«Познавательно-речевое развитие детей раннего возраста через экологическое воспитание»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Младший дошкольный возраст очень важен, это период когда ребенок усиленно растет, развивается, приобретает первые знания и учится правильно воспринимать окружающий мир. Поэтому нельзя упускать этот период больших возможностей для всестороннего развития детей. Очень важным и неотъемлемым для полноценного познавательно-речевого развития детей раннего возраста является экологическое воспитание, которое можно разделить на два направления: развивающая среда в группе и прогулка. Проблемами современной прогулки особенно для малышей является « сидение в песочнице», даже с использованием всех компонентов прогулки и наличием достаточного количества атрибутов для нее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_chas.docx | 26.13 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 23 «АЛЕНУШКА»
141613, Московская область, г. Клин, ул. Самодеятельная, д. 2 тел.: 8(49624)2-35-95 fediukina.nadejda2012@yandex.ru |
Выступление на педагогическом часе
«Познавательно-речевое
развитие детей раннего возраста
через экологическое воспитание»
Воспитатель
Точилина С.А.
Клин
16.12.2019
Младший дошкольный возраст очень важен, это период когда ребенок усиленно растет, развивается, приобретает первые знания и учится правильно воспринимать окружающий мир. Поэтому нельзя упускать этот период больших возможностей для всестороннего развития детей. Очень важным и неотъемлемым для полноценного познавательно-речевого развития детей раннего возраста является экологическое воспитание, которое можно разделить на два направления: развивающая среда в группе и прогулка. Проблемами современной прогулки особенно для малышей является « сидение в песочнице», даже с использованием всех компонентов прогулки и наличием достаточного количества атрибутов для нее.
Можно раздвинуть эти рамки через все компоненты прогулки, экскурсии учитывая территориальные, погодные условия, экологическое окружение детского сада, оборудование на площадке и ближайших игровых площадках при этом происходит интеграция всех образовательных областей:
( коммуникация, познание, художественное творчество, художественная литература, труд, здоровье, социализация, физкультура) и как следствие через детскую деятельность: двигательную, игровую, трудовую, коммуникативную, познавательно - исследовательскую, продуктивную ( конструктивную), восприятие художественной литературы, музыкальную, художественную, продуктивную.
При правильном и целенаправленном планировании можно закреплять знания и навыки детей, так как в каждом из компонентов прогулки таится большое количество возможностей для всестороннего развития детей раннего возраста.
Второй проблемой в экологическом развитии детей на наш взгляд является развивающая среда в группе это недостаточное разнообразие атрибутов , связи с сезонностью, недостаточное пополнение и своевременное замена природного материала для игр с ним; экспериментирования со снегом, песком, водой, льдом, разнообразного наличия художественной литературы по экологическому воспитанию, иллюстраций( птичка большая и маленькая, зайчик беленький и серенький), наличие комнатных растений соответствующих возрасту, отсутствие возможности содержать живые организмы в связи нормативно правовой базы ДОУ.
Таким образом: при творческом подходе педагога экологическое воспитание и развитие детей раннего возраста станет более эмоциональным и содержательным, ведь мир природы очень многообразен и широк, для этого необходимо использовать весь потенциал интересных возможностей в экологическом развитии и закрепление знаний, умений в группе в совместной и самостоятельной деятельности. В экологическом воспитании можно полноценно использовать оба направления: прогулку и развивающую среду. Для этого необходимо планирование с использованием всех имеющихся возможностей.
Планирование познавательно-речевого развития детей раннего возраста через экологическое воспитание можно представить, как долгосрочный проект, в котором происходит интеграция всех областей.
Составляя планирование, можно основываться на следующих принципах:
Принципы планирования
1.Принцип сезонности.
- Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
- Принцип комплексно- тематическом построения образовательного процесса.
- Принцип гуманизации образования , который предусматривает: признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка ; признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка; уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
- Принцип амплификации, содействующий превращению деятельности ребенка, заданной взрослым ( ребенок- объект) в самодеятельность (ребенок – субъект).
Исходя из выше изложенных принципов, можно выделить следующие этапы планирования:
Этапы планирования
- В период адаптации ( Сентябрь, октябрь, ноябрь)
Период адаптации очень сложный для детского возраста. Происходит переделка ранее сформированных стереотипов, преодоление психических преград.
Положительное влияние на процесс адаптации ребенка имеет знакомство с воспитателем и детьми, которое происходит во время на прогулки в утреннее и вечернее время.
Со своей стороны воспитатель тоже познакомится с ребенком и его родителями и сможет найти пути к более щадящей адаптации ребенка используя при этом экологическое воспитание: игры с водой, песком, мыльными пузырями.
Также в период адаптации ребенку сложно переходить на другой вид деятельности (одеваемся на прогулку, возвращение с прогулки) здесь можно использовать: потешки, игры «Паровозик», «Веревочка» для смягчения реакции ребенка. Прогулки должны проходить на хорошо оборудованной площадке (песочница, качели, горка, домик, заборчик- ограждение ) , для того чтобы приучить детей к правилам поведения на участке ( не отходить от воспитателя , не ссорится с детьми, не уходить с участка) нужно использовать беседы, рассказывания « Что случилось с Мишкой, который ушел с участка». Здесь можно использовать:
Игры экспериментирования:
С мыльными пузырями, игры с водой и песком.
Экскурсии:
« Экскурсии по территории детского сада», беседы по ОБЖ.
Дыхательные гимнастики, пальчиковые игры, наблюдения на прогулке, трудовая деятельность на прогулке. Наблюдения за трудом воспитателя в уголке природы, дидактические игры.
В уголке природы: поручения, рассматривание природного материала и игры с ним , с песком, выкладывание узоров, опыт « Что нужно цветочкам?», организация постоянной замены и оснащения природным материалом уголка природы.
Рассматривание осенних иллюстраций, рассматривание художественной литературы , рассматривание предметных картинок, плаката, гербария, поделок из природного материала, мини- огорода, муляжей фрукты- овощи.
Игровые ситуации:
«Приготовим овощной салат»,
«Угощение для кукол» аппликация баночки с вареньем ( индивидуальная работа).
Гимнастика для глаз, подвижные игры, игры- имитации, речевые игры, непосредственно -образовательная деятельность по развитию речи, изобразительная деятельность, беседы о правильном поведении во время общения с животными, рассматривание животных.
Работа с родителями:
Информирование родителей о более развернутом экологическом развитии детей, мастер- класс родителей с детьми: изготовление листиков из крупы. Совместная с родителями организация выставки « Что нам осень подарила», Мини- огорода.
Организация и изготовление газеты « Что нам осень подарила?», домашнее задание для родителей и детей: гербарий, поделка из природного материала, альбом « Как я гуляю?»
Библиотека для родителей : рекомендации, серия наглядного материала для изготовления поделок.
2. Начальный этап ( Декабрь , январь)
На прогулках уже на начальном этапе можно вводить деятельности по экологическому воспитанию чаще всего не свойственные раннему возрасту. Основываясь на основных принципах построения прогулки. Основными могут быть наблюдения, экскурсии по территории детского сада, игры с водой и песком. Также уделить внимание на правила поведения во время всей прогулки . В группе на данном этапе можно использовать:
Игры - экспериментирования:
С мыльными пузырями, игры с водой и песком: , переливание воды с помощью губки, рассматривание свойств песка и игры с ним, игры со снегом, игры со льдом ( свойства), выкладывание узора из пробок, природного материала.
Экскурсии, дыхательные гимнастики
пальчиковые игры.
Наблюдения на прогулке: за деревьями, природными изменениями, снегопадом, наблюдение за зимующими птицами, ветром, за трудом людей зимой, трудовую деятельность на прогулке: « Соберем снег для игр в группе», « Почистим дорожки от снега», «Сделаем горку для игрушек».
Беседы , правила общения с животными и птицами, по ОБЖ, дидактические игры. В уголке природы: поручения, рассматривание природного материала и игры с ним (с песком, выкладывание узоров), изготовление кормушки для птиц, наблюдения за трудом воспитателя в уголке природы.
Рассматривание зимних иллюстраций,
чтение и рассматривание художественной литературы о зиме, рассматривание предметных картинок с животными, плаката, выкладывание зимнего сюжета на фланелеграфе.
Игровые ситуации, гимнастику для глаз, подвижные игры, игры - имитации, звукоподражание, речевые игры.
Непосредственно - образовательная деятельность по развитию речи: «Рассматривание елки – наряжаем елку», в группе и в музыкальном зале.
Посещение выставки « Ах! Какие елочки».
Продуктивная деятельность: лепка, конструирование Индивидуальная работа, прослушивание музыкальных книг со звуками животных, песен на зимнюю тематику,
Работа с родителями:
Домашнее задание для родителей и детей: Изготовление елочек и снеговика из любого материала, снеговика.
- Основной этап (Февраль, март)
Этот этап является очень важным, здесь можно продолжать вводить чаще всего не свойственные виды деятельности для детей раннего возраста и закреплять знания и умения полученные ранее на прогулке и в группе.
Игры - экспериментирования:
С крупой, сравнение снега и льда сходства и отличия, игры с мыльными пузырями, переливание воды с помощью губки, игры с песком.
Экскурсии: «На нашем участке», « Площадка старших детей», « Экскурсии по территории детского сада».
Дыхательные гимнастики, пальчиковые игры.
Наблюдения на прогулке: за деревьями, природными изменениями, рассматривание снега, следов, опыты со снегом на прогулке «Лепится - не лепится», рисование палочкой на снегу, выкладывание узора на снегу.
Трудовая деятельность на прогулке «Соберем снег, льдинки» для опытов в группе.
Наблюдения за трудом воспитателя в уголке природы, беседы «Почему надо помогать птицам и лесным жителям зимой?»,
« Опасные сосульки!».
Дидактические игры: экологическая игра « Кого не стало?».
Рассматривание зимних иллюстраций, рассматривание художественной литературы плаката о зиме.
Игровые ситуации: «Берлога для мишки» ( аппликация – берлога из ваты),
Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи: «Птицы зимой, какие бывают птицы?», « Зайчик» аппликация из природного материала, «Кормушка для птиц» ( конструирование).
Рисование: « Повисла с крыши сосулька- льдинка
Лепка: « Морковка для зайчика»
Художественная литература, подвижные игры, речевые игры.
Трудовая деятельность:
« Посев семян цветов для клумбы» ( Бархатцы),
«Посадка лука»
«Посев травы» (ежик – травник)
«Покормить птиц на прогулке»,
« Уход за елочкой» в уголке природы.
Прослушивание музыки: « Голоса природы».
Работа с родителями:
Библиотека для родителей: рекомендации:
- Итоговый (Апрель, май)
На основе привитых знаний, правил поведения, умений в экологическом воспитании, у детей раннего возраста расширяется круг самостоятельной деятельности (под наблюдением воспитателя). Прививаются любознательность, нормы поведения на улице, взаимоотношений со сверстниками, умения правильного использования атрибутов для прогулки, природного материала, совместные с воспитателем и самостоятельные игры в экологическом уголке , на данном этапе можно использовать:
Игры - экспериментирования:
С мыльными пузырями, игры с крупой, с зеркалом, водой и песком, с магнитом (рыбалка)
Экскурсии:
« Футбольное поле».
Дыхательная гимнастика, беседы по ОБЖ, пальчиковые игры.
Наблюдения на прогулке: за деревьями, природными изменениями, за огородом на участке, за цветами на клумбе, лекарственной клумбой, трудом дворника, наблюдение за насекомыми.
Трудовая деятельность на прогулке: посадка елочки на участке и уход за ней.
Наблюдения за трудом воспитателя в уголке природы.
Беседы « Что надо делать весной, «Как живется нашим комнатным растениям в выходной день?» (растения засыхают, скучают), дидактические игры. Уголок природы: поручения, игры с песком, (выкладывание узоров), опыт « Что нужно цветочкам?».
Рассматривание весенних иллюстраций, рассматривание художественной литературы, плаката, чтение художественной литературы, рассматривание искусственного аквариума, игровые ситуации, гимнастика для глаз, подвижные игры.
Непосредственно - образовательная деятельность по развитию речи:
« Рассматривание комнатных растений» и веток с почками»,
«Посадка лука, чтобы кукла не болела».
Изобразительная деятельность:
Аппликация: « Подари березке листочки» (крупа, рваная аппликация), лепка.
Работа с родителями:
Библиотека для родителей: рекомендации, серия наглядного материала по изготовлению поделок.
Организация искусственного аквариума и изготовление рыбок.
В ходе реализации более развернутой работы по экологическому развитию у детей младшего дошкольного возраста можно отследить развитие интегративных качеств:
Интегративные качества
1.Физически- развитый, овладевший культурно-гигиеническими навыками.
2. Любознательный, активный.
3. Эмоционально отзывчивый.
4. Овладевший средствами и способами взаимодействия со сверстниками взрослыми.
5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) , адекватные возрасту.
7. Имеющий представления о себе, семье, мире и природе.
8. Овладевший необходимыми умениями и навыками.
И иметь возможность проследить уровень освоения детьми содержания образовательных областей:
Коммуникация, познание, художественное творчество, художественная литература, труд, здоровье, социализация, физкультура, безопасность.
А именно умения детей:
- Может играть рядом, не мешать другим детям, подражать действиям сверстника и взрослого.
- Осуществляет перенос действий с объекта на объект.
- Выполняет простейшие трудовые действия.
- Наблюдает за трудовыми процессами воспитателя в уголке природы.
- Соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и животными.
- Имеет элементарные представления о Правилах дорожного движения
- Узнает и называет некоторых домашних и диких животных , их детенышей.
- Различает некоторые овощи, фрукты.
- Различает некоторые деревья.
- Имеет элементарные представления о сезонных явлениях в природе.
- Может поделиться информацией, пожаловаться на неудобства и действия сверстника.
- Слушает стихи, сказки, рассказы без наглядного сопровождения
- При повторном чтении проговаривает слова, небольшие фразы.
- Проявляет навыки опрятности( замечает непорядок в одежде, устраняет его при помощи взрослого)
- Умеет ходить, бегать не наталкиваясь друг на друга.
- Владеет ( с разной степенью освоенности) изобразительной , пластической деятельностью.
- Получает и выражает разными способами яркие эмоциональные впечатления при ознакомлении с предметами, природными явлениями, как объектами изобразительной деятельности ( яркие одуванчики на лугу, сильный дождь…)
- Испытывает чувство радости от процесса, стремится поделиться со взрослыми и детьми.
воспитатель ГБДОУ№32 г.Санкт-Петербурга:
Паршенкина Ирина Александровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей в процессе экологического воспитания "Говори правильно"
Для развития мышления речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов мира природы, общественной жизни....
Консультация «Совместная деятельность взрослого и детей в процессе экологического воспитания»
Цель: повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации экологического воспитания дошкольников. Экология как наука появилась еще в конце девятнадцатого век...
Опыт работы по обогащению словаря детей в процессе экологического воспитания
В статье описан опыт работы по обогащению словаря детей в процессе экологического воспитания....
Развитие речи детей в процессе экологического воспитания "Говори правильно"
На современном этапе развитие речи и мышления является одной из основных задач воспитания дошкольников. Мышление и речь взаимосвязаны. Углубление и совершенствование мысли непосредственно влияет на ее...
Дети и их экологическое воспитание. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
В последнее время мы часто слышим такие слова, как «экологическое воспитание», «экологически чистые продукты». Что же это такое?...
Развитие речи детей в процессе экологического воспитания. Т.О.Максимова
Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Ребенок учит...
Взаимодействие педагога и детей в процессе экологического воспитания
Начало становления экологического мировоззрения приходится на дошкольный возраст. Главная роль в этом принадлежит взрослому: педагогу, родителям. Будет ли организуемая взрослыми деятельность интересна...