ДЕТСКИЙ МАСТЕР-КЛАСС
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Личность и способности ребенка развиваются
только в той деятельности, которой он занимается
по собственному желанию и с интересом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskiy_master-klass.docx | 0 байтов |
detskiy_master-klass.docx | 0 байтов |
detskiy_master-klass.docx | 26.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Н.Н. Никитина, воспитатель МБДОУ «Анцирский детский сад», с. Анцирь
«Детский мастер-класс – современная культурная практика, обеспечивающая доступность дошкольного образования и развитие детской инициативы и самостоятельности».
Личность и способности ребенка развиваются
только в той деятельности, которой он занимается
по собственному желанию и с интересом.
Человеку для активного участия в жизни общества, для реализации себя как личности, для успешной социализации, необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность и развивать способности. Мы убеждены, что формирование детской инициативы и самостоятельности – одна из самых актуальных проблем современного дошкольного образования.
Формирование самостоятельности и инициативы во многом зависит от уровня сформированности таких важнейших психических процессов, как память, мышление, внимание, воображение, речи, благодаря которым ребенок способен подчинить свои действия нужной задаче, достичь поставленной цели и преодолеть возникшие трудности.
Мы искали практики, которые позволили бы получить такой образовательный результат, как проявление детской инициативы и самостоятельности. Мы остановили свой выбор на современной культурной практике, именуемой Детский мастер-класс.
Родилась данная практика в процессе наблюдения за детьми. Нами была установлена следующая закономерность, если один ребенок научился делать, что-то привлекательное и необходимое, например, для игры, для него в данную минуту, то, как правило, все это он будет проделывать для всех своих одногруппников. А дети будут активно стараться воспроизвести все манипуляции и получить такой же, а по возможности улучшенный продукт детской деятельности. Поэтому возникла идея - организовать такую практику, где бы каждый умеющий ребенок, мог бы передать свой опыт, желающим научиться детям.
Собирая информацию о детском мастер-классе, мы столкнулись со следующей проблемой – небольшое наличие только теоретического материала и отсутствие практической отработки проведения, оформления, оценки результативности и качественных показателей детских мастер-классов. В связи с этим, новизна нашей работы заключается в распространении собственного педагогического опыта в данном образовательном направлении.
Благодаря методу наблюдения мы составили корректируемый, как по частоте проведения, так и тематике, годовой план реализации детских мастер-классов, с периодичностью 1 проект в месяц, который был реализован, лишь на 10 процентов. Потому как тематика мастер-классов инициировалась только детьми, событиями, происходящими в их жизни, текущими интересами и умениями.
Получив на собрании одобрение со стороны детей и поддержку родительского сообщества (две разные беседы) мы приступили к созданию атрибутов. Нами были подготовлены бейджики и картонные браслеты для детей, выполняющих роль Мастера. Облачение в них стало особым ритуалом, без которого дети не желали проводить мастер-класс.
Отсрочив проведение первого мастер-класса, мы дали возможность детям проявить себя, создавая ситуации, где бы они сами инициировали бы тему первого проекта. Так, рассматривая тему «Природные явления», дабы вовлечь детей в данный вид деятельности, показать дошколятам, как это работает, мы совместно с детьми решили создать радугу из разноцветных конфет. Простой в исполнении, но в тоже время запоминающийся, позволил быстро подготовить ребенка к новой роли и доступно объяснить небольшому детскому коллективу все этапы создания конфетной радуги. Детям был интересен не только творческий процесс, но и процесс наблюдения за работой сверстника – Мастера.
Выбор первых мастеров для проектов проходил достаточно гладко, но мы понимали, что так будет не всегда. Поработав в данном направлении, мы создали «Мешочек выбора». Внутри небольшого мешочка лежат киндер-контейнеры, в каждый из которых помещен некий условный символ. Один - с изображением совы – это обозначение Мастера, остальные с изображением руки – это Умельцы. Дети по очереди достают контейнеры, и тем самым устанавливают свой статус в предстоящем мастер-классе. Эта процедура осуществляется уже тогда, когда дошколята определили тему следующего мастер-класса.
Далее с Мастером проводится следующая работа – знакомство с итоговым продуктом творческой деятельности, разбор всех этапов создания творческого продукта, подбор необходимых материалов, подготовка ребенка к проведению мастер-класса. Этим активно занимаются воспитатель и родители. С этого момента ребенок, родитель и воспитатель работают как единая команда.
Во время проведения мастер-класса дети-умельцы называют друг друга по имени, а к ведущему обращаются словом МАСТЕР (просят помощи или дополнительных разъяснений). Я, как воспитатель, стараюсь занимать роль наблюдателя, но при этом контролирую все процессы.
Как выяснилось позже, проектная деятельность, осуществляемая в детском саду, проводилась детьми на домочадцах. Так, возникла идея – проведения мастер-классов детьми для взрослых-умельцев. Это оказалось новой интересной траекторией развития детской инициативы. Ведь мастер-классы для взрослых умельцев это:
- новая аудитория;
- новый уровень требований;
- новый уровень ответственности.
Первый мастер-класс для взрослых-умельцев прошел в доброжелательной обстановке, Мастер не растерялся, активно помогал умельцам, проговаривал все этапы творческой работы. А это значит, что при качественной подготовке и поддержке детской инициативы мастер-класс для взрослых имеет место быть в детской образовательной деятельности. Надо отметить, что после данного проекта детское желание проводит мастер-классы увеличилось вдвойне.
Так же мы включили в этапы подготовки и проведения проектов фотоотчеты, показывающие, как разнообразна и насыщена жизнь ребенка в детском саду.
Детям нравится проводить мастер-классы и для сверстников, и для взрослых, они с нетерпением и гордостью ждут следующих проектов. Представленный опыт работы имеет практическую значимость для педагогов и родителей детей старшей возрастной группы, так как он направлен на достижение целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования. В ходе реализации практики дети приобрели опыт публичных выступлений, выступали со своими детскими инициативами, почувствовали себя успешными, стали более ответственными и проявляли самостоятельность.
Поработав в данном направлении, мы пришли к выводу, что отследить сразу быстро и точно все качественные показатели педагогической пользы для ребенка от проведения одного детского мастер-класса не представляется возможным. За ребенком нужно наблюдать в процессе проведения им двух – трех проектов. Однако, поработав в данном направлении, мы выделили следующие качественные критерии оценивания результативности детских мастер-классов
- Эмоциональная (оценка, окраска) реакция ребенка на приобретение статуса Мастера (с радостью, с уверенностью, со страхом, с желанием или полным его отсутствием дошкольник воспринял статус в предстоящем мастер-классе). Это во многом определяет дальнейшую работу над проектом:
- Способность ребенка к волевым усилиям. (Это и следование социальным нормам поведения, правилам, установленным в детском мастер-классе, в умении запомнить большой объем информации).
- Умение ребенка найти решения в возможных проблемных ситуациях. (Нуждается ли он в помощи взрослого, как часто обращается за помощью к воспитателю, прекращает ли проводить проект при первой возникшей трудности).
- Наличие или отсутствие обратной связи. ( Степень включенности всех участников проекта, умение ребенка руководить детским коллективом во время проектной деятельности, четкость выполнения роли Мастера проекта.
- Речевая активность (Способность ребенка донести необходимую информацию до Умельцев).
- Проявление творчества во время подготовки проекта (Оригинальность идей, интересные способы решения проблем).
Сравнительные таблицы.
Критерии оценивания результативности детских мастер-классов.
Наименование критерия | Положительная динамика (1 балл) | Отсутствие динамики (0 баллов) |
Эмоциональная реакция ребенка на приобретение статуса Мастер | Статус воспринимает с желанием, радостью | Полное отсутствие желания, тревога, страх |
Способность ребенка к волевым усилиям. | Мастер способен следовать социальным нормам поведения, правилам, установленным в детском мастер-классе. | Мастер не соблюдает правила и не понимает свой статус в данной проектной деятельности |
Умение ребенка найти решение в возникших (возможных) проблемных ситуациях. | Сумел найти решение в возникшей проблемной ситуации, не нуждался в помощи воспитателя. | При каждой возникшей трудности обращается за помощью к педагогу. Нуждается в непрерывном контроле и включении педагога в проектную детскую деятельность |
Обратная связь. | Наличие обратной связи со стороны Мастера и детского коллектива | Отсутствие обратной связи со стороны Мастера и детского коллектива. |
Речевая активность. | Мастер способен донести идеи до Умельцев, проговаривал и четко разъяснял этапы создания творческого продукта. | Мастер не способен донести информацию до Умельцев, на каждом этапе создания творческого продукта нуждался в помощи воспитателя. |
Творческий подход в подготовке проекта. | Мастер проявлял оригинальность идей, предлагал интересные способы решения проблем. | Мастер не проявлял оригинальность, отсутствие идей и интересных решений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детский мастер-класс "Закружила, замела Вьюга белые леса"
Мастер-класс для детей подготовительной группы владеющих грамотой и элементарными навыками работы с компьютером....
Детский мастер-класс.Овечка в загоне
Данный МК является составной частью комплексного занятия: http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/01/17/4konspekt_ovechki_v_zagone.docx...
ДЕТСКИЙ МАСТЕР-КЛАСС (в помощь педагогу)
Мастер-класс как метод обучения широко используется в образовании взрослых. Я же решила попробовать применить мастер-класс, как метод творческого, интеллектуального и речевого развития детей. Наш маст...
Конструирование. Детский мастер-класс "Домик из берёзовых брёвнышек"
Презентация поможет познакомить детей с порядком работы по созданию домика....
Конструирование. Детский мастер-класс. Танк.
Танк. В основе поделки - втулки от туалетной бумаги. Детский мастер-класс поможет объяснить порядок создания поделки....
Детский мастер класс. Конспект мастер класса по конструированию объёмной открытки к Дню Победы.
Детский «мастер – класс» – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, это особая форма организации детской деятельности, позволяющая детям...
Детско-взрослый проект «Детский мастер – класс»
Участие в Выставка-ярмарка педагогических идей» для дошкольных образовательных организаций в рамках XVII педагогической конференции работников муниципальных образовательных организаций г. К...