игры на развитие эмоционально-волевой сферы
картотека по развитию речи
игры на развитие эмоционально-волевой сферы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie_emotsionalno-volevoy_sfery.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
ОПРЕДЕЛИ ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА
УПРАЖНЕНИЕ
Возраст: для детей с 6 лет
Форма работы: индивидуальная
Цель: Развивать эмоциональную восприимчивость.
Материал: набор картинок со схематическим изображением человеческих эмоций; набор картинок или фотографий с изображением различных эмоций.
Ход: Педагог показывает картинки в следующем порядке: радость, спокойствие, грусть, удовольствие, смущение, насмешка, злость, недовольство, страх. Предлагает изобразить чувство соответствующее данному изображению на своем лице, а затем назвать это чувство.
После этого работа повторяется по рисункам или фотографиям.
ОЖЕРЕЛЬЕ
ИГРА
Возраст: для детей с 5 лет
Форма работы: подгрупповая
Цель: Развивать способность к эмоциональному самовыражению, способствовать созданию близких отношений в коллективе.
Ход: Участники встают в плотный круг. Они бусинки красивого ожерелья, тесно прижимаются на месте, крутятся на месте, не отрываясь друг от друга, бегают по шее хозяйки, так же плотно прижавшись. Ведущий подходит к «ожерелью» и пытается «разорвать» его. Если ему это удается, бусинки «рассыпаются» по полу и катаются по нему. Ведущий ловит их, по очереди крепко держа за руку первую, та – вторую пойманную ведущим, третью и т.д., пока не соберет снова все ожерелье и не сделает его плотным и крепким. Первая пойманная бусинка становится ведущим.
СОГЛАСОВАННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
УПРАЖНЕНИЕ
Возраст: для детей с 5 лет
Форма работы: подгрупповая
Цель: Учить действовать в паре, чувствовать действия партнера и отзываться на них.
Ход: Дети разбиваются на пары. Им предлагается показать парные действия:
- Пилка дров;
- Гребля в лодке;
- Перемотка ниток;
- Перетягивание каната;
- Передача хрустального стакана;
- Парный танец.
ЛЕС
ИГРА
Возраст: для детей с 5 лет
Форма работы: подгрупповая
Цель: Развивать способность к эмоциональному самовыражению, развивать выразительность движений, умение передавать эмоциональную ситуацию.
Ход: Ведущий: «В нашем лесу растут березка, елочка, дуб, плакучая ива, сосна, травинка, цветок, гриб, ягода, кустики. Выберите сами себе растение, которое вам нравится. По моей команде мы с вами превращаемся в лес. Как ваше растение реагирует на:
- Тихий, нежный ветерок;
- Сильный холодный ветер;
- Ураган;
- Мелкий грибной држдик;
- Ливень;
- Очень жарко;
- Ласковое солнце;
- Ночь;
- Град;
- Заморозки».
ВОЗЬМИ СЕБЯ В РУКИ
УПРАЖНЕНИЕ
Возраст: для детей с 5 лет
Форма работы: индивидуальная
Цель: Учить контролировать свои чувства, воспитывать сдержанность, выдержку.
Ход: Педагог говорит ребенку: «Как только ты почувствуешь, что за беспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека».
ТЫ – ЛЕВ!
УПРАЖНЕНИЕ
Возраст: для детей с 5 лет
Форма работы: индивидуальная
Цель: Учить методам саморегуляции, воспитывать сдержанность, выдержку.
Ход: «Закрой глаза, представь льва – царя зверей сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут, как тебя, у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев – это ты!»
СБРОСЬ УСТАЛОСТЬ
УПРАЖНЕНИЕ
Возраст: для детей с 5 лет
Форма работы: индивидуальная
Цель: Учить методам саморегуляции, умению снять излишнее беспокойство, напряжение.
Ход: «Встань, расставь широко ноги, согни их немного в коленях, согни тело и свободно опусти руки, расправь пальцы, склони голову к груди, приоткрой рот. Слегка покачайся в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхни головой, руками, ногами, телом. Ты стряхнул всю усталость, чуть-чуть осталось, повтори еще».
СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК
ИГРА
Возраст: для детей с 4 лет
Форма работы: индивидуальная
Цель: Развивать эмоциональнную сферу, учить методам релаксации.
Ход: «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: по лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот – погладь его и там. Он не озорник – он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним».
ГЛАЗА В ГЛАЗА
ИГРА
Возраст: для детей с 5 лет
Форма работы: подгрупповая
Цель: Развивать эмоциональнную сферу, развивать эмоциональную отзывчивость, умение понимать эмоции партнера.
Ход: Дети разбиваются на пары, берутся за руки. Ведущий предлагает: «Глядя только в глаза и чувствуя руки, попробуй молча передать разные эмоции – «Я грустный, помоги мне!», «Мне весело, давай поиграем!», «Я не хочу с тобой дружить!». Потом дети обсуждают, в какой раз какая эмоция передавалась и обсуждалась.
ТРЕНИРУЕМ ЭМОЦИИ
УПРАЖНЕНИЕ
Возраст: для детей с 4 лет
Форма работы: индивидуальная
Цель: Развивать эмоциональнную сферу, учить различать разные оттенки эмоций, учить умению передавать их с помощью мимики .
Ход: Педагог просит ребенка: нахмуриться, как
- Осенняя туча;
- Рассерженный человек;
- Злая волшебница.
Улыбнуться, как:
- Кот на солнце;
- Само солнце;
- Как Буратино;
- Как хитрая лиса;
- Как радостный ребенок;
- Как будто ты увидел чудо.
Позлиться, как:
- Ребенок у которого отняли мороженное;
- Два барана на мосту;
- Как человек, которого ударили.
Испугаться, как:
- Ребенок, потерявшийся в лесу;
- Заяц, увидевший волка;
- Котенок, на которого лает собака;
Устать, как:
- Папа после работы;
- Человек, поднявший тяжелый груз;
- Муравей, притащивший большую муху.
Отдохнуть, как:
- Турист, снявший тяжелый рюкзак;
- Ребенок, котоый много трудился, но помог маме;
- Как уставший воин после победы.
РИСУЕМ МУЗЫКУ
УПРАЖНЕНИЕ
Возраст: для детей с 5 лет
Форма работы: индивидуальная
Цель: Развивать эмоциональнную сферу, развивать умение передавать свои чувства с помощью изобразительных средств.
Материал: Бумага, краски, кисточки, вода, кассеты с музыкой разного характера.
Ход: Педагог готовит все для рисования. Он садится рядом с ребенком и наблюдает за проявлением эмоций на его лице и на бумаге, включив спокойную лирическую музыку. Можно сначала договориться какие цвета будут добрыми (желтый, голубой), грустными (зеленый, светло-синий), злыми (темно-красный, темно-синий). Затем эти правила лучше исключить и дать ребенку свободу в выборе цветов, отражающих его восприятие музыки. Можно предложить ребенку создать несколько рисунков, включая музыку различного характера и динамики. Необязательно создавать все рисунки сразу на одном занятии.
КЛЯКСЫ
УПРАЖНЕНИЕ
Возраст: для детей с 5 лет
Форма работы: индивидуальная
Цель: Развивать умение передавать свои чувства с помощью различных цветов и оттенков, развивать воображение.
Материал: Бумага, краски, кисточки, вода.
Ход: Педагог готовит все для рисования, берет альбомный лист и складывает его пополам. На одной половине листа ребенок делает кляксу, потом лист перегибается, и на другой стороне получается отпечаток. Педагог предлагает внимательно рассмотреть рисунок, назвать его и сочинить историю.
СВОБОДНЫЙ ТАНЕЦ
УПРАЖНЕНИЕ
Возраст: для детей с 5 лет
Форма работы: индивидуальная, подгрупповая
Цель: Развивать умение передавать свои чувства через различные движения, развивать
Материал: кассеты с музыкой различного характера.
Ход: Педагог предлагает детям под музыку с закрытыми глазами танцевать, выполняя любые какие хочется, движения, не мешая друг другу.
Ритм и громкость музыки нужно периодически менять.
ИЗ СЕМЕНИ В ЦВЕТОК
ИГРА
Возраст: для детей с 4 лет
Форма работы: индивидуальная, подгрупповая
Цель: Развивать умение передавать свои чувства через различные движения, развивать способность к эмоциональному самовыражению, развивать выразительность движений, умение передавать эмоциональную ситуацию.
Ход: Ведущий – «садовник» предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть ее руками). Садовник очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти. (Поднимаются). У него раскрываются листочки (руки свешиваются с головы и тянутся кверху), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), и росток превращается в прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам – соседям (улыбки соседям), кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепесточками (кончиками пальцев дотянуться до соседей). Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок какчается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивания руками, головой, телом). Ветер срывает лепестки и листья (опускаются руки, голова), цветок сгибается клонится к земле и ложится на нее. Ему грустно. Но вот пошел зимний снежок. Цветок опятьпревратился в маленькое семечко (свернуться на полу). Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна и оно оживет!
СТРОИТЕЛИ
ИГРА
Возраст: для детей 5 лет
Форма работы: подгрупповая
Цель: Развивать способность к эмоциональному самовыражению, развивать умение передавать эмоциональную ситуацию через характерные движения и мимику, развивать воображение.
Ход: Участники выстриваются в одну линию. Ведущий предлагает вообразить и показать телом и лицом различные движения, как первый передает соседу и т.д.:
- Тяжелое ведро с цементом;
- Легкую кисточку;
- Кирпич;
- Огромную тяжелую доску;
- Гвоздик;
- Молоток.
Ведущий следит, чтобы поза, степень напряжения мышц тела и выражение лица «строителей» соответствовали тяжести и объему передаваемых «материалов».
ВСТРЕЧА ЭМОЦИЙ
УПРАЖНЕНИЕ
Для детей с 5 лет
Цель: Развивать эмоциональную сферу; развивать способность к эмпатии; воспитывать умение устанавливать и поддерживать контакты с окружающими.
Материалы и пособия: карточки с условными изображениями эмоций.
Ход: Разложить карточки на две группы и попросить ребенка представить, как встречаются разные эмоции: та, которая нравится и та, которая неприятна. Взрослый изображает «хорошую», ребенок «плохую». Затем каждый берет карточки из противоположной стопки и таким образом меняются ролями. Далее ребенку предлагается подумать как можно помирить эмоции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематичекий вечер для родителей "Игры на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников"
Конспект тематического родительского собрания с мини-лекцией о важности развития эмоционально-волевой сферы у дошкольников и игровым тренингом для родителей, обучающим их на практике играм, которые мо...
Игры на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка
Развитие эмоционально-волевой сферы — процесс постепенный, и вместо того, чтобы наказывать ребенка, нужно научить его выражать негативные эмоции приемлемыми способами, регулировать свое эмоциональное ...
«ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ"
Тематический вечер с родителями...
Игры на развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.
Игры на развитие эмоциональной сферы детей. Помогут воспитателю наладить контакт с ребёнком и его эмоциональное благополучие....
Игры на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников
Игры на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников...
Игры на развитие эмоционально-волевой сферы в повседневной деятельности детей
Игры на развитие эмоционально-волевой сферы в повседневной деятельности детей...
Игры для развития эмоционально-волевой сферы детей
Игры для развития эмоционально-волевой сферы детей....