Конспект ООД "Деревья осенью"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия с детьми с ОНР по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием технологии «Дидактический синквейн»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_derevya_osenyu.docx | 19.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия с детьми с ОНР
по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием технологии «Дидактический синквейн»
Лобода Ирина Викторовна,
учитель-логопед
МДОУ детский сад № 11 комбинированного вида
города Валуйки Белгородской области
Тема: «Деревья осенью»
Цели:
Коррекционно-образовательные цели:
- уточнить и систематизировать знания детей об осени, деревьях;
- расширить словарь существительными, прилагательными, глаголами;
- закреплять знания о словах-предметах, словах-художниках, словах-действиях по теме;
- совершенствовать грамматический строй речи: согласование слов в предложении в роде и числе;
- формировать умение образовывать относительные прилагательные, подбирать антонимы;
- закреплять умение составлять рассказ-описание по схеме синквейна;
- закреплять умение наращивать предложение.
Коррекционно-развивающие цели:
- развивать диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание, пространственные представления;
- учить думать, размышлять, рассуждать на заданную тему;
- развивать мелкую моторику, формировать координацию общей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели:
- воспитывать доброжелательность, отзывчивость, умение работать самостоятельно и в коллективе,
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: декорация осеннего леса, предметные картинки с изображением осенних деревьев, листья деревьев, разборное плоскостное изображение дуба, мяч, магнитофон, альбомные листы, карандаши, карточки-символы для обозначения существительных, прилагательных, глаголов.
Ход мероприятия:
I. Организационный момент.
Логопед поднимает кленовый листок, читает загадку
Листья с деревьев в лесу осыпаются.
Дождик уныло по крышам стучит.
Светлое небо с землёю прощается.
Хмурая туча в окошко глядит.
Дети: В стихотворении говорится об осени.
Логопед: Правильно. И мы с вами сегодня будем говорить об осени. Хотите отправиться в осенний лес?
II. Основная часть.
1. Активизация и актуализация номинативного, предикативного, атрибутивного словаря по теме.
(Декорация осеннего леса с осыпавшимися листьями)
Логопед вместе с детьми:
В лес пойдём мы погулять (Шагают)
Будем листья собирать.
Листья берёзы, (собирают листики берёзы)
Листья осины, (собирают листики осины)
Тополя, клёна (собирают листики тополя и клёна)
Листья рябины, (собирают листики рябины)
Листики дуба мы соберём (собирают листики дуба)
Маме осенний букет отнесём.
Логопед: Какие красивые букеты вы собрали. Листик жёлтый, листик красный, листик золотой. А почему они были на земле. Вспомните, что происходит с деревьями осенью?
Дети: Листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают.
Логопед: Как называется явление в природе, когда с деревьев листья опадают?
Дети: Это листопад.
Логопед: Хотите устроить листопад?
Выработка длительной целенаправленной воздушной струи.
Дети сдувают с ладошек собранные листочки
Логопед: Давайте вспомним, с каких деревьев были наши листочки?
Дети называют: Листья берёзы. Листья осины. Листья рябины. Листики дуба. Листья тополя. Листья клёна.
Логопед при назывании ребёнком дерева вывешивает картинку с изображением этого дерева.
2. Образование относительных прилагательных.
Логопед: А теперь назовём, какой это лист. Например: лист берёзы – берёзовый лист.
Под каждым деревом поместим подходящий лист.
Дети называют, определяют место листьям.
3. Называние слов-предметов. Игра в слова с мячом.
Логопед: Посмотрите на наши картинки. Как вы думаете, какие слова-предметы здесь спрятались? (Логопед вывешивает символ слова-предмета – карточку с горизонтальной прямой). Назовите их.
Дети называют: дуб, берёза, осина, рябина, клён, лист.
Логопед: А теперь поиграем в мяч.
Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
Ну-ка, мяч передавай
И слова-предметы называй.
Я предлагаю вам, передавая мяч по кругу, назвать слова-предметы на тему «Осенние деревья».
Дети называют: листопад, ветка, ствол, плод, лист, дуб и т. п.
Логопед: Каких листьев больше всего было в осеннем лесу?
Дети: Больше всего было дубовых листьев и берёзовых.
Логопед: Возьмите по дубовому и берёзовому листочку и пойдёмте за мной по тропинке в осенний лес полюбоваться на могучий дуб и стройную берёзку.
4. Называние слов-художников.
Слова-антонимы.
Логопед: У дуба ствол толстый, а у берёзки наоборот…
Дети: Тонкий
Логопед: У дуба ствол тёмный, а у берёзки наоборот…
Дети: Светлый
(Дуб старый, а берёзка молодая; Высокий-низкий)
Логопед: Посмотрите на наши деревца. Осенний ветер сдул листочки. Давайте прикрепим принесённые листочки, при этом будем называть слова-художники, говоря сначала какой дуб, а потом какая берёзка. Каждый листочек – это слово-художник. (Логопед вывешивает символ слова-признака – карточку с горизонтальной волнистой линией).
Дети: Могучий, крепкий, красивый, толстый, огромный.
Белоствольная, стройная, красивая, тонкая…
5. Называние слов-действий.
Логопед: Вспомните, какие плоды вырастают на дубе.
Дети: На дубе вырастают жёлуди.
Логопед: Давайте повесим на дуб жёлуди. При этом будем называть слова-действия, говоря, что делает дуб. Каждый жёлудь – это слово-действие. (Логопед вывешивает символ слова-действия – карточку с двумя горизонтальными линиями).
Дети: Растёт, стоит, возвышается, качается, желтеет, зеленеет, цветёт, ветвится, радует, веселит.
Логопед: Посмотрите, какой красивый дуб у нас получился. Эти же слова действия подходят и к нашей берёзке. Теперь отдохнём и поиграем.
6. Составление предложения и его удлинение.
Логопед: Начинается игра с мячом. Встанем в круг. Отбиваем мяч от пола. Каждый удар – слово.
Логопед: Дуб – это дерево?
Дети: Дуб – это дерево.
Логопед: Дуб – это лиственное дерево?
Дети: Дуб – это лиственное дерево.
Логопед: Дуб – это лиственное дерево, которое растёт в лесу?
Дети: Дуб – это лиственное дерево, которое растет в лесу.
7. Создание синквейна совместно с логопедом.
Логопед: Молодцы. А теперь сядем за столы.
Дети выполняют.
Логопед: Посмотрите, на нашей доске размещены карточки-символы, по которым мы с вами составим рассказ о дубе. (На доске размещены: в первом ряду карточка-символ для слова-предмета, во втором ряду – две карточки-символы для слов-художников, в третьем ряду – три карточки-символы для слов-действий, в четвёртом ряду – графическая схема предложения, в пятом ряду карточка-символ для слова-предмета). Посмотрите на мой рисунок дуба. Давайте при помощи карточек-символов составим рассказ. Начнем: назовите слово-предмет.
Дети: Дуб.
Логопед: Вспомните названные нами слова-художники. Выберите и назовите два слова-художника.
Дети: Огромный, могучий.
Логопед: Вспомните названные нами слова-действия. Выберите и назовите три слова-действия.
Дети: Растёт, желтеет, качается.
Логопед: Дети вспомните или придумайте предложение о дубе.
Дети: Я люблю осенний дуб.
Логопед: Дети назовите слова-предметы, которые вы вспоминаете, говоря слово дуб.
Дети: Дерево.
8. Создание собственного синквейна и рассказа по нему.
Логопед: Дети, у вас на столах лежат листы бумаги. Нарисуйте дуб или березку.
Логопед: Какие красивые рисунки у вас получились. Возьмём их и сядем на ковёр. Пользуясь схемой на доске и рисунками, расскажите о вашем дереве.
(Ребёнок встаёт и рассказывает своё произведение, другие дети внимательно его слушают; по окончании рассказа аплодируют; оценивают, говоря комплименты). Дуб растёт в лесу. Дуб красивый и могучий. Дуб летом стоит зелёный, осенью желтеет, качается на ветру. Я любуюсь осенним дубом. Дуб – лиственное дерево.
III. Подведение итогов.
Логопед: Давайте пожелаем дубу, берёзке и всем деревьям хорошо отдохнуть зимой, а весной вновь радовать нас молодыми зелёными листочками. (Далее логопед оценивает достижения детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Осень, осень..." во 2 младшей группе
Игровое занятие с детьми 3-4 лет, в процессе этого занятия дети закрепят признаки осени, продолжают работать с сюжетными картинами и описывают, что изображено. Закрепляют как надо одеваться и помогают...
Конспект НОД "Осень, осень, в гости просим" для детей 1 младшей группы.
Расширять представления детей об окружающем, об осенних изменениях в природе.Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.Воспитывать эмоциональный отклик на красоту осеннего пейзажа, яр...
Конспект НОД "Осень, осень, в гости просим" для детей 1 младшей группы.
Расширять представления детей об окружающем, об осенних изменениях в природе.Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.Воспитывать эмоциональный отклик на красоту осеннего пейзажа, яр...
Конспект ООД "Осень, осень, в гости просим"
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в нетрадиционной техники лепки (пластилинография)...
Конспект праздника "Осень, осень, В гости просим!"
Сценарий для проведения осеннего праздника в старшей группе...
Конспект НОД «Осень, осень в гости просим!» в рамках проекта «Золотая осень» по речевому и познавательному развитию
Закрепляются представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....
Конспект утренника "Осень, осень, осень..."
Конспект утренника...