Презентация к мастер-классу "Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса"
презентация по логопедии
Совершенствование работы воспитателей ДОУ по воспитанию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvukovaya_kultura_rechi.pptx | 2.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: совершенствование работы воспитателей ДОУ по воспитанию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста. Актуальность мастер-класса: - речь детей односложная , состоящая лишь из простых предложений; неспособны грамматически правильно построить распространенное предложение; бедность речи, недостаточный словарный запас; бедная диалогическая речь; неспособность построить монолог; - отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, навыков культуры речи.
Что такое «Звуковая культура речи»? – это совокупность фонетической и орфоэпической правильности речи, выразительность произношения и четкость дикции. В чем ее значимость? с грамотно-сформированной звуковой культурой речи ребенок развивается как полноценная личность; звуковая культура речи играет огромную роль при формировании контактов и общения в социальной среде, при этом с возрастом по достижению трудоспособного возраста это начинает оказывать прямое влияние и при реализации человека в сфере карьеры; степень грамотности фонетики и фонематики прямо влияет на уровень готовности к обучению в школе.
Два направления воспитания звуковой культуры речи Формирование речевого восприятия (способность сосредоточиться на звуках, фонетический слух, в том числе способность воспринимать ритм, тембр речи). Совершенствование владением: - артикуляторным аппаратом; голосовым аппаратом; дыхательным аппаратом .
Все упражнения можно проводить в любой режимный момент: во время приема детей, во время гигиенических процедур, во время сбора на прогулку, на прогулке, в совместной деятельности, используя не только иллюстрации, но и живые объекты, окружающие предметы.
Работа над словом. Задача: активизация глагольного словаря. Подберите слово-действие к каждому слову: «дом», «цветок», «машина». (Дом строится. Цветок растёт. Машина едет.) Задача: учить выделять и называть признаки предмета. Подберите слово-признак к каждому слову: «дом», «цветок», «машина». ( Дом высокий. Цветок яркий. Машина удобная.) Задача: закреплять в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования. Скажите по-другому: «дом из кирпича» - (кирпичный дом), «фартук из ситца» - (ситцевый фартук). Задача: учить образовывать существительные множественного числа. Я говорю «один лимон», вы говорите «много... (лимонов)»; «один дом» - (много домов); «один цветок» - (много цветков). З адача: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Назовите ласково дом, цветок, машину. (Домик, цветочек, машинка.)
Работа над слоговым составом слова. Задача: предупреждение и преодоление нарушений слоговой структуры слов у дошкольников. Разделите все слова - названия предметов на слоги. (Дом, ли-мон , цветок, фар-тук , ма-ши-на , ак-ва-ри-ум .) Найдите на картинке предметы, в названии которых один слог. (Дом.) Два слога. (Лимон, цветок, фартук.) Три слога. (Машина.) Четыре слога. (Аквариум.) Найдите на картинке предмет, название которого можно представить в виде вот такой слоговой схемы (ли – мон ) ( ма – ши – на)
Работа над звуковым составом слова. Задача: определение наличия заданного звука в слове. Найдите на картинке предмет, название которого начинается со звука [а]. (Аквариум.) Задача: определение места звука в слове. Найдите на картинке предметы, в названии которых звук [м] слышится в начале слова, в середине слова, в конце слова. (Машина. Лимон. Дом. Аквариум.) Задача: определение последовательности звуков в слове; различение по их качественным характеристикам. Дайте характеристику звуков в слове « дом». (Первый звук [ д ] - согласный , твердый. Второй звук [о] – гласный. Третий звук [м] – согласный, твердый) Составьте звуковую схему слова «лимон».
Работа над текстом. Задача: развитие умения образовывать предложения из слов. Составьте предложения со словами - названиями предметов, изображённых на картинке. (Я нарезала лимон к чаю. Я живу в высотном доме. Маша посадила цветок. Машина подъехала к магазину. Мама купила фартук. В аквариуме плавали золотые рыбки.) Составьте предложения со словами - названиями предметов, изображённых на картинке, по данной схеме. Придумайте сказку, используя слова - названия предметов, изображённых на картинке.
Работа над доказательной речью. Докажите, что на картинке изображён аквариум. (Это аквариум - специальная прозрачная ёмкость с водой, в которой плавают рыбки.) Докажите, что на картинке изображён фартук, лимон. Задача: формирование умения составлять загадки, опираясь на картинки. - Опишите предмет, не называя его.
И спользуя изображение этих предметов, можно решать и другие задачи: - упражнять в употреблении предлогов при нахождении местоположения предмета (Лимон находится над аквариумом.); - в согласовании числительных с существительными (Пять домов, фартуков, лимонов. Три аквариума, цветка, машины.); - в употреблении падежей. ( В доме нет аквариума, лимона, фартука.); - в использовании глаголов в разном времени (Машина что делает? Едет. Машина что делала? Ехала.); - развивать восприятие (Накрыть одно изображение на картинке листом бумаги , понемногу отодвигать лист и задать вопрос: «Что это?»); - закреплять количественный счёт, порядковый счёт.
Игры на развитие познавательных процессов Игры на автоматизацию и дифференциацию звуков Игры на различение неречевых звуков
Ва-ва-ва , ва-ва-ва - вот высокая трава. Вы-вы-вы, вы-вы-вы - даже выше головы. Ве-ве-ве , ве-ве-ве - васильки видны в траве. Ву-ву-ву , ву-ву-ву - васильков букет нарву.
И гровое упражнение «Я дружу с интонацией»
На поляне теремок, Дверь закрыта на замок, Из трубы идёт дымок. Вокруг терема забор, Чтобы не забрался вор. Тук-тук-тук, тук-тук-тук, Открывайте, я ваш друг! (Соединяем ладони «домиком ».) (Смыкаем пальцы в «замок».) (Смыкаем пальцы в «колечки».) (Показываем ладони, расставляем пальцы.) (Щёлкаем пальцами.) (Стучим кулаком одной руки по ладони другой руки.) (Разводим руки в стороны, одной ладонью обхватываем другую ладонь.) П альчиковая гимнастика «Теремок».
Автоматизация звука Р Игра «Тише, тише, Маша пишет» (автоматизация звука Ш) «Тише, тише: Маша пишет, Наша Маша долго пишет, А кто Маше помешает, Того Маша догоняет.»
Стихи-диалоги Кошка. Мур , мур , мур . Автор. Мурлычет кошка. Кошка. Ты погладь меня немножко, От тепла и ласки я зажмурю глазки. А втор. Ветер воет, завывает, Песню деткам напевает. Ветер. Буду, буду дуть опять, Не пойдёте вы гулять! Дети. Ты нас, ветер, не пугай, Лучше тучи разгоняй. Мы оденемся тепло, Погуляем всё равно!
В музыкальной деятельности: «Где живет звук?» «Звук или слово? Слог или слово?» «Звонкий – глухой» «Посчитаем слова» «Гласный-согласный»
В изобразительной деятельности: при рисовании используется ритмическое голосовое сопровождение: звуковое, слоговое, пословное. Утренники и праздники являются эффективной формой работы по воспитанию звуковой культуры речи.
В ысокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребёнком, организация и проведение речевых игр, взаимодействие с семьями дошкольников - залог успешного воспитания звуковой культуры речи детей.
Л итература Программа дошкольного образования «От рождения до школы»// Под ред. Н.Е. Вераксы , Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2019. Интернет-ресурс.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для воспитателей "Формирование звуковой культуры речи детей в процессе учебной деятельности"
Консультация для воспитателей (молодых специалистов) в виде презентации на тему "Формирование звуковой культуры речи детей в процессе учебной деятельности"...
ОПЫТ РАБОТЫ «РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Опыт работы "Звуковая культура речи в различных видах деятельности"....
Сообщение из опыта работы «Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса».
Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды. Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку еще до по...
Семинар – практикум «Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса»
ЗКР – это произносительная сторона речи. Это как раз то, что в первую очередь бросается на слух.Аспекты звуковой культуры речи:- Слуховое внимание- Фонематический слух- Подвижный артикуляционный...
Консультация для воспитателей ДОУ "Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса"
Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса...
Мастер-класс "Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса"
Цель мастер-класса: совершенствование работы воспитателей ДОУ по воспитанию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста. Видеофайл мастер-класса https://disk.yandex.ru/i/mdb4n_B_8DjpYw...
Презентация: "Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса"
в"Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса" оспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса...