Картотека игр на развитие фонематического слуха
картотека по развитию речи
Предварительный просмотр:
Картотека игр на развитие фонематического слуха
«Назови последний звук в слове».
Оборудование: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ. стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.)
Ход.
Воспитатель показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове дверь последний звук/ж а не р). Когда все картинки будут рассмотрены, педагог предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую - на мягкий. Детям, которые не четко произносят звуки, предлагается отчетливо произнести согласные звуки в конце слова.
«Волшебное чтение»
Цель: формирование навыка звукобуквенного анализа и синтеза; обгащение словаря.
Оборудование: карточки с черно-белыми картинками, похожими друг на друга.
Ход.
Дети рассматривают карточку, уточняют, какие именно картинки на ней нарисованы. Ориентируясь на буквы, написанные внутри матрешек, составляют и записывают слово. Затем объясняют его значение, звукобуквенный, морфемный состав. С данным словом можно составить предложение, записать его; уточнив состав (количество слов, наличие в предложении предлогов или союзов).
Например: на карточке есть изображения матрешки, неваляшки, круга, солнца. Воспитатель предлагает детям прочитать слово, спрятанное, например, в матрешках.
"Почтальон"
Цель: развитие фонематического слуха, умение анализировать и обобщать.
Ход. Почтальон собрался разносить почту, но на домиках вместо адреса написаны буквы согласные и гласные. Ребенок должен найти, в какой домик нужно отнести почту.
Задания:
2) Отнести только в те домики, где буквы согласные.
3) Отнести только в те домики, где буквы гласные.
"Бабочки на полянке"
Цель: обучение составлению и чтению слогов.
Для этой игры необходимо иметь две зеленые полянки и 6-8 предметных картинок с изображением пестрых бабочек. На обратной стороне бабочки крепятся согласные и гласные буквы. Бабочки с согласными буквами находятся на первой полянке, а с гласными - на второй. Детям предлагается поймать по одной бабочке с каждой полянки, перевернуть их, составить и прочитать полученный слог. Возможны варианты: можно с обратной стороны у бабочек прикрепить готовые слоги. Ребенку предлагается поймать бабочку, прочитать слог, дополнить его до полного слова, используя буквы на наборном полотне.
«ЗАКОНЧИ СЛОВО».
Цель: упражнять в самостоятельном подборе на слух нужного слога, подходящего по смыслу.
Ход.
Воспитатель произнесит начало слова, а дети должны добавить тот слог, чтобы получилось понятное слово.
(вы - фы) (ба – па) (сы - зы) (са – ца)
шка...(фы) жа…(ба) бу…(сы) мельни…(ца)
сли…(вы) шай…(ба) во…(зы) кузни…(ца)
тык…(вы) ре…(па) та…(зы) поло…(са)
канна…(вы) ли…(па) ту…(зы) колба…(са)
голь…(фы) лу…(па) ча…(сы) актри…(са)
тра…(вы) ры…(ба) какту…(сы) пшени…(ца)
ша…(ры) ла…(па) гро…(зы) терра..(са)
«Самый зоркий», или «Кто быстрее».
Цель: развитие произвольного внимания и памяти.
Для этой игры необходимо иметь набор карточек с буквами и слогами. Детям на несколько секунд под счет: «Раз, два, три - внимательно смотри!» - показывается та или иная буква. Затем среди других 7-8 букв. Побеждает тот, кто первым назовет и покажет нужную букву.
Задание:
Найти, показать и прочитать нужный слог.
Найти слог с такой же согласной, но чтобы согласный звук был мягким. (Например: слог «НА» - находим «НЯ».)
"Хлопушка"
Цель: развитие внимания.
«Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук «к», хлопни в ладоши один раз. Если услышишь в слове звук «г» — хлопни два раза».
Начинайте упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость. Говорите четко и громко, чтобы ребенок слышал все произносимые звуки. Корова, кисель, гора, норка, карусель, гитара, сапог, сук, гардина, рука, догнал, толкнул.
Вы можете подбирать сами слова для этого упражнения, а также и на другие звуки. Это упражнение заодно поможет вам проверить реакцию ребенка.
"Домики для звуков"
Цель: развитие у детей осознанное восприятие твердых и мягких согласных .
Ход.
Детям раздают по несколько карточек. Взрослый устанавливает очерёдность. Ребенок называет свою картинку, выделяет первый звук в слове, даёт ему характеристику, показывает букву, которой на письме обозначают этот звук, и кладет карточку на домик, соответствующий мягкому звуку (зеленый домик) или твёрдому звуку (синий домик). Если кто-то допустил ошибку, то карточка остаётся у него. Выигрывает тот, кто первым правильно разложит свои картинки.
"Придумай слово"
На определенный звук ребенок называет слова, которые знает. Можно посоревноваться, кто больше назовет слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека. Игры для развития фонематического слуха.
В картотеке собраны игры для развития фонематического слуха и представлены в виде карточек, с подробным описанием хода игры, целей и оборудования....
Картотека игр для развития фонематического слуха у детей с нарушениями речи
Картотека игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста...
картотека игр на развитию фонематического слуха
средняя группа...
Алексеева Елена Михайловна учитель-логопед МДОУ детский сад №16 «Ягодка» ЯМР. Картотека упражнений на развитие фонематического слуха дошкольников.
В картотеке подобраны и описаны 53 игры на развитие фонематического слуха....
картотека игр на развитие фонематического слуха
картотека игр, направленных на развитие фонематического слуха...
Картотека игр для развития фонематического слуха
В материале представлены игры и различные упражнения для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста....
Картотека игр по развитию фонематического слуха у дошкольников
Различение звуков речи – фонематический слух – является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает...