Значение коллекционирования
консультация по развитию речи

Бонева Анастасия Николаевна

Развитие познавательной деятельности и связной речи детей дошкольного возраста через коллекционирование.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kollektsionirovanie.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной деятельности и связной речи детей дошкольного возраста через коллекционирование.

АКТУАЛЬНОСТЬ.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая  понимается не только как процесс усвоения  знаний, умений и навыков, а, главным образом,  как поиск знаний, приобретение их самостоятельно или под руководством взрослого в процессе  взаимодействия и сотрудничества. Для формирования у детей интегративных качеств необходимо создавать условия  для развития  у них познавательной, речевой  активности, опираясь на их познавательный интерес. Благодаря которому, и сами знания, и процесс их приобретения становятся движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности ребенка.

Одним из эффективных средств  для развития речевой и познавательной активности детей является детское коллекционирование.

Коллекционирование – это форма познавательной активности дошкольников. Именно в ней проявляются интересы ребенка. Она хороша и тем, что коллекционировать можно не только материальные объекты (например, семена, минералы), но и это может быть коллекция эмоций, впечатлений о каких-то событиях. А потом можно использовать эти впечатления для того, чтобы ребенок транслировал приобретенный им опыт другим детям. Важны детские впечатления, детский опыт, детские эмоции, это ведет к взаимообогащению детского опыта.

Почему коллекционирование? 
Во-первых, в детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску,
во-вторых, коллекционирование расширяет кругозор детей,
в-третьих, занимаясь общим делом, дети преодолевают многие проблемы во взаимоотношениях между собой.
Коллекционирование имеет огромные возможности для развития креативности у детей. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания.

Цель: развитие, познавательной деятельности, связной речи детей дошкольного возраста  через коллекционирование.

Работа с детьми

Дети  редко приходят в группу с пустыми руками. Это могут быть и фантики, и открытки, и мелкие, а то и крупные игрушки, вкладыши, морские сувениры…

Что только не хранится в карманах наших детей. Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жвачек, а то и вовсе что-то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится. Почти у каждой озорной девчонки или шустрого мальчишки отыщется сумочка или коробочка с ненужным, на общий взгляд, хламом: тряпочками, пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками, крышечками. Для ребенка – это самое настоящее богатство, бесценное сокровище.

Мы решили поддержать детей в их интересе. И вот что у нас вышло…

Во время прогулок, дети находили различные камешки. Мы представили с детьми, что мы кладоискатели.  Проводя «раскопки» вместе с детьми, обнаружили несколько белых гладких камешков. Откуда они могли взяться? И почему они такие гладкие?

Вечером прочитали с детьми сказку «Неприступная гора», после этого стали собирать коллекцию камней. Интересно было ощупывать камешки, стучать ими друг о друга или о различные предметы, раскладывать камни по цвету, размеру, весу. Вместе придумывали интересные игры и опыты с камнями, знакомясь с их свойствами.

Наша коллекция пополнялась после выходных, после отдыха детей на море. Параллельно с коллекционированием был реализован проект «Загадки камней». Дети узнали названия драгоценных камней, из которых делают украшения, шкатулки, сувениры: гранат, малахит,  жемчуг, змеевик, коралл. Мы беседовали о том, для чего нужны камни, где их можно увидеть. Из энциклопедий дети узнавали, где добывают эти камни. Сравнивали, похожи ли камни между собой, искали сходство камней со знакомыми детям предметами, рассматривали открытки.                           Образовательные ситуации, ситуации общения  появлялись  спонтанно. Узнав что-то новое, дети делились информацией со сверстниками и родителями.

К коллекции камней присоединилась коллекция ракушек- больших и маленьких, разнообразных форм и цветов.

Собирая эти коллекции, дети , с удовольствием играли в игры «Узнай по описанию», «Опиши, а мы узнаем», «Конструктор из камней», «Ящик ощущений», «Выложи по порядку», «Сколько шагов до камня», «Выложи узор», «Дополни до десяти»;  придумывали интересные истории, сказки  «Для чего нужны камни», «Чем станет камешек?» В творческо-художественной деятельности создавались продукты детского творчества «Сувениры для родных», «Поделки из летних трофеев для друзей».

Приносили дети из отпуска и засушенные цветы, листья, травинки, семена. Так появился у нас гербарий. А осенью мы дополнили коллекцию семян, собранную на собственном огороде.

Так же в связи с реализацией проекта «Фантик» у нас собралась большая коллекция фантиков: маленькие и большие, бумажные и из фольги, красочные и однотонные. Детям очень нравиться использовать фантики в творческой деятельности, делать из них аппликации, наряды для кукол, украшения для себя и др. Так же часами могут рассматривать их, вспоминать кто какой фантик принёс и при каких обстоятельствах он у него оказался. Так же с ними можно играть и в дидактические игры «Найди пару», «Найди такой же», Найди лишний».

Летом ко дню строителя был изготовлен наглядный стенд «Строительные материалы», дети заинтересовались им, в связи с этим был собран раздаточный материал и коллекция «Строительных материалов».

Так же наши дети, наверное как и все любят киндер сюрпризы. Некоторые дети приносили футляры от игрушек из дома и они оказались разных цветов, формы и размеров. Мы поддержали детский интерес и создали коллекцию футляров от игрушек. Продолжением этой коллекции стала коллекция «Крышек». С которыми также очень интересно играть в повседневной жизни, а так же использовать для поделок.

Наши девочки подсказали, нам идею ещё одной коллекции «Волшебные сокровища», так же к ней присоединилась коллекция «Пуговиц». Девочки с удовольствием рассматривают и пополняют эти коллекции. Так же вещи от них мы использовали для украшения коробочек – подарок для мамы.

Так же в группе есть ещё коллекция «Ткани», которая используется для игры в «Ателье» и «Магазин».

Очень любят дети игры с предметами коллекций, придумывают истории, которые могли произойти с ними, где они могли бы использоваться. «знакомят», рассказывают откуда что привезено, становятся гидами, экскурсоводами. Вся эта работа способствует  развитию познавательного интереса, связному речевому высказыванию.

Услышав новые познавательные истории, дети делятся со своими сверстниками, воспитателями и, конечно   же, рассказывают  родителям.

 Результативность для детей

  • развитие способности к освоению и преобразованию окружающего  пространства;
  • умение работать в группе активно, сообща;
  • навыки коммуникативного общения;
  • обогащение эмоциональной сферы;
  • формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их речевого  взаимодействия.
  • самым главным в работе по коллекционированию считаем, что использование всех этих материалов показывает детям возможность вторичного использования материалов, который в избытке выбрасывают и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент.

Результативность для родителей:  

  • партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Мы в своей группе планируем далее продолжать работу по теме: «Коллекционирования» создать в группе  мини-музей «Часы» и «Магниты из разных городов». Так как целенаправленная работа в этом направлении активизирует навыки коммуникативного общения,   обогащает эмоциональную сферу, формирует яркие положительные эмоции у детей в процессе их речевого  взаимодействия и познавательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы "Воспитание у детей интереса к коллекционированию"

В статье представлен опыт работы с детьми по созданию коллекций. Самый верный способ привлечь внимание детей к чему-либо - самому взрослому проявить к этому интерес....

Коллекционирование в группе детского сада.

Методическая разработка о пользе коллекционирования в ДОУ....

Коллекционирование как средство развития творческих способностей детей.

Рекомендации по развитию креативности детей дошкольного возраста с помощью коллекционирования....

Коллекционирование

Статья о коллекционировании...

Коллекционирование - как средство развития психических процессов и речи детей

Использование коллекционирования для формирования психических процессов и развития речи детей....

Родительское собрание "Значение детского коллекционирования в развитии ребенка"

Родительское собрание "Значение детского коллекционирования в развитии ребенка"...

Значение коллекционирования для развития и воспитания дошкольников

Чем интересно собирательство дошкольникам и как взрослые могут решать ряд педагогических задач с помощью этого детского увлечения вы узнаете из статьи. Также вы сможете познакомиться с наиболее популя...