"Совместная деятельность воспитателя и учителя-логопеда по формированию грамматического строя речи"
материал по развитию речи (старшая группа)
В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей с привлечением различных специалистов: логопедов, психологов, воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по ФК, при необходимости, врачей. Логопедическая работа с дошкольниками до сих пор в ряде случаев осуществляется без учета конкретных данных системного процесса речевого развития ребенка, а также без учета своеобразных закономерностей дизонтогенеза речи. Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем речевого развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы
"Совместная деятельность воспитателя и учителя-логопеда по формированию грамматического строя речи"
Кириллова Ирина Христиановна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 "Белочка" (МБДОУ д/с №7 "Белочка") город Зверево
воспитатель
Тема: Совместная работа воспитателя и учителя-логопеда по формированию у дошкольников грамматического строя речи.
В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей с привлечением различных специалистов: логопедов, психологов, воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по ФК, при необходимости, врачей.
Логопедическая работа с дошкольниками до сих пор в ряде случаев осуществляется без учета конкретных данных системного процесса речевого развития ребенка, а также без учета своеобразных закономерностей дизонтогенеза речи. Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем речевого развития детей.
В основу формирования правильной устной речи дошкольников положена такая единица речи, как предложение, с учетом закономерностей его синтетического и аналитического развития.
Выдающийся лингвист А.Н.Гвоздев писал: "Предложение в развитии детской речи играет огромную роль. Именно в предложении формируются как отдельные словосочетания, так и отдельные грамматические категории с их внешним морфологическим выражением".
Задачи: Расширять, активизировать словарь детей.
Совершенствовать лексико-грамматические представления.
Развивать связную, выразительную речь.
Осуществлять полноценную подготовку к обучению в школе.
Формирование практических грамматических умений осуществляется на специфических занятиях формирования грамматического строя речи. Наиболее значимыми для формирования практических грамматических умений являются занятия закрепления, предполагающие автоматизацию и конкретизацию изученных грамматических закономерностей и обобщений в системе тренировочных упражнений, что предполагает взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя.
В начале учебного года учитель-логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, обращает их внимание на особенности поведения, характер детей, определяет программу обучения, объясняя воспитателям цели и задачи программы, методы ее реализации, сообщая сроки и продолжительность этапов коррекционной работы, намечая результаты, которых следует достигнуть к концу того или иного периода обучения.
Используя данные изучения речи детей, воспитатель определяет конечные цели и задачи коррекционно-речевого воздействия применительно к каждому ребенку.
Работа по формированию правильной грамматической речи проводится в основном как часть занятия, в совместной педагога с детьми и самостоятельной детской деятельности. Используем различные формы работы: словесные упражнения (словоизменения, словообразования), дидактические игры, игры-драматизации и др. Важным является личный пример правильной речи педагога. Участвуя в ГМО на тему"Использование современных образовательных технологий на занятиях по формированию грамматически правильного строя речи", показали игру-путешествие с использованием разнообразных форм работы по совершенствованию грамматической речи. Получили высокую оценку коллег.
На занятиях стремимся к максимальной индивидуализации взаимодействия с ребятами, имеющими недостатки в речевом развитии; к тому, чтобы они постоянно находились в фокусе внимания и получали задания, соотносимые с их особенностями и потребностями развития.
Занятия познавательного цикла (ознакомление с живой и неживой природй, чтение литературных произведений и др.) обеспечивают широкие возможности для речевого развития детей. Например, активизации и обогащения словаря, отработки правильных грамматических конструкций, развития навыков связной речи, совершенствования слухового вниманий и фонематического восприятия, закрепления правильного звукопроизношения. Кроме того, в ходе естественной речевой коммуникации дети осваивают разные речевые модели: от простых (ответы одним словом, словосочетанием), до более сложных (использование сложноподчиненных и сложносочиненных предложений). Педагог варьирует методическую инструментовку занятий, чтобы они наиболее полно соответствовали индивидуальным коррекционно-речевым программам детей.
Занятия эстетического цикла (лепка, рисование, конструирование и аппликация) создают условия для развития навыков общения: при совместном выполнении какой-либо поделки, изображения и т.д., обычно возникают оживленные диалоги, что особенно ценно для ребят со сниженной речевой инициативой. Порой воспитатели не осознают педагогической значимости сложившейся ситуации и, в дисциплинарных целях, запрещают детям общаться. Задача профессионала, напротив, заключается в поддержке и всяческом поощрении речевой активности дошкольников, направлении ее в нужное русло и использовании для решения коррекционно-развивающих задач.
Еще большим потенциалом в плане речевой коррекции обладает нерегламентированная рамками занятий и преобладающая по продолжительности (до 5/6 всего времени пребывания в ДОУ) деятельность детей под руководством педагога или самостоятельная. Здесь организовываем индивидуальные и подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия педагога с воспитанниками: специальные дидактические и развивающие игры; занимательные упражнения; беседы; совместные практические действия; наблюдения; экскурсии; методически продуманные поручения и трудовые задания и др..
При этом во внимание обязательно принимаются возраст дошкольников, их речевые и познавательные возможности.
В совместную с детьми деятельность (обычно в организующие мероприятия в первую половину дня) включаются упражнения:
- по отработке артикуляционных упражнений;
- для автоматизации поставленных звуков;
- на повторение скороговорок, поговорок, стихотворений, текстов, ранее отработанных учителем-логопедом;
- для развития фонематического слуха;
- по формированию лексико-грамматической стороны речи;
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковые упражнения (используем ранее созданную логопедическую картотеку).
Примерные задания и игровые упражнения
Игра "Назови ласково"
Цель: Воспроизведение уменьшительно-ласкательных форм существительного.
Материал: предметы для игры (шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, яблочко).
Ход выполнения задания: Педагог предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и ее можно назвать "куколка". Все предметы для куколки тоже маленькие, и поэтому их надо назвать ласково.
Примерные ответы детей: Куколка открыла шкафчик.
Игра "Что для чего"
Цель: Закрепление данной модели словообразования и выделение общего суффикса -ниц- в этих словах.
Материал: предметы (селедочница, салатница, сахарница).
Ход выполнения задания: Педагог предлагает детям назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло). Затем задает вопрос: Где хранятся эти предметы? (хлеб - в хлебнице)
После названия предмета дети кладут его в ту емкость, в которой он хранится. Далее логопед предлагает детям еще раз прослушать эти слова и определить общую часть. При этом педагог подчеркивает голосом суффикс -ниц-.
Примерные ответы детей: "Сахар положил в сахарницу", "Хлеб - в хлебнице"
Игровые упражнения по закреплению словообразования прилагательных
Игра "Чьи хвосты"
Материал: набор цветных картинок с изображением хвостов диких и домашних животных.
Ход выполнения задания: Педагог рассказывает сказку "Хвосты".
Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. Давайте мы им поможем. Но хвосты спрятались в лесу, и, чтобы их найти, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос "Чей это хвост?" Например, хвост зайца надо назвать "заячий хвост".
Вот на дереве, на сосне висит серенький пушистенький хвост белки. Чей это хвост? (беличий). Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (медвежий). Дадим медведю его хвост. В чаще леса нашелся хвост волка. Чей это хвост? (волчий). А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (лисий). А на пенечке - тоненький хвостик мыши. Чей это хвост? (мышиный).
Все животные нашли свои хвосты и были очень рады. А теперь вспомните, как называются хвосты у домашних животных. Хвост собаки - собачий; хвост кошки - кошачий; хвост коровы - коровий; хвост лошади - лошадиный; хвост быка - бычий; хвост козы - козий; хвост барана - бараний; хвост овцы - овечий.
Игра-лото "Что из чего сделано?"
Цель: Закрепление в речи детей словосочетаний прилагательное+существительное.
Материал: карточки с изображением предметов, а также предметы для игры (нож, ложка, сковорода, хлеб, чашка)
Ход выполнения задания: У детей карточки лото с изображением различных предметов, Педагог называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Например, стакан из стекла. Дети ищут изображение этого предмета на карточках. Тот, кто его находит у себя на карточке, должен назвать словосочетание прилагательного и существительного, т.е. ответить на вопрос "Какой? Какая? Какое? (стеклянный стакан) и закрыть картинку фишкой.
Выигрывает тот, кто не ошибался и раньше других закрыл все картинки.
Стакан из стекла - стеклянный; сковорода из чугуна - чугунная; ложка из дерева - деревянная; нож из металла - металлический; ведро из железа - железное; ваза из хрусталя - хрустальная и т.п.
Игра "Добавь слово"
Цель: Закрепить в речи детей слова, обозначающие действие предмета.
Материал: набор цветных картинок
Ход выполнения задания: Педагог предлагает детям внимательно посмотреть на картинки. На одних картинках действие уже совершено, на других - совершается.
Задает вопросы: Ребята, где птичка в клетку влетает, а где вылетает?, Где машина к дому подъезжает?, Где отъезжает от дома?
А теперь усложним задание. Логопед показывает картинку с изображением какого-либо действия, а ребенок должен вставить нужное слово-действие. Например, воду в стакан....., воду из стакана.....
Примерные ответы детей: Воду в стакан налил.
Наливает - выливает
Умывается - умылся
Мыла - вымыла
Задания, направленные на формирование навыков словообразования сочетались с лексико-грамматическими упражнениями. Большое внимание уделялось словообразованию глаголов (дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида).
В играх, наряду со словесной коммуникацией, дети получают возможность использовать привычные для себя несловесные средства коммуникации - движения, мимику, жесты, осуществлять ролевое моделирование сюжета.
Во второй половине дня воспитатель организовывает дидактические игры и упражнения, привлекает детей к активному участию в них.
Как результат можно отметить положительную динамику речевого развития детей, хорошую подготовку к обучению в школе (из диагностики педагога-психолога и учителя-логопеда, а также педагогической диагностики воспитателя).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности воспитателя и учителя-логопеда с детьми группы компенсирующей направленности с ОНР «Поможем Человеку Рассеянному» (по произведениям С.Я.Маршака)
Конспект содержит материал, помогающий педагогам в работе с детьми с ОНР по развитию речи....
Опыт работы учителя-логопеда, на тему: "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня посредствам кинетического песка."
Опыт педагогической работы учителя-логопеда, который может быть использован коллегами....
Из опыта работы воспитателя Коршуновой Е.Е. Источники формирования грамматического строя речи детей
laquo;Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову,а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе,постоянно распределяя по руб...
Конспект совместного занятия воспитателя и учителя-логопеда по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе. «Руки- наши помощники»
Образовательная деятельность по речевому развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности. Нужны ли руки человеку? попробуем это доказать......
Доклад на методическом объединении учителей-логопедов на тему: «Формирование грамматического строя языка у детей с ОНР»
На первом этапе обучения основное внимание уделяют предварительной ориентировке в некоторых явлениях языка в чисто практическом плане....
Доклад на методическом объединении учителей-логопедов на тему: «Формирование грамматического строя языка у детей с ОНР»
На первом этапе обучения основное внимание уделяют предварительной ориентировке в некоторых явлениях языка в чисто практическом плане...