Конспект занятия «Украденное детство»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Сурнева Оксана Владимировна

Конспект занятия «Украденное детство»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ukradennoe_detstvo.docx112.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Украденное детство»

Цель: Познакомить дошкольников с жизнью детей во время войны. Воспитывать у детей, чувство патриотизма и любви к своей Родине.

 Программные задачи:

- расширить представления детей о Великой Отечественной войне;

- рассказать о трудовом героизме ребят - ровесников;

- показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы;

- побуждать детей к изучению истории страны, к участию в военно-патриотических мероприятиях.

-Воспитывать уважение к памяти воинов-победителей, любовь к Родине; традиции преемственности поколений.

Предварительная работа:

1. Знакомство с событиями Великой Отечественной войны через чтение книг, рассматривание иллюстраций.

2.   Заучивание стихов, пословиц, песен о войне.

3.   Экскурсия к Обелиску Славы.

Материал к занятию: 

-мультимедийный проектор, экран.

- презентация  «Дети войны»

-фонограммы: песня «Дети войны», «Вечный огонь»

Ход занятия:

«Приветствие»

Дети сидят на ковре в кругу.

Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх).

Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди)

Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя).

«Здравствуй, улица моя!» (Выпрямить руки в стороны).

Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой).

Отвечаю Травам я (Опустить руки на ковер).

Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими).

Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки).

Затем предлагаю детям сесть в кружок в затемненном помещении, включаю тихо песню «Вечный огонь» и зажигаю свечку.

Воспитатель:
Горит дрожащая свеча. 
Не дунь на пламя сгоряча. 
А ты, волшебный огонек, 
О чем бы нам поведать мог?
 
Воспитатель: Вам нравится смотреть на огонь? Какого он цвета?

Когда вы смотрите на огонь вам не страшно?

Ответы детей.

А вот знаете, было время, очень давно, когда нас еще не было, все вокруг горело и люди плакали, и со страхом смотрели на огонь. Как вы думаете, когда это было?

 Ответы детей (Когда была война)

Воспитатель: А сейчас есть огонь, который вызывает у людей особые чувства и особые воспоминания это вечный огонь.

Кто из вас был когда-нибудь у такого огня?

Ребята, а вы знаете, для чего он существует?

Ответы детей

Воспитатель: Вечный огонь символизирует вечную память о подвигах наших отважных солдат.

Каждый год  9 мая люди несут цветы и венки к этому огню.  

Что это за день такой?

Ответы детей

Воспитатель: 9 мая – День Победы в Великой Отечественной войне. Все люди нашей страны отмечают его. Что вы знаете об этом празднике?

 Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, молодцы! А знаете ли вы что-нибудь о детях, которые тогда были такими же, как и вы, как они жили, чем питались, чем занимались, как вообще выживали в войну?

Ответы детей.

       Трудные, голодные и холодные военные годы называют военным лихими, злыми годами. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось маленьким детям.

Многие дети остались сиротами, их отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек, третьи лишились не только родных, но и отчего дома, некоторые оказались на оккупированной врагами территории, или в плену у немцев.

Про детей, которые родились во время или незадолго до войны, говорят: «Это люди с украденным детством». Много дел было у ребятишек военной поры: присматривали за младшими, кроме собственного огорода работали на полях – помогали выращивать для фронта урожай.

А зачем солдатам на фронте продукты? 

Ответы детей
Воспитатель: 
В военное время очень трудно было с продуктами, и  все люди получали паек. Это одинаковая для всех норма хлеба. Тем, кто работал, давали 250граммов хлеба на весь день, а детям – 150 граммов хлеба

Воспитатель:

Как вы думаете, этого много или мало для человека, чтобы жить? 

Ответы детей.

Люди жили, несмотря на все трудности военного времени.

Во время войны царил голод, и люди питались всем, чем могли, добавляя в муку размолотую кору деревьев, траву лебеду, часто отравляясь, поедая очистки, поскольку  лекарств в то время не хватало.

Детей никто не призывал воевать, никто не заставлял работать, но так случилось, что они должны были взять на себя равную со старшими меру ответственности.                                                                                                                   Дети работали на полях вместе с женщинами и стариками потому, что взрослые мужчины были на войне, а хлеб был нужен стране и армии, и его нужно было вырастить любой ценой. Поэтому ни у кого не вызывало удивления, что колоски подбирали такие же как вы дети, а дети  чуть постарше пасли коров, на которых и пахали, так как лошадей забрали на войну.                                                                                                                                         Дети работали на заводах и фабриках, они становились за рабочие станки вместо ушедших на фронт взрослых. Часто из-за маленького роста дети не доставали до станков, и им под ноги ставили скамеечки. Но дети работали. Они знали, что помогают своим отцам и братьям.                                                   Там, где раньше изготавливали оловянных солдатиков и игрушечные пистолеты, теперь мастерили запалы для ручных гранат, сигнальные ракеты, дымовые шашки. Дети хотели хоть чем-то помочь бойцам. Школьницы вязали для них теплые носки и варежки. Приходили они и в госпитали, где лежали раненые солдаты, ухаживали за ними, писали письма их родным, Устраивали для них концерты: пели песни, читали стихи.                                   Помогали дети и почтальонам. В почтовых отделениях они разбирали письма с фронта и разносили их по домам. Но среди детей были и те, кто плечом к плечу с взрослыми воевали на фронтах и в партизанских отрядах.                             Были и такие случаи, когда дети воевали вместе с взрослыми: кто-то находился в партизанском отряде и добывал сведения о врагах, ведь маленький ребенок или подросток не вызывал подозрения у немцев; кто-то жил вместе с солдатами, и тогда его называли «сын полка».https://cdn.tvc.ru/pictures/o/163/017.jpg

 Немецкие войска расстреливали людей по малейшему подозрению их в связях с партизанами - теми людьми, которые скрывались от немцев в лесах и боролись с ними: взрывали поезда с войсками, оружием, устраивали засады. Но самое страшное было в том, что немцы угоняли детей в Германию, и многим из них не суждено было вернуться с чужой земли. Детей отбирали у матерей, погружали в эшелоны и увозили. Дети попадали в концлагеря, которые называли фабриками смерти. Но и без оккупации многие семьи потеряли друг друга. Конечно, особенно страдали дети без своих родителей, они погибли при бомбежке, или потерялись при эвакуации. Им пришлось жить в детских домах. И хотя там о них заботились, каждый вспоминал родной дом и своих близких.  Очень тяжело было выживать детям в блокадном Ленинграде. Немцы окружили город, люди умирали с голоду и от бомбежек.

Война – не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

Война – не место для детей!

Ребёнку нужен тёплый дом,

И мамы ласковые руки,

И взгляд, наполненный добром,

И песни колыбельной звуки.

Но война очень жестока, она не щадила ни взрослых, ни детей. И дети очень рано становились взрослыми, они должны были помогать своим отцам и матерям бороться с фашизмом, чтобы выжить, чтобы выжила страна.

-Ребята, что можно сказать о детях, которые жили в те далёкие, страшные годы? Какими они были?  

Ответы детей.                                                                

  Сегодня дети войны стали нашими дедушками и бабушками, многих из них уже нет в живых, а те, кто живы, хранят в своей памяти события военных лет. И им будет очень приятно, если вы, сегодняшнее поколение, будете помнить о том, что пережил наш народ в годы войны и расскажите о подвиге нашего народа своим детям, когда станете родителями. И если на вашем пути встретится это зло, я уверенна, что вы выберете верный путь.  

Воспитатель: Егор и Миша  нам подготовили стихи, давайте их послушаем.

1 ребенок

Пусть не будет войны никогда! 

Пусть спокойные спят города. 

Пусть сирены пронзительный вой 

Не звучит над моей головой. 
Ни один пусть не рвётся снаряд, 
Ни один не строчит автомат. 
 Пусть оглашают наши леса 
Только птиц и детей голоса. 
 И пусть мирно проходят года, 
 Пусть не будет войны никогда!                                

2ребенок.

Мир и дружба всем нужны,

Мир важней всего на свете,

На земле, где нет войны,

Ночью спят спокойно дети.

Там, где пушки не гремят,

В небе солнце ярко светит.

Нужен мир для всех ребят.

Нужен мир на всей планете!

Рефлексия: ребята, что вам сегодня было интересно? Что вы нового сегодня узнали?

Ответы детей.

Мы празднуем Победу!                   Шагают на месте.

Салют! Салют! Салют!        Руки поднять вверх, пальцы сжимаем, разжимаем

Кругом цветы весенние         Руки на пояс, повороты туловища,

Цветут, цветут, цветут!          Руки развести в стороны.

Все люди пляшут, празднуют,    Приседания с выставлением ног вперёд.

Поют, поют, поют!

Пусть в мире страны разные     Вдох, круговое движение руками, изображая Живут, живут, живут!                земной шар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Горжусь профессией своей за то, что детство проживаю многократно"

Занятие "Горжусь профессией своей за то, что детство проживаю многократно" знакомит ребят с профессией воспитателя детского сада, в его непростой и важной работой, а также повествует о жизни ребят в д...

Конспект НОД: экскурсия в мини-музей ДОУ на выставку «Украденное детство: к 75-летию Сталинградской битвы».

В современном обществе патриотическое воспитание  приобретает важное значение в связи с проявлением попыток обесценить великие подвиги русского народа во время ВОВ, выставить на первый план ...

Конспект занятия «С детства дружбой дорожи».

Данное занятие развивает в детях чувство дружбы, заботы и уважения к своим друзьям, поможет детям разобраться кто такой "настоящий друг"....

Интегрированное занятие"Украденный подарок"

конспект интегрированного занятия...