Проект "Удивительный мир часов"
проект по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 75»
муниципального образования города Братска
в рамках VII городской практической конференции
проектно-исследовательского общества «Юные творцы» детей младшего школьного возраста и дошкольного возраста секция "Экология"
Составила:
Педагог
дополнительного образования
Блошенко Любовь Васильевна
г.Братск, 2018г.
- Введение
Тип проекта: практико – ориентировочный.
По доминирующему методу: информационный
По характеру содержания: ребёнок и познавательный мир.
По характеру участия ребёнка в проекте: участие от зарождения идеи до получения результата.
По характеру контактов: внутри одной группы, в контакте с семьёй.
По количеству участников: внутри одной группы, в контакте с семьей
По продолжительности: краткосрочный
Актуальность: Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы - круглые, другие - квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине не увезешь. Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку!
Я предложила детям представить себе, что завтра во всем мире сразу испортятся все часы…сколько было высказано предположений о том, какой страшный беспорядок это вызовет! В море корабли потеряют дорогу, потому что без часов ни один капитан не сможет определить, где находится корабль. Магазины будут работать, как захотят. На заводах работа станет невозможной – ведь машины на заводе работают по точному расписанию. Дети будут опаздывать в детский сад, а родители на работу. Я рассказала детям, что сейчас трудно представить, но когда – то часов и в самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями. Не было даже бабушкиных ходиков! И уж, конечно никто не спрашивал друг у друга: «Скажите, пожалуйста, который час?» Время определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается из – за горизонта, значит на дворе утро. Солнце прямо над головой? Настал полдень.
Мой рассказ вызвал интерес у детей- они захотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без часов, какие часы были раньше, как они возникли. В процессе бесед так же было выявлено, что у детей недостаточно знаний о разновидностях и современных часов. Поэтому я решила в систему воспитательно-образовательной деятельности с детьми включить цикл совместной деятельности на тему «Удивительный мир часов».
Проблема: если время, как его можно увидеть?
Объект исследования: информация о времени, часах.
- Теоретическая часть
Цель: обогащение представлений детей о времени, часах, часовом механизме.
Задачи:
- познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем;
- познакомить с устройствами часов, с разными видами механизмов в них, с узнаванием времени по часам.
- провести опыты и эксперименты по изучению свойств времени;
- развивать познавательную активность детей в процессе исследовательской деятельности, любознательность, наблюдательность.
- поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам изучению свойств времени у часов.
- воспитывать бережное отношение к предметам материальной культуры.
Словарная работа: продолжать активизировать речь детей словами: циферблат, стрелки, секундомер, часовщик, механические часы, электронные часы, кварцевые, куранты, огненные часы, водонепроницаемые часы.
Методы исследования:
- информационный поиск;
- описание теоретического исследования (мини-доклады);
- эксперимент;
- обобщение материала, выводы.
Условия проекта: для успешной реализации задач необходимо при реализации проекта деятельности учитывать:
- соответствие возрастным особенностям
- стимулирование познавательного развития детей
- развитие широкого спектра навыков и представлений,
- учет интересов и потребностей самих детей
- создание ситуации успеха.
Гипотезы: если время существует, то можно ли его увидеть.
Модель 3-х вопросов:
Что мы знаем? | Что хотим узнать? | Как мы узнаем? |
Мы знаем, что часы существуют Мы знаем, что они бывают разные. Время – это часы. Часы бывают наручные, настенные, с кукушкой, электронные. Часы есть у всех дома. По часам определяют, во сколько надо идти в детский сад. Время идет, а его не видят. Дети любят экспериментировать, проводить опыты. | Если есть время, как его можно увидеть? Какие часы были давным-давно? Как они работают? Как двигаются часы? Какие часы у всех дома? Можно ли самим сделать часы? | Узнаем из книг, поищем информацию в интернете. художественная литература, Привлечь родителей сфотографироваться с часами. Альбом «Мои часы дома» Рассматривание иллюстраций Проведение экспериментов с водяными часами, песочными, огненными |
Ожидаемый результат: в ходе реализации проекта у дошкольников сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого, дети познакомятся с историей возникновения часов (что стало причиной их появления); дети получат новые знания: главное назначение часов – фиксация времени, что давным – давно были солнечные часы, часы – цветы, часы петух, огненные часы, водяные, песочные. Часы давних времен не могут показывать точное время. Приобретут навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками, умение анализировать и делать выводы. Полученные знания окажут влияние на формирование навыков исследовательской деятельности; используются интернет-ресурсы в целях улучшения качества работы; разработаны цикл бесед, рассказов, совместной деятельности по формированию интереса к истории возникновения часов, их разновидностям.
Продукты проектной деятельности: изготовление часов своими руками для выставки; изготовление фотоальбома «Часы у меня дома»; познавательный материал по теме проекта.
Презентация проекта: выставка творческих поделок "Модели часов"
3. Практическая часть
Этапы проекта:
I этап. Подготовительный
- Формирования творческой проектной группы детей и родителей
- Разработка проекта. Определения проблемы, цели и задачи проекта
- Подбор познавательной, научной и методической литературы
II этап. Основной
- Рассматривание иллюстраций: «Какие часы были давным-давно», «Современные часы»;
Цель: способствовать формированию знаний о часах. Формировать представление у детей о разных видах часов (водяные, цветочные, солнечные, песочные, живые и современные ( наручные, настенные, напольные, башенные, спортивные, шахматные, капитанские и т.д.). Развивать внимание и наблюдательность, расширять кругозор детей.
- Видео ролик «Механизм часов»
Цель: механизм у часов разный. Дать представление об устройстве часового механизма, часов разных видов.(у часов есть гайки, пружинки, Воспитывать познавательный интерес и познавательную активность, развивать у детей мышление и делать логическое умозаключение.
- Ситуативный разговор на тему «Как помочь часам?»
Цель: Углублять знания о труде часовщика. Сначала дизайнеры придумывают модели часов, а потом часовщики собирают часы из деталей. Часовщику, надо хорошо знать устройство часов, их детали, уметь исправить любую поломку в механизме часов. Воспитывать интерес к окружающему, желание больше узнать, развивать кругозор детей.
- Познавательная беседа: «Мы живём по часам», «Зачем нужны часы?»
Цель: закрепить знания детей об истории возникновения часов, уточнить у детей виды часов, вызвать стремление планировать свою жизнь по часам; развивать интерес к понятию «время». Воспитывать познавательный интерес и познавательную активность, развивать у детей мышление и делать логическое умозаключение.
- Ситуативный разговор на тему: « Что было бы, если не было часов», «Какие часы ты знаешь?».
Цель: Развивать умение детей аргументировать свои ответы, уметь употреблять в речи сложносочинённые предложения, не перебивать друг друга. Уточнить знания детей, учить дополнять ответы друг друга, развивать связную речь. Развивать воображение, фантазию, в предложенной нестандартной ситуации.
- Рассматривание фотоальбома: История часов
Цель: Выяснить наличие знаний о предмете у старших дошкольников с помощью фото. Активизировать познавательный интерес дошкольников.
- Фотоколлаж «Часы у меня дома»;
Цель:
Познакомить с разными видами часов, о принципе их работы и их роли в жизни человека.
- Чтение художественной литературы О. Анофриев «Тик -Так», В. Берестов «Без четверти шесть», «Редкие часы мира» ЗабродинаС.И., Энциклопедия «Великие изобретения», «Истории обыкновенных вещей», В.В.Богданов, «Дошкольникам о технике» И.И. Кобитина, «Часы – часики»Э.Котляр, «Часы» Ю.Аракчеев, Н.Барботченко
Цель: воспитывать интерес к окружающему, желание больше узнать через художественную литературу.
- Чтение стихотворений, загадок, пословиц, поговорок о временных отношениях.
Стихи о человеке и его часах. (С. Баруздин), «Песочные часы» Мирошникова И., «Стихи про часы и о времени».
Цель: Формировать умение внимательно слушать произведение,
отвечать на вопросы по его содержанию, вызвать эмоциональный отклик на прочитанное, отгадывать загадки, развивать мышление, запоминать загадки, логически мыслить.
- Рисование на тему: «Часы такие разные и нужные».
Цель: продолжать учить рисовать по замыслу, придумывая детали; учить докрашивать изображение карандашами, не выходя за контур; уметь отражать в рисунке детали часов, закрепление написания чисел от 1 до 12.
прививать интерес к рисованию.
- Мини доклады совместно с родителями.
Цель: Расширить знания о различных видах часов в прошлом, и настоящем о принципе их работы и их роль в нашей жизни. Развивать речь, а именно составлять короткие рассказы о часах; Формировать оценивать знания свои и товарищей. Развивать умение выступать перед публикой.
- Ручной труд: изготовление часов своими руками совместно с родителями
Цель: Привлекать детей и родителей к «созданию музея часов» с использованием различных экспонатов (фото, рисунки, часы, поделки и др.), воспитывать умение работать в группе.
Развитие фантазии, умение доводить задуманное до конца, закрепление деталей часов. Формировать умение создавать модель по рисунку, либо по собственному замыслу.
- Гость группы: «Как определить время по солнечным часам?».
Цель: Познакомить детей с новым видом часов, показать их неудобство для определения времени, расширять знания детей.
- Математическая игра «Изобрази на часах время, которое назову».
Цель: Учить определять время.
- Экскурсия в музей часов.
Цель: Воспитывать интерес к технике, уважение к труду взрослых. Развивать любознательность детей.
- Эксперименты: с песочными часами «Течёт ли время?», эксперимент с секундомером, эксперимент с водяными часами, эксперимент с огненными часами.
Цель: Вызвать интерес к экспериментированию, желание узнать, что можно сделать за мину, две минуты. Закрепление необходимых умений определять время. Уметь выполнять упражнения на заданное время. Формировать представление о единицах измерения времени – секундах, минутах, часах. Развивать смекалку, наблюдательность. Умение ориентироваться во времени, чувствовать его.
- Игра интерактивная « Эти удивительные часы»
Цель: закрепить и уточнить в игровой форме знания детей о часах.
Развивать мышление, способствовать развитию активного словаря, представлений о предметах и явлениях окружающего мира, памяти, внимания.
III этап. Заключительный
- Обобщение и систематизация полученных знаний.
- Фиксирование результатов полученных знаний
- Формулирование выводов
- Подготовка и проведение презентации проекта
4.Заключение (вывод)
Вывод: в ходе реализации проекта дети узнали о время это абстрактное понятие, его нельзя пощупать, увидеть, его можно только осознать, почувствовать через протяженность действий.
Таким образом, выдвинутая в начале проекта гипотеза не потвердилась.
Оценка результата проекта: Часы, часы, часы… . Нам сегодня трудно представить, что когда-то у людей не было часов. А сегодня без часов не обойтись, они всюду снами. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы на самолёте и на подводной лодке. Одни часы круглые, другие – квадратные, одни – толстые, другие – тонкие, Есть часы величиной с горошину, а есть такие огромные, что и на машине не увезёшь.
Рассказ о становлении часового производства может занять не одну страницу целой книги. С течением времени и развитием науки часовой механизм усложнялся, повышалась точность хода, придумывались различные устройства для его усовершенствования и удобства пользования часами, разрабатывался оригинальный дизайн — история развития часов продолжается и в наше время. Электронные, водонепроницаемые, защищенные от ударов, приспособленные к перепадам давления и гравитации, способные выжить даже в вакууме, часы продолжают удивлять и радовать своих хозяев уникальными качествами и функциями. Любой человек сегодня может не только узнать время с точностью до секунды, но и украсить свой гардероб великолепным экземпляром известных часовых фирм.
Дети и родители принимали активное участие в ходе всего проекта. Данная работа вызвала интерес по данному проекту.
Приложение №1
Эксперименты в рамках проекта
Эксперимент с песочными часами: «Течет ли время?»
Гипотеза: предположили, что время это песчинки, которые находятся в песочных часах. Если они стекают (песчинки) сверху вниз, то можно предположить, что время течет.
Описание эксперимента: ставили песочные часы на стол в процессе одевания детей на прогулку и сравнивали по объему песка в баллончике, сколько времени (сколько "песочных пробегов") потребовалось разным детям на сборы.
Предлагали детям сесть за стол возле песочных часов 3-минутных— кто где хочет, просили одновременно перевернуть часы и соответственно 3 минут обрисовывать фигуры по трафарету на бумаге (как вариант: перекладывать фасоль из одной емкости в другую). Наблюдали и сравнивали объем выполненной работы за разные временные интервалы.
После этого мы предложили этим же детям просто сидеть 3 минуты без задания, сделали вывод, что когда дети заняты делом, то и время течет быстрее.
Вывод: Вместе с песчинками, которые текут в песочных часах «течет» и время. Определенное задание, которое выполняют дети, является показателем измерения конкретного отрезка времени. Дети убедились экспериментальным путем, что время течет.
Эксперимент с секундомером: «Может ли время прыгать, бежать, скакать».
Гипотеза: Предположить что время не только течет, а если у него есть «ноги», значит оно может прыгать, бегать и скакать.
Описание эксперимента:
Наблюдали, сколько кругов обежит стрелка секундомера, пока в песочных часах пересыпается песок.
Вывод: Во-первых, путем наблюдений с детьми за секундной стрелкой установили, что время может не только течь, как в песочных часах, но и прыгать, скакать, бежать. Во-вторых, выяснили, что пробег стрелки по кругу (от отметки 0) - это минута, а прыжок с черточки на черточку - секунда. Отрезки времени приобретают имена.
Эксперимент с фотографиями: «Время и фотографии».
Гипотеза: Предположить, что время движется вместе с нами, не стоит на месте.
Описание эксперимента:
Побеседовали с детьми о том, как ребенок взрослеет, кем он становится, когда вырастает. Предложили принести свои детские фотографии (разные периоды детства). Рассмотрели фотографии, которые принесли дети.
Рассмотрели иллюстрации, на которых изображены стадии развития бабочки.
Вывод: Дети в первом и во втором примерах отметили, что все живое развивается и растет и вместе с ним идет время.
Интересный опыт мы провели с использованием самодельной конструкции водяных часов. Сидим, наблюдаем, отмечаем, сколько кругов обежит секундная стрелка пока вода перельется в бутылку. После мы сделали на бутылке мерки (одна мерка = 1 минуте или если отмечать по секундомеру, то один «пробег» стрелки по кругу секундомера). Вот вам и водяные часы собственной конструкции.
После очередной беседы с детьми про старинные часы - огневые, они предложили сделать их своими руками. К боковым сторонам свечи мы прикрепили металлические шарики, которые по мере выгорания и таяния воска падали, и их удар по чашке был своего рода звуковой сигнализацией времени.
Дети на собственном примере убедились, что по этим часам нельзя определить точное время, и они не удобны в применении в настоящее время.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале нашего проекта «Удивительный мир часов» полностью подтвердилась. Мы можем проводить опыты самостоятельно, отмечать это схематически на бумаге, а так же совместно с взрослыми в домашних условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по ознакомлению дошкольников с часами "В мире часов" с использованием ИКТ
Занятие по ознакомлению дошкольников с часами "В мире часов" с использованием ИКТ Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Познакомить дет...
презентация "Часы" из истории часов
Знакомство детей с историей часов, от древнейшего времени до наших дней...
Конспект НОД в подготовительной группе по ФЭМП «Часы. История часов»
Цель занятия: Познакомить детей с историей изобретения часов.Задачи:1. Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам (с точностью до часа). Закрепит...
Тематическая экскурсия в групповой мини-музей "Часы" на тему: "Путешествие в прошлое часов"
НОД - экскурсия в групповой мини-музей "Часы"...
Час за часом или какие бывают часы
Презентация для детей 6-7 лет рассказывает о видах часов и их многообразии....
Я предлагаю, конспект занятий предназначен для детей подготовительной к школе группе по познавательному развитию. Тема «Знакомство с часами». Я расскажу детям о времени, точнее о предмете, который определяет время (часы). И отправимся в далекое прошлое,
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группеТема «Знакомство с часами»Организационный моментЗдравствуй, солнце золотое!Здравствуй, небо голубое!Здравствуй, вольный ве...
Конспект совместной образовательной деятельности Тематический досуг «Часы в гостях у сказки» В рамках проекта «Раньше и теперь в истории часов» с детьми подготовительной группы
Конспект совместной образовательной деятельности...