Чистоговорки (подбор речевого материала)
методическая разработка по развитию речи

Кустова Ольга Юрьевна

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Основной целью использования чистоговорок  в работе с детьми является развитие фонематического слуха и лексико – грамматических категорий у детей дошкольного возрастаЧистоговорки можно использовать на занятиях познавательно – речевого цикла, прогулках, в процессе индивидуальной работы с детьми, а так же в свободной самостоятельной деятельности, как вспомогательное средство для развития словотворчества, воображения и фантазии детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chistogovorki.docx52.98 КБ

Предварительный просмотр:

Чистоговорки

для автоматизации звуков

С-С', З-З', Ц, Ж, Ш, Ч, Щ, Л-Л', Р-Р'

G:\ТВОРЧЕСКАЯ ПАПКА\картинки, фото\detioptomru.jpg

Если ребёнок научился правильно произносить звуки в отдельных словах, но пропускает, искажает или заменяет звуки в устной и письменной речи, то звуки надо автоматизировать.

В картотеку вошли чистоговорки, направленные на автоматизацию звуков С-С', З-З', Ц, Ж, Ш, Ч, Щ, Л-Л', Р-Р'.  Лексический материал максимально наполнен изучаемым звуком, при этом по возможности исключены дефектно произносимые звуки.

Чистоговорки ребёнок может повторять за взрослым, проговаривать сам после заучивания или читать.  Чтение способствует закреплению поставленных звуков. Читая, дети видят буквы, обозначающие звуки, которые им нужно правильно произносить, тогда автоматизация проходит быстрее.

Чистоговорки со звуком С - С'

Ананасы на сосне

Света видела во сне.

***

Просит Сашу киска:

«Поделись сосиской».

***

В саду средь ветвей

Свистит соловей.

***

Сегодня в бассейне все классом

На скорость мы плавали брассом.

***

У лисы лисёнок

Смекалистый с пелёнок.

Эстонцу эскимос

Сто эскимо принёс.

***

Сорока скакала.

Сплетни собирала.

Сплетни собирала –

Сказки сочиняла.

***

Мама съела апельсин,

Абрикосы слопал сын.

Ананас в запасе

Для сестрёнки Аси.

***

***

У Сони коса

До самого пояса.

***

Дайте Сане сок

И ананаса кусок.

***

Соня готовит для нас

Вкусный квас.

***

У высокого куста

Света видит аиста.

***

У Сони посылка,

В ней бусы и косынка.

***

С осени и до весны

Спит медведь и видит сны.

У нас сегодня гости:

Стас, Семён и Костя.

***

Стынет суп у Сони, Светы,

А они сосут конфеты.

***

Соня в суп добавит соль,

А потом – капусту.

Все соседи хвалят суп:

Он сегодня вкусный.

***

Есть у Сани снегокат,

Есть у Сани сани.

Дайте Сане снегопад –

Он катать всех станет.

***

Чистоговорки со звуком З - З'

Ушла гроза за горизонт –

Закрыла Зоя сразу зонт.

***

Зазывала Зоя Зину

За земляникою в низину.

***

Зоя в музее

На вазы глазеет.

***

У Захара кузина,

Зовут её Зина.

***

Зерно кукурузы

На грузовик погрузим.

***

Обижается коза

За прозванье дереза.

Чтобы не была коза злой,

Не зови козу дерезой.

***

Зоя и Зина положили в корзину

Зелёного лука и пять апельсинов.

***

Зебра и заяц

Живут в зоопарке.

***

Две газели

В зоопарке на Зою глазели.

Даёт хозяйка

Капусту зайке.

***

Звонкие капели

Весною зазвенели.

***

Запускает Зоя змея,

Зоин змей летать умеет.

***

Две козы и два бизона

Потоптали все газоны.

***

Вот газета для детей,

Много в газете забав и статей.

***

Лизе купили зайку,

А Зине – мозаику.

***

Знает Зоя: иногда

Падает с небес звезда.

***  

У Зои своя коза.

Зовут козу Егоза.

Не знает Зоя покою

С козою Егозою.

***

Зоя на закате

Звонит Зине, Кате.

Пусть знакомые узнают:

Ей котёнка покупают!

***

Много у зимы забот:

Выпустить позёмки, вьюги.

Замести везде пути –

Ни заехать, ни зайти.

***

Чистоговорки со звуком Ц

Утёнок не боится

Окунуться в водицу.

***

Не поётся птице,

Когда она сидит в темнице.

***

В яйце цыплёнку не сидится

Как ему освободиться?

***

Целый месяц кузнецы

Цепь ковали в кузнице.

***

У наседки наконец

Вылез из яйца птенец.

***

Котёнок ЦАП кусается,

Цыплёнок ЦЫП клюётся.

***

Цапля, лисица,

Утка, синица,

Цыплёнок, куница.

Кто не птица?

***

Много песен у певицы:

Есть о цапле, о кунице,

Есть о зайце,

О кольце,

Об удалом молодце.

***

У цапли птенцы такие удальцы!

На одной ноге не лень

Стоять с цаплей

Целый день.

***

Цыплёнок находясь в яйце,

Знакомится со звуком Ц

И, только выйдя из яйца,

На «цып-цып» отзывается.

***

Цапля к пятнице готовится:

В этот день со всех концов

Слетятся птицы на околицу

Полюбоваться на птенцов.

***

Чистоговорки со звуком Ж

Ждут ежа ежата,

Ждут ужа ужата.

***

По свежему снегу петляет лыжня,

Кружит на лыжах по ней малышня.

***

Жук жуку жужжал: «Жжжу - -жжжу.

Я с ежжом давно дружжу».

***

Кораблик бумажный

По луже плавает отважно.

***

Над абажуром жук жужжит,

От страха Женечка дрожит.

***

Жираф живет – не тужит,

С жарой ужасной дружит.

Женя Жанну обижал

Жанну жадиной назвал.

***

В уважаемом журнале «Мурзилка»

Жора с Женей нашли дразнилки.

***

Дружку на уроке подскажешь –

Медвежью услугу окажешь.

***

Из жёлто-оранжевой пряжи

Жанне ажурный жакет вяжут.

***

Моржи живут – не тужат,

Со стужей жуткой дружат.

Чистоговорки со звуком Ш

Шесть мышат шагают в школу,

Шаловливых и весёлых.

На уроках шесть мышат

Шелестят, шумят, шуршат.

Тише, кот сюда спешит!

Шмыг – и в школе ни души.

***

Пашка с Наташкой

играли в пятнашки.

***

В камышах лягушки

Квакают частушки.

***

Сынишке – шалунишке

Сшили штанишки.

Старушка шла по опушке

В лукошке несла волнушки.

Дошагала она до избушки,

Засолила волнушки в кадушке.

***

Летучие мыши на крыше

Платочками машут и пляшут.

***

У Саши шишки сосновые,

У Паши шишки еловые,

У Алёши – большие кедровые,

А у  Миши на лбу – бедовые.

***

Для шипенья хороша

В алфавите буква Ш(а).

Вот шмель пушистый, жирный

В шиповнике жужжит.

Поужинать душистым

Нектаром он спешит.

***

Петушки распетушились,

Но подраться не решились.

Если очень петушиться,

Можно пёрышек лишиться.

Если пёрышек лишиться,

Нечем будет петушиться.

***

Мишка Мышку

Кормит пышкой.

Мышка маленькая слишком.

Сшили Пашке рубашку

С кармашками.

Сшили, ушили, перешили,

Зашили, да не вышили.

***

Мышонку шепчет мышь:

«Ты всё шуршишь, не спишь».

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

***

Шесть шустрых мышек

Нашли по шесть шишек.

Тридцать шесть шишек

У шести мышек.

***

Мишка сжалился над Мышкой.

Чистоговорки со звуком Щ

Петя леща

Поймать обещал.

***

Мы купили овощей

И для супа, и для щей.

***

Будем мы готовить щи,

Нам не надо помощи.

Тащит воду Ванечка,

Таня чистит овощи.

***

Щётка в ящике лежит,

Щенок к ящику бежит.

Он ищет её тщательно

И стащит обязательно.

***

Щегол щебетал

Щенка восхищал.

***

Обещалкин обещает,

Что он тыщу щук поймает.

***

Волчище по лесу рыщет,

Себе пищу ищет.

***

Щипцы и клещи –

Кузнеца вещи.

***

В дом чужих я не пущу,

Без хозяина грущу. (собака)

***

Наварила щука щей,

Угощала двух лещей

Щенок для печки

Притащил дощечки.

***

Тащит щенок щётку,

Тащит щенок щепку,

Щётку утятам,

Щепку котятам.

***

Ищут Катя с Таней вещи:

Ищут щётки, ищут клещи,

Плащ, ботинки, ящик, лейку.

Папа купит им ищейку.

Щуку я тащу, тащу,

щуку я не упущу!

***

***

Этой щёткой чищу зубы,

Этой щёткой – башмаки,

Этой щёткой чищу брюки,

Все три щётки мне нужны.

Чистоговорки со звуком Ч

Часовщик прищурив глаз

Чинит часики для нас.

***

Подогрела чайка чайник.

Пригласила сорок восемь чаек.

Прилетели все на чай!

Сколько чаек - отвечай!

***

Четыре часа черепашка

Чистила чайник и чашку.

***

Калачи из печи

Очень-очень горячи.

***

Листья, веточки, сучки

Облетают паучки.

Паутинки, как сачки.

Ждут вас, бабочки, жучки.

Скачет мячик, скачет мячик,

От ударов он не плачет.

***

Мы едим кисель черничный,

Аппетит у нас отличный,

А усы черничные

Очень симпатичные.

***

***

Ученик задачей

Очень озадачен.

***

Танечка чётко

Отбивает чечётку.

***

Удовольствие для чаек

Когда волны их качают.

***

Танечка в булочной часто бывает,

Пачку печенья она покупает,

Булочку к чаю,

Сайку и пончик,

Сладкий кулич

И хлеба батончик.

***

Часами на качелях

Качается Иван.

Быть лётчиком мечтает

Этот мальчуган.

Ванечка водичкой

Моет плечи, личико,

Моет пальчики, бочок.

- Как бы вымыть язычок»

Ученик читает чётко:

Почта, ночь, водичка, чётки,

Чемодан, овечка, печь,

Девочка, печенье, меч.

Чистоговорки со звуком Л - Л'

И лисичку, и павлина

Слепим мы из пластилина.

***

Апельсин делю на дольки

Для Алины и для Кольки.

***

Съел Филимон

С улыбкой лимон.

***

Пять мелков у Милы было,

Поделилась с Аллой Мила.

***

Тепло Алине маленькой

В великолепных валенках.

***

Пельмени для Люды

Любимое блюдо.

***

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

***

Мёд полезный принесла.

Полосатая пчела.

***

Листопадом утомлён

Золотисто-желтый клён.

***

Пожелтели клёны, липы, тополя,

Листьями, как шёлком,

 устлана земля.

Желает улитка доползти до калитки.

***

Маленькую Юльку.

Мы уложим в люльку.

***

Лёвка в кладовке

Попал в мышеловку.

Какой ты неловкий,

Маленький Лёвка.

***

Слава самый смелый –

Съел лимон неспелый.

Ел и улыбался,

Плакать не пытался.

***

Пеленает метель

Малютку ель.

Тепло ели,

Как в колыбели,

Луны половинка,

Как долька апельсина.

***

Коля и две Оли

В поле лук пололи.

***

Лайм совсем зелёный

И кислей лимона.

***

***

В палисаднике у Лильки

Лейкой все цветы полили.

На лодке плыли

Михаил и Лиля.

***

Этим летом я в лесу

Видел белку и лису.

***

Искала белка дуб с дуплом,

Дупло у белки – это дом.

***

Олени и лани

Гуляют на поляне.

***

Клоун Милу удивил:

Он за хвост слона водил.

***

Плыла на лодке лайка.

У лайки – балалайка.

Мила вымыла ладони,

Мила сделала салат.

Маме помогала Мила,

Мама Милу похвалила.

***

Кипятила Клава молоко,

Кипятить молоко нелегко.

***

Голубке голубь угодил:

Ей платье, платок и панаму купил.

***

В полнолуние под ёлкой

Волк завоет на луну.

Нет оленя, белки, тёлки,

Плохо, голодно ему.

***

Чистоговорки со звуком Р - Р'

Корректировать я рад

Речевой свой аппарат.

***

Вчерашний град

Повредил виноград.

***

Редиску в окрошку

Режет Серёжка.

***

А в подарке у Марины

Три огромных мандарина.

***

У крысы в норке

Сырные корки.

Тридцать три огромных рака.

Все в нарядных красных фраках.

***

У принцессы Арины

На кровати три перины.

***

У Артура брат

В цирке акробат.

***

Кудрявый рыжий Юра

Гордится шевелюрой.

***

Рома смотрит на ворону:

Ворона бродит по перрону.

***

Кроссворды и шарады

Разгадывать мы рады.

***

Рома тёр на тёрке сыр –

Руку всю протёр до дыр.

***

Кудрявый баран

Барабанит в барабан.

***

Свернули поролон

В огромный рулон.

***

Тамара на уроке

Трещала как сорока.

А Пётр весь урок

Проспал как сурок.

***

Мы рыбачить едем скоро

На уральские озёра.

***

Экскаватор вырыл ров

Для прокладки проводов.

***

Петрушку, укроп, сельдерей

Порежь для борща поскорей.

***

Вопросы викторины

Трудны для Марины.

***

Верблюдов караваны

Бредут среди барханов.

***

По рецепту тёти Вари

Рыбу жарим только в кляре.

Рыбак у рыбака

Украл червяка.

***

Ребята на крылечке

Перебрали гречку.

Крупинка к крупинке –

Ни одной соринки.

***

У капризной Веры

Характер скверный.

***

Храбрый народ

Переходит речку вброд.

***

Укроп и петрушку

Брось в маринад.

Пряный, приятный

У трав аромат.

***

В огороде у Федоры

Огурцы и помидоры.

За забором у Федоры

Сорняки и мухоморы.

***

Старые брюки укоротили –

В шорты прекрасные их превратили.

***

Кролик-торопыжка

Хрустит кочерыжкой.

***

Из картофеля - пюре

Приготовим детворе.

***

От температуры

Пропишет врач микстуру.

***

Я беру пример с сестрички –

Крашу брови и реснички.

Я беру пример с братишки –

Рожи корчу, как мартышка.

***

Строгий сторож наш Трезор

Не пропустит за забор.

***

На репетиции актёры

Огорчили режиссёра.

***

Здоровье в порядке

Благодаря зарядке.

***

Ранним утром у тропинки

Загрустили три рябинки.

***

Пришёл на экскурсию

Рома в дендрарий,

Прекрасный у Ромы

Будет гербарий.

***

С братом старшим разговор

Расширяет кругозор.

***

В квартире Ромки тарарам

По утрам и вечерам.

***

Разноцветная яркая радуга

Ребятишек красками радует.

***

Гроздья красные рябины

На рисунке у Марины.

***

В красках Ромина рубаха –

Рисовал он черепаху.

***

Дрова из сарая

Принесла Рая.

***

Верблюдов караваны

Бредут по барханам.

***

Снег скрипучий.

Мороз трескучий,

Ветер рьяный,

Народ румяный.

***

Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера!»

***

Настрочил директор приказы,

Запретил в них ребячьи проказы.

На уроках нельзя теперь драться,

Кричать, Кувыркаться, ругаться,

Прыгать, кривляться, храпеть,

Крутиться, вертеться, реветь.

***

В бору бобёр и брат бобра

Работают без топора.

Использована  литература:

Агеева И.В. «500 стишков для зарядки язычков».

Алифанова Е.А, Егорова Н.Е. «Логопедические рифмовки и миниатюры».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Отбор речевого материала для закрепления звукопроизносительных навыков дошкольников с речевыми нарушениями».

Отбор речевого материала для закрепления звукопроизносительных навыков у дошкольников с речевыми нарушениями....

Дидактический и речевой материал по развитию неречевых и речевых психических функций у детей 3-4 лет по лексической теме «Человек. Части тела »

В этом материале подобранны игры и упражнения на развитие речевых и неречевых функция для детей 3-4 лет....

Практический речевой материал для детей старшей и подготовительной группы «Речевые пятиминутки

Речевые пятиминутки способствуют развитию всех компонентов речевой системы, а также неречевых психических функций. В играх и упражнениях развивается импрессивная и экспрессивная речь: формируется, рас...

Речевые пятиминутки в режимных моментах воспитателя (практический речевой материал для детей старшей группы)

Эффективность коррекционно-образовательного процесса предусматривает тесное взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями массовых групп. Совместное планирование работы позволяет оптимизировать рабо...

Практический речевой материал для детей старшего дошкольного возраста «Речевые пятиминутки».

Речевые пятиминутки – это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.Речевые пятиминутки способствуют развитию всех комп...

Консультация на тему: "Влияние биоэнергопластики на речевое развитие дошкольников" с использованием речевого материала

Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями тела и кистей рук, которые имитируют движения языка и челюсти, с включением системы упражнений на развитие сылы...

Практический речевой материал для детей старшей и подготовительной к школе группы «Речевые пятиминутки»

Речевые пятиминутки – это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции не речевых и речевых психических функций. Речевые пятиминутки способствуют развитию всех ко...