Конспект занятия по развитию речи "Описание живых объектов (животные)"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Выборова Валентина Викторовна

Конспект занятия по образовательной области "Речевое развитие", занятие составлено для  детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx37.86 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение   детский сад «Золотой ключик» г. Волгодонска

   

                                                                                            Конспект

непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы

на тему: «Описание живых объектов (животных)»                                          

 

Направление образования и развития (образовательная область):

                                                                    «Речевое развитие», «Познавательное развитие»             

«Художественно-эстетическое»

Форма НОД – интегрированное занятие    

                                                                                                                       Автор разработки: Выборова В.В.

                                         

                                                                                              2017 год

Цель: упражнять детей в составлении описательных высказываний.

Задачи:

Образовательные:

  • активизировать словарь детей через описание живых объектов -  диких животных, их повадках и жизни в лесу;
  • побуждать использовать переносное значение слов для более точного и образного выражения мысли (быстрый как ветер, «санитар леса»);
  • расширять словарный запас, умение отвечать на вопросы, строить предложения, ясно и внятно выражать свои мысли.

Развивающие:

  • содействовать развитию творчества в речевой деятельности детей;
  • развивать связную речь: речь-доказательство, речь-аргументация;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к творчеству, через исследовательскую деятельность, доброжелательное отношение к положительным поступкам;
  • развивать нравственные качества личности ребенка.

.

Методы и приемы: игровой, творческий,  вопросы к детям, метод практической деятельности, сюрпризный момент, проблемные ситуации, анализ, подведение итогов

Ресурсная база: игрушка –сердечко,  осенний лист заданием, набор разрезных картинок, мольберт, сюжетная картина «Осень в лесу», предметные картинки: заяц, волк, лиса, медведь, белка; шапочки-маски «сороки», ножницы, клей, волшебная шкатулка.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное» (развитие свободного общения, овладение способами взаимодействия (умение договариваться), овладение нормами речи, формирование нравственных ценностей (забота о других), «Речевое развитие» (содействие развитию творчества в речевой деятельности через описания живых объектов; развивать умение отгадывать загадки), Познавательное развитие (развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности); «Художественно-эстетическое развитие» развитие мелкой моторики, через работу с ножницами; «Физическое  развитие» (развитие двигательной активности):

Современные педагогические технологии: Информационно –коммуникативная технология (распечатка демонстрационного материала); Технология проблемного обучения (создание проблемной ситуации). Социо-игровые технологии (игра с правилами «Собери картинку», «Угадай на ощупь»,) Технология развития музыкального движения «Ритмическая мозаика» (импровизационные движения); здоровьесберегающая образовательная технология (динамические упражнения).

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы, формы, приемы, виды деятельности

Результат

Вводная часть:   – организационный этап,  Психологический настрой на предстоящую деятельность, (2 минуты)

Создать ситуацию психологической безопасности.

Организовать направленное внимание

Создать условия для

формирования интереса к занятию

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, мне сегодня по дороге в детский сад сделали комплимент. Так было приятно и мне хочется, что бы вы тоже сделали комплимент друг другу. А что такое комплимент?

Д/и «Комплимент». Давайте, я начну, а вы продолжите передавая друг другу сердечко. Полина, ты очень аккуратная.

Воспитатель: Чувствуете, на душе даже теплее стало. Ведь недаром говорят «Ласковое слово, что солнышко».  Дети, сегодня подходя к детскому саду я нашла на улице листок с посланием, на котором написано:

Срочно приходите, срочно помогите!

Происходят чудеса, не поделим мы леса.

Нас волшебник напугал,

Нас он всех заколдовал.

Мы забыли, кто мы есть,

Что нам пить и что нам есть.

Выручайте, приходите.

И нас срочно помирите!

                   

Дети стоят в кругу.

Дают ответы.

(дети продолжают говорить друг другу комплименты)

Организационно – педагогические условия: созданы зоны стихий на которых задание и один из ключей к разгадке.

 

 

Психологическая готовность к деятельности и внутренняя мотивация

Вводная часть: Мотивационно – побудительный этап (1 минута)

Создать проблемную ситуацию

Воспитатель: А кто просит нас о помощи мы узнаем, если соберём картинки.
Д/и «Собери картинку из частей»
Кто же получился? (заяц, лиса, медведь, ёж, волк). Как их называют одним словом? Почему их называют дикими?

Воспитатель: Поможем диким животным помириться и вернуться в лес?

Ответы детей.

Технология проблемного обучения. Придание личной значимости предстоящей деятельности

Способность самостоятельно находить решения, решать задачи адекватные возрасту.

Основная часть: Актуализация, проживание ситуации и постижение её изнутри (3минуты)

Создавать условия для формирования представление о предстоящей деятельности и задачах.

Воспитатель: Тогда отправляемся в осенний лес, нас ждёт много приключений!

А теперь мы в лес пойдем (шагают)
В брод ручей мы перейдем (высоко поднимаем колени)
Небывалой высоты, у ручья растут цветы (руки вверх, подняться на носочки)
Посмотри по сторонам (поворачиваем голову в стороны)
Что же лес подарит нам?
Наклонись, сорви малинку (наклоны)
И клади её в корзинку.
Крепкий беленький грибок (приседания)
Мы положим в кузовок.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Мы поляночку найдём

И немного отдохнём.

Дети осознают, принимают поставленную задачу.

 Идут за воспитателем змейкой между стульчиков, которые стоят на коврике, повторяя движения и проговаривая слова.

Приемы активизации самостоятельного мышления.

Сформированные представления о важности установления правил и доброжелательного отношения друг к другу.

2 этап - выстраивание своего отношения к происходящему, проживание ситуации ( 2 минуты)

Формировать способность высказывать «оригинальные» идеи;

Воспитатель: Мы на лесной поляне, а чтобы сесть и отдохнуть на пенёчки, нужно по очереди сказать, что умеют делать дикие животные. Дидактическая игра «Слова действия»

 Дети отвечают.

Приемы активизации самостоятельного мышления детей.

Любознательность и активность

Основная часть:   Этап совершенствования упражнения и творческого самовыражения с полной эмоциональной и эстетической отдачей (8 минут)

Обеспечить поддержку инициативы и инициативности через не директивную помощь детям познавательно- исследовательской деятельности для развития мышления.

Приобщать детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе.

Способствовать умению описывать объект

Содействовать развитию творчества в речевой деятельности детей.

Способствовать

развитию у детей способности

анализировать действия и поступки других.

Воспитатель: Присаживайтесь на пенёк поудобнее. Посмотрите перед нами картина осеннего леса, кого вы на ней видите? А вот эти сороки мне хорошо знакомы, они любят сидеть на ветке и разговаривать друг с другом. Как вы думаете, о чём они разговаривают? Поиграем? Иди, Саша, ты будешь сорокой, которая сидит на ветке слева, а Маша будет сорокой, который сидит справа. Подумайте и расскажите, о чём разговаривают сороки?

Воспитатель: Молодцы! Вот видите даже сороки обеспокоены за лес и его жителей. Давайте  теперь поможем вернуться животным в лес. Будем отгадывать загадки и рассказывать об отгаданном  животном. Тогда только мы сможем расколдовать их.

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит, бродит он молчком,

Уши острые торчком.     (Волк)

А сейчас я предлагаю составить описательный рассказ о волке.

Не барашек и не кот,

Носит шубу целый год.

Шуба серая для лета,

Для зимы – другого цвета. (Заяц)

Летом, осенью, зимой

Идёт по тропочке лесной.

След хвосточком заметает,

А как зовут её, кто знает?  (Лиса)

Воспитатель: А сейчас разомнёмся.

Физминутка:

Утром лисонька проснулась -

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась.

Солнцу нежно улыбнулась.

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала.

Ручки, ножки и бока –

Вот какая красота!

А потом в ладошки

Похлопала немножко.

Стала гладить ручки, ножки,

И бока совсем немножко.

Ну, красавица лиса,

До чего же хороша!

Продолжаем выручать лесных жителей:

Летом ходит без дороги

Среди сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза спрятав нос.    (Медведь)

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.    (Белка)

Молодцы! Вот мы и расколдовали лесных жителей, осталось вернуть их в лес. И  сейчас я приглашаю вас в лесную мастерскую,  давайте вырежем  много разных лесных жителей и вернём  в осенний лес.

Дети отвечают.

Дети одевают маски и составляют диалог между двух сорок.

 

Дети отгадывают загадку.

Дети составляют описательный рассказ по предметной картинке.

Дети выполняют движения.

Дети отгадывают загадку  и описывают объекты

Самостоятельная работа детей.  Готовые работы дети располагают на выставочном панно осеннего леса.

 

Приемы активизации самостоятельного мышления

Метод стимулирования (похвала, одобрение),

Демонстрация предметной картинки.

Метод стимулирования (похвала, одобрение),

 

Демонстрация предметных картинок отгаданных животных.

Развитие творческих способностей.

Проявление  познавательной  и творческой активности;

Получение нового игрового опыта. 

Сформированы нравственные ценности

Словарный запас соответствует возрасту.

Дети умеют отвечать на вопросы, строить предложения. Ясно и внятно выражают свои мысли.

III.Заключительная часть: Релаксация. ( 2 минуты)

Создание атмосферы радости и удовлетворения.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня были молодцы! Помогли зверям: расколдовали их, помогли  вспомнить кто они, вернули их в зимний лес.

Воспитатель достает волшебную шкатулку.
А здесь подарок от благодарных животных. Дидактическая игра: «Угадай на ощупь».

Дети стоят в кругу.

Дети играют в игру: по очереди  просовывают руку в «шкатулку» и отгадывают, что там находится.

Сформирован интерес у детей к составлению описательных рассказов.

Заключительный этап. Рефлексия.(2 минуты)

Обобщение полученного опыта

ребенка.

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Что было легко? А что вызвало трудность? Что вы можете рассказать своим друзьям о нашем путешествии?

Дети отвечают на вопросы воспитателя дают оценку своей деятельности и деятельности других.

Беседа.

Осознание, себя как участника познавательной деятельности.

Овладение навыками анализа деятельности других и   самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ: "ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА"

Задачи:1.Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи. Активизация словаря.2.Усвоить названия животных, познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образ...

Конспект занятия по развитию речи "Живые слова"

Познакомить детей со сказкой и с бабушкой Дашей.   Использовать при составлении описательного рассказа эмпатию ТРИЗ.    Закрепить владение приемами: «Бесконечное предложение», «Х...

Конспект занятия по развитию речи на тему «Животные» для второй младшей группы

Конспект занятия по развитию речи на тему «Животные» для второй младшей группы...

Конспект занятия по развитию логического мышления «Классификация животных на группы по их отличительным признакам»

Задача образовательной области «Познание»:  Овладение действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями. Развитие пространственных представлени...

Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Дикие животные нашего леса»

Конспект занятия по развитию речи.Тема: «Дикие животные нашего леса»  (в подготовительной группе «Полянка» компенсирующей направленности с детьми ТНР.)...

Конспект занятия по развитию речи "Живые грибы"

Обучение связному, последовательному изложению событий сказки по серии сюжетных картинок "Живые грибы" В. Г. Сутеева...