картотека игр и упражнений на формирование плавного носового выдоха и развития речевого дыхания
картотека по развитию речи (старшая группа)

Гусева Наталья Сергеевна

картотека игр и упражнений на формирование плавного носового выдоха и развития речевого дыхания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений для формирования плавного ротового выдоха и развития речевого дыхания

Параметры правильного ротового выдоха

- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";

- выдох происходит плавно, а не толчками;

- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

- выдыхать следует, пока не закончится воздух;

- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Игры и упражнения для формирования плавного ротового выдоха

  

«Снежинки».

Цель:  развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Вырезаем из бумаги снежинки, подвешиваем их на ниточку. Делаем глубокий вдох носом и затем плавно дуем на снежинки.

 

«Ветер».

Цель:  развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

 Из бумаги нарезаем полоски 15-20 сантиметров. Обвязываем их небольшой верёвочкой. Получается, что-то наподобие дерева. Ветер дует, на листочки и они шевелятся. Глубокий вдох, на выдохе дуем на полоски из бумаги.

 

Упражнение «Осенняя мелодия»

Цель:  развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Осенью можно собрать листья разных расцветок. Раскладываем листья на столе. Тренируем речевое, дыхание, сдувая листочки со стола плавным выдохом.

 

Упражнение «Снег идёт!»

Цель:  развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Приготовим небольшие шарики из ваты. Затем подбрасываем по одному и стараемся успеть подуть на каждый шарик, как бы сдувая снег.

 

Игра «Одуванчик».

Цель:  развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Игра очень простая, так как требуется только выйти на улицу и найти одуванчик. Затем просто дуем на одуванчик.

  

 «Дедушка или бабушка».

Цель:  развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Дуем на одуванчик, если с одуванчика упали все пушинки, то это лысый дедушка, если остались, то это бабушка. Выигрывает тот у кого получится сдуть все пушинки, то есть дедушка.

 

Игра «Вертушка. 

Цель:  развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Для этой игры вам потребуется купить вертушку. Плавно дуем на вертушку.

 

 Игра «Футбол». 

Цель:  развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Скатываем из ваты два шарика. Ставим на стол ворота. Это могут быть два кубика. Стараемся забить мяч из кусочка ваты в ворота из кубиков плавным, длительным выдохом.

 

«Самолётики».

Цель:  развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Делаем из бумаги самолёты и дуем на них долгим и плавным выдохом.

 

«Катись, карандаш!»

Цель:  развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Нужно положить на стол карандаш, а затем с силой на него подуть, чтобы он укатился как можно дальше.

 

«Дыхание собаки».

Цель:  развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Делаем быстрые и частые вдох и выдох. С каждым разом выдох должен быть немного длиннее предыдущего.

 

«Воздушный шарик»

Цель:  развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Необходимо надуть воздушный шарик и повесить его на уровне лица. Сильно и плавно дуем на шар так, чтобы он взлетел как можно выше.

Более сложный вариант игры. Подбрасываем воздушный шар и дуем на него, не давая шару упасть.

 

«Плыви, корабль!»

Цель:  развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

В таз с водой пускаем бумажный корабль. Плавным выдохом дуем на корабль.

 

«Буль-Буль».

Цель:  развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

 В стакан наливаем воду и поставив в неё коктейльную трубочку, делаем ею буль-буль.

Затем можно сделать целую «бурю» в стакане. По «буре» в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность.

 

«Свечка».

Цель:  развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Для игры нужна свеча. Можно, сказать ребёнку, что сегодня «именины у мишки». Мишку нужно поздравить и помочь ему задуть праздничную свечку.

 

«Летящее пёрышко».

Цель:  развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Подбрасываем вверх птичье перо, дуем на него, не давая ему упасть.

 

Мыльные пузыри.

Цель:  развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Надуваем мыльные пузыри.

 

«Полицейский на посту».

Цель:  развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Играем в полицейских. Если появляется нарушитель, свистим в свисток (дудку).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры на развитие речевого дыхания (звуки, слога, слова, фразы)

  

Мы учимся плавно произносить звуки, слога, слова и фразы на выдохе.

Работа строится по принципу от простого к сложному.

 

План работы:

 

Протяжно поём гласных звуки;

Произносим на одном выдохе некоторые согласные звуки;

Протяжно произносим слоги на одном выдохе;

Произносим протяжно слова на одном выдохе;

Произносим различные фразы на одном выдохе;

Читаем стихи;

Поём песни;

Отрабатываем навыки правильного речевого дыхания в рассказах и пересказах.

 

Правила выполнения заданий:

 

  • Ребёнок садится на стул;
  • Полностью расслабляется;
  • Делает вдох носом, рот закрыт;
  • Плечи на вдохе не должны подниматься;
  • Ребёнок должен говорить на выдохе;
  • Добирать воздух во время произнесения слов нельзя.

Игры с гласными звуками

 «Песенки гласных звуков».

Цель: развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, а также сочетаний из двух  и более гласных – АУ, УА, ОУ, ОИ, ИА и т. д.

Делаем спокойный, глубокий вдох носом, на выдохе поём гласные звуки.

Стараемся петь звуки как можно дольше пока хватает воздуха на выдохе.

 

Песенка первая:

Поём протяжно на выдохе два звука — «АУ».

 

Песенка вторая:

Поём протяжно на выдохе три звука – «АУО».

 

Песенка третья:

На выдохе протяжно поём четыре звука – «АУОЫ».

 

Песенка четвёртая:

На выдохе протяжно поём пять звуков – «АУОЫЭ».

 

Песенка пятая:

Протяжно на выдохе поём шесть звуков –«АУОЫЭИ».

 

Пропевание гласных звуков с движениями

 

Все гласные звуки пропеваем на выдохе.

«Распускающейся цветок» Звук «А».

Ребёнок стоит с опущенными руками. Через стороны поднимает руки вверх делая вдох. Опускает руки через стороны вниз, поёт: «А-а-а» на выдохе.

 

«Порубим дрова».Звук У.

Ребёнок стоит с опущенными руками. Ноги ставит на ширину плеч. Поднимает прямые руки вверх и делая вдох. Затем производит наклон со звуком: «У-у-у».

 

«Облачко лети». Звук «О».

Обучающийся стоит, руки опущены. Разводит руки в стороны и делает вдох. Затем руки медленно поднести ко рту, подушечки пальцев встретились, кисти образуют букву «О» и пропевает на выдохе: «О-о-о».

 

«Большой мяч» Звук «Э».

Руки опущены вдоль туловища. На вдохе разводит руки в стороны. На выдохе поёт звук «Э-э-э» и медленно ведёт руки к груди, имитируя пойманный мяч.

 

«Качели» Звук «Ы».

Руки опущены вдоль туловища. Медленно, на вдохе поднимает руки со сжатыми кулаками перед собой. На выдохе медленно отводит руки назад и поёт «Ы-ы-ы».

 

«Солнышко» Звук «И».

Ребёнок стоит с опущенными руками и делает вдох. Очень медленно поднимает руки вверх, на выдохе поёт: И-и-и».

 

Дыхательная гимнастика с движением

 

«Крылья».

Руки опущены. Взрослый отводит руки малыша за голову – вдох. Руки плавно опускаем – выдох.

 Ручки, как крылья на вдохе взлетают – (вдох)

Выдохнем плавно и вниз опускаем.     (выдох)

 

«Стрекоза».

Взрослый берёт руки ребёнка и разводит их в стороны – вдох. Затем медленно производит поворот его туловища вправо. Руки «встречаются» ладошки делают небольшой хлопок – выдох. Повторяем те же движения в левую сторону.

 

Игры с согласными звуками

 

«Шарик».

Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.
Расставляем ноги на ширину плеч. Необходимо произносить звук «Ф» и одновременно сводить руки перед собой – шар сдувается. Повторить несколько раз.

 

«Весёлая змейка».

Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш.
Делаем глубокий вдох и на выдохе шипим как змейка – «Ш-Ш-Ш». Произносить звук нужно на одном выдохе. Добирать воздух, во время произнесения, нельзя.

 

«Покачаем насос».

Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С.
Делаем глубокий вдох носом и на выдохе имитируем как работает насос. Произносим «С-С-С».

 

«Комарик».

Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звукаЗ .
Делаем спокойный, глубокий вдох. На выдохе длительно произносим звук «З-з-з»

Весёлое путешествие

 Цель: развитие правильного речевого дыхания – произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов – БИ-БИ, ТУ-ТУ.

 Предложите детям подвижную игру. – Кто из вас любит путешествовать? Поднимите руки, кто катался на машине. Теперь поднимите руки, кто катался на поезде. Давайте поиграем в машинки – машина едет и сигналит «БИ-БИ!» А теперь превратимся в паровозики – «ТУ-ТУ!» Покажите, как едет машинка, – походите по комнате, крутя воображаемый руль. Изображая паровозик, покрутите согнутыми в локтях руками в направлении вперед и назад. Следите, чтобы дети произносили подряд два слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться произносить на одном выдохе большее количество слогов: БИ-БИ-БИ! ТУ-ТУ-ТУ-ТУ!

 

Читаем (повторяем за взрослым) пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе.

 

Капля и камень долбит.
Правой рукой строят – левой ломают.
Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.
Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

Интересно, сколько Егорок получится у Вас на одном выдохе?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека упражнений на развитие речевого дыхания и голоса

Игры, направленные на развитие речевого дыхания...

Игры и упражнения для формирования плавного ротового выдоха

Работа над дыханием - это необходимая часть логопедической работы. Учитель-логопед день за днём совершенствует речевое дыхание детей. Я для этого предлагаю следующую подборку игр и упражнений для форм...

Упражнения для формирования навыков носового дыхания

Одним из важных компонентов речевой гимнастики явля­ются специальные  упражнения для воспитания привычки ды­шать через нос....

Картотека игр и упражнений для развития речевого дыхания, речевого слуха, артикуляционного аппарата

Данная картотека содержит перечень игр с описанием, направленных на развитие речевого дыхания....