картотека игр и упражнений на формирование плавного носового выдоха и развития речевого дыхания
картотека по развитию речи (старшая группа)
картотека игр и упражнений на формирование плавного носового выдоха и развития речевого дыхания
Скачать:
Предварительный просмотр:
Картотека игр и упражнений для формирования плавного ротового выдоха и развития речевого дыхания
Параметры правильного ротового выдоха
- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.
Игры и упражнения для формирования плавного ротового выдоха
«Снежинки».
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Вырезаем из бумаги снежинки, подвешиваем их на ниточку. Делаем глубокий вдох носом и затем плавно дуем на снежинки.
«Ветер».
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Из бумаги нарезаем полоски 15-20 сантиметров. Обвязываем их небольшой верёвочкой. Получается, что-то наподобие дерева. Ветер дует, на листочки и они шевелятся. Глубокий вдох, на выдохе дуем на полоски из бумаги.
Упражнение «Осенняя мелодия»
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Осенью можно собрать листья разных расцветок. Раскладываем листья на столе. Тренируем речевое, дыхание, сдувая листочки со стола плавным выдохом.
Упражнение «Снег идёт!»
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Приготовим небольшие шарики из ваты. Затем подбрасываем по одному и стараемся успеть подуть на каждый шарик, как бы сдувая снег.
Игра «Одуванчик».
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Игра очень простая, так как требуется только выйти на улицу и найти одуванчик. Затем просто дуем на одуванчик.
«Дедушка или бабушка».
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Дуем на одуванчик, если с одуванчика упали все пушинки, то это лысый дедушка, если остались, то это бабушка. Выигрывает тот у кого получится сдуть все пушинки, то есть дедушка.
Игра «Вертушка.
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Для этой игры вам потребуется купить вертушку. Плавно дуем на вертушку.
Игра «Футбол».
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Скатываем из ваты два шарика. Ставим на стол ворота. Это могут быть два кубика. Стараемся забить мяч из кусочка ваты в ворота из кубиков плавным, длительным выдохом.
«Самолётики».
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Делаем из бумаги самолёты и дуем на них долгим и плавным выдохом.
«Катись, карандаш!»
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Нужно положить на стол карандаш, а затем с силой на него подуть, чтобы он укатился как можно дальше.
«Дыхание собаки».
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Делаем быстрые и частые вдох и выдох. С каждым разом выдох должен быть немного длиннее предыдущего.
«Воздушный шарик»
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Необходимо надуть воздушный шарик и повесить его на уровне лица. Сильно и плавно дуем на шар так, чтобы он взлетел как можно выше.
Более сложный вариант игры. Подбрасываем воздушный шар и дуем на него, не давая шару упасть.
«Плыви, корабль!»
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
В таз с водой пускаем бумажный корабль. Плавным выдохом дуем на корабль.
«Буль-Буль».
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
В стакан наливаем воду и поставив в неё коктейльную трубочку, делаем ею буль-буль.
Затем можно сделать целую «бурю» в стакане. По «буре» в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность.
«Свечка».
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Для игры нужна свеча. Можно, сказать ребёнку, что сегодня «именины у мишки». Мишку нужно поздравить и помочь ему задуть праздничную свечку.
«Летящее пёрышко».
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Подбрасываем вверх птичье перо, дуем на него, не давая ему упасть.
Мыльные пузыри.
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Надуваем мыльные пузыри.
«Полицейский на посту».
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Играем в полицейских. Если появляется нарушитель, свистим в свисток (дудку).
Игры на развитие речевого дыхания (звуки, слога, слова, фразы)
Мы учимся плавно произносить звуки, слога, слова и фразы на выдохе.
Работа строится по принципу от простого к сложному.
План работы:
Протяжно поём гласных звуки;
Произносим на одном выдохе некоторые согласные звуки;
Протяжно произносим слоги на одном выдохе;
Произносим протяжно слова на одном выдохе;
Произносим различные фразы на одном выдохе;
Читаем стихи;
Поём песни;
Отрабатываем навыки правильного речевого дыхания в рассказах и пересказах.
Правила выполнения заданий:
- Ребёнок садится на стул;
- Полностью расслабляется;
- Делает вдох носом, рот закрыт;
- Плечи на вдохе не должны подниматься;
- Ребёнок должен говорить на выдохе;
- Добирать воздух во время произнесения слов нельзя.
Игры с гласными звуками
«Песенки гласных звуков».
Цель: развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, а также сочетаний из двух и более гласных – АУ, УА, ОУ, ОИ, ИА и т. д.
Делаем спокойный, глубокий вдох носом, на выдохе поём гласные звуки.
Стараемся петь звуки как можно дольше пока хватает воздуха на выдохе.
Песенка первая:
Поём протяжно на выдохе два звука — «АУ».
Песенка вторая:
Поём протяжно на выдохе три звука – «АУО».
Песенка третья:
На выдохе протяжно поём четыре звука – «АУОЫ».
Песенка четвёртая:
На выдохе протяжно поём пять звуков – «АУОЫЭ».
Песенка пятая:
Протяжно на выдохе поём шесть звуков –«АУОЫЭИ».
Пропевание гласных звуков с движениями
Все гласные звуки пропеваем на выдохе.
«Распускающейся цветок» Звук «А».
Ребёнок стоит с опущенными руками. Через стороны поднимает руки вверх делая вдох. Опускает руки через стороны вниз, поёт: «А-а-а» на выдохе.
«Порубим дрова».Звук У.
Ребёнок стоит с опущенными руками. Ноги ставит на ширину плеч. Поднимает прямые руки вверх и делая вдох. Затем производит наклон со звуком: «У-у-у».
«Облачко лети». Звук «О».
Обучающийся стоит, руки опущены. Разводит руки в стороны и делает вдох. Затем руки медленно поднести ко рту, подушечки пальцев встретились, кисти образуют букву «О» и пропевает на выдохе: «О-о-о».
«Большой мяч» Звук «Э».
Руки опущены вдоль туловища. На вдохе разводит руки в стороны. На выдохе поёт звук «Э-э-э» и медленно ведёт руки к груди, имитируя пойманный мяч.
«Качели» Звук «Ы».
Руки опущены вдоль туловища. Медленно, на вдохе поднимает руки со сжатыми кулаками перед собой. На выдохе медленно отводит руки назад и поёт «Ы-ы-ы».
«Солнышко» Звук «И».
Ребёнок стоит с опущенными руками и делает вдох. Очень медленно поднимает руки вверх, на выдохе поёт: И-и-и».
Дыхательная гимнастика с движением
«Крылья».
Руки опущены. Взрослый отводит руки малыша за голову – вдох. Руки плавно опускаем – выдох.
Ручки, как крылья на вдохе взлетают – (вдох)
Выдохнем плавно и вниз опускаем. (выдох)
«Стрекоза».
Взрослый берёт руки ребёнка и разводит их в стороны – вдох. Затем медленно производит поворот его туловища вправо. Руки «встречаются» ладошки делают небольшой хлопок – выдох. Повторяем те же движения в левую сторону.
Игры с согласными звуками
«Шарик».
Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.
Расставляем ноги на ширину плеч. Необходимо произносить звук «Ф» и одновременно сводить руки перед собой – шар сдувается. Повторить несколько раз.
«Весёлая змейка».
Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш.
Делаем глубокий вдох и на выдохе шипим как змейка – «Ш-Ш-Ш». Произносить звук нужно на одном выдохе. Добирать воздух, во время произнесения, нельзя.
«Покачаем насос».
Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С.
Делаем глубокий вдох носом и на выдохе имитируем как работает насос. Произносим «С-С-С».
«Комарик».
Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звукаЗ .
Делаем спокойный, глубокий вдох. На выдохе длительно произносим звук «З-з-з»
Весёлое путешествие
Цель: развитие правильного речевого дыхания – произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов – БИ-БИ, ТУ-ТУ.
Предложите детям подвижную игру. – Кто из вас любит путешествовать? Поднимите руки, кто катался на машине. Теперь поднимите руки, кто катался на поезде. Давайте поиграем в машинки – машина едет и сигналит «БИ-БИ!» А теперь превратимся в паровозики – «ТУ-ТУ!» Покажите, как едет машинка, – походите по комнате, крутя воображаемый руль. Изображая паровозик, покрутите согнутыми в локтях руками в направлении вперед и назад. Следите, чтобы дети произносили подряд два слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться произносить на одном выдохе большее количество слогов: БИ-БИ-БИ! ТУ-ТУ-ТУ-ТУ!
Читаем (повторяем за взрослым) пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе.
Капля и камень долбит.
Правой рукой строят – левой ломают.
Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.
Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…
Интересно, сколько Егорок получится у Вас на одном выдохе?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека упражнений на развитие речевого дыхания и голоса
Игры, направленные на развитие речевого дыхания...
Игры и упражнения для формирования плавного ротового выдоха
Работа над дыханием - это необходимая часть логопедической работы. Учитель-логопед день за днём совершенствует речевое дыхание детей. Я для этого предлагаю следующую подборку игр и упражнений для форм...
Упражнения для формирования навыков носового дыхания
Одним из важных компонентов речевой гимнастики являются специальные упражнения для воспитания привычки дышать через нос....
Развитие речевого дыхания в процессе формирования правильного звукопроизношения посредством игр и игровых упражнений
Опыт работы по развитию речевого дыхания дошкольников....
Консультация для родителей "Необходимость развития речевого дыхания, игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушением речи".
Речь человека- это сложный механизм,который не можетобразоваться сам по себе....
«Необходимость развития речевого дыхания, игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушениями речи»
Консультация для родителей....
Картотека игр и упражнений для развития речевого дыхания, речевого слуха, артикуляционного аппарата
Данная картотека содержит перечень игр с описанием, направленных на развитие речевого дыхания....