Занятия и упражнения для пальчиков
картотека по развитию речи

Пальчикова гимнастика для развития речи дошкольников (пособие для педагогов и родителей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika.docx37.85 КБ

Предварительный просмотр:

                            Е.С. Анищенкова

           

                            ПАЛЬЧИКОВАЯ    

                              ГИМНАСТИКА

                       ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ  

                            ДОШКОЛЬНИКОВ  

                          Пособие для родителей

                                  и педагогов

  Книга содержит занятия и упражнения для пальцев рук ребенка. Их регулярное

повторение способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает  благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма. Пособие предназначено для родителей, логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, учителей начальной школы.

  1. У тебя есть две руки

Есть и десять пальчиков.

Десять ловких и веселых,

Быстрых чудо- мальчиков.

Будут-будут наши пальчики

                               трудиться,

Не пристало чудо-мальчикам

                                  лениться!

Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук

  1. На волнах качаясь,

 Уточка плывет.

 То нырнет, то вынырнет-

  Лапками гребет.

Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево,

затем имитировать движения лапок утки в воде.    

  1. Ты весною видел чудо?

  Как из маленький – из почки

  Появляются листочки.

  Сложить ручки в кулачок, а затем разжать их.  

КОТИК

           

  Гладим котика рукой.

  Выгнул спинку он дугой.

  Потянулся он, зевнул,

  Замурлыкал и заснул.

 Одной и другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.  

ОВОЩИ

   Собираем мы в лукошко

    И морковку, и картошку.

    Огурцы, фасоль, горох-

    Урожай у нас не плох.

      Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого.

Со слов «Урожай у нас не плох», охватывать весь кулачок.

КУЛАЧОК

   

      Как фасолинки в стручке

      Наши пальцы в кулачке.

      Кулачки мы разгибаем,

      И фасольки рассыпаем.

      Раз, два, три, четыре, пять –

      Собираем все опять.

    Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

           

  МАСЛЕНИЦА

         

        Положи блинок в ладошку:

        Угости мурлыку- кошку,

        Угости щенка Трезорку,

        Потом мальчика Егорку,

        Дай блиночек мамочке,

        Дай  блиночек папочке.

  Первая строчка – прочертить пальцем круг на ладошке.

  На следующие пять строчек загибать пальцы с приговариванием

соответствующих слов.

                 КАЧЕЛИ

     

         Дети сели на качели,

         И качели вверх взлетели.

         Опустились плавно вниз.

         Ну-ка, с нами прокатись!

           

Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, далее –

двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми согнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко

опускать вниз.

                       ВЕЕР  

           Если в знойный летний день

           Даже двигаться нам лень -      

           Мы возьмем красивый веер,

           И подует легкий ветер …

 Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, которым обмахивают лицо в жаркий день.

                ЗА ГРИБАМИ

            Мы положим в кузовок

            Самый маленький грибок:

            Подосиновик, волнушку

            И забавную свинушку

            Белый, рыжик, сыроежку,

            Подберезовик конечно,

            А красавец мухомор

            Пусть украсит косогор!

         Поочередно загибать пальцы, начиная с мизинца

                    БЕЛОЧКА                

            Сидит белочка в тележке,

            Продает она орешки:

            Лисичке- сестричке,

            Воробью, синичке,

            Мишке толстопятому,

            Заиньке усатому…

                          ( Народная песенка)

Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого

                   КУРИЦА

       

             Как по нашей улице

             Пробегала курица,

             Растеряла всех  цыплят-

             Шустрых желтеньких ребят:

                  Первый цыпленок

                  Следит за лягушкой,

                  Второй и третий-

                  Возле кадушки.

                  Бабочку ловят

                  Четвертый и пятый.

              Эх, попадет вам

              От мамы, ребята!    

                 

Поочередно загибать пальцы, начиная с мизинца

                 ПАЛЬЧИКИ - СОЛДАТИКИ

               Командир позвал солдат:

              “Становитесь дружно в ряд!

                Первый встал, за ним – второй,

                Безымянный, быстро в строй!”

                А мизинчик очень мал,

                Он чуть-чуть не опоздал.    

                Встали пальчики – “ Ура!”

                На парад идти пора.

  Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех отальных – “будить”.

Одновременно с восклицанием “Ура!” кулачок разжать, широко

расставив пальцы в стороны.

                          ВОЛНА          

                  Светит полная луна-

                  За  волной бежит волна,

                  Ветер веет на просторе,

                  И всю ночь волнует море…

                  Волн спокойных мерный шум

                  Усыпляет праздный ум…

                  Но так долго вредно спать-

                  Нам давно пора вставать.

 

Соединить пальцы двух рук в замок, совершать волнообразные

движения сцепленными руками.

                           

                        ЗАМОК

                                           

                    Сцепим пальчики в замок

                    Что б  войти чужой не мог.

                    Пустим только белочку,

                    Ежика и зайчика,

                    Пустим только девочку,

                    Пустим только мальчика.

 

Cцепить пальцы двух рук «в замок». При произнесении слов

«Пустим только…»- ладони разводить в стороны, затем быстро

соединять.

                     ИГРА В ПРЯТКИ

                     Прячься, Петенька,

                     Прячься, Анечка,

                     Прячься, Зиночка,

                     Прячься, Манечка!

                     Не найдет вас

                           Веселый мальчик,

                     Хоть и самый

                           Большой он пальчик.

 Поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки,

начиная с мизинца.

                               МИШКА

                      Бурый мишенька зимой

                      Крепко спал в берлоге.

                      По весне проснулся,

                      Зевнул и потянулся:

                                   

                     “-   Здравствуй, рыжая лисичка,

  • Здравствуй, белочка- сестричка!  
  • Здравствуй серенький волчонок!
  • Здравствуй, беленький зайчонок!”

  Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться

кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.

Проделать то же самое левой рукой

                     ДРУЖНЫЕ РЕБЯТКИ

                     Здравствуй, Петенька!

                     Здравствуй, Анечка!

                     Здравствуй, Зиночка!

                     Здравствуй, Манечка!

                     Ах, и дружные ребятки,

                     Поиграем вместе в прятки.

Пальцами правой руки по очереди “здороваться” с пальцами левой

руки, похлопывая друг друга кончиками.  

                           

                            ЩЕЛЧОК

                         Один щелчок,

                         Другой щелчок –

                         Я так смогла,

                         И ты так смог!

 Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в подушечку большого пальца. Остальные пальцы поднять вверх.

Указательный палец резким движением вперед делает сильный

щелчок в воздух (несколько раз). По аналогии выполнять щелчки

средним, безымянным пальцем и мизинцем.

                                     ЛАПКИ

   

                         Стоит на задних лапках кот,

                          И в гости мышек он зовет.

                          Показывает лапки.

                          А лапки – цап-царапки!

     

                             

 Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки.

Большой палец прижать к указательному. Произносить громко “мяу!” несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой.

В заключение провести занятие двумя руками.

                                     ЖУК

                     

                          Жук сидит на веточке.

                          Вы не бойтесь, деточки.

                          Попробуйте-ка сами

                          Пошевелить усами!

Сжать  кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны

(“усы”). Пошевелить “усами”.

                             КОМАРИК

               

                           Комарик летит,

                           Комарик пищит,

                           Не нравится нам

                           Его аппетит!

Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед – это

“хоботок”, которым “комарик” пытается “укусить”. Мизинец и

большой палец, расслабив, опустить вниз – это “лапки”.

                                      ЩЕНОК

                             Крутит хвостиком щенок-

                             Увидал в саду цветок.

Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем

то же самое – пальцем левой руки.

                                      ВЕРТОЛЕТ

                 

                              Вверх взлетает вертолет,

                              Будь внимательным, пилот!

   

                             

  Четыре пальца левой руки, кроме большого, сжать в кулак.

Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.

 

                                     

                             

                              Вертолет лети, лети,  

                              Лопасти быстрей крути.

                             

   Пальцы обеих рук, кроме указательных и больших – в положении

плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (получается “хвост вертолета”).  

                              Вот бегут босые ножки

                              Прямо к речке по дорожке..

           

      Указательный и средний пальцы правой, затем левой руки

“ходят” по столу.                                        

                                   ДОЖДИК

                               Дождик- дождик,

                               Не дожди!

                               Не  дожди! Ты подожди!

                               Выйди, выйди, солнышко-

                               Золотое донышко.

                               Твои пальчики- барабанщики,

                                            Там-там-там!

                                             Тук-тук-тук!

                                  Раздается звонкий стук.

 Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно

 постукивать ими по поверхности стола, как игра на пианино.                    

     

                                           КОЗА

                                  Идет коза рогатая

                                  За  малыми ребятами.

                                  - Кто кашу не ест?

              Молоко не пьет?

              Забодаю, забодаю…

            Бородатая коза

            Крутит серые глаза.

            Рогами качает –

            Сейчас забодает.

Пальцы   рук  поджать, только указательный и мизинец

держать выпрямленными. Это -“коза”. Со словами “Забодаю, забодаю!” “коза” начинает двигаться вперед.

          КОЛЬЦО

            Выйди, Оля,

                            на крылечко

            Подарю тебе

                             Колечко.

Большой и указательный пальцы соединить в кольцо,

остальные развести в стороны.

            Складываем пальчики-

            Получились зайчики.

            Еще раз сложили –

            Колечко получили

Упражнение основано на переходе из одной позиции

в другую:

  1. пальцы – в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;
  2. большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.

           

                      ПИОН

Распускается бутон –

Превращается в пион.

 Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладошки немного округлые. Получается “бутон”.

 Нижние части ладоней прижать друг к другу, а

пальцы широко раздвинуть по кругу и немного

прогнуть. Получается “цветок”.

     

      БАБОЧКА

 

 Бабочка- капустница

 Над цветком летала,

 Весело порхала –

 Пыльцу собирала.

Скрестить запястья рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. Легким, но

резким движением рук в запястьях имитировать полет

бабочки.

         ПТЕНЧИКИ    

     Приносила пташка

     Птенчикам букашек.

     Птенчики ждали-

     Рты разевали,

     Громко кричали.  

 

Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью.

Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой

руки создает впечатление живых птенцов в гнезде

                ЦВЕТЫ        

      Расцвели в саду цветы

      Небывалой красоты.

      К солнцу тянутся цветочки,

      Пять волшебных лепесточков.

Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами.

               ПТИЧКА

 

     На ладонь посадим птичку,

     Кормим милую синичку.

      Птичка зернышки клюет,

      Деткам песенку поет:

      «Тень, тень, потетень,

      Я летаю целый день».

     

      Ждут синичку пять птенцов –

      Голосистых молодцов.

      Детки в гнездышке сидят,

      И, конечно, есть хотят.  

       

       

Поставить руку локтем на стол. Пальцы сложить в виде

клюва. Ритмично наклонять кисть к ладошке, имитируя

движение как птичка клюет зернышки.

КАЧАЕМ ЛОДОЧКУ

       Мила в лодочке плывет,

       Песни весело поет.

           

Ладонь руки – вверх, сложить пальцы «лодочкой».

Плавно совершать качающие движения руки влево-вправо.

ВЕСЕЛЫЙ ОРКЕСТР

       Дали мы Антошке

       Веселую гармошку.

                             Взял  наш Петя барабан,

                             Коле нравится баян.

                             На трубе дудит Егор-

                             Веселится весь наш двор!

                     

 Имитировать игру на разных музыкальных инструментах.

                                    СЧИТАЛОЧКА 

       

                                          Гусь гнездо свое чинил,

                              Гусь считалку сочинил,

                              И гогочет, и гогочет:

                              Заучить считалку хочет!

 

                                                       ( Г. Лагздынь)

 Большой и указательный пальцы соединить в «клюв», а остальные

- в кулачок. 

                                            БРАТЦЫ

                                     Ходили по два братца

                                     К морю прогуляться,

                                     Ну а старший не гулял,

                                     Он за столик всех сажал,

                                     Вкусной кашей угощал.

                                             

Ладонь положить на стол. Прямые пальцы соединить. Раздвинуть

в стороны поочередно две пары пальцев: сначала мизинец и безымянный, затем – средний и указательный. Большим пальцем

«звать» братьев и «кормить» их кашей.

                             КРЕСТИКИ - НОЛИКИ

                                   

                                     Крестики и нолики –

                                     У ребят на столике.

 

                                     А попробуйте, друзья,

                                     Девочки и мальчики,

                                     Крестики и нолики

                                     Складывать из пальчиков!  

   Кисти рук с прямыми пальцами положить на стол:

1. крестики – зацепить безымянный палец за мизинец или

средний за указательный. Удержать это положение пальцев

как можно дольше;

2.нолики –соединить подушечками большой палец с указательным, затем – со средним, безымянным пальцами и с мизинцем;

        3. одновременно удерживать

                                        ПАЛЬЧИКИ

                                   Встают послушно

                                                    пальчики,

                                   Воспитанные мальчики.

                                   Стоят – не шелохнутся,

                                    Зови – не отзовутся.

 Поочередно разгибать пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого. Широко расставить пальцы в стороны, на некоторое время зафиксировать их в этом положении.

                                     ВАТРУШКИ  

                           

                              Мы для милого Ванюшки

                              Испекли бы три вытрушки.

                              Только нет у нас пока

                              Не дрожжей,  не молока,

                              Не  яиц, не соли,

                              Нет  муки и нет песка.

  Кулачки  правой и левой руки сжимать и разжимать одновременно.

Начиная со слов «Только нет у нас пока…» поочередно сгибать пальцы, начиная с большого.

                                   КОЗЛЯТКИ

                                Веселятся на площадке

                                Тонконогие козлятки.

                                На травке кувыркаются,

                                Прыгают, бодаются.

                                Мама- козочка строга,

                                Оттаскала б за рога,

                                Но нет пока что рожек

                                У деток – тонконожек.

   

Указательный и большой пальцы левой и правой руки энергично

перемещаются по поверхности стола, затем кулачки упираются

друг в друга («бодаются»). Со слов «Мама-козочка строга…» –

поднимать два растопыренных пальца левой руки вверх, а правой

рукой сжимать «рожки».

                                       ГНОМИКИ

                                 Маленькие гномики

                                 Ловко строят домики.  

                                 Что б гостей им пригласить,

                                 Надо столик смастерить.

                                 Что б гостей им посадить,

                                 Надо стульчик смастерить.

 1. Создать угол - «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой

линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть

шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится «высокий

дом».

2.Правую руку в положении кулачка зафиксировать на столе,

    левую руку с прямыми пальцами плотно прижатыми друг к другу,

   разместить на кулачке, получается стол.

  1. Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу.

  Если упражнение выполняется легко, то можно менять положение

рук попеременно на счет «раз», «два».

                                     КОЛЕСА    

                                  Стучат колеса:

                                  Тук-тук-тук,

                                   И под веселый

                                   Этот стук,

                                    Мы едем

                                    К бабушке своей,

                                    Везем подарочки мы ей.

                                    Бабуля выйдет на порог,

                                    И вкусный вынесет пирог.

   Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно

постукивать ими по поверхности стола, как игра на пианино.

                                         ТАНЮША

                                       У нашей Танюшки

                                       Живые игрушки:

                                       Котенок – миленок,

                                       Щенок – лопоушка,

                                       И мышка смешная

                                       По кличке Норушка.

Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная большого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений с пальчиками

Веселая и увлекательная пальчиковая гимнастика для детей поможет развить подвижность кистей, гибкость пальцев рук ребенка. В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшают...

Картотека: комплекс упражнений с пальчиками

Упражнения для развития мелких мышц рук...

10 самых увлекательных игр и упражнений для пальчиков

10 самых увлекательных игр и упражнений для пальчиков...

Веселые упражнения для пальчиков.

Занимательные упражнения для развития мелкой маторики рук с использованием карандаша. Подходят для среднего и старшего дошкольного возраста....