Занятия и упражнения для пальчиков
картотека по развитию речи
Пальчикова гимнастика для развития речи дошкольников (пособие для педагогов и родителей)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovaya_gimnastika.docx | 37.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.С. Анищенкова
ПАЛЬЧИКОВАЯ
ГИМНАСТИКА
ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Пособие для родителей
и педагогов
Книга содержит занятия и упражнения для пальцев рук ребенка. Их регулярное
повторение способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма. Пособие предназначено для родителей, логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, учителей начальной школы.
У тебя есть две руки
Есть и десять пальчиков.
Десять ловких и веселых,
Быстрых чудо- мальчиков.
Будут-будут наши пальчики
трудиться,
Не пристало чудо-мальчикам
лениться!
Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук
- На волнах качаясь,
Уточка плывет.
То нырнет, то вынырнет-
Лапками гребет.
Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево,
затем имитировать движения лапок утки в воде.
- Ты весною видел чудо?
Как из маленький – из почки
Появляются листочки.
Сложить ручки в кулачок, а затем разжать их.
КОТИК
Гладим котика рукой.
Выгнул спинку он дугой.
Потянулся он, зевнул,
Замурлыкал и заснул.
Одной и другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.
ОВОЩИ
Собираем мы в лукошко
И морковку, и картошку.
Огурцы, фасоль, горох-
Урожай у нас не плох.
Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого.
Со слов «Урожай у нас не плох», охватывать весь кулачок.
КУЛАЧОК
Как фасолинки в стручке
Наши пальцы в кулачке.
Кулачки мы разгибаем,
И фасольки рассыпаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Собираем все опять.
Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
МАСЛЕНИЦА
Положи блинок в ладошку:
Угости мурлыку- кошку,
Угости щенка Трезорку,
Потом мальчика Егорку,
Дай блиночек мамочке,
Дай блиночек папочке.
Первая строчка – прочертить пальцем круг на ладошке.
На следующие пять строчек загибать пальцы с приговариванием
соответствующих слов.
КАЧЕЛИ
Дети сели на качели,
И качели вверх взлетели.
Опустились плавно вниз.
Ну-ка, с нами прокатись!
Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, далее –
двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми согнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко
опускать вниз.
ВЕЕР
Если в знойный летний день
Даже двигаться нам лень -
Мы возьмем красивый веер,
И подует легкий ветер …
Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, которым обмахивают лицо в жаркий день.
ЗА ГРИБАМИ
Мы положим в кузовок
Самый маленький грибок:
Подосиновик, волнушку
И забавную свинушку
Белый, рыжик, сыроежку,
Подберезовик конечно,
А красавец мухомор
Пусть украсит косогор!
Поочередно загибать пальцы, начиная с мизинца
БЕЛОЧКА
Сидит белочка в тележке,
Продает она орешки:
Лисичке- сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому…
( Народная песенка)
Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого
КУРИЦА
Как по нашей улице
Пробегала курица,
Растеряла всех цыплят-
Шустрых желтеньких ребят:
Первый цыпленок
Следит за лягушкой,
Второй и третий-
Возле кадушки.
Бабочку ловят
Четвертый и пятый.
Эх, попадет вам
От мамы, ребята!
Поочередно загибать пальцы, начиная с мизинца
ПАЛЬЧИКИ - СОЛДАТИКИ
Командир позвал солдат:
“Становитесь дружно в ряд!
Первый встал, за ним – второй,
Безымянный, быстро в строй!”
А мизинчик очень мал,
Он чуть-чуть не опоздал.
Встали пальчики – “ Ура!”
На парад идти пора.
Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех отальных – “будить”.
Одновременно с восклицанием “Ура!” кулачок разжать, широко
расставив пальцы в стороны.
ВОЛНА
Светит полная луна-
За волной бежит волна,
Ветер веет на просторе,
И всю ночь волнует море…
Волн спокойных мерный шум
Усыпляет праздный ум…
Но так долго вредно спать-
Нам давно пора вставать.
Соединить пальцы двух рук в замок, совершать волнообразные
движения сцепленными руками.
ЗАМОК
Сцепим пальчики в замок
Что б войти чужой не мог.
Пустим только белочку,
Ежика и зайчика,
Пустим только девочку,
Пустим только мальчика.
Cцепить пальцы двух рук «в замок». При произнесении слов
«Пустим только…»- ладони разводить в стороны, затем быстро
соединять.
ИГРА В ПРЯТКИ
Прячься, Петенька,
Прячься, Анечка,
Прячься, Зиночка,
Прячься, Манечка!
Не найдет вас
Веселый мальчик,
Хоть и самый
Большой он пальчик.
Поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки,
начиная с мизинца.
МИШКА
Бурый мишенька зимой
Крепко спал в берлоге.
По весне проснулся,
Зевнул и потянулся:
“- Здравствуй, рыжая лисичка,
- Здравствуй, белочка- сестричка!
- Здравствуй серенький волчонок!
- Здравствуй, беленький зайчонок!”
Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться
кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.
Проделать то же самое левой рукой
ДРУЖНЫЕ РЕБЯТКИ
Здравствуй, Петенька!
Здравствуй, Анечка!
Здравствуй, Зиночка!
Здравствуй, Манечка!
Ах, и дружные ребятки,
Поиграем вместе в прятки.
Пальцами правой руки по очереди “здороваться” с пальцами левой
руки, похлопывая друг друга кончиками.
ЩЕЛЧОК
Один щелчок,
Другой щелчок –
Я так смогла,
И ты так смог!
Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в подушечку большого пальца. Остальные пальцы поднять вверх.
Указательный палец резким движением вперед делает сильный
щелчок в воздух (несколько раз). По аналогии выполнять щелчки
средним, безымянным пальцем и мизинцем.
ЛАПКИ
Стоит на задних лапках кот,
И в гости мышек он зовет.
Показывает лапки.
А лапки – цап-царапки!
Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки.
Большой палец прижать к указательному. Произносить громко “мяу!” несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой.
В заключение провести занятие двумя руками.
ЖУК
Жук сидит на веточке.
Вы не бойтесь, деточки.
Попробуйте-ка сами
Пошевелить усами!
Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны
(“усы”). Пошевелить “усами”.
КОМАРИК
Комарик летит,
Комарик пищит,
Не нравится нам
Его аппетит!
Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед – это
“хоботок”, которым “комарик” пытается “укусить”. Мизинец и
большой палец, расслабив, опустить вниз – это “лапки”.
ЩЕНОК
Крутит хвостиком щенок-
Увидал в саду цветок.
Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем
то же самое – пальцем левой руки.
ВЕРТОЛЕТ
Вверх взлетает вертолет,
Будь внимательным, пилот!
Четыре пальца левой руки, кроме большого, сжать в кулак.
Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.
Вертолет лети, лети,
Лопасти быстрей крути.
Пальцы обеих рук, кроме указательных и больших – в положении
плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (получается “хвост вертолета”).
Вот бегут босые ножки
Прямо к речке по дорожке..
Указательный и средний пальцы правой, затем левой руки
“ходят” по столу.
ДОЖДИК
Дождик- дождик,
Не дожди!
Не дожди! Ты подожди!
Выйди, выйди, солнышко-
Золотое донышко.
Твои пальчики- барабанщики,
Там-там-там!
Тук-тук-тук!
Раздается звонкий стук.
Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно
постукивать ими по поверхности стола, как игра на пианино.
КОЗА
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
- Кто кашу не ест?
Молоко не пьет?
Забодаю, забодаю…
Бородатая коза
Крутит серые глаза.
Рогами качает –
Сейчас забодает.
Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец
держать выпрямленными. Это -“коза”. Со словами “Забодаю, забодаю!” “коза” начинает двигаться вперед.
КОЛЬЦО
Выйди, Оля,
на крылечко
Подарю тебе
Колечко.
Большой и указательный пальцы соединить в кольцо,
остальные развести в стороны.
Складываем пальчики-
Получились зайчики.
Еще раз сложили –
Колечко получили
Упражнение основано на переходе из одной позиции
в другую:
- пальцы – в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;
- большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.
ПИОН
Распускается бутон –
Превращается в пион.
Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладошки немного округлые. Получается “бутон”.
Нижние части ладоней прижать друг к другу, а
пальцы широко раздвинуть по кругу и немного
прогнуть. Получается “цветок”.
БАБОЧКА
Бабочка- капустница
Над цветком летала,
Весело порхала –
Пыльцу собирала.
Скрестить запястья рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. Легким, но
резким движением рук в запястьях имитировать полет
бабочки.
ПТЕНЧИКИ
Приносила пташка
Птенчикам букашек.
Птенчики ждали-
Рты разевали,
Громко кричали.
Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью.
Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой
руки создает впечатление живых птенцов в гнезде
ЦВЕТЫ
Расцвели в саду цветы
Небывалой красоты.
К солнцу тянутся цветочки,
Пять волшебных лепесточков.
Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами.
ПТИЧКА
На ладонь посадим птичку,
Кормим милую синичку.
Птичка зернышки клюет,
Деткам песенку поет:
«Тень, тень, потетень,
Я летаю целый день».
Ждут синичку пять птенцов –
Голосистых молодцов.
Детки в гнездышке сидят,
И, конечно, есть хотят.
Поставить руку локтем на стол. Пальцы сложить в виде
клюва. Ритмично наклонять кисть к ладошке, имитируя
движение как птичка клюет зернышки.
КАЧАЕМ ЛОДОЧКУ
Мила в лодочке плывет,
Песни весело поет.
Ладонь руки – вверх, сложить пальцы «лодочкой».
Плавно совершать качающие движения руки влево-вправо.
ВЕСЕЛЫЙ ОРКЕСТР
Дали мы Антошке
Веселую гармошку.
Взял наш Петя барабан,
Коле нравится баян.
На трубе дудит Егор-
Веселится весь наш двор!
Имитировать игру на разных музыкальных инструментах.
СЧИТАЛОЧКА
Гусь гнездо свое чинил,
Гусь считалку сочинил,
И гогочет, и гогочет:
Заучить считалку хочет!
( Г. Лагздынь)
Большой и указательный пальцы соединить в «клюв», а остальные
- в кулачок.
БРАТЦЫ
Ходили по два братца
К морю прогуляться,
Ну а старший не гулял,
Он за столик всех сажал,
Вкусной кашей угощал.
Ладонь положить на стол. Прямые пальцы соединить. Раздвинуть
в стороны поочередно две пары пальцев: сначала мизинец и безымянный, затем – средний и указательный. Большим пальцем
«звать» братьев и «кормить» их кашей.
КРЕСТИКИ - НОЛИКИ
Крестики и нолики –
У ребят на столике.
А попробуйте, друзья,
Девочки и мальчики,
Крестики и нолики
Складывать из пальчиков!
Кисти рук с прямыми пальцами положить на стол:
1. крестики – зацепить безымянный палец за мизинец или
средний за указательный. Удержать это положение пальцев
как можно дольше;
2.нолики –соединить подушечками большой палец с указательным, затем – со средним, безымянным пальцами и с мизинцем;
3. одновременно удерживать
ПАЛЬЧИКИ
Встают послушно
пальчики,
Воспитанные мальчики.
Стоят – не шелохнутся,
Зови – не отзовутся.
Поочередно разгибать пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого. Широко расставить пальцы в стороны, на некоторое время зафиксировать их в этом положении.
ВАТРУШКИ
Мы для милого Ванюшки
Испекли бы три вытрушки.
Только нет у нас пока
Не дрожжей, не молока,
Не яиц, не соли,
Нет муки и нет песка.
Кулачки правой и левой руки сжимать и разжимать одновременно.
Начиная со слов «Только нет у нас пока…» поочередно сгибать пальцы, начиная с большого.
КОЗЛЯТКИ
Веселятся на площадке
Тонконогие козлятки.
На травке кувыркаются,
Прыгают, бодаются.
Мама- козочка строга,
Оттаскала б за рога,
Но нет пока что рожек
У деток – тонконожек.
Указательный и большой пальцы левой и правой руки энергично
перемещаются по поверхности стола, затем кулачки упираются
друг в друга («бодаются»). Со слов «Мама-козочка строга…» –
поднимать два растопыренных пальца левой руки вверх, а правой
рукой сжимать «рожки».
ГНОМИКИ
Маленькие гномики
Ловко строят домики.
Что б гостей им пригласить,
Надо столик смастерить.
Что б гостей им посадить,
Надо стульчик смастерить.
1. Создать угол - «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой
линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть
шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится «высокий
дом».
2.Правую руку в положении кулачка зафиксировать на столе,
левую руку с прямыми пальцами плотно прижатыми друг к другу,
разместить на кулачке, получается стол.
- Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу.
Если упражнение выполняется легко, то можно менять положение
рук попеременно на счет «раз», «два».
КОЛЕСА
Стучат колеса:
Тук-тук-тук,
И под веселый
Этот стук,
Мы едем
К бабушке своей,
Везем подарочки мы ей.
Бабуля выйдет на порог,
И вкусный вынесет пирог.
Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно
постукивать ими по поверхности стола, как игра на пианино.
ТАНЮША
У нашей Танюшки
Живые игрушки:
Котенок – миленок,
Щенок – лопоушка,
И мышка смешная
По кличке Норушка.
Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная большого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковые игры -веселые упражнения для пальчиков и ручек, увлекательное занятие для детей и взрослых.
Веселые упражнения для пальчиков и ручек детям и взрослым....
Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей через игры и специальные упражнения «Ловкие пальчики»
Проектная деятельность...
Упражнения для пальчиков.
Для детей 5-7 лет...
Комплекс упражнений с пальчиками
Веселая и увлекательная пальчиковая гимнастика для детей поможет развить подвижность кистей, гибкость пальцев рук ребенка. В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшают...
Картотека: комплекс упражнений с пальчиками
Упражнения для развития мелких мышц рук...
10 самых увлекательных игр и упражнений для пальчиков
10 самых увлекательных игр и упражнений для пальчиков...
Веселые упражнения для пальчиков.
Занимательные упражнения для развития мелкой маторики рук с использованием карандаша. Подходят для среднего и старшего дошкольного возраста....