Игры на развитие эмоционально-волевой сферы в повседневной деятельности детей
картотека на тему
Игры на развитие эмоционально-волевой сферы в повседневной деятельности детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie_emotsionalno.docx | 24.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на развитие эмоционально-волевой сферы в повседневной деятельности детей
1. Образовательная. а) познакомить с основными эмоциями: интерес: радость, удивление, грусть, гнев, страх, стыд; б) учить распознавать эмоциональные проявления других людей по различным в) обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные 2. Воспитательная. а) способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка; б) способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально - приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими); в) отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и др.), Методические приемы: 1. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры.
ИГРЫ 1. "Угадай эмоцию" На столе картинкой вниз выкладываются схематическое изображение эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка - по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. На первых порах взрослый может подсказать ребенку возможные ситуации, но надо стремиться к тому, чтобы ребенок сам придумал (вспомнил) ту ситуацию, в которой возникает эмоция. Остальные дети - зрители должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его сценке. 2. "Лото настроений" Материал: наборы картинок, на которых изображены животные с различной мордочкой. Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции (или изображает сам, описывает словами, описывает ситуацию и т.д.). Задача детей: в своем наборе отыскать животное с такой же эмоцией. 3. "Пиктограммы" Материал: 2 набора карточек, один целый, другой нарезанный. а) определить по пиктограмме, какой человек: веселый или грустный, сердитый или б) по второму набору пиктограмм (разрезанному): разрезанные шаблоны в) игра в парах: у каждого участника свой набор пиктограмм. Один участник берет пиктограмму и,не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти картинку, задуманную своим партнером. После этого 2 выбранные картинки сравниваются. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения. 4. "Как ты себя сегодня чувствуешь?" Материал: карточки с разными оттенками настроения. Он должен выбрать ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы, друга, кошки и т.д. 5. "Классификация чувств" Материал: карточки с разными оттенками настроения. Разложить карточки по следующим признакам: какие нравятся, какие не нравятся.
Затем назвать эмоции, изображенные на карточках, поговорить. Почему он их так разложил. 6. "Встреча эмоций" Использовать разложенные на 2 группы карточки и попросить представить, как встречаются разные эмоции: та, которая нравится, и так, которая неприятна. Ведущий изображает "хорошую", ребенок "плохую". Затем они берут карточки из противоположной кучки и так меняются. Объяснить: какое выражение лица будет при встрече 2-х эмоций, как их можно помирить. 7. "Испорченный телефон" Все участники игры, кроме 2-х закрывают глаза ("спят"). Ведущий молча показывает первому участнику (именно он не закрывают глаза) какую-либо эмоцию при помощи мимики и/или пантомимики. Первый участник, "разбудив" второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник "будит"третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры. Ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что "телефон" был полностью исправен. Вопросы при обсуждении: 1. "По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?";
8. "Снимается кино" Среди детей выбирается сценарист и режиссер. Они ищут исполнителя главной роли. Всем претендентам дается задание: сценарист называет какого-нибудь сказочного героя, а режиссер называет любое настроение (эмоцию). Актер должен произнести какую-нибудь фразу от лица этого персонажа с заданной интонацией. 9. "Рисуем настроение" Это задание очень многогранно по своим целям и способам воплощения. Вот некоторые варианты заданий: 1. Выполнение рисунка на тему: "Мое настроение сейчас".
Рисунки могут быть сюжетные ("нарисуй Бармалея, от которого сбежали все игрушки, или ситуацию из твоей жизни, когда ты очень удивился"), так и абстрактные, когда настроение передается через цвет, характер линий (плавные или угловатые, размашистые или мелкие, широкие или тонкие и пр.), композицию различных элементов. Последние ("абстрактные рисунки") в большей степени способствуют отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения), развитию воображения, самовыражения. 10. "Рассматривание картинки" Материал: сюжетные или предметные картинки с изображением различных настроений. Вопрос: "Какое настроение испытывает девочка на одной и на другой картинке?". 11. Один ребенок называет какое-нибудь животное, а другой - любую эмоцию (например: "слон" и "радость"). Третий ребенок должен пройтись по комнате так, как ходит животное, переживающее это чувство. 12. Ребенок называет любое число от 1 до 7. Другой ребенок изображает чувство, которое соответствует названному числу. Материал: карточки, на одной стороне которых написаны цифры, на другой -названия эмоций. 1. Страх. 2. Удивление. 3. печаль. 4. Радость. 5. Интерес. 6. Гнев. 7. Вина. 13."Зеркало" Один ребенок "зеркало", другой изображает какую-либо эмоцию (например: гнев - губы сжаты, брови нахмурены; удивление - рот чуть-чуть приоткрыт, кончики бровей приподняты, глаза широко открыты), а другой придает своему лицу то же самое выражение. 14. "Тренируем эмоции" Попросите ребенка нахмуриться - как: - осенняя туча, - рассерженный человек, - злая волшебница. улыбнуться, как: - кот на солнце, - само солнце, - как Буратино, - как хитрая лиса, - как радостный ребенок, - как будто ты увидел чудо. позлись, как: - ребенок, у которого отняли мороженое, - два барана на мосту, - как человек, которого ударили. испугайся, как: - ребенок, потерявшийся в лесу, - заяц, увидевший волка, - котенок, на которого лает собака. устань, как: - папа после работы, - муравей, поднявший тяжелый груз, отдохни, как: - турист, снявший тяжелый рюкзак, - ребенок, который много потрудился, но помог маме, - как уставший воин после победы. - - УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СЛОВАРНОГО ЗАПАСА. - 1. "Назови похожее" - Цель: активизировать словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции. - Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение, или разыгрывает сам), а дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию. Можно разделить детей на две команды. Представители каждой команды по очереди называют синонимы. Выигрывает та команда, которая последней назвала слово. - 2. Рассматривание картинки и картины, где изображены люди, лица, отгадываем и - называем, какое настроение у этого человека, предполагаем, почему оно такое.Словарь: веселое, хорошее, сердитое, плохое, печальное, угрюмое, подавленное. - 3. Пытаемся определить и назвать какое выражение глаз. - Словарь: насмешливое, хитрое, озорное, бесшабашное, печальное, обиженное, злое, злобное, безумное, испуганное, жалкое, умоляющее, просящее, жалостливое. - 4.Подобрать слова к картинке, на которой изображены веселящиеся дети. - Словарь: радость, веселье, праздник, восторг, ликование. - 5.Подбираем слова к картине с печальным сюжетом. - Словарь: грусть, тоска, печаль, уныние, горе, хандра. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ, ДЛЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ЭМОЦИЙ - 1."Кто скажет о нем (имя) хорошее". - (ребенок, не сумевший "вписаться" в отношения со сверстниками). - 2."Кто может найти добрые, хорошие слова для ..." (ребенка, воспитателя, куклы, книги и т.п.). - 3."Кто расскажет о себе хорошее". - Вариант: упражнение с зеркалом. Начало: "Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи, я ль на свете всех милее ...", а дальше нужно придумать "гимн" себе, или другу, маме, папе, бабушке, дедушке.
Задачи: 1. Мальчик заходит в комнату и говорит тихим голосом: "Мама, иди посмотри, там вода разлилась". Почему мальчик говорит тихо? Что ему скажет мама?
10. "Купи мне мороженое" - кричал и плакал мальчик. Почему он так делал? Что говорила ему мама? 11. Бабушка читает газету, а внук ей мешает. Почему он так делает? Что скажет ему бабушка? 12. Дедушка похвалил внука за помощь, а внук ответил: "Ерунда, не стоит благодарности!" Почему он так ответил? Что ему сказал дед? 13.Мальчик с мамой едет в автобусе. Все места у окон заняты, а мальчик просит: "Хочу к окошку..." Почему он так просил? Что ему ответила мама? 14. Мальчик сделал маме подарок, но нечаянно уронил его и испортил. Он огорчился и заплакал. Что ему сказала мама? Почему она так сказала? Что ответил ей мальчик? 15.Девочка вошла в ванную чистить зубы, но ей не хотелось этого делать. Она посидела в ванной и вышла оттуда. Мама спросила: "Ты почистила зубы?" Как ты думаешь, что ответила девочка? 16. Мама вошла в комнату сына и у нее от удивления брови полезли вверх. Как ты считаешь, почему это могло произойти? Список литературы
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.
Игры на развитие эмоциональной сферы детей. Помогут воспитателю наладить контакт с ребёнком и его эмоциональное благополучие....
Игры для развития эмоционально-волевой сферы детей
Игры для развития эмоционально-волевой сферы детей....
Игры на развитие эмоционально-волевой сферы в повседневной деятельности детей.
Цели:1. Образовательная. а) познакомить с основными эмоциями: интерес: радость, удивление, грусть, гнев, страх, стыд;б) учить распознавать эмоциональные проявления других людей...
Игры на развитие эмоционально-волевой сферы в повседневной деятельности детей.
Цели:1. Образовательная.а) познакомить с основными эмоциями: интерес: радость, удивление, грусть, гнев, страх, стыд;б) учить распознавать эмоциональные проявления других людей ...
Игры на развитие эмоционально-волевой сферы в повседневной деятельности детей.
Игры на развитие эмоционально-волевой сферы в повседневной деятельности детей....
Игры на развитие эмоционально-волевой сферы в повседневной деятельности детей.
Многие дети с тяжелыми нарушениями речи отличаются незрелостью эмоциональной сферы.Эмоции и чувства играют существенную роль в развитии личности. У ребёнка с тяжелым недоразвитием ре...