СТАТЬЯ " ЗНАЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА."
статья (младшая группа) на тему
СТАТЬЯ " ЗНАЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
ВОСПИТАТЕЛЬ ГУДКОВА НАТАЛИЯ НИКОЛАЕВНА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_forklor.docx | 17.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННО БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №52 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА РОССИЯ
ЗНАЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА
В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ГУДКОВА НАТАЛИЯ НИКОЛАЕВНА, ВОСПИТАТЕЛЬ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2015
ЗНАЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА
В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов, формируется мышление, развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности. Это возраст, когда все только начинается - речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание малышей является важным условием их полноценного развития.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что одной из главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является развитие речи.
«Осваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова , но и бесконечное множество понятий, воззрений и предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка – и усваивает легко и скоро, в два – три года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог – родное слово» (ка считал К.Д. Ушинский). На третьем году жизни речь ребёнка становится основным средством его общения и с взрослым, и с детьми. Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребёнком разговаривают не только о том, что он видит, но и расширяются возможности для развития наблюдательности, способности обобщения. Ребёнок воспринимает связный рассказ, понимает содержание инсценировки с развёрнутым сюжетом и сравнительно большим количеством персонажей. Он может сосредоточенно рассматривать картинки, не отвлекаясь, послушать чтение книжки, посмотрев книгу, аккуратно положить её в отведённое место.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у малыша речь, тем легче ему высказать свои мысли.
Произведения народного творчества – это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры в сказки – всё это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей.
Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью – умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Мне кажется, что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном».
Используя фольклор в своей работе с детьми раннего возраста, я делаю вывод, что детский фольклор необходим в развитии детей, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.
Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому. Повторяя вместе с ним стихи, потешки, прибаутки у детей развивается воображение, обогащается и развивается речь, эмоции.
В группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и развития речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
В работе с детьми я использую разнообразные виды русского народного творчества, которые играют существенную роль в процессе развития речи.
Фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста. Детям ,в раннем возрасте, свойственно особенное восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.
Русское народное творчество способствует:
Развитию образности речи детей, развитию связной речи, формированию словаря,
развитию речевой среды, развитию умения вслушиваться в речь, улавливать её ритм, слышать отдельные звукосочетания и проникать в их смысл, формированию творчества у детей, формированию самостоятельности мысли, нравственному развитию.
В своей работе с детьми я стараюсь прививать любовь к устному народному творчеству; развивать речь детей, используя малые фольклорные формы,
Знакомить детей с устным народным творчеством. Учить внимательно слушать и запоминать художественные произведения, принимать участие в драматизации сказок.
Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, приёму пищи и т. д. используя при этом методы:
- создание игровых ситуаций
- обыгрывание игрушек, предметов
- сюрпризность, эмоциональность
- показ предметов в разных действиях.
- договаривание слова в конце фразы
- повторение слова за воспитателем;
- пояснение;
- напоминание;
- использование художественного слова (потешки, песенки, стихи, шутки).
- показ предметов, игрушек.
- наблюдение явлений природы, труда взрослых.
- рассматривание живых объектов.
- показ образца.
- использование кукольного театра, теневого, настольного, кавролина.
Создавая условия, способствующие развитию речи детей, используя малые фольклорные жанры
Содержательная, результативная деятельность детей, которая создает благоприятные условия для развития речи.
Формы совместной деятельности с использованием фольклора.
Наблюдения
Игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения.
Слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок.
Сценарии развивающего общения.
Инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений.
Дидактические игры и упражнения.
Бытовые и игровые ситуации.
Элементарное экспериментирование.
Для реализации поставленных задач в реализации использования малых форм фольклора, и ознакомлению с произведениями русского народного творчества считаю нужным Создать все условия речевого взаимодействия ребёнка со взрослым.
Использовать наглядные средства (игрушки, картинки, пособия).
Помогать закреплять и расширять знания детей.
Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей, способствуя воспитанию детей на народной мудрости, адресованные детям потешки, заклички, считалки, прибаутки звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове. Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие считалки и заклички, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке (к каким именно явлениям природы ему нужно обратиться), снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее.
Одной из фольклорных форм являются поговорки и пословицы, представляющие собой особый вид поэзии, который веками впитывал в себя опыт и мудрость многих поколений. Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, научиться окрашивать свою речь, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания.
Скороговорка и чистоговорки – трудно произносимая фраза (или несколько фраз) с часто встречающимися одинаковыми звуками. Они лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся чистому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.
Сказка это фантастический, вымышленный рассказ, о том чего не бывает. Она возникла раньше всех произведений устной и письменной литературы и существует у всех народов с незапамятных времен. Народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.
Как отмечала Е.А. Флерина, литературное произведение и в частности сказка дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.
Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. По словам А.П. Усовой "словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности". Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы по теме: " Дидактические возможности русского фольклора в развитии речи детей раннего возраста"
Данная презентация показывает как можно использовать народный фольклор в развитии речи детей раннего возраста...
Статья "Значение фольклора в развитии речи детей"
Очень интересный и полезный материал для педагогов и родителей....
СТАТЬЯ "ЗНАЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
ГОСУДАРСТВЕННО БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №110 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНАСАНКТ-ПЕТЕРБУРГА РОССИЯ ЗНАЧЕНИЕ ФО...
Статья "Роль фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста"
В статье актуализируется вопрос о значимости фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста. Характеризуется дидактический потенциал различных форм фольклора (сказок, колыбельных, потеше...
статья "Роль малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»
В статье раскрывается использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста, даётся характеристика основных жанров, используемые в работе, рассматриваются примеры из опыта работы....
ЗНАЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что одной из главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является развитие речи. ...