Профилактика дисграфии и дислексии у старших дошкольников
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Понятие дислексии и дисграфии. Виды дисграфии.Способы коррекции дисграфии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
профилактика дисграфии и дислексии у старших дошкольников | 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Причины возникновения нарушений письма и чтения Внутри-утробные Родовые травмы Влияние негативных факторов в раннем детстве Социально-психологические Педагогическая запущенность
Дисграфия и дислексия 80 % учащиеся начальных классов 60% учащиеся среднего звена
Дислексия Термин означает нарушение чтения, вызванное поражением и недоразвитием речевых отделов ЦНС. Дети, страдающие испытывают затруднения в восприятии и понимании текстов, что выражается в замедленном характере чтения, частых несовпадениях воспроизводимого текста и оригинала. Дислексия связана с общими нарушениями в развитии речи, что обусловливает комплексный характер коррекционной работы. Крайне выраженная форма дислексии – алексия.
Сравните "предложение" — " бретлошение " и "предложение" — " придложение ". В этом примере отчетлива видна разница между простым незнанием правильного написания (правила) и дисграфией .
Дисграфия и дислексия — это не психические заболевания, но и не «пройдут сами».
Дисграфия Артикуляторно -акустическая Неправильное произношение звуков На основе нарушения фонемного распознавания или акустическая Недостаточность слуховых дифференцировок На почве нарушения языкового анализа и синтеза Аграмматическая Оптическая Нарушение языкового анализа и синтеза Недоразвитие грам. строя речи Несформирован-ность зрительно- пространственных функций
АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ
ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ
Профилактическая и коррекционная работа. Оптическая дисграфия. Упражнение на дифференциацию простых символов и изображений, которые наложены друг на друга.
Профилактическая и коррекционная работа. Оптическая дисграфия. Задание на развитие восприятия величины предметов.
Профилактическая и коррекционная работа. Оптическая дисграфия. Р азвитие корректной ориентации в окружающем пространстве и зрительно-моторной координации.
Профилактическая и коррекционная работа. Оптическая дисграфия. Н айти на изображении правильно написанные буквы и закрасить их.
Профилактическая и коррекционная работа. Оптическая дисграфия. Распознавания букв со схожим графическим выражением. Буква «и» обозначается цифрой 2, потому что в ней 2 крючочка, а буква «ш» обозначается цифрой 3, потому что в ней 3 крючочка, то как правильно записать зашифрованные слова: — мальч2к; — л2л2я; — л2сток; — 3таны; — ло3адь; — 323ка.
АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ
Профилактическая и коррекционная работа Акустическая дисграфия. 1 . Дифференциация оппозиционных звуков (звонкие и глухие согласные). 2. Найди по звуку слово. 3. Назови слово, которое отличается от остальных. УДОЧКА-УДОЧКА-УТОЧКА-УДОЧКА; ДАЧКА - ТАЧКА - ТАЧКА –ТАЧКА. 4. Назови слова на заданную букву.
Профилактическая и коррекционная работа . Акустическая дисграфия. 5. Игры со словами. Угадай слово . *Педагог на доске пишет только согласные буквы с-п-г-, м-л-к-. . Подбери слова к заданным схемам. -а-, -а-а, Составь слова из данных букв. ( л,к,ж,у,а ) ( р,ы,б,а,к ) Придумай из каждой буквы данного слова другие слова КОШКА Запиши слова, в которых 3,4,5,6 букв Составить как можно больше слов из букв данного слова. СТРОИТЕЛЬ Соль, тесто, роль, рис, отель, лес, лось, литр, лист, :.. Расшифруй слова и назови одним словом. а ) п,и,к,а,т , т,ф,и,у,л , б,и,и,т,н,о,к , г,а,о,п,и,с б) ь,о,ч,н , ч,е,е,р,в , у,о,р,т , н,е,д,ь
Профилактическая и коррекционная работа. Акустическая дисграфия. 5. Игры со словами. "Путаница". 1.Раздели слово ЧЕРЕПАХА на слоги. 2.Прочитай слово по слогам, начиная с конца. 3.Прочитай слово, пропустив первый или несколько заданных слогов 4.Прочитай слово по заданной последовательности 2,4,1,3; 4,1,3,2
АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ
Профилактическая и коррекционная работа. Аграмматическая дисграфия . Работа над лексико-грамматической структурой речи. 1.« Скажи по-другому». Образец: часы на стене – настенные часы Час перед рассветом Переход под землей Повязка на руке Камни под водой Шаг без шума Совет без пользы
Коррекционная работа. Аграмматическая дисграфия. 2. Поиграй с волшебными суффиксами - ИК-, -ИЩ-, -ИН-. Преврати предметы для гнома в маленькие, а для великаны в большие РУКА НОГА ДОМ СТОЛ УСЫ НОС
Коррекционная работа. Аграмматическая дисграфия. 3. Запиши предложения, используя предлоги К - ОТ
Коррекционная работа. Аграмматическая дисграфия. 4. Составь рассыпавшиеся предложения. Запиши предложения и укажи в них предлоги С-СО. Лампу, стола, со, убрали. Кошка, котёнком, спят, с, крыше, на. 5. Рассели слова в домики. Проведи от слов к домикам стрелки по образцу.
Коррекционная работа. Аграмматическая дисграфия. 7. Прочитай слова. Составь из них словосочетания. 6. Собери цепочку из слов-предметов и слов – признаков, используя картинки и вопросы. Запиши получившиеся цепочки слов .
Коррекционная работа. Аграмматическая дисграфия. 8 . Почему их так назвали? Образец: Пчеловод разводит (кого) ... . Рыболов, лесоруб, пчеловод, свинопас, цветовод, землекоп, дровосек, садовод, сталевар, полотер, скотовод; 9 . Закончить предложения, используя слова, данные в скобках. Стол изготовлен из ... . Стакан сделан из ... . Сапоги сшиты из ... . Коньки сделаны из ... . Носки связаны из ... . Шубка сшита из ... . Слова для справок : шерсть, стекло, кожа, дерево, мех, сталь. 10 . Замени словосочетания из существительных словосочетаниями из прилагательных. Ветка сосны – сосновая ветка; кора дуба----- ; поля картофеля – -----; зверь леса – -----; цветок поля – ------ .
ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Коррекционная работа. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. 1.Подружи слова . Найди ошибки в употреблении слов и предлогов (маленьких слов). Прочти правильно, запиши. Птица летит над небом. На столе лежит красная яблоко. 2.Тесты с пропусками гласных. Разные уровни сложности. Вставь гласные. Запиши. Б_лк _. Б_лк _ ж_в_т в д_пл _. _ б_лк _ п_ш_ст_йхв_ст . _ б_лк _ т_пл __ шк_рк_йз_м_йт_пл _. 3.Сбежавшие гласные. Вставь в набор из согласных слева гласные, стоящие справа. Смьрзтмрь – днрзтржь . е а о е о и а о е Бзтрд н втщшь _ pбкпрд . Е уа е ыаи и ыу и уа 4. Буквы-прилипалы. Вычеркни повторяющиеся буквы, составь предложения. Прочти рассказ(запиши). Слклолронлаллстлулплилтзлиллмлал .
Коррекционная работа. Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза. 5.Морской бой. Прочитай шифр и напиши слова. А1Г3 – Г2А4Д3 – Д1Б2 – Б3Д2 – Г4Д4 - Б4А2 –
Коррекционная работа. Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза Филворд . Найди и подчеркни названия птиц (читая буквы по вертикали и горизонтали) Дидактическая игра «Улитка».
ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ формирование акустико-артикуляционного образа звука (в комплексе с тактильно-вибрационным контролем) осязаемые буквы - р исуем буквы на крупе, песке, ладошках и т.д.; алфавит из пластилина ассоциации для запоминания букв, учитываем индивидуальные особенности системных подход к коррекции речевых нарушений (пособия Гомзяк, Теремковой, Мазановой, Иншаковой)
Чего нельзя делать? НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ. НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические рекомендации по профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников
ПРЕДУПРЕДИТЬ ДИСЛЕКСИЮ У РЕБЕНКА МОЖНО В 5 ЛЕТВ 5 лет выявляется предрасположенность ребенка к дислексии, определяется комплекс мероприятий по дислексии.Подробная психолого-педагогическая диагно...
Презентация "Развитие пространственно-временных представлений у дошкольников как залог формирования грамотной связной речи и профилактика дисграфии и дислексии в школьном возрасте."
В презентации описан план развития пространственно-временных представлений с учетом их формирования в онтогенезе, широко представлены игры и задания на формирование данных представлений у детей дошкол...
Преемственность в работе учителя-логопеда и родителей по профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников с ОВЗ.
1. Проблема. В последнее время учителя начальных классов отмечают значительный рост детей со стойкими нарушениями чтения и письма. В основе дисграфии и дислексии лежит повреждение речевых механизмов. ...
Памятка для родителей «Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников»
Oднo из неoбхoдимых услoвий предупредительнoгo вoздействия- раннее распoзнавание настoраживающих признакoв речевoгo недoразвития. Учет механизмoв нарушения чтения и письма предпoлагает патoгенетически...
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БУКЛЕТ "ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Буклет разработан для родителей и педагогов. Включает в себя следующие разделы:1. Развитие артикуляционного аппарата2. Нормализация правильного речевого дыхания3. Развитие просодических компонентов ре...
СТАТЬЯ на НПК "Эффективные практики". Пропедевтическая работа по предупреждению дисграфии и дислексии у старших дошкольников
Предупреждение дисграфии и дислексии...
Презентация на тему: "Направления работы учителя - логопеда по предупреждению дисграфии и дислексии у старших дошкольников".
В презентации освещены некоторые направления работы с детьми в ДОУ по профилактике дисграфии и дислексии....