Конспект ООД "Деревья осенью"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Лобода Ирина Викторовна

Конспект занятия с детьми с ОНР по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием технологии «Дидактический синквейн» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_derevya_osenyu.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия с детьми с ОНР

по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием технологии «Дидактический синквейн»

 Лобода Ирина Викторовна,

учитель-логопед

МДОУ детский сад № 11 комбинированного вида

города Валуйки Белгородской области

Тема:  «Деревья осенью»

Цели:

Коррекционно-образовательные цели:

- уточнить и систематизировать знания детей об осени, деревьях;

- расширить словарь существительными, прилагательными, глаголами;

- закреплять знания о словах-предметах, словах-художниках, словах-действиях по теме;

- совершенствовать грамматический строй речи: согласование слов в предложении в роде и числе;

- формировать умение образовывать относительные прилагательные, подбирать антонимы;

- закреплять умение составлять рассказ-описание по схеме синквейна;

- закреплять умение наращивать предложение.

Коррекционно-развивающие цели:

- развивать диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание, пространственные представления;

- учить думать, размышлять, рассуждать на заданную тему;

- развивать мелкую моторику, формировать координацию общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели:

- воспитывать доброжелательность, отзывчивость, умение работать самостоятельно и в коллективе,

- воспитывать  любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: декорация осеннего леса, предметные картинки с изображением осенних деревьев, листья деревьев,  разборное плоскостное изображение дуба, мяч, магнитофон, альбомные листы, карандаши, карточки-символы для обозначения существительных, прилагательных, глаголов.

Ход мероприятия:

I. Организационный момент.

Логопед поднимает кленовый листок, читает загадку

Листья с деревьев в лесу осыпаются.

Дождик уныло по крышам стучит.

Светлое небо с землёю прощается.

Хмурая туча в окошко глядит.

Дети: В стихотворении говорится об осени.

Логопед: Правильно. И мы с вами сегодня будем говорить об осени. Хотите отправиться в осенний лес?

II. Основная часть.

1. Активизация и актуализация номинативного, предикативного, атрибутивного словаря по теме.

(Декорация осеннего леса с осыпавшимися листьями)

Логопед вместе с детьми:

В лес пойдём мы погулять     (Шагают)

Будем листья собирать.

Листья берёзы,                         (собирают листики берёзы)

Листья осины,                          (собирают листики осины)

 Тополя, клёна                          (собирают листики тополя и клёна)

Листья рябины,                         (собирают листики рябины)

Листики дуба мы соберём        (собирают листики дуба)

Маме осенний букет отнесём.

Логопед: Какие красивые букеты вы собрали. Листик жёлтый, листик красный, листик золотой. А почему они были на земле. Вспомните, что происходит с деревьями осенью?

Дети: Листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают.

Логопед: Как называется явление в природе, когда с деревьев листья опадают?

Дети: Это листопад.

Логопед: Хотите устроить листопад?

Выработка длительной целенаправленной воздушной струи.

Дети сдувают с ладошек собранные листочки

Логопед: Давайте вспомним, с каких деревьев были наши листочки?

Дети называют: Листья берёзы. Листья осины. Листья рябины. Листики дуба.  Листья тополя. Листья клёна.

Логопед  при назывании ребёнком дерева вывешивает картинку с изображением этого дерева.

2. Образование относительных прилагательных.

Логопед: А теперь назовём, какой это лист. Например: лист берёзы – берёзовый лист.

Под каждым деревом поместим подходящий лист.  

Дети называют, определяют место листьям.

3. Называние слов-предметов. Игра в слова с мячом.

Логопед: Посмотрите на наши картинки. Как вы думаете, какие слова-предметы здесь спрятались? (Логопед вывешивает символ слова-предмета – карточку с горизонтальной прямой). Назовите их.

Дети называют: дуб, берёза, осина, рябина, клён, лист.

Логопед: А теперь поиграем в мяч.

Я найду слова везде:

И на небе, и в воде,

Ну-ка, мяч передавай

И слова-предметы называй.

Я предлагаю вам, передавая мяч по кругу, назвать слова-предметы на тему «Осенние деревья».

Дети называют: листопад, ветка, ствол, плод, лист, дуб и т. п.

Логопед:  Каких листьев больше всего было в осеннем лесу?

Дети: Больше всего было дубовых листьев и берёзовых.

Логопед: Возьмите по дубовому и берёзовому  листочку и пойдёмте за мной по тропинке в осенний лес полюбоваться на могучий дуб и стройную берёзку.

4. Называние слов-художников.

Слова-антонимы.

Логопед: У дуба ствол толстый, а у берёзки наоборот…

Дети: Тонкий

Логопед: У дуба ствол тёмный, а у берёзки наоборот…

Дети: Светлый

(Дуб старый, а берёзка молодая; Высокий-низкий)

Логопед: Посмотрите на наши деревца. Осенний ветер сдул листочки. Давайте  прикрепим принесённые листочки, при этом будем называть слова-художники, говоря сначала какой дуб, а потом какая берёзка. Каждый листочек – это слово-художник. (Логопед вывешивает символ слова-признака – карточку с горизонтальной волнистой линией).

Дети: Могучий, крепкий, красивый, толстый, огромный.

          Белоствольная, стройная, красивая, тонкая…

5. Называние слов-действий.

Логопед: Вспомните, какие плоды вырастают на дубе.

Дети: На дубе вырастают жёлуди.

Логопед: Давайте повесим на дуб жёлуди. При этом будем называть слова-действия, говоря, что делает дуб. Каждый жёлудь – это слово-действие. (Логопед вывешивает символ слова-действия – карточку с двумя горизонтальными линиями).
Дети: Растёт, стоит, возвышается, качается, желтеет, зеленеет, цветёт, ветвится, радует, веселит.

Логопед: Посмотрите, какой красивый дуб у нас получился. Эти же слова действия подходят и к нашей берёзке. Теперь отдохнём и поиграем.

6. Составление предложения и его удлинение.
Логопед: Начинается игра с мячом. Встанем в круг. Отбиваем мяч от пола. Каждый удар – слово.
Логопед: Дуб – это дерево?
Дети: Дуб – это дерево.
Логопед: Дуб – это лиственное дерево?
Дети: Дуб – это лиственное дерево.

Логопед: Дуб – это лиственное дерево, которое растёт в лесу?
Дети: Дуб – это лиственное дерево, которое растет в лесу.
7. Создание синквейна совместно с логопедом.
Логопед: Молодцы. А теперь сядем за столы.

Дети выполняют.

Логопед: Посмотрите, на нашей доске размещены карточки-символы, по которым мы с вами составим рассказ о дубе. (На доске размещены: в первом ряду карточка-символ для слова-предмета, во втором ряду – две карточки-символы для слов-художников, в третьем ряду – три карточки-символы для слов-действий, в четвёртом ряду – графическая схема предложения, в пятом ряду карточка-символ для слова-предмета). Посмотрите на мой рисунок дуба. Давайте при помощи карточек-символов составим рассказ. Начнем: назовите слово-предмет.

Дети:  Дуб.
Логопед: Вспомните названные нами слова-художники. Выберите и назовите два слова-художника.
Дети:  Огромный, могучий.
Логопед: Вспомните названные нами слова-действия. Выберите и назовите три слова-действия.
Дети: Растёт, желтеет, качается.
Логопед: Дети вспомните или придумайте предложение о дубе.
Дети: Я люблю осенний дуб.

Логопед: Дети назовите слова-предметы, которые вы вспоминаете, говоря слово дуб.
Дети: Дерево.

8. Создание собственного синквейна и рассказа по нему.

Логопед: Дети, у вас на столах лежат листы бумаги.  Нарисуйте дуб или березку.

Логопед: Какие красивые рисунки у вас получились. Возьмём их и сядем на ковёр. Пользуясь схемой на доске и рисунками, расскажите о вашем дереве.

 (Ребёнок встаёт и рассказывает своё произведение, другие дети внимательно его слушают; по окончании рассказа аплодируют; оценивают, говоря комплименты). Дуб растёт в лесу. Дуб красивый и могучий. Дуб летом стоит зелёный, осенью желтеет, качается на ветру. Я любуюсь осенним дубом. Дуб – лиственное дерево.

III. Подведение итогов.

Логопед: Давайте пожелаем дубу, берёзке и всем деревьям хорошо отдохнуть зимой, а весной вновь радовать нас молодыми зелёными листочками. (Далее логопед оценивает достижения детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Осень, осень..." во 2 младшей группе

Игровое занятие с детьми 3-4 лет, в процессе этого занятия дети закрепят признаки осени, продолжают работать с сюжетными картинами и описывают, что изображено. Закрепляют как надо одеваться и помогают...

Конспект НОД "Осень, осень, в гости просим" для детей 1 младшей группы.

Расширять представления детей об окружающем, об осенних изменениях в природе.Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.Воспитывать эмоциональный отклик на красоту осеннего пейзажа, яр...

Конспект НОД "Осень, осень, в гости просим" для детей 1 младшей группы.

Расширять представления детей об окружающем, об осенних изменениях в природе.Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.Воспитывать эмоциональный отклик на красоту осеннего пейзажа, яр...

Конспект ООД "Осень, осень, в гости просим"

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в нетрадиционной техники лепки (пластилинография)...

Конспект праздника "Осень, осень, В гости просим!"

Сценарий для проведения осеннего праздника в старшей группе...

Конспект НОД «Осень, осень в гости просим!» в рамках проекта «Золотая осень» по речевому и познавательному развитию

Закрепляются представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....