Культура и традиции хакасского народа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в старшей группе
Тема: Культура и традиции хакасского народа.
Цель: Создать условия для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с хакасским народным творчеством, традициями и обычаями.
Формировать устойчивый интерес к русскому и хакасскому народному творчеству: пословицам, поговоркам, сказкам, играм.
Создать условия для развития логического мышления и психических функций.
Формировать мыслительные умения и способности, тренировать у детей внимание, память, восприятие.
Приобщать детей к культуре хакасского и русского народа, прививать любовь к родному краю, уважение к людям другой национальности.
Воспитывать толерантное отношение к культуре других народов.
Воспитывать целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.
Предварительная работа: Разучивание с детьми пословиц и поговорок хакасского народа, знакомство с национальными костюмами.
Оборудование: Большая юрта, заполненная элементами хакасского быта: домашняя утварьОбогащать и активизировать словарь детей словами: юрта, сундук, пазах, тон, маймах, пого, орнаментом.(в картинках)
Ход занятия
1) Логопед: Изеннер. (Здравствуйте)
(картинка юрты вывешивается)
В каких жилищах жили хакасы в далеком прошлом? (Юрта)
- Где мы видели юрту? (В музее).
- Кто раньше жил в юртах? (Хакасы)
- Что вы видите в юрте?
(Шкуры животных, посуду, оружие, музыкальный инструмент (хомыс, кровать, кукол в хакасской одежде).
- Чем же занимались хакасы раньше? (Разводили скот, косили сено, сеяли пшеницу, в таёжных местах охотились и рыбачили)
- А что делали дети? Ведь детей тогда было в семьях помногу? (Дети играли, помогали взрослым)
- А вы любите играть? Вспомните, в какие хакасские игры мы играли? («Медведь и пень», «Спрячь рукавицу»)
2) Есть такая старинная хакасская игра – «Построй юрту». Мы разложим платки по полу, ребята по 5 человек будут двигаться друг за другом под музыку. Как только музыка остановится – нужно четверым игрокам быстро поднять платок за уголки, а пятому забежать в центр и поднять руками серединку платка – это будет дымоход. Чья команда будет дружнее, и «построит юрту» быстрее всех, та и побеждает.
3) «Хакасская национальная одежда»
Ребята, а вы видели хакасскую национальную одежду? Что она из себя представляет, кто может ответить? (вывешивается картинка национальной одежды).
- А знаете, дети, почему платье носили широкое? Потому что раньше женщины, как и мужчины, принимали участие на скачках, т. е. ездили верхом на лошади.
- Посмотрите на рукава: они широкие, есть манжеты, которые вышиты хакасским орнаментом из разноцветных шерстяных ниток.
А это надплечники – они тоже вышиты орнаментом из разных ниток.
- А вот это, дети, еще одно из украшений женской одежды. Как называют это украшение?
Пого – это нагрудник. Посмотрите, из чего оно сделано? Пого делали из бисера и пуговиц.
Сто лет назад хакасы шили одежду сами – зимнюю из шкур животных, демисезонную – из самотканой материи, - летнюю из материала фабричного производства, привозимого купцами. Праздничная одежда обязательно украшалась ярким растительным орнаментом. Т. е. на какое-либо мероприятие они надевали определенный наряд (рассматривание хакасской национальной одежды)
Зимней одеждой хакасов как мужской, так и женской, была шуба – тон.
На голове мужчины носили войлочные шляпы, овчинные круглые шапки, рысьи малахаи, а по праздникам – бобровые шапки. Женщины покрывали головы платком (плат). Национальную обувь (маймах) шили из кожи и мехов, всегда без подкладки и каблуков и на одну ногу, надевая ее каждый день на разные ноги. Женскую обувь иногда расшивали узором.
В нашей юрте есть пазах. Пазах служит для хранения различных вещей.
Мы сейчас поиграем в игру.
Проводится игра «Поможем разобрать вещи по сундукам»
Это игра — эстафета в две команды. Из общей корзины в один сундук дети первой команды перекладывают мужскую одежду, а в другой сундук – дети из второй команды женскую одежду. Побеждает та команда, которая выполнила задание быстрее. Количество предметов у команд одинаково.
- Ай да, молодцы, не зря в народе говорят: «Тот человек ценен, кто смолоду работать привык»
4) «Пословицы и поговорки»
Считалось, что уют родного дома - домашний очаг. Посидим и мы возле нашего очага и расскажем матери Огня пословицы, по загадываем загадки.
- Ребята, мы сейчас будем говорить о пословицах и поговорках
- А что такое пословицы и поговорки?
- И чем они отличаются? (Пословица – это изречение, народная мудрость, а поговорка – это просто метко сказанное к месту слово).
- Кто придумал пословицы и поговорки? (народ)
Много пословиц и поговорок с древних времен отражают любовь и преданность к родному краю, к своей Родине:
- У хакасов есть такая пословица: «Ленивый портит, трудолюбивый кормит».
- Народ всегда с уважением относился к тому, кто много трудится. И поэтому придумывали пословицы и поговорки о труде. И у хакасов есть пословицы про труд.
Хорошего коня по шагу узнают,
Хорошего человека по работе видят.
Лениться будешь, рот будет голодным.
Рано встающий, две доли имеет.
- Как вы понимаете эти пословицы?
5) Пальчиковая гимнастика
(Иммитируют двежения рук) Давайте тесто пальчиками разомнем, ладошками побьем, вот и готово тесто – мягкое, воздушное, живое! А теперь и пряники лепить начнем. Скатаем шарики и ладошкой прижмем. Пряники печатные – для этого у меня для каждого из вас приготовлены печатки резные. Вот какие пряники получились!
6) Итог занятия
Вот мы и узнали, как жили наши предки, какие предметы их окружали. Ребятки, скажите, что вам больше всего понравилось ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей к национальной культуре, обычаям, традициям ногайского народа.
Чтобы у ребенка формировалось чувство к своему Отечеству, необходимо воспитать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимат...
Консультация для педагогов ДОУ «Приобщение детей к культуре и традициям татарского народа»
Консультация для воспитателей...
Педагогический проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей на основе православной культуры и традиций русского народа».
Педагогический прект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников....
@Воспитание толерантности через знакомство детей с культурой и традициями хакасского народа».
В данной работе представлен материал, который содержится в центре «Родная Хакасия» с целью знакомства детей с традициями национальной культуры хакасского народа.Цель:Стимулировать развитие интер...
Конспект НОД Культура и традиции хакасского народа
quot;В гости к веселым гномам""Едем, летим, плывем""Крылатые соседи""В гостях у мишки""В гости к ежику""Вкусный сок""Как помочь другу"...
Культура и традиции хакасского народа
Конспект занятия в старшей группеТема: Культура и традиции хакасского народа.Цель: Создать условия для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста чер...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе праздников и культурных традиций Хакасского народа.
В помощь музыкальным руководителям...