Пословицы в развитии речи дошкольника
статья (средняя группа) на тему
Пословицы и поговорки, писал К. Д. Ушинский, помогают «Выломать детский язык на русский лад и развить в детях чутье к звуковым красотам русского языка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Пословицы в развитии речи дошкольника
Выдающиеся русские педагоги высоко ценили воспитательную роль пословиц и поговорок, широко их использовали в работе с детьми, в учебных книгах. Чаще всего они применяли пословицы в старших группах дошкольников и начальных классах.
Пословицы и поговорки, писал К. Д. Ушинский, помогают «Выломать детский язык на русский лад и развить в детях чутье к звуковым красотам русского языка».
Последователь великого русского педагога методист В. И. Водовозов видел ценность народных пословиц в том, что они знакомят детей с нравственными правилами, с «понятиями об окружающей природе, о различных отношениях к людям, о доме и хозяйстве, о науке и промыслах, - со всем его бытом семейным и общественным».
Талантливый педагог Елизавета Ивановна Тихеева вопросами дошкольного воспитания занималась около пятидесяти лет. Народные изречения она рекомендовала использовать во время экскурсий, прогулок в лесу советовала воспитателям детских садов подбирать пословицы и поговорки по темам и шире использовать их. В одной из своих работ она написала:
«Если вы хотите познакомить детей с лесом, совершите с ними экскурсию в лес. Если это невозможно, овладейте их душой посредством живого образного рассказа… заставьте детей выполнять ряд работ, связанных с темой о лесе, проделайте с ними на выдвинутом интересами дня материале ряд упражнений в речи, заинтересуйте соответствующими загадками и пословицами, организуйте игры, заставьте пропеть песенки, имеющие отношение к той же теме».
Много полезных советов о том, как применять пословицы и поговорки в детских садах, содержится в работах советских специалистов по дошкольному воспитанию. А. М. Леушина совершенно справедливо считает пословицы одним из необходимых средств, способствующих развитию речи. «Сказки, былины, песни, пословицы, загадки, прибаутки с древних времен бытовали среди детей, - пишет Леушина в одной из своих работ. – Они раскрывают детям богатство ума русского народа, его гуманность, справедливость… В них ребенку раскрывается окружающий мир, быт, природа, труд, а также простота, выразительность и сила народной речи». Пословицы по ее мнению, являются важнейшим средством развития логической мысли речи ребенка: «Подражая языку фольклора, ребенок заимствует образность, яркие сравнения, народные обороты речь, что обогащает его лексикон, уточняет семантику… Пословицы и поговорки имеют глубокий смысл, как выражение народной мудрости, заключенной в предельно сжатую форму».
Иногда пословицы надо давать с пояснением. Следует предлагать детям самим подумать над смыслом пословицы. Например, что значит, когда говорят: «Мастер на все руки!» Естественно, что до ребенка – дошкольника доходит лишь внешний смысл пословицы; переносный смысл, связанный с глубокой моралью, часто остается еще недоступным даже старшему школьнику, например, в пословице «Любишь кататься – люби и саночки возить» и др.
По мере вхождения пословицы в быт дети начинают очень чутко чувствовать иронию, юмор в пословицах и поговорках, сами начинают пользоваться ими в своем обиходе наряду с яркими, короткими, рифмованными фразами из народного языка, как, например, «бежать без оглядки», «дух захватывает», «ни склада, «ни лада», «ни слуху, ни духу» и т. д.
Использование в детских садах пословиц, поговорок, сказок, былин, загадок активизирует речь ребенка, вводит его в «сокровищницу народного творчества, способствует развитию речи и развивает умение ясно формулировать свою мысль».
Опыт применения пословиц в детских садах себя оправдал; несмотря на краткость, эти жанры фольклора пробуждают у ребят интерес к окружающему, заставляют думать, осмысливать обстановку, и потом они имеют большое познавательное значение. Через пословицы ребята общаются с многочисленным автором – народом, воспринимают его мысли и чувства. Усваивая пословицы, малыши постепенно начинают понимать идеи и чувства народа, строй мысли, язык. Задача воспитателей детских садов состоит в том, чтобы познакомить ребят с пословицами, заинтересовать их так, «чтобы ребенок взглянул на предметы детски зоркими глазами народа и выразился его метким словом, верным духу народного языка».
Очень важно в дошкольный период научить детей свободно и правильно говорить. У старших дошкольников проявляется чувство любви к своему родному языку, и задача воспитателей состоит в том, чтобы развивать это чувство, подбирать с этой целью яркие пословицы. Загадки, сказки и другие жанры фольклора. Мысль малолетних ребят работает еще слабо, их выражения бедны, знания окружающей действительности еще смутны. Следовательно, задача состоит в том, чтобы расширить кругозор ребятишек, упорядочить их знания, дать новые посильные для их ума и сердца. С этой целью воспитатели применяют в детских садах и пословицы. И загадки. И сказки, и песенки, небольшие рассказы и стихи. Все это они ставят на службу воспитания.
Почти каждая пословица чему-то учит, наставляет, советует, утверждает или отрицает что-то, восхваляет и прославляет, предостерегает от дурных поступков, приобщает дошкольников к духовной культуре народа. Но для ребят не все пословицы являются понятными, и нельзя предлагать их все без разбору, а дать именно те, которые бы отвечали всем требованиям дошкольного возраста.
Очень важно, чтобы воспитатели сами имели запас пословиц и употребляли, вспоминали бы их к какому- либо случаю. Дошкольники говорят и повторяют то, что слышат. Если воспитатели сами употребляют пословицы, то это, несомненно, воспримут и дети. Во время экскурсии в лес очень важно вспомнить пословицы о лесе, о птицах, о диких животных. На эту тему есть огромное количество пословиц, доступных для детей. Есть пословицы почти о всех видах деревьев, о диких и домашних животных. Пословицы могут дать ярче характеристику тому или иному животному, скажут о его наклонностях, нраве и характере. Они отменят какую – то определенную, характерную черту почти каждого животного, которая твердо установилась в народном мировоззрении. Они скажут о зайце, что он всегда труслив, что волк всегда голоден, медведь неуклюж, лиса хитра и т. д.
В детских садах приучают ребят к посильному для них труду. Здесь полезно вспомнить пословицы, которые прославляют ловкость человеческих рук, мастерство, умение выполнять работу. Воспитание у детей трудолюбия и готовности выполнять свои обязанности и в детском саду – одна из основных задач детских садов. Следует ребят с малых лет приучать к работе коллективной, дружной.
На эту тему есть много мудрых и образных пословиц, которые хорошо вспомнить, когда дошкольники работают на участке детского сада, отвозят или убирают листья деревьев и кустарников или выполняют какую – либо посильную работу по уборке помещения детского сада: «Что одному не под силу, то легко коллективу». Полезно вспомнить пословицы, которые прославляют труд, учат детей благородным навыкам: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Где труд, там и счастье».
Народные пословицы являются хорошим средством знакомства малышей с названиями месяцев, они метко и точно характеризуют особенности каждого месяца: «В апреле земля преет», «В июле на поле густо, а в амбаре пусто».
Часто дошкольники наряду со стихотворениями заучивают наизусть и пословицы. Иногда воспитатели подбирают меткие народные изречения и употребляют их по адресу шаловливых ребятишек. В таких случаях пословицы прослужат средством назидания озорным и непослушным ребятам. Они метко подмечают слабые черты ребенка, например упрямство, неисполнительность, болтливость и т. д. Пословицы дают оценку поступкам и действиям людей, отмечают слабые стороны в их поведении. Можно подобрать пословицы на самые разнообразные темы и употребить их к слову, к месту, кстати.
Пословицы, поговорки способствуют развитию речи дошкольников. Некоторые воспитатели детских садов и особенно логопеды применяют пословицы и поговорки на занятиях по исправлению дефектов речи у дошкольников. Известно, что речь многих детей имеет дефекты: неправильное звукопроизношение, искажение звуков, невыговаривание звуков, замена одних звуков другими и т. д. В дошкольный период возможно исправить почти все недостатки речи. Задача воспитателей – не проходить мимо неправильной речи, тут нужна постоянная, систематическая работа воспитателей и логопедов. Исправление речи – процесс длительный, он требует систематической работы и в семьях, и в детском саду, и со специалистами – логопедами. Нужно применять ряд главных, основных средств, способствующих исправлению речи. Вспомогательную роль могут сыграть в этом деле и народные пословицы.
Арсенал способов и методов применения пословиц и поговорок в детском саду поистине огромен. Важно, чтобы воспитатели детских садов проявляли к этому вопросу большое внимание и любовь, находили бы новые и новые приемы работы с пословицами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пословицы в развитии речи дошкольника
В пословицах и поговорках находится « мысль, которая даёт богатый материал для развития детского мышления»....
Консультация для родителей «Пословицы в развитии речи дошкольника»
Выдающиеся русские педагоги высоко ценили воспитательную роль пословиц и поговорок, широко их использовали в работе с детьми, в учебных книгах. Чаще всего они применяли пословицы в старших группах и н...
Консультация для родителей " Пословицы в развитии речи дошкольника"
Пословицы и поговорки, как писал К.Д.Ушинский помогают развивать в детях чутьё к звуковым высотам русского языка....
"Пословицы в развитии речи дошкольника"
Консультация для родителей"...
Пословицы в развитии речи дошкольника
Пословицы - один из необходимых средств, способствующих развитию речи. Они раскрывают детям богатство ума русского народа, его гуманность, справедливость... В них ребенку раскрывается окружающий мир, ...
Консультация для родителей "Пословицы в развитии речи дошкольника".
Сообщается о роли пословиц в речевом развитии детей....
«Пословицы в развитии речи дошкольника»
В возрасте шести семи лет ребята понимают уже многое. У них увеличивается запас слов, словарь всё более обогащается, они проявляют большой интерес к языку, становятся более любознательными, всё чаще и...