Значение поэзии в развитии речи детей среднего возраста
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Макарова Марина Николаевна

Несомненно, именно стихи помогут найти путь к детскому сердцу, потому что «поэзия первоначально воспринимается сердцем, а потом уже передается голове», писал В. Г. Белинский.   

         Общеизвестно воздействие художественной литературы на формирование личности ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znachenie_poezii_v_razvitii_rechi_detey.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАЧЕНИЕ ПОЭЗИИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Несомненно, именно стихи помогут найти путь к детскому сердцу, потому что «поэзия первоначально воспринимается сердцем, а потом уже передается голове», писал В. Г. Белинский.    

             Общеизвестно воздействие художественной литературы на формирование личности ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.
На важность приобщения детей к красоте родного слова, развитие культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А.Сохин, А.М. Шахнарович, Л.И. Айдарова и др.).                                                                                                                                      

             Задачи литературного детского чтения направлены на формирование общей культуры личности ребёнка, т.е. на его социально-коммуникативное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое и духовно-нравственное развитие средствами художественного слова. В наиболее обобщённом виде задачи выглядят следующим образом:                                                                                   

- развивать интерес детей к художественной литературе; пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками;                                                                                     

- воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги; формировать бережное отношение ко всему живому, чувства патриотизма и любви к Родине, родной земле;                                                                         - учить детей соотносить содержание произведения с явлениями действительности; воспитывать отношение к художественной литературе как к одному из главных способов познания жизни;                                                                                 - раскрывать детям красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову; совершенствовать речь, расширять словарный запас;

-  развивать и совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в театрализациях и инсценировках литературных произведений; учить видеть и объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.            

             Одной из задач обогащения словаря является приобщение детей к поэтическому слову, формирования у них эмоционального отношения к действительности. Именно поэтому особое место в методике развития речи занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развития умений воспринимать и воспроизводить стихи.    

             Многие ученые, педагоги, занимающиеся проблемами методики развития речи, отмечают огромное положительное влияние поэзии на развитие речи ребенка. Н. А. Стародубова в своей работе «Теория и методика развития речи дошкольников» отмечает, что поэтическое произведение оказывает на ребят огромное воздействие:                                                                                                             

-обостряет чувства, способствует более эмоциональному восприятию содержания произведения;                                                                                                                  

-открывает богатство интонаций и звукового состава слова; развивает чувства ритма, рифмы, творческое воображение, юмор;                                                          -помогает увидеть и выразить в словах впечатление от многоцветного окружающего мира, учит любить яркое, меткое слово» [ 31 ].

Русская детская поэзия появилась достаточно поздно, на рубеже 19-20 веков. Существующие до этого времени произведения нельзя назвать детской поэзией. Между тем поэзия как вид литературы очень нужна ребенку, ведь она в первую очередь отвечает его природе. Физиологическая природа ребенка настроена  на поэзию больше, чем другие виды художественной литературы и фольклора.

Детская поэзия – это стихотворная, ритмическая организованная речь, включающая в себя произведения эпического, лирического, лироэпического, драматического характера, обращённая не только к разуму маленького читателя, но и к его чувствам.

В словаре Даля для поэзии даны следующие определения этого понятия:

«Поэзия ж. изящество в письменности; все художественное, духовно и нравственно прекрасное, выраженное словами, и притом более мерной речью.

Поэзией, отвлеченно, зовут изящество, красоту, как свойство, качества, не выраженное в словах.

Наконец зовут поэзией самые сочиненья, писанья этого рода и придуманные для сего правила: стихи. Стихотворения и науку стихотворства»

Поэтический язык – особый способ существования естественного языка, характеризуемый тем, что в нем элемент любого уровня организации языковой системы стремиться стать семантически мотивированным и может быть оценен с точки зрения выполнения им эстетически, или, по терминологии Р.Якобсона, поэтической функции. В.П.Григорьев в книге «Поэтика слова» определяет поэтический язык как «язык с установкой на творчество, а поскольку всякое творчество подлежит и эстетической оценки, это язык с установкой на эстетически значимое творчество».

              Стиль создания творения каждый поэт выбирает себе сам, ведь все поэтические произведения очень индивидуальны, естественны и неповторимы.

              Особенности поэтики произведений  К. Чуковского определяет прежде всего то, что они адресованы самым маленьким. Перед автором стоит сверхзадача - доступным языком рассказать человеку, только-только вступающему в мир, о незыблемых основах бытия, категориях настолько сложных, что и взрослые люди до сих пор занимаются их толкованием. В рамках художественного мира К.Чуковского эта задача блестяще решается с помощью поэтических средств: язык детской поэзии оказывается безгранично ёмким и выразительным и в то же время хорошо знакомым и понятным каждому ребёнку.                                                                                

              Начинать знакомство детей с поэтическими произведениями необходимо с раннего возраста. Кроха еще лежит в коляске, а мама уже декламирует ему ритмичные «Идет бычок качается», «Наша Таня громко плачет», народные потешки, прибаутки, мелодичные колыбельные напевы. Этот первый, заложенный в подсознание опыт, в дальнейшем облегчит ему сознательный  подход к процессу заучивания стихов. Поэтому, можно сказать, что материнское (семейное) общение играет большую роль в подготовке ребенка к восприятию и воспроизведению художественных произведений.

              В дошкольном возрасте необходимо вести работу, направленную на воспитания у детей любви к поэзии, на знакомство с поэтическими произведениями, развитие умение воспринимать и выразительно воспроизводить стихотворения.

               Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Важно учить детей воспринимать и оценивать поэтические произведения, воспитывать художественный вкус.

                Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение.

                Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков. Процесс заучивания стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяет кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивает память, формируется культурный уровень. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный запас, формирует его собственную речь.

                 Подбирать поэтические произведения необходимо с учётом психологических, возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Наиболее благоприятным периодом для заучивания стихотворений является возраст 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. И, если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество – что запомнит, то запомнит, то после четырех лет необходимо уже целенаправленно учить малыша запоминать текст наизусть. И, чем больше ребенок будет учить наизусть — тем больший объем памяти сформируется у него для дальнейшего обучения.

                Следовательно, на запоминание и воспроизведение стихотворения оказывают влияние психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала, а также содержание и форма поэтического текста, его подача.

               Таким образом, художественная литература и, в частности, поэзия  является важным источником средства обогащения образной речи ребёнка, развития его поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическим жанром художественной литературы помогает расширять кругозор, память, формировать культурный уровень, обогащать словарный запас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ " ЗНАЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА."

СТАТЬЯ " ЗНАЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"ВОСПИТАТЕЛЬ ГУДКОВА НАТАЛИЯ НИКОЛАЕВНА...

Консультация для воспитателей «Роль народной поэзии в развитии речи детей младшего возраста»

Консультация для воспитателей «Роль народной поэзии в развитии речи детей младшего возраста»...

Значение поэзии в развитии речи детей.

Значение поэзии в развитии речи детей....

Значение поэзии в развитии речи детей.

Значение поэзии в развитии речи детей....

Значение поэзии в развитии речи детей.

Значение поэзии в развитии речи детей....

Значение поэзии в развитие речи детей

Значение поэзии в развитие речи детей...