дидактическое пособие "Домик для звуков"
учебно-методическое пособие по развитию речи (подготовительная группа)

Малахова Галина Александровна

дидактическое пособие "Домик для звуков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskoe_posobie.docx817.57 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие на развитие фонетико-фонематических представлений «Домик для звуков»

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/5772_63f3dbe436f12924be128a17a3962226.jpg.jpg


Описание: Пособие на развитие фонетико-фонематических представлений предназначено для занятий с детьми 5-7 лет. Игра может использоваться как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях.
Использование наглядности при формировании и коррекции фонематического анализа способствует более прочному усвоению материала. Опираясь на звуковые символы, дети учатся осознавать звук как единицу речи на наглядно-действенной основе. Схема характеристики звука помогает детям усвоить термин «звук». В ходе занятий дети научатся давать характеристику любому звуку. У детей развивается способность слышать себя и ощущать движения органов артикуляции. Таким образом, формируются устойчивые ассоциативные связи между акустическим образом звука, его артикуляционным укладом и термином.


Цель: Развитие умения составлять характеристику звука с опорой на схему.

1. Набор специальных символов для обозначения гласных и согласных звуков (пособие Т.А. Ткаченко)

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/5772_6281bb4a6555c177b54f7bab975094b3.jpg.jpg


2. Набор картинок с символами звуков речи (пособие З.Е. Агранович)

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/5772_064d3f4cd855d044454bf05852217eb1.jpg.jpg


3. Звуковой домик.
Способ изготовления.
На листе формата А4 рисуем справа дом, слева 5 кругов и ламинируем прозрачной самоклейкой.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/5772_b499f573e0552083b18484f754fae0de.jpg.jpg


При помощи двустороннего скотча на каждый кружок приклеиваем прозрачный кармашек.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/5772_c9767369ffa4f7c3fa631d79111e5b06.jpg.jpg


4. Картинки-схемы для характеристики звуков.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/5772_a92f4923fb49e57a2d4b458b2b47e894.jpg.jpg


- Красный круг (гласные звуки).
- Синий круг с колокольчиком (согласные звонкие твёрдые звуки).
- Синий круг с зачёркнутым колокольчиком (согласные глухие твёрдые звуки).
- Зелёный круг с колокольчиком (согласные звонкие мягкие звуки).
- Зелёный круг с зачёркнутым колокольчиком (согласные глухие мягкие звуки).

5. Предметные картинки на закрепляемые звуки.

Игра «Расскажи о звуке»

Задачи:
Учить детей давать развёрнутую характеристику звукам речи.
Учить детей дифференцировать звуки, в зависимости от их характеристик.
Варианты заданий:
1 задание
Взрослый вставляет символ звука [Ж] (пособие З.Е. Агранович)
в окно домика и сообщает:
Сегодня к нам в гости летит весёлый жук и поёт песенку: «Ж-ж-ж». Повторите этот звук. Сегодня он поселится в нашем домике.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/5772_e697db979061c1d7202048c10a63f85c.jpg.jpg


Когда мы произносим звук [Ж]:
- губы вытянуты бубликом, рупором,
- кончик языка поднят за верхние зубы,
- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
- посередине языка идёт сильная плавная воздушная струя.
А теперь положите руку на горлышко, и произнесите звук [Ж]. Горлышко «дрожит», вибрирует:
Если горлышко дрожит,
Значит звонкий звук бежит.
- Звук [Ж] – согласный, всегда твёрдый, звонкий. Обозначать звук [Ж] будем фишкой синего цвета с колокольчиком.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/5772_81cd0a8d035758e28d59853f699cc228.jpg.jpg


Взрослый предлагает детям повторить характеристику звука, найти нужную фишку и поместить в кармашек над картинкой.
Таким образом, можно характеризовать любой звук по мере изучения.

2 задание
Взрослый раскладывает на столе картинки с символами звуков речи (З. Е. Агранович), оппозиционных по глухости – звонкости,
вставляет фишку-схему в кармашек на крыше и предлагает ребёнку подобрать картинку-символ звука, соответствующую схеме.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/5772_314e88843577257f255a6335936f6df7.jpg.jpg


Ребёнок даёт развернутую характеристику звукам, опираясь, на акустико-артикуляционный образ звука и выбирает нужную картинку.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/5772_08e96db6648f2138dfa788ea246596b4.jpg.jpg


3 задание
Взрослый раскладывает на столе картинки с символами звуков речи (З. Е. Агранович), оппозиционных по мягкости – твёрдости,
вставляет фишку-схему в кармашек на крыше и предлагает ребёнку подобрать
картинку-символ звука, соответствующую схеме

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/5772_270d962a767af3cfb4790bad6acf11ae.jpg.jpg


Ребёнок даёт развернутую характеристику звукам, опираясь, на акустико-артикуляционный образ звука и выбирает нужную картинку

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/5772_f370a9858e5703e6ed6b5bd1cd9f2ddb.jpg.jpg


4 задание
Взрослый раскладывает на столе картинки с символами звуков речи (З. Е. Агранович), оппозиционных по мягкости – твёрдости, глухости – звонкости,
вставляет фишку-схему в кармашек на крыше и предлагает ребёнку подобрать звук, соответствующий схеме

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/5772_0d36514368b03cda0b13a3ff8f3ecad1.jpg.jpg


5 задание
Взрослый раскладывает на столе символы звуков (пособие Т.А. Ткаченко).
Вставляет в окно на крыше фишку-схему звука и предлагает ребёнку назвать несколько звуков, подходящих к данной схеме.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/5772_52c1add2ce530dcc282fd0b50ea639e8.jpg.jpg


Дети дают развёрнутую характеристику и выбирают нужные звуки.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/5772_fa45217876ab0256a864758b7fc96d00.jpg.jpg


6 задание
Взрослый раскладывает на столе предметные картинки сказочных героев.
Предлагает назвать героя, выделить первый звук в слове, дать развёрнутую характеристику этого звука и обозначить его соответствующей фишкой.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/5772_ea55254dfd9d9b7fdbea04cf57cba157.jpg.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие - дидактическая игра "Дом звуков"

Помогает детям совершенствовать умение отсчитывать количество звуков в слове  в игровой форме....

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ «ЦВЕТНЫЕ ЗВУКИ ПРИРОДЫ»

Учебно-методическое пособие по ознакомлению дошкольников с нотной грамотой, развитию звуковысотного слуха, музыкальной памяти и восприятия, цветного видения звуков....

Учебно-методическое пособие - дидактическая игра "Дом звуков"

Игра упражняет детей в умении отсчитывать количество звуков в слове....

Дидактическая игра «Живые звуки»

Цель игры:-формирование полноценной звуковой стороны речи;-воспитание артикуляционных навыков;-правильного звукопроизношенияДанное игровое пособие расчитано на детей старшего дошкольного возраста....

Дидактическая игра "Угадай звук".

Дидактическая игра "Угадай звук". Направлена развитие фонематического анализа, на закрепление умения определять звук в начале слова. На слайде появляется картинка. Ребенок должен ее назвать, определит...

Дидактическая игра "Подружим звук "М" с гласными звуками".

Данная дидактическая игра предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Сначала детей знакомят с артикуляцией  гласных звуков и согласного звука "М", а затем с символами, обозначающими и...

Дидактический материал. Автоматизация звука Й в дифтонгах, словах, чистоговорках.

Дидактический материал представлен лексическим и картинным материалом, который предназначен для работы с детьми как логопеда, так и родителей.Использование разнообразных игровых упражнений позволяет д...