«Добрые зверюшки Е.И.Чарушина"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад комбинированного вида №16»
141336, Сергиево-Посадский район, пос. Реммаш
«Добрые зверюшки Е.И.Чарушина»
провела воспитатель
высшей категории Даньшина М.Ю.
7 ноября 2022 год
Цель: формирование у детей любви и интереса к книги, обобщение знаний о творчестве Е.И. Чарушина.
Задачи:
1. Закреплять знания детей о творчестве художника-иллюстратора
Е.И. Чарушина;
Формировать умение всматриваться в иллюстрации, замечать выразительные средства (цвет, движения, выражения глаз и др.);
2. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
Развивать танцевально-игровое творчество, совершенствовать умение импровизировать под музыку; продолжать развивать умение придумывать движения;
Содействовать проявлению активности и самостоятельности в передаче образа в театрализованной деятельности.
Активизировать речь детей;
словарь: иллюстрация, иллюстратор, художник-анималист.
Упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов, в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе.
3.Воспитание гуманного отношения к животным, природе.
Предварительная работа
1.Музыкальный репертуар:
«Ежик» Д. Кабалевский, «Лиса» из музыки к сказке «Кот-Котофеич» М. Мильман; «Выход медведя», «Пляска с медведями» музыка Н. Туварджи.
2. Чтение рассказов Е. И. Чарушина, знакомство с жизнью и творчеством писателя.
3. Рассматривание иллюстраций, создание выставки рисунков, поделок по произведениям Е.И.Чарушина.
4.Беседы о прочитанном.
5. Экскурсия в библиотеку
6. Приобщение родителей .
Материал и оборудование: проектор, интерактивная доска, столы, стулья, выставка рисунков, книги Е. И. Чарушина, портрет писателя, конверты с заданиями для викторины, шапочки животных, жетоны, следы животных на карточках, наглядный материал, искусственные деревья, скворечник, муляж норы, ватман с нарисованным лесом ,кисти, клей.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Под мелодию «В мире животных» дети входят в группу и встают полукругом. Группа оформлена рисунками детей в стиле Е. Чарушина, фотографиями животных. На стене расположен портрет Евгения Ивановича Чарушина, дерево с яблоками, лесные зверюшки. В группе на столе находятся книги с его иллюстрациями. Воспитатель обращает внимание детей на оформление группы. На интерактивной доске портрет Е.Чарушина. Музыка затихает…
В:Дети посмотрите к нам сегодня на занятие пришли гости, давайте поздороваемся и улыбнемся нашим гостям, подарим хорошее настроение. Дети улыбаются и здороваются.
Дети проговаривают хором:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте !» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем привет! И добрый день
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется.
-Доброе утро!
На экране появляется портрет Е. И Чарушина (слайд 1).
В: Дети, посмотрите на портрет этого человека. Кто это? (Правильно! Это Евгений Иванович Чарушин)
В: А кто он такой?
Дети: Писатель-анималист
В: А кто называется анималистом?
Дети: Художник, который рисует животных.
В: Давайте мы с вами послушаем, что нам расскажет о
Е. И. Чарушине Юля Г. (сообщение).
Рассказ ребенка
Отец у Евгения Чарушина был архитектор и художник, мама была натуралистом и с детства прививала маленькому Жене любовь к животным. Познавая природу и животный мир, он захотел выразить свои наблюдения и впечатления в словах, и оказалось природа наградила его даром писателя. А то что он не мог выразить словами, ему помогли кисть и карандаш. Тонкий наблюдатель, владеющий «языком» зверей и птиц, добрый волшебник карандаша и рассказа. Наблюдая повадки зверей и птиц он острым взглядом художника и писателя подмечал любопытные детали, а потом на бумаге рождались удивительные и притягательнее образы лесных обитателей. Много книг для детей написал и проиллюстрировал Е.И.Чарушин.
Воспитатель предлагает детям отправиться в увлекательное путешествие и объясняет правила игры «Викторина» по рассказам Евгения Чарушина к его добрым и весёлым зверюшкам. Ребята ,посмотрите мы с вами попали в волшебный лес про который писал в своих рассказах Е.И.Чарушин. Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды под названиями «Зайчата» и «Лисята».
Дети:
Встану прямо,
Не согнусь,
На отлично потружусь…
Если нужно отвечать,
Надо руку нам поднять.
Чики-чики-чики-чок,
Не стесняйся, язычок.
В:Добрый лес, старый лес
Полон сказочных чудес!
Мы идем гулять сейчас
И зовем с собую вас!
Дети идут по следам лисы и скворца за конвертами с заданиями для викторины.
Викторина:
В:Про болтливую сороку,
Про медведя и лисят,
Про веселого, котенка,
Скворушку, Никиту, Томку
Знает каждый из ребят.
Викторина! Всем внимание!
Отвечай, с друзьями слушай:
Придумал нам задания
Писатель-художник
Евгений Иванович Чарушин.
1 задание
В:Воспитатель открывает конверт и читает задание, сейчас вы услышите музыкальное произведение, вы послушайте и представьте, какое животное можно изобразить под эту музыку.
Дети изображают зайца, медведя, лису под соответствующую музыку .
2 задание (дети садятся на стулья)
В:Загадка,послушайте внимательно.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита.
В: Дети, давайте вспомним, какие рассказы написал Е. И. Чарушин (дети перечисляют).
В: Кто чаще всего бывает героем рассказов Е.И.Чарушина?
Дети: Животные, маленькие зверята.
В: А сейчас предлагаю вам посмотреть картинки. Скажите, а как называются картинки в книгах?
Дети: Иллюстрации.
В: А художник, который пишет иллюстрации в книгах, называется художник - иллюстратор. Е. И. Чарушин сам писал иллюстрации к своим рассказам. Он художник - иллюстратор.
В: Из какого рассказа эта иллюстрации?
Показ слайдов (слайды 2-4)
Д: « Медвежонок», «Лисята», «Томка».
В: Кто не любит зверюшек?
Зайчат, медвежат и хрюшек?
А тот, кто Чарушина книги читал,
О разных животных много узнал.
Забавные киски, собачки и птички,
В книжках живут на каждой страничке.
Сам автор рассказов для вас рисовал.
Вот Томка, вот Тюпа
О них ты читал?
3 задание
Воспитатель читает задания по очереди для каждой команды ,за каждый правильный ответ воспитатель дает команде жетоны:
1.Почему охотник выбрал из всех щенков Томку?
(Он искал деревяшку, которую охотник от него спрятал)
2.Какая любимая игрушка была у Томки?
(Мячик)
3. Как Томка поплыл в первый раз?
(Побежал в воду за мячом и не заметил как поплыл)
4.Кого Томка испугался на первой охоте?
(Он испугался коровы)
5.Какие сны видит Томка?
(Он видит собачьи сны: про охоту, про зверей, про птиц)
7.Из-за чего Томка обижается?
(Он не любит, когда над ним смеются)
9.Кто стал играть с Томкой в больного?
(Мальчик Никита)
10.Как выглядел доктор?
(Никита надел на себя халат из простыни, очки нацепил, взял докторскую трубочку-дудку-игрушку)
11. Что сбрасывали мишки с крыши из рассказа «Медвежата»?
(Кирпичи)
12.Почему соседи жаловались на медвежат?
(Разогнали цыплят, у коровы молоко пропало, разбирают трубы на кирпичи).
13.Почему Тюпу прозвали Тюпой?
(Котенок, когда видит что-то интересное, двигает губами и «тюпает»: «Тюп-тюп-тюп»)
14.Почему Тюпа не ловит птиц?
(Его клюнул дрозд)
15. В какую обувь спрятались лисята?
(Сапог)
16. Кого Аня учила говорить?
(Скворца)
17. Маленький герой рассказов Е.И. Чарушина?
(Никита)
18. Кто научил Женю говорить звук «Р»?
(Ворона)
19.Кто накормил зайчат?
(Кошка в рассказе «Про зайчат»).
20.Как ловил рыбу медведь-рыбак?
(Достает лапами, прикусывает, садится на камень, а когда встает, то рыбу уносит течением).
4 Задание
Инсценировка «Заяц и белка»
Белка: Почему ты зайчик, грустный?
Заяц: Потерял кочан капусты.
-А какой?
-Вот такой …Круглый, белый и большой.
-Ну-ка, зайка-шалунишка,
Дай потрогать животишко!
Он тугой как барабан !
-Значит съел я свой кочан. И забыл.
5 задание
Закончи предложение:
Медведь живет в …
У зайца длинные …
Волчонок –это детеныш…
У белки есть пушистый…
6 задание
Какое слово самое длинное?
Белка, заяц, медвежонок, олень
Рысь, волк, лось, лисица.
7 задание
Исправь ошибку
Злая волк.
Пушистое хвост.
Длинный уши.
Рыжий плутовка.
8 задание
Подбери признак/действие
Заяц(какой?)-трусливый…
Лиса (какая)-хитрая…
Медведь (какой?)-косолапый…
9 задание
«Отгадай чья тень»
Слайд 5
10 Задание (дети садятся на стулья)
В: Евгений Иванович Чарушин – талантливый, удивительный художник-анималист, писатель и художник – иллюстратор. Его давно нет с нами, но его рисунки, рассказы продолжают дарить радость детям и взрослым. Давайте, друзья, станем сейчас художниками-анималистами. На мольберте расположен ватман с изображением леса и каждый ребенок приклеивает картинку с животным, заранее изготовленным совместно с родителями.
Посчитать жетоны у каждой команды.
В:Молодцы! Очень интересно получилось!
Ребята о чем сегодня в игре шла речь?
Кому какое задание больше понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ занятия по физическому воспитанию Тема: «Зверюшки, навострите ушки!»
Конспект занятия по физической культуре в средней группе ...
Конспект НОД на тему: "Пушистые зверюшки".
Предлагаю ознакомится с конспектом непрерывной образовательной деятельности по изобразительному искусству в средней группе, на тему: "Пушистые зверюшки"....
"Поможем зверюшкам найти маму"
Конспект совместной деятельности с детьми I младшей группы «Поможем зверюшкам найти маму» на тему «Дикие животные»...
Конспект НОД по реализации ОО "Художественное творчество" рисование "Игрушки-зверюшки"
Конспект НОД по реализации ОО "Художественное творчество" рисование "Игрушки-зверюшки"...
Конструкт занятия по рисованию "Добрый мир писателя и художника Чарушина Е.И."
Цель: формирование добрых чувств, при знакомстве с творчеством Е.И. Чарушина....
Чарушин Е. И. - Никитка и его друзья (илл. Чарушин Е. И.) - 1973г
Чарушин Е. И. - Никитка и его друзья (илл. Чарушин Е. И.) - 1973г...