Пальчиковые игры, игры по развитию речи.
материал по развитию речи (старшая группа)
Возможности использования игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.
Для ребенка-дошкольника, как известно, игра является основным видом деятельности. Играя, ребенок познает мир, обучается, развивается психически и физически, учится взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому педагоги и психологи строят свою работу с дошкольниками на основе игры.
Игры можно классифицировать по-разному: дидактические, развивающие, подвижные, сюжетно-ролевые и пр. Однако все игры имеют одну общую черту: они по своей сути являются развивающими, так как абсолютно любая игра развивает психические процессы - познавательные, эмоциональные, коммуникативные.
Игровые технологии издавна зарекомендовали себя и в плане эффективности коррекции различных речевых нарушений. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Использование в речевой работе с детьми игры способствует предупреждению или вытеснению фиксирования ребенка на своем дефекте. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.
Игра выполняет множество функцийв плане развития речи:
- формирование мотивации к процессу говорения;
- воспитание внимания к речевому оформлению мыслей и волеизъявлений;
- развитие звуковой культуры речи: артикуляционной моторики, речевого дыхания, правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, интонационной выразительности речи;
- пополнение и активизация словаря;
- совершенствование грамматического строя речи;
- закрепление навыка использования прямой и косвенной речи;
- совершенствование монологической и диалогической форм речи;
- развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики кистей и пальцев рук, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;
- усвоение способов невербального общения: мимики, пантомимы, жестов, использование их в практике общения;
- воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе.
Всё это позволяет максимально использовать возможности игр в целях коррекции речи детей.
Различные виды игр по-разному воздействуют на речь детей и соответственно могут иметь различные направления речевой работы.
Так в сюжетно-ролевых играх мощным стимулом обучения говорить чисто и правильно является желание получить роль. Дети, играя роль, следят за правильностью, выразительностью, ясностью и чистотой своей и чужой речи. Роль также призывает детей подчиниться определенным правилам поведения и следовать социальным нормам.
Очень важно давать детям с речевыми нарушениями выступать наравне с другими детьми хотя бы с самыми маленькими ролями, чтобы предоставить им возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь, стараясь преодолеть речевые трудности.
Сюжетно-ролевая игра служит для тренировки и закрепления правильных навыков речи и поведения у дошкольников в усложненных условиях, является мостиком для переноса навыков речи в обычные условия, В этих играх ребенок приобретает навык правильно держать себя в различных речевых ситуациях, у него воспитывается правильное отношение к окружающим и к своему месту в коллективе.
Использование игр-драматизации (театрализованных игр) направлено на развитие коммуникации ребенка.
Характерной особенностью игр-драматизаций является то, что в них дети имеют возможность выражать свои мысли, фантазировать, передавать впечатления об окружающем. В них главное - свободная спонтанная речь, уверенность в себе, чувство своей ценности в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.57 КБ |
![]() | 687.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковые игры для детей
Засолка капусты
Мы капусту рубим,
Движения прямыми кистями вверх-вниз.
Мы морковку трем,
Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя.
Мы капусту солим,
Имитировать посыпание солью из щепотки.
Мы капусту жмем.
Сжимать и разжимать пальцы.
Семья
Этот пальчик - дедушка (большой),
Этот пальчик - бабушка (указательный),
Этот пальчик - папочка (средний),
Этот пальчик - мамочка (безымянный),
Этот пальчик - я (мизинец).
Вот и вся моя семья.
Хлопать в ладоши.
"Апельсин"
"Мы делили апельсин,
Апельсин всего один.
Эта долька для кота,
Эта долька для ежа,
Эта долька для улитки,
Эта долька для чижа,
Ну, а волку кожура!"
Начинать с мизинца, загибать попеременно все пальцы.
Сорока - белобока.
Сорока - белобока кашку варила,
деток кормила.
Этому дала,
этому дала,
этому дала,
этому дала,
а этому не дала:
ты дров не носил, печку не топил,
тебе каши не дадим!
Гости.
(Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.)
- Мама, мама!
(Три раза постукивают друг о друга указательные пальцы.)
- Что, что, что?
(Постукивают мизинцы.)
- Гости едут!
(Постукивают указательные пальцы.)
- Ну и что?
(Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.)
- Здрасьте, здрастье!
(Гости целуются: средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.)
- Чмок, чмок, чмок!
Пчела.
(Помахать руками.)
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела
(На каждое название насекомого загибать один пальчик.)
А за нею шмель-шмелёк
И весёлый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
(Помахать ладошками и уронить ладони на стол.)
Пожужжали, полетали,
От усталости упали.
Буратино.
Буратино - потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Мы платочки постираем.
Мы платочки постираем,
Крепко-крепко их потрем.
А потом их выжимаем,
Очень сильно отожмем.
А теперь мы все платочки
Так встряхнем, так встряхнем!
А теперь платки погладим,
Мы погладим утюгом,
А потом платочки сложим
И в шкаф положим.
Варвара
Любопытная Варвара,
Смотрит влево, смотрит вправо,
Смотрит вверх и смотрит вниз.
Чуть присела на карниз, а потом упала вниз!
Дом
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
Мышка
Мышка в норку пробралась,
(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась.
(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит,
(Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит!
(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста ».
Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста.Содержание.ВведениеОсновная частьЗаключениеЛитератураПриложенияВведение. Одним из показателей хорошего физического и...

Пальчиковые игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста
В данной статье представлены материалы ученых о роли и значении пальчиклвых игр для детей дошкольного возраста и об эффективности их использования в развитии речи детей....

Презентация опыта: "Пальчиковые игры – эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста"
Важно развивать мелкую моторику рук ребенка – развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь....

"Пальчиковая гимнастика игры и развитие речи "
•“Источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли”•(В.А. Сухомлинский).•Моторные ц...

Инновационные технологии в развитии мелкой моторики. Пальчиковые игры-как средство развития речи детей.
Современные игровые технологии для развития речи детей вне занятий....

Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...
Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей
Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и р...