мнемосхемы
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Игры и упражнения направленные на обучение детей пересказу с использованием приемов мнемотехники
Игра « Фигуры».
а) Цель: увеличение объема зрительной памяти с помощью семантического опосредования.
Материал: счетные палочки, листы бумаги.
Педагог просит ребенка закрыть глаза и выкладывает из палочек фигуру, затем показывает ее ребенку в течение 30 секунд, после чего накрывает ее платком и просит ребенка выложить фигурку на своем листочке, затем сверяет результат с образцом.
б) Цель: увеличение объема слухоречевой памяти.
Педагог произносит слова (от 3 до 5), а ребенок из палочек выкладывает фигуру, которая напоминает названный предмет. Например: елка - треугольник, книга - прямоугольник, дорога - дорожка из палочек, молоток - фигура, напоминающая букву Т.
Игра «Квартира».
Цель: логическое и полисенсорное опосредование словесного материала.
Материал: макет кукольной комнаты и игрушечная мебель.
а) Педагог называет предметы мебели, ребенок должен запомнить слова и расставить мебель.
б) Ребенку дают несколько геометрических фигур и заранее договариваются о том, какая геометрическая фигура какой предмет мебели обозначает. После этого педагог называет слова, а ребенок раскладывает на листе фигуры «расставляет мебель». Важно, чтобы после выполнения задания ребенок еще раз назвал слова, также повторить их через 30 минут.
Игра «Копилка слов»
Цель: обогащение словаря, развитие долговременной памяти.
Содержание игры: Дети «собирают» новые слова в копилку, т.е. рисуют или обозначают при помощи символов сразу после их образования или истолкования и с отсрочкой (после других упражнений, в конце занятия, через день). К словам в «копилке» периодически возвращаемся: на следующий день, через неделю, через месяц. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в копилку слов и составить с ними предложение или рассказ.
Игра «Что делал? Что делала?»
Цель: изменение глаголов прошедшего времени по родам.
Содержание: На гранях кубика изображены символы действий. Ребенок бросает кубик и составляет предложение типа: Коля сидел, Соня сидела. Коля и Соня сидели.
Игра «Теремок»
Цель: обогащение словарного запаса, развитие навыков классификации.
Содержание: Детям предлагаются картинки и два, три и т.д. теремков со схематичным изображением сада (для фруктов), огорода (для овощей), елки (для диких животных), дома (для домашних животных) и т.д. Рис1. Детям дается задание «поселить» картинки в нужный теремок (критерий классификации не называется) и объяснить, почему каждую картинку поместили в тот или иной теремок (ниже приводятся примерные схемы, используемые в этой и других играх).
Игра «Волшебники»
Цель: обогащение словарного запаса, развитие долговременной памяти и логического мышления.
Содержaние: Перед ребенком раскладывается несколько карточек со схематичным изображением отдельных предметов (например, елка, дом, крылья и т.д.). Ребенку называют несколько слов и предлагают выбрать картинки, которые помогут ему запомнить эти слова, т.е. «заколдовать» слова. Далее ребенок должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает слова, которые ему были названы. Это упражнение поможет ребенку развить логические связи между предметами.
Игра «Цветик-семицветик»
Цель: обогащение глагольного словаря.
Содержание: Дети получают картинку (сердцевину цветка) с символом действия, например, рыба – ныряет, плывет, солнце – светит, и т.д., а затем прикрепляют к сердцевине лепестки с изображением предметов, которые могут выполнять это действие.
Игра «Дерево родственных слов»
Цель: закрепление навыков словообразования родственных слов
Содержание: На доску прикрепляется дерево, на котором «растут не листья, а слова». На большинстве листочков изображены символы, описанные в предыдущей игре. Детям предлагается придумать и назвать слова, которые могут «расти» на этом дереве, но уже без опоры на предметные картинки, а используя только символы.
Игра «Кто в домике живет?»
Цель: обогащение глагольного словаря, развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления.
Содержание: Дети получают домики с закрытыми ставнями, на которых нарисованы символы того, что могут делать животные, которые там живут, например, летает, вьет (гнездо), клюет, поет – это птица. Правильность ответа дети проверяют, открывая ставни домика.
Игра «Поезд»
Цель: закрепление навыков словообразования существительных с помощью суффиксов -ик, -ищ.
Содержание: Детям предлагается несколько картинок с изображением одинаковых предметов (больших, средних и маленьких) и поезд с тремя вагончиками, на каждом из которых нарисовано схематическое изображение горы (большая, маленькая, средняя). Дети находят одинаковые предметы, называют их и кладут в нужный вагончик: носик, нос, носище и т.п.
Игра «Путешествие»
Цель: закрепление навыков словообразования приставочных глаголов.
Содержание: Детям предлагается игровое поле с изображением дороги и препятствий, которые им следует преодолеть. Возле каждого препятствия нарисована схема приставки. Дети составляют рассказ о путешествии, например, Сони: Соня по дороге шла, к домику подошла, в домик вошла, из домика вышла, опять по дороге пошла, к речке подошла, через мостик перешла, к пеньку подошла, вокруг пенька обошла и т.д.
Игра «Магазин»
Цель: дифференциация существительных единственного и множественного числа.
Содержание: На «прилавке магазина» картинки с изображением различных предметов (один предмет и несколько предметов), у детей «деньги», на которые можно купить только определенный товар: например, если на карточке у ребенка нарисовано дерево (обозначает фрукт) и три полоски (обозначает много), то он может «купить» бананы, яблоки и т.д. Когда все товары в магазине «раскуплены», дети становятся парами и составляют предложения типа: У Никиты банан, а у Лены бананы.
Игра «Карусель»
Цель: изменение глаголов прошедшего времени по родам, согласование слов в предложении, закрепление структуры простого предложения.
Содержание: Два круга (один меньше другого) соединены в центре так, что маленький круг можно вращать. На большом круге нарисованы символы действий, на маленьком – люди, животные. Логопед называет действие, дети вращают маленький круг, выбирая, о ком они будут составлять предложение, и составляют предложения типа: Мальчик рисовал дерево и т.д.
Лото «Предлоги»
Цель: закрепление умения употреблять предлоги в речи.
Содержание: Дети получают большие карточки лото, на которых изображены два предмета: один внутри другого, один на другом и т.д. Логопед показывает схему предлога, дети составляют по своей картинке предложение с нужным предлогом и закрывают картинку схемой предлога.
Игра «Магазин»
Ребенку предлагают пойти в «магазин» и просят запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 1-2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5-7. В этой игре полезно менять роли: взрослый и ребенок по очереди могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Игрушки» и любые другие.
«Цепочка ассоциаций»
Необходимо запомнить несколько не связанных между собой слов, например: дом, кот, окно, лес, апельсин и т.д. Для этого необходимо применить метод искусственных ассоциаций. «Представьте себе дом, по которому ходит пушистый кот, который выпрыгивает в окно и оказывается в лесу, где на деревьях растут апельсины и т.д. Скрепив так между собой все слова, вы неожиданно убедитесь, что припоминаете их в нужном порядке от начала до конца». Если дети затрудняются, можно предложить им подобрать подходящую сюжетную картинку.
Игра «Убираем урожай»
Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.
Содержание: Логопед приносит четыре корзины со схематичным изображением действий (срывают – рука, выдергивают – рука в кулаке, выкапывают – лопата, срезают – нож) и говорит, что сейчас дети будут собирать овощи и рассказывать, как данный овощ убирают. Дети составляют предложения типа: Морковку выдергивают. Капусту срезают и т.д.
«Восстанови слово»
Ребенку зачитываются 5-7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово.
Вариант задания: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например, корова - теленок; близким по звучанию, например, стол - стон); ребенок должен найти ошибку. Если ребенок затрудняется, можно попросить выбрать подходящие картинки и назвать слова.
Игра «Семья слов»
Цель: закрепление навыков образования родственных слов.
Содержание: На доску прикрепляется дом, в котором «живут» слова. Окна в этом доме сделаны из прозрачной пленки и за каждым скрывается один из символов (слово большое (большая гора) – например, рыбища, слово маленькое, ласковое (маленькая горка), например, рыбка, слово красивое, слово-признак (красная лента), например, рыбный, слово-действие (две горизонтальных полосы), например, рыбачить, слово, которое говорят, когда кого-то или чего-то много (три прямоугольника), например, рыбы, слово - человек (человечек), например, рыбак, рыболов). Дети получают картинки с изображением, например, большой рыбы, маленькой рыбки, ухи, удочки, нескольких рыб, рыбака и расселяют их по нужным квартирам.
«Запомни нужные слова»
Из предложенных фраз (рассказов) ребенок запоминает только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, и т.п. Для более прочного запоминания подбираются предметные картинки: либо с изображением названных предметов, или такие, которые могут об этом предмете напомнить.
Игра «Мой, моя, моё, мои»
Цель: согласование местоимений мой, моя, мое, мои с существительными
Содержание: На доску помещается четыре домика со схематическим изображением девочки (моя), мальчика (мой), солнышка (мое), девочки и мальчика (мои). Дети получают картинки с изображением различных предметов и «расселяют» их в нужные домики, составляя предложения: Это мой телефон. Это моя книга и т.д.
«День рождения куклы»
Ведущий сообщает ребенку, что у куклы Оли день рождения и скоро придут гости поздравить именинницу. Ребенок должен угощать чаем, обращаясь к каждому гостю по имени. Ведущий показывает игрушки и называет, как их зовут. Ребенок накрывает на стол, сажает гостей, поит их чаем и обращается к ним по имени, количество гостей постепенно увеличивается до 6.
«Шапка-невидимка»
В течение 3 секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их.
«Заколдуем слова»
Сначала педагог знакомит детей с символикой (например, елка – дикое животное, дом – домашнее животное). На листах тетради нарисованы пять клеток, в которых нужно «заколдовать» названия. Последовательно медленно педагог произносит слова, а дети изображают нужный символ (или подбирают картинку с нужным символом): волк, лиса, кошка, еж, собака. На бумаге появляются символы: елка, елка, дом, елка, дом.
«Повтори и продолжи»
Ребенок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово.
Варианты игры: составление рядов из слов одной обобщающей группы, например: ягоды, фрукты, животные, мебель, посуда и т.д.; из определений к существительным, например: «Арбуз какой?» Ответы: «Зеленый, полосатый, сочный, сладкий, большой, тяжелый, вкусный и т.д.». Более сложным является задание на составление связного рассказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложения, добавляет свое.
«Запомни и найди»
Заранее нужно приготовить таблицы с изображением предметов, геометрических фигур.
Ребенку показывают верхнюю часть таблицы с изображением 3-4 предметов (нижнюю часть закрывают листом бумаги) и предлагают запомнить их, чтобы затем отыскать среди других в нижней части таблицы.
То же - с геометрическими фигурами.
Между запоминанием и отыскиванием изображений следует делать паузы разной длительности (до 5 мин), причем паузы могут быть как «пустыми», так и заполненными какой-либо деятельностью, например: рисованием, выполнением физических упражнений, рассказыванием стихотворения.
«Запомни точно»
Варианты:
А. Подготавливают лист бумаги с 15-20 геометрическими фигурами, различными по размеру и форме (большие и маленькие круги, квадраты, треугольники, звезды, снежинки и т.п.). Просят ребенка запомнить только большие (маленькие) фигурки, только округлые фигуры и т.п. Затем нужно найти их на другом бланке.
«Запомни и нарисуй»
Для этого задания необходимо заранее подготовить образцы для запоминания на отдельных листах бумаги, а также лист и карандаш. Просят ребенка внимательно посмотреть на образец и запомнить его.
Затем предлагают ему нарисовать по памяти эти фигурки в том же порядке. Предполагаемое время показа для первой последовательности – 2 сек., для второй 3-4 сек., для пятой – 6-7 сек.
«Восстанови порядок»
А. 5-7 игрушек (предметов) раскладывают в случайном порядке. Предлагают ребенку запомнить их расположение (15-20 сек). Затем просят ребенка отвернуться, а педагог меняет несколько игрушек (предметов) местами. Ребенок должен восстановить все в первоначальном виде. В другом варианте предметы выстраиваются в ряд меняется местами их порядок. Это задание может выполняться на любом материале (предметы, цветы, буквы и т.д.).
Б. Другой вариант: дети встают полукругом; задача ведущего-ребенка – запомнить порядок расположения детей. Первый вариант – он отворачивается и называет детей по порядку; второй вариант – изменяется порядок, переставляются местами не более 3 детей, а ребенок его восстанавливает.
«Вспомни пару»
Нужно приготовить бланки с фигурами для запоминания и воспроизведения. Объясняют ребенку, как ему предстоит вспомнить фигуры. Он смотрит на 1-й бланк и старается запомнить предложенные пары изображений (фигуру и знак). Затем бланк убирается и ему предлагается 2-й бланк – для воспроизведения, на котором он должен нарисовать в пустых клетках напротив каждой фигуры соответствующую ей пару.
«Найди пару»
Материалом для игры могут быть два одинаковых набора с изображением фигур, предметов, животных, цифр, букв, слов, цветных карточек. Играют два и более участников. Парные картинки выкладываются изображением вниз в несколько рядов. Сначала первый игрок переворачивает любые две карточки, показывая всем участникам изображенные на них картинки.
Все пытаются запомнить само изображение и местоположение карточек. Затем карточки возвращаются на свое место изображением вниз. Следующий игрок проделывает то же самое, но с другими двумя карточками. Все последующие ходы участники делают с таким расчетом, чтобы открыть две одинаковые картинки. Открыв две одинаковые карточки, игрок забирает их себе, и ему присуждается одно очко. При этом свободные места остаются пустыми (ряды не сдвигаются). Выигрывает тот, кто наберет больше очков.
«Теплый – холодный, сухой – мокрый»
Готовят стимульный материал, например: кусочек льда, фрукт из холодильника, грелку, мокрую ватку и т.п.
Сначала предлагают ребенку с открытыми глазами ощупать и назвать предметы, отметив, какие они на ощупь. После этого он с закрытыми глазами анализирует предложенный ему предмет, называет и говорит, какой он на ощупь. Например: «Это сухой и теплый клубок ниток». После выполнения упражнения ребенка просят назвать все мокрые предметы, все холодные и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemoshemy.docx | 30.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения направленные на обучение детей пересказу с использованием приемов мнемотехники
Игра « Фигуры».
а) Цель: увеличение объема зрительной памяти с помощью семантического опосредования.
Материал: счетные палочки, листы бумаги.
Педагог просит ребенка закрыть глаза и выкладывает из палочек фигуру, затем показывает ее ребенку в течение 30 секунд, после чего накрывает ее платком и просит ребенка выложить фигурку на своем листочке, затем сверяет результат с образцом.
б) Цель: увеличение объема слухоречевой памяти.
Педагог произносит слова (от 3 до 5), а ребенок из палочек выкладывает фигуру, которая напоминает названный предмет. Например: елка - треугольник, книга - прямоугольник, дорога - дорожка из палочек, молоток - фигура, напоминающая букву Т.
Игра «Квартира».
Цель: логическое и полисенсорное опосредование словесного материала.
Материал: макет кукольной комнаты и игрушечная мебель.
а) Педагог называет предметы мебели, ребенок должен запомнить слова и расставить мебель.
б) Ребенку дают несколько геометрических фигур и заранее договариваются о том, какая геометрическая фигура какой предмет мебели обозначает. После этого педагог называет слова, а ребенок раскладывает на листе фигуры «расставляет мебель». Важно, чтобы после выполнения задания ребенок еще раз назвал слова, также повторить их через 30 минут.
Игра «Копилка слов»
Цель: обогащение словаря, развитие долговременной памяти.
Содержание игры: Дети «собирают» новые слова в копилку, т.е. рисуют или обозначают при помощи символов сразу после их образования или истолкования и с отсрочкой (после других упражнений, в конце занятия, через день). К словам в «копилке» периодически возвращаемся: на следующий день, через неделю, через месяц. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в копилку слов и составить с ними предложение или рассказ.
Игра «Что делал? Что делала?»
Цель: изменение глаголов прошедшего времени по родам.
Содержание: На гранях кубика изображены символы действий. Ребенок бросает кубик и составляет предложение типа: Коля сидел, Соня сидела. Коля и Соня сидели.
Игра «Теремок»
Цель: обогащение словарного запаса, развитие навыков классификации.
Содержание: Детям предлагаются картинки и два, три и т.д. теремков со схематичным изображением сада (для фруктов), огорода (для овощей), елки (для диких животных), дома (для домашних животных) и т.д. Рис1. Детям дается задание «поселить» картинки в нужный теремок (критерий классификации не называется) и объяснить, почему каждую картинку поместили в тот или иной теремок (ниже приводятся примерные схемы, используемые в этой и других играх).
Игра «Волшебники»
Цель: обогащение словарного запаса, развитие долговременной памяти и логического мышления.
Содержaние: Перед ребенком раскладывается несколько карточек со схематичным изображением отдельных предметов (например, елка, дом, крылья и т.д.). Ребенку называют несколько слов и предлагают выбрать картинки, которые помогут ему запомнить эти слова, т.е. «заколдовать» слова. Далее ребенок должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает слова, которые ему были названы. Это упражнение поможет ребенку развить логические связи между предметами.
Игра «Цветик-семицветик»
Цель: обогащение глагольного словаря.
Содержание: Дети получают картинку (сердцевину цветка) с символом действия, например, рыба – ныряет, плывет, солнце – светит, и т.д., а затем прикрепляют к сердцевине лепестки с изображением предметов, которые могут выполнять это действие.
Игра «Дерево родственных слов»
Цель: закрепление навыков словообразования родственных слов
Содержание: На доску прикрепляется дерево, на котором «растут не листья, а слова». На большинстве листочков изображены символы, описанные в предыдущей игре. Детям предлагается придумать и назвать слова, которые могут «расти» на этом дереве, но уже без опоры на предметные картинки, а используя только символы.
Игра «Кто в домике живет?»
Цель: обогащение глагольного словаря, развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления.
Содержание: Дети получают домики с закрытыми ставнями, на которых нарисованы символы того, что могут делать животные, которые там живут, например, летает, вьет (гнездо), клюет, поет – это птица. Правильность ответа дети проверяют, открывая ставни домика.
Игра «Поезд»
Цель: закрепление навыков словообразования существительных с помощью суффиксов -ик, -ищ.
Содержание: Детям предлагается несколько картинок с изображением одинаковых предметов (больших, средних и маленьких) и поезд с тремя вагончиками, на каждом из которых нарисовано схематическое изображение горы (большая, маленькая, средняя). Дети находят одинаковые предметы, называют их и кладут в нужный вагончик: носик, нос, носище и т.п.
Игра «Путешествие»
Цель: закрепление навыков словообразования приставочных глаголов.
Содержание: Детям предлагается игровое поле с изображением дороги и препятствий, которые им следует преодолеть. Возле каждого препятствия нарисована схема приставки. Дети составляют рассказ о путешествии, например, Сони: Соня по дороге шла, к домику подошла, в домик вошла, из домика вышла, опять по дороге пошла, к речке подошла, через мостик перешла, к пеньку подошла, вокруг пенька обошла и т.д.
Игра «Магазин»
Цель: дифференциация существительных единственного и множественного числа.
Содержание: На «прилавке магазина» картинки с изображением различных предметов (один предмет и несколько предметов), у детей «деньги», на которые можно купить только определенный товар: например, если на карточке у ребенка нарисовано дерево (обозначает фрукт) и три полоски (обозначает много), то он может «купить» бананы, яблоки и т.д. Когда все товары в магазине «раскуплены», дети становятся парами и составляют предложения типа: У Никиты банан, а у Лены бананы.
Игра «Карусель»
Цель: изменение глаголов прошедшего времени по родам, согласование слов в предложении, закрепление структуры простого предложения.
Содержание: Два круга (один меньше другого) соединены в центре так, что маленький круг можно вращать. На большом круге нарисованы символы действий, на маленьком – люди, животные. Логопед называет действие, дети вращают маленький круг, выбирая, о ком они будут составлять предложение, и составляют предложения типа: Мальчик рисовал дерево и т.д.
Лото «Предлоги»
Цель: закрепление умения употреблять предлоги в речи.
Содержание: Дети получают большие карточки лото, на которых изображены два предмета: один внутри другого, один на другом и т.д. Логопед показывает схему предлога, дети составляют по своей картинке предложение с нужным предлогом и закрывают картинку схемой предлога.
Игра «Магазин»
Ребенку предлагают пойти в «магазин» и просят запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 1-2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5-7. В этой игре полезно менять роли: взрослый и ребенок по очереди могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Игрушки» и любые другие.
«Цепочка ассоциаций»
Необходимо запомнить несколько не связанных между собой слов, например: дом, кот, окно, лес, апельсин и т.д. Для этого необходимо применить метод искусственных ассоциаций. «Представьте себе дом, по которому ходит пушистый кот, который выпрыгивает в окно и оказывается в лесу, где на деревьях растут апельсины и т.д. Скрепив так между собой все слова, вы неожиданно убедитесь, что припоминаете их в нужном порядке от начала до конца». Если дети затрудняются, можно предложить им подобрать подходящую сюжетную картинку.
Игра «Убираем урожай»
Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.
Содержание: Логопед приносит четыре корзины со схематичным изображением действий (срывают – рука, выдергивают – рука в кулаке, выкапывают – лопата, срезают – нож) и говорит, что сейчас дети будут собирать овощи и рассказывать, как данный овощ убирают. Дети составляют предложения типа: Морковку выдергивают. Капусту срезают и т.д.
«Восстанови слово»
Ребенку зачитываются 5-7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово.
Вариант задания: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например, корова - теленок; близким по звучанию, например, стол - стон); ребенок должен найти ошибку. Если ребенок затрудняется, можно попросить выбрать подходящие картинки и назвать слова.
Игра «Семья слов»
Цель: закрепление навыков образования родственных слов.
Содержание: На доску прикрепляется дом, в котором «живут» слова. Окна в этом доме сделаны из прозрачной пленки и за каждым скрывается один из символов (слово большое (большая гора) – например, рыбища, слово маленькое, ласковое (маленькая горка), например, рыбка, слово красивое, слово-признак (красная лента), например, рыбный, слово-действие (две горизонтальных полосы), например, рыбачить, слово, которое говорят, когда кого-то или чего-то много (три прямоугольника), например, рыбы, слово - человек (человечек), например, рыбак, рыболов). Дети получают картинки с изображением, например, большой рыбы, маленькой рыбки, ухи, удочки, нескольких рыб, рыбака и расселяют их по нужным квартирам.
«Запомни нужные слова»
Из предложенных фраз (рассказов) ребенок запоминает только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, и т.п. Для более прочного запоминания подбираются предметные картинки: либо с изображением названных предметов, или такие, которые могут об этом предмете напомнить.
Игра «Мой, моя, моё, мои»
Цель: согласование местоимений мой, моя, мое, мои с существительными
Содержание: На доску помещается четыре домика со схематическим изображением девочки (моя), мальчика (мой), солнышка (мое), девочки и мальчика (мои). Дети получают картинки с изображением различных предметов и «расселяют» их в нужные домики, составляя предложения: Это мой телефон. Это моя книга и т.д.
«День рождения куклы»
Ведущий сообщает ребенку, что у куклы Оли день рождения и скоро придут гости поздравить именинницу. Ребенок должен угощать чаем, обращаясь к каждому гостю по имени. Ведущий показывает игрушки и называет, как их зовут. Ребенок накрывает на стол, сажает гостей, поит их чаем и обращается к ним по имени, количество гостей постепенно увеличивается до 6.
«Шапка-невидимка»
В течение 3 секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их.
«Заколдуем слова»
Сначала педагог знакомит детей с символикой (например, елка – дикое животное, дом – домашнее животное). На листах тетради нарисованы пять клеток, в которых нужно «заколдовать» названия. Последовательно медленно педагог произносит слова, а дети изображают нужный символ (или подбирают картинку с нужным символом): волк, лиса, кошка, еж, собака. На бумаге появляются символы: елка, елка, дом, елка, дом.
«Повтори и продолжи»
Ребенок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово.
Варианты игры: составление рядов из слов одной обобщающей группы, например: ягоды, фрукты, животные, мебель, посуда и т.д.; из определений к существительным, например: «Арбуз какой?» Ответы: «Зеленый, полосатый, сочный, сладкий, большой, тяжелый, вкусный и т.д.». Более сложным является задание на составление связного рассказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложения, добавляет свое.
«Запомни и найди»
Заранее нужно приготовить таблицы с изображением предметов, геометрических фигур.
Ребенку показывают верхнюю часть таблицы с изображением 3-4 предметов (нижнюю часть закрывают листом бумаги) и предлагают запомнить их, чтобы затем отыскать среди других в нижней части таблицы.
То же - с геометрическими фигурами.
Между запоминанием и отыскиванием изображений следует делать паузы разной длительности (до 5 мин), причем паузы могут быть как «пустыми», так и заполненными какой-либо деятельностью, например: рисованием, выполнением физических упражнений, рассказыванием стихотворения.
«Запомни точно»
Варианты:
А. Подготавливают лист бумаги с 15-20 геометрическими фигурами, различными по размеру и форме (большие и маленькие круги, квадраты, треугольники, звезды, снежинки и т.п.). Просят ребенка запомнить только большие (маленькие) фигурки, только округлые фигуры и т.п. Затем нужно найти их на другом бланке.
«Запомни и нарисуй»
Для этого задания необходимо заранее подготовить образцы для запоминания на отдельных листах бумаги, а также лист и карандаш. Просят ребенка внимательно посмотреть на образец и запомнить его.
Затем предлагают ему нарисовать по памяти эти фигурки в том же порядке. Предполагаемое время показа для первой последовательности – 2 сек., для второй 3-4 сек., для пятой – 6-7 сек.
«Восстанови порядок»
А. 5-7 игрушек (предметов) раскладывают в случайном порядке. Предлагают ребенку запомнить их расположение (15-20 сек). Затем просят ребенка отвернуться, а педагог меняет несколько игрушек (предметов) местами. Ребенок должен восстановить все в первоначальном виде. В другом варианте предметы выстраиваются в ряд меняется местами их порядок. Это задание может выполняться на любом материале (предметы, цветы, буквы и т.д.).
Б. Другой вариант: дети встают полукругом; задача ведущего-ребенка – запомнить порядок расположения детей. Первый вариант – он отворачивается и называет детей по порядку; второй вариант – изменяется порядок, переставляются местами не более 3 детей, а ребенок его восстанавливает.
«Вспомни пару»
Нужно приготовить бланки с фигурами для запоминания и воспроизведения. Объясняют ребенку, как ему предстоит вспомнить фигуры. Он смотрит на 1-й бланк и старается запомнить предложенные пары изображений (фигуру и знак). Затем бланк убирается и ему предлагается 2-й бланк – для воспроизведения, на котором он должен нарисовать в пустых клетках напротив каждой фигуры соответствующую ей пару.
«Найди пару»
Материалом для игры могут быть два одинаковых набора с изображением фигур, предметов, животных, цифр, букв, слов, цветных карточек. Играют два и более участников. Парные картинки выкладываются изображением вниз в несколько рядов. Сначала первый игрок переворачивает любые две карточки, показывая всем участникам изображенные на них картинки.
Все пытаются запомнить само изображение и местоположение карточек. Затем карточки возвращаются на свое место изображением вниз. Следующий игрок проделывает то же самое, но с другими двумя карточками. Все последующие ходы участники делают с таким расчетом, чтобы открыть две одинаковые картинки. Открыв две одинаковые карточки, игрок забирает их себе, и ему присуждается одно очко. При этом свободные места остаются пустыми (ряды не сдвигаются). Выигрывает тот, кто наберет больше очков.
«Теплый – холодный, сухой – мокрый»
Готовят стимульный материал, например: кусочек льда, фрукт из холодильника, грелку, мокрую ватку и т.п.
Сначала предлагают ребенку с открытыми глазами ощупать и назвать предметы, отметив, какие они на ощупь. После этого он с закрытыми глазами анализирует предложенный ему предмет, называет и говорит, какой он на ощупь. Например: «Это сухой и теплый клубок ниток». После выполнения упражнения ребенка просят назвать все мокрые предметы, все холодные и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мнемосхема песни "Осень"
Мнемосхема песни "Осень" в средней группе...
Мнемосхемы к загадкам по теме: "Времена года"
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании загадок. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, вся загадка за...
Мнемосхема песни "Сегодня мамин праздник" муз.А.Филиппенко, старший возраст детского сада
Продолжаю выкладывать мнемосхемы песен. Может кому-нибудь понадобится в работе....
Учебно - методическое пособие "Составление рассказа с использованием мнемосхемы"
Дорогие коллеги! Мы все, работая в дошкольном учреждении, строго придерживаемся принципов при изучении материала: от простого к сложному и принципа сезонности. Тема составления рассказа о каком - то...
Мнемосхема к стихотворению.
Схема....
Формирование монологической речи у детей с ОНР используя мнемосхемы.
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значени...
Мнемосхема "Байкал" вопросы к викторине о Байкале
Об обитателях Байкала1. Назовите единственную живородящую рыбу на Байкале. (эндемик Голомянка)2.Самая крупная рыба в о. Байкал?3. Что помогает рыбе плавать, нырять?4. Какую птицу называют ...