Конспект по речевому развитию "Пожарная безопасность"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №37
«Веснянка» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
КОНСПЕКТ
организованной образовательной деятельности
по речевому развитию
на тему: «Пожарная безопасность»
для воспитанников подготовительной к школе группе
Волкодав Ольга Станиславовна
воспитатель первой
квалификационной категории
Согласовано
старший воспитатель
____________ Ионова И.А.
2019-2020 учебный год
Цель: совершенствовать речь;
Задачи:
Образовательные:
-продолжать расширять и уточнять представления детей о пожарной безопасности, пожароопасных предметах, профессии пожарный;
-продолжать формировать умение пересказывать тексты с опорой на наглядную схему;
-совершенствовать фонематический слух: формировать умение определять место звука в слове;
-формировать умение различать гласные и согласные звуки;
-формировать умение составлять звуковую схему слова;
-совершенствовать умение образовывать по образцу однокоренные слова;
-закреплять умение делить двусложные слова на слоги;
- обогащать представления о огне, воде;
-активизировать словарный запас детей прилагательными, характеризующими огонь.
Развивающие:
- развивать у детей умение правильно отвечать на поставленные вопросы, формировать навыки применения диалогической и монологической речи;
-развивать память, внимание, смекалку, логическое мышление
Воспитательные:
-воспитывать чувство осторожности и самосохранения;
-воспитывать уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем,
-воспитывать чувство благодарности к людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Приоритетное направление: речевое развитие.
Интеграция: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.
Используемое оборудование: ноутбук, проектор, доска для слайдов, мольберт.
Используемый материал: плоскостной макет дома.
Раздаточный материал: карандаши, звуковые домики, заготовки буклета, картинки по пожарной безопасности, клей-карандаш, клеенка, салфетка (на каждого ребенка).
Форма организации деятельности: групповая.
Место проведения: групповая комната.
Предварительная работа:
-беседы по теме «Пожарная безопасность», «Профессии».
-продуктивная деятельность: изготовление макета по пожарной безопасности, изобразительная деятельность «Пожарная безопасность»;
- рассматривание иллюстраций;
-экскурсия в пожарную часть;
-сюжетно – ролевые игры по теме «МЧС»;
-чтение художественной литературы.
Словарная работа: обжигающий.
Вводная часть: дети стоят в кругу.
Педагог: Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Здравствуйте!
Педагог: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними тоже поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Педагог: А что значит слово «здравствуйте»?
Дети: Здравствуйте, значит «желаю здоровья».
Педагог: Ой, ребята, я же совсем забыла, к нам сегодня пришел еще один гость! Это наша старая знакомая - Монсик Хохотайка.
(на экране появляется Монсик, в руке держит огонь.)
Педагог: Ребята, что же Хохотайка держит в руках?
Дети: это «огонь».
Педагог: Правильно. А разве можно играть с огнем?
Дети: нет, играть с огнем нельзя.
Педагог: Ну, Хохотайка, хоть ты и живешь в волшебной стране, а правила пожарной безопасности все равно знать и соблюдать нужно!
Ребята, а давайте, сегодня вместе с Хохотайкой поговорим об огне и пожарной безопасности.
Дидактическая игра «Подбери прилагательное»
Педагог: Предлагаю Вам вспомнить, какой же бывает огонь. А помогут нам волшебные палочки (карандаши с ребристой поверхностью, на конце объемный огонек).
Крутим палочку, смотрим на огонек, вспоминаем прилагательные, которые можно отнести к слову «огонь».
Дети: яркий, горячий, обжигающий (повторить, закрепить), опасный, красивый, красный и т.д.
Педагог: правильно.
Педагог: Знаешь, Хохотайка, огонь – это очень опасно!
Педагог: Ребята, расскажите, что бывает, когда огонь злой?
Дети: горит дом; горит лес; огнём можно обжечь руки, лицо; может загореться утюг, плита, розетка.
Звуковой анализ слов
На слайде дом с окошками.
Педагог: Когда горит дом, что это?
Дети: Это пожар!
Педагог: Сколько слогов в слове «пожар»?
Дети: 2.
Педагог: Сколько звуков в слове «пожар»?
Дети: 5.
Педагог: Какой первый звук?
Дети: «п»
Педагог: Какие гласные звуки в слове?
Дети: о, а.
Педагог: Есть ли в этом слове мягкие согласные звуки?
Дети: нет.
Дети совместно с педагогом выполняют звуковой анализ слова «пожар», отвечают на вопросы.
Педагог: Ребята, а чем можно потушить пожар?
Дети: огнетушитель, песок, вода и т.д.
Педагог: правильно. Но издревле, самым лучшим средством тушения пожара является вода.
Педагог: А какие свойства воды вы знаете?
Дети: Вода – это жидкость. Она не имеет формы. Вода прозрачная, бесцветная, безвкусная. Вода тяжелее воздуха.
Педагог: Сколько слогов в слове «вода»?
Дети: 2.
Педагог: Сколько звуков в слове «вода»?
Дети: 4.
Педагог: Сколько гласных звуков?
Дети: 2, «о», «а»
Педагог: А сколько согласных?
Дети: 2, «в», «д»
Педагог: Ребята, обратите внимание, у вас на столах лежат звуковые домики. Я предлагаю Вам самостоятельно составить звуковую схему к слову «вода». Будьте внимательны.
Дети выполняют задание.
Педагог: Молодцы!
Дидактическая игра «Подбери однокоренное слово»
Педагог: Ребята, а теперь давайте подберем однокоренные слова к слову «вода»
Дети: водяной, водопад, водопровод, водохранилище, водянка, водица, водичка и т.д.
Физкультминутка
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок.
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
Пересказ рассказа (по опорной схеме)
Педагог: А теперь, давайте послушаем рассказ и узнаем, что же произошло в доме, почему начался пожар.
В одном доме жила семья. Мама, папа и две дочери. Старшую сестру звали Таня, а младшую звали Маша. Мама с папой ушли на работу, а девочки остались одни дома. Старшая сестра села читать книгу, а младшая стала играть с игрушками. У неё было много игрушек, только все они Маше уже надоели, и она решила придумать себе новую игру. А для игры взяла Маша спички. Увидела старшая сестра спички, испугалась и говорит:- Нельзя брать спички! Нельзя играть со спичками! Только младшая сестра её не послушала и потихоньку зажгла спичку. Начался пожар.
Пересказ рассказа (2-3 ребенка)
Дидактическая игра «Спасём дом от пожара».
Педагог: Ребята, огонь разбушевался, разыгрался! Давайте спасём дом от пожара. Для этого нам нужно выполнить задания.
Педагог: Слушайте, думайте и правильно отвечайте. Если ответите правильно, огонь в окошке погаснет.
Дети слушают утверждения, вопросы, а затем по одному отвечают.
ЗАДАНИЯ:
1. Пожар – это страшно?
2. Вова поджигает сухие листья.
3. Таня играет с куклой.
4. Мама варит суп.
5. Какого цвета пожарная машина?
6. Номер телефона пожарных?
7. Девочка включила утюг.
8 Можно играть спичками?
9. Кто тушит огонь?
Педагог: Ребята, а кто знает, как вызвать пожарных?
Дидактическая игра «Вызываем пожарных»
Педагог: Представьте, что у вас горит квартира. Вам необходимо сообщить об этом пожарным. (Ребенок берет телефонную трубку и вызывает пожарных. Называют, что горит, адрес и фамилию. Например, 101- Меня зовут Маша Иванова. Помогите, у нас пожар. Улица Свердлова, дом 8, квартира 3)
Педагог: А можно ли ради шутки, звонить по номеру 101? Почему?
Дети: Нет, ведь пока пожарные ездят в поисках несуществующего возгорания, кому-то может потребоваться настоящая помощь.
Педагог: Правильно, ребята. Пожарных нельзя отвлекать от работы без важных причин и в шутку.
Педагог: Ребята, а бывает ли огонь добрым?
Дети: Да.
Педагог: А что делает добрый огонь?
Дети: согревает, освещает (дарит тепло, свет), помогает приготовить пищу.
Художественно-продуктивная деятельность «Злой – добрый огонь»
Педагог: Ребята, посмотрите у вас на столах лежат буклеты, разверните их. Слева Вы должны наклеить изображения, где огонь злой, а справа – где огонь добрый. Картинки находятся в тарелочке на столе.
Не забывайте, нужно аккуратно пользовать клеем, наносить клей только на специальной клеенке, с обратной стороны; приклеенную картинку прогладить салфеткой.
Педагог: Все закончили? А теперь поменяйтесь буклетом со своим соседом по парте и давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание (изображение на экране).
Педагог: Молодцы!
Педагог: Ну вот и пришла пора Хохотайке отправляться обратно в страну Монсиков через свой волшебный портал. Пусть она расскажет всем своим друзьям монсикам про пожарную безопасность и покажет им наш буклет. До свидания, Хохотайка!
Дети: До свидания!
Подведение итогов
Педагог: О чем мы сегодня говорили?
Что вам больше всего понравилось?
Что было самым сложным?
Что нового вы узнали?
Дети: ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».
АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребенок поп...
КОНСПЕКТ КУКОЛЬНОГО СПЕКТАКЛЯ « АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ» Старшая группа для детей с речевыми нарушениями «Ириски»
итоговое мероприятие по проекту "Юный пешеход"...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект ООД речевое развитие "Безопасность на дороге"
старшая группа...
Конспект по речевому развитию "Пожарная безопасность"
Совершенствование речи...
Конспект НОД в средней «Безопасность нам нужна, безопасность нам важна» (безопасность в быту)
Закрепить знания детей об основных правилах безопасного поведения в быту...
Конспект открытого занятия по безопасности (личная безопасность) в старшей группе « Азбука безопасности.»
Конспект открытого занятия по безопасности (личная безопасность) встаршей группе « Азбука безопасности.»...