«Пословицы в развитии речи дошкольника»
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Злобина Ирина Григорьевна

В возрасте шести семи лет ребята понимают уже многое. У них увеличивается запас слов, словарь всё более обогащается, они проявляют большой интерес к языку, становятся более любознательными, всё чаще и чаще у них возникают вопросы почему? отчего? зачем? Именно поэтому важно и эффективно знакомить с пословицами детей старших групп дошкольного возраста.

В пословицах и поговорках находится «мысль, которая даёт богатый материал для развития детского мышления».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poslovitsy_v_razvitii_rechi_doshkolnika.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Пословицы в развитии речи дошкольника»

Учитель-логопед Злобина И. Г.

В возрасте шести семи лет ребята понимают уже многое. У них увеличивается запас слов, словарь всё более обогащается, они проявляют большой интерес к языку, становятся более любознательными, всё чаще и чаще у них возникают вопросы почему? отчего? зачем? Именно поэтому важно и эффективно знакомить с пословицами детей старших групп дошкольного возраста.

В пословицах и поговорках находится «мысль, которая даёт богатый материал для развития детского мышления».

Методы применения пословиц:

Сначала надо знакомить детей с пословицами на более лёгкие темы, а затем давать боле сложные, «от пословиц о явлениях природы, временах года, о человеке, его наружности, уме переходить к семейным отношениям ».

К каждой пословице необходимо пояснение, что они означают, как их понимать, как осмыслить и растолковать детям.

Много полезных советов о том, как применять пословицы и поговорки в детских садах, содержится в работах  педагогов по дошкольному воспитанию советского периода – А.М. Леушиной, А.П.Усовой и других  учёных. А.М. Леушина  совершено справедливо считала пословицы одним из необходимых средств, способствующих развитию речи. «Сказки, былины, песни, пословицы, загадки, прибаутки с древних времён бытовали среди детей. Они раскрывают детям  богатство ума русского народа, его гуманность, справедливость… В них ребёнку раскрывается окружающий мир, быт, природа, труд, а также простота, выразительность и сила народной речи». Пословицы, по её мнению,  являются важнейшим средством развития логической мысли и речи ребёнка: «Подражая языку фольклора, ребёнок заимствует образность, яркие сравнения, народные обороты речи, что обогащает его лексикон, уточняет семантику… Пословицы и поговорки имеют глубокий смысл, как выражение народной мудрости, заключённой в предельно сжатую форму».

Воспитателям детских садов необходимо широко использовать этот вид фольклора, органически увязывая его со всей жизнью детей: про слишком шумно бегущего ребёнка можно заметить: «Конь бежит – земля дрожит». Или зимой при одевании: «Береги нос в большой мороз», при быстро выполненной, но некачественно работе можно сказать: «Поспешишь –людей насмешишь».

Иногда пословицы надо давать с пояснениями. Следует предлагать детям самим подумать над смыслом пословицы. Например, что значит,  когда говорят: «Мастер на все руки!» Естественно,  что до ребёнка – дошкольника доходит лишь внешний смысл пословицы; переносный смысл, связанный с глубокой моралью, часто остаётся ещё недоступным даже старшему дошкольнику, например, в пословице «Любишь кататься – люби и саночки возить» и др.

Очень важно, чтобы воспитатели сами имели запас пословиц и употребляли, вспоминали бы их к какому – либо случаю. Дошкольники говорят и повторяют то, что слышат. Если воспитатели сами употребляют пословицы, то это, несомненно, воспримут и дети. Во время экскурсии в лес очень важно вспомнить пословицы о лесе, о птицах, о диких животных. На эту тему есть огромное количество пословиц, доступных для детей. Есть пословицы почти обо всех видах деревьев, о диких животных, о птицах.

В настоящее время речь многих  детей имеет дефекты: неправильное звукопроизношение, искажение звуков, невыговаривание звуков, замена одних звуков другими и т.д. В дошкольный период возможно исправить почти все недостатки в речи. Задача воспитателей – не проходить мимо неправильной речи, тут нужна постоянная, систематическая работа и воспитателей и логопедов. Исправление речи – процесс длительный, он требует систематической работы и в семьях, и в детском саду, и со специалистами – логопедами. Нужно применять ряд главных, основных средств, способствующих исправлению речи. Вспомогательную роль могут сыграть в этом деле и народные пословицы.

Выдающийся русский педагог И.И. Паульсон много занимался этим вопросом, подбирал такие пословицы и поговорки ( чистоговорки) для того, чтобы дети их повторяли и учились говорить чисто.

Например, для звука Ж:

«Дружба дружбой, а служба службой»;

«Небо даёт дождь, а земля рожь»;

«Однажды шёл дождик дважды»

Или для звука Ш:

«Хоть хлеба и хороши, а пашню паши»

«У хорошего хозяина нет плохой лошади»;

«Тише едешь, дальше будешь» и др.

Использование в детских садах пословиц, поговорок, сказок, былин, загадок, активизирует речь ребёнка, вводит его в «сокровищницу народного творчества, способствует развитию речи и развивает умение ясно формулировать свою мысль»(А.П. Усова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пословицы в развитии речи дошкольника

В пословицах и поговорках находится « мысль, которая даёт богатый материал для развития детского мышления»....

Консультация для родителей «Пословицы в развитии речи дошкольника»

Выдающиеся русские педагоги высоко ценили воспитательную роль пословиц и поговорок, широко их использовали в работе с детьми, в учебных книгах. Чаще всего они применяли пословицы в старших группах и н...

Консультация для родителей " Пословицы в развитии речи дошкольника"

Пословицы и поговорки, как писал К.Д.Ушинский помогают развивать в детях чутьё к звуковым высотам русского языка....

"Пословицы в развитии речи дошкольника"

Консультация для родителей"...

Пословицы в развитии речи дошкольника

Пословицы - один из необходимых средств, способствующих развитию речи. Они раскрывают детям богатство ума русского народа, его гуманность, справедливость... В них ребенку раскрывается окружающий мир, ...

Пословицы в развитии речи дошкольника

Пословицы и поговорки, писал К. Д. Ушинский, помогают «Выломать детский язык на русский лад и развить в детях чутье к звуковым красотам русского языка»....

Консультация для родителей "Пословицы в развитии речи дошкольника".

Сообщается о роли пословиц в речевом развитии детей....