вы знаете? (Ответ детей)
Воспитатель: А почему этих птиц называют перелетными? (Ответ детей)
Молодцы! Правильно! А когда птицы возвращаются назад, как они встречают весну? Что весной делают птицы? (Ответ детей)
Воспитатель: Какие птицы прилетают с юга в наши края первыми? (Ответ детей)
А какие птицы прилетают последними ? (Ответ детей)
(Аудиозапись пение птиц весной)
Воспитатель: Слышите, как поют птицы в весеннем лесу? Какая птица открывает весну, как вы думаете? (ответ детей) Правильно, грач.
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день на пашне вскачь
И зовется птица грач.
Воспитатель: А каких весенних певцов вы знаете? (Ответ детей)
Отгадайте загадку:
На шесте – дворец,
Во дворе – певец,
А зовут его….. (Скворец)
Воспитатель: А кто - ни будь, знает, как называется домик у скворца? Кто строит скворечник – люди или птицы? Давайте, и мы построим уютные домики для скворцов.
( Дети садятся за столы)
Дети выкладывают скворечники из счетных палочек на столе (Воспитатель должен объяснять, что нужно сделать)
Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами поиграем с нашими пальчиками?
Пальчиковая гимнастика «Птенчики»
Птенчики скворцов зовут: (Собрать пальцы обеих рук в щепоть и поочередно раскрывать «клювики»).
- Мама, папа! Тут мы, тут!
Принесите нам еды (Правой рукой показывают).
И немножечко воды. (Левой рукой показывают)
Червячков мы поедим, (бью щепотью по левой ладони «клюют»)
С вами в небо полетим! (Соединить кисти рук крест-накрест, соприкасаясь ими в области запястья; помахать кистями, как крыльями).
Воспитатель: А весной чем питаются скворцы, как вы думаете? (Ответы детей).
Воспитатель: Верно. А каких насекомых вы знаете? (Ответ детей).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая красивая бабочка прилетела и в нашу группу! Она очень радуется весне. Давайте только глазками посмотрим, как она перелетает с места на место, с одного цветка на другой.
Гимнастика для глаз «Где бабочка?»
Воспитатель: Ребята, но изменения происходят не только в жизни птиц, насекомых, но и зверей. Пойдемте гулять дальше по весеннему лесу.
Воспитатель: Ребята, отгадайте, кто живет на этой лесной полянке.
Загадки
Она прыгать мастерица, Она прыгать не боится. Небольшой у неё рост, Но зато пушистый хвост. (Белка) | Какой зверь опасный Ходит в шубе красной? Снег разгребает, Мышек хватает. (Лисица) | Угадайте, что за шапка Меха целая охапка. Шапка бегает в бору У стволов грызет кору. (Заяц) |
Этот зверь тебе знаком, Ест мышей и молоко. Но на кошку не похож Весь в иголках длинных… (Ёж) | Кто позабыв тревоги, Спал в своей берлоге? (Медведь) |
Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, как меняется жизнь животных с приходом весны. (Звери линяют, просыпаются после зимней спячки, у них появляются детеныши.)
Какие звери просыпаются весной? (Медведь, еж, барсук.)
Давайте разбудим медведя чистоговоркой.
Чистоговорка «Весна пришла»
Ла-ла-ла – к нам весна пришла. Ло-ло-ло – в лесу тепло. Пель-пель-пель – капает капель. Ля-ля-ля – расцветай земля! Леть-леть-леть – просыпайся медведь! | Хлопают в ладоши. Сжимают-разжимают пальцы. Ударяют указат. пальцем по ладони. Делают «фонарики». Топают ногами. |
Воспитатель: Не хочет пока медведь просыпаться. Пусть еще немного поспит
А кто появляется у диких животных весной? (Детеныши.)
Сейчас я буду называть вам взрослое животное, а вы будете говорить, как называется у него детеныш. Или несколько детенышей.
Воспитатель называет по очереди диких животных, показывая иллюстрации.
Игровое упражнение «Назови малышей» или «У кого кто?»
Один | много | ||
У медведя - … У зайца - … У лисицы - … У волка - … У ежа - … | медвежонок зайчонок лисенок волчонок ежонок | - - - - - | медвежат зайчат лисят волчат ежат |
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы с вами вышли на солнечную поляну. Вот и подошла к концу наша прогулка по весеннему лесу. И нам пора возвращаться. Давайте произнесём волшебные слова:
Ты подуй в свои ладошки, Покружись потом немножко, Попадёшь тогда ты в лес, Полный тайны и чудес! | Дуют в ладошки. Кружатся. Закрывают глаза ладонями. |
Воспитатель: Вот мы и вернулись в наш детский сад .
Вам понравилось в гостях у Весны, а в весеннем лесу? А что вам запомнилось? Что вы увидели, гуляя по лесу? (Ответы детей)
Лесные жители передали вам вот эти маленькие солнышки за то, что вы побывали у них в гостях и так много рассказали о весне.
Хорошо ребята, вы - молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в области «Коммуникация» по развитию речи в старшей группе на тему : «Лето красное пришло!»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в области «Коммуникация» по развитию речи в старшей группе...
Конспект нод по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Весна пришла».
Конспект нод по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Весна пришла». Программные задачи: Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя свой ответ. Прод...
Конспект совместной деятельности по развитию речи в старшей группе "Весна пришла"
Закрепление представлений о весне, обогащение кругозора и активизация словаря детей....
Конспект открытого занятия по развитию речи для старшей группы. Тема: "Весна пришла".
Работа для воспитателей....
Презентация к конспекту открытого занятия по развитию речи для старшей группы. Тема: «Весна пришла»
Работа для воспитателей....
Конспект по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Весна пришла».
Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя свой ответ. Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя...
Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Пришла осень привела погод восемь"
На занятии дети учатся составлять рассказ припомощи картинок об осени (метод мнемотехника). Это способ развивает у детей связную речь, творчество и фантазию....