Игровые приемы и технологии по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
консультация по развитию речи (подготовительная группа)
Статья посвящена проблеме формирования лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_priemy_i_tehnologii.docx | 15.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые приёмы и технологии по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребенка. В период дошкольного детства ребенок активно познает окружающий мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения в разных сферах.
Известно, что система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.
Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании, коррекции и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии.
Игровые технологии
Все знаете, что использование игры помогает сделать занятие более интересным и увлекательным. Игра развивает умственную и волевую активность. Являясь сложным и одновременно увлекательным занятием, она требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь. Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных детей, что положительно сказывается на их результате.
Сказка «Ярмарка слов»
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве была особая ярмарка – ярмарка слов. На ней продавались самые разные слова – кому какие нужны. Слов было много, поэтому продавали их целыми партиями.
- кому, кому иголки?
Как вы думаете, кому понадобились иголки?
Иголки понадобились многим: дикобразам, ежам, кактусам, соснам, елям и конечно же портным.
- слово нос шло нарасхват. Кому нос понадобился?
Оно было необходимо людям и животным, а еще лодкам, кораблям и катерам.
- а вот слово шляпки! Кому шляпки? – кричали продавцы.
Как вы думаете кому?
К ним подбежали женщины, неуклюже приковыляли грибы и гвозди. (грибам – хрупкие и разноцветные, гвоздям – крепкие, железные)
- только у нас и только сейчас – ножки.
За ножками поспешили столы, стулья, шкафы, кровати, диваны. Одним словом мебель. Весело прибежали дети, охая приковыляли грибы.
После проведения этой ярмарки дети стали искать одно и тоже слово в нескольких местах, да и значения у них самые разные.
Игра «Отгадай предмет по названию его частей».
Цель: формировать умение определять и называть предмет, ориентируясь на части этого предмета
Детям предлагается следующий речевой материал:
- Ствол, ветки, листья, кора, корни — дерево
- Копыта, рога, вымя, голова, ноги, туловище, большая — корова
- Кабина, крылья, мотор, хвост — самолет
- Рука, туловище, нога, волосы – человек.
Классификация предметов по картинкам.
Детям предлагаются картинки и дается задание разложить их на две группы (критерий классификации не называется). Можно предложить серии картинок, включающие две группы предметов.
Например :
а) Овощи и фрукты.
б)Домашние и дикие животные.
в) Одежда и обувь.
г) Посуда и мебель.
«Кто в домике живёт?»
Учить детей определять род существительных, согласовывать местоимения
с именами существительными в роде( женский, мужской, средний род)
Он (мой), она (моя), оно (моё), они ( мои)
Если ребёнок будет легко заменять любое названное существительное местоимением, значит он усвоил материал.
Использование игровых форм обучения делает учебно-воспитательный процесс более содержательным и более качественным, так как:
— игра втягивает в активную познавательную деятельность каждого учащегося в отдельности и всех вместе.
— в игре всегда есть некое таинство — неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ребёнка, толкает на поиск ответа;
Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий — все это дает возможность ребенку преодолеть стеснительность, снижается боязнь ошибок, и благотворно сказывается на результатах обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание гов...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ТЕМА: Путешествие в деревню к бабушке Наташе
обмен опытом работы по развитию речи у детей с тяжелыми нарушениями речи старшего возраста...
«Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на сегодняшний день являются основным контингентом логопедических групп дошкольных образовательных учреждений. Общее недоразвитие речи является сло...
Роль игры в формировании лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Консультация для родителей об использовании игр для корекции лексико-грамматических нарушений речи....
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО»
Итоговое логопедическое занятие по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....
Логопедическое занятие "Здравствуй, гостья-зима!"по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Открытое логопедическое занятиепо формированию лексико-грамматических категорийу детей старшей группы с ОНР«Здравствуй, гостья - зима»...
Обобщенный педагогический опыт на тему: «Формирование лексико - грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.»
Обобщенный педагогический опыт на тему: «Формирование лексико - грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.»...