ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ в старшей ГРУППЕ на 2014 - 2015 учебный год
проект по развитию речи (старшая группа)

«Недаром дети любят сказку

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку,

Уже предчувствует душа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatralnyy_proekt.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Городское бюджетное образовательное учреждение Школа № 2101 Филевский образовательный центр.

«В театр играем, речь развиваем»

ПРОЕКТ

в старшей  ГРУППЕ

на 2014 - 2015 учебный год

Воспитатель:

Хачатурян Валентина Сидоровна

Г. Москва 2015

Паспорт проекта

Тип проекта

По доминирующей в проекте деятельности: познавательный

По содержанию: исследовательско-творческий,

По числу участников проектагрупповой .

По времени проведения: краткосрочный, (4 недели)

По характеру контактов: в рамках ДОУ

По характеру участия ребенка в проекте: участник от рождения идеи до получения результата.

Состав проектной группы:

Руководитель проекта – воспитатель Хачатурян Валентина Сидоровна

Дети старшей группы

Родители  

Музыкальный руководитель

Актуальность проекта:

Актуальность

«Недаром дети любят сказку

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку,

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца,

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца…»

(Валентин Берестов)

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Участвуя, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Проблема:

1. Одной из важных проблем, распространенных в нашем обществе среди детей — это равнодушие, отсутствие интересов. Они не отходят от компьютера, занимаясь компьютерными играми и днем, и ночью, остальное их не интересует. Кроме того, у молодых людей много комплексов. Они безынициативны, несамостоятельны, малообщительны, скованны, стеснительны вне виртуального мира. Чтобы преодолеть эти проблемы, нужно еще в дошкольном возрасте пробудить в детях какой-то интерес, развить самостоятельность, общительность, творческий потенциал, помочь преодолеть стеснительность, скованность. А самой благодатной почвой для этого является театр. В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает стеснительность, скованность движений, исчезают все комплексы, которые у него есть.

2. Недостаточное внимание родителей и детей к театру.

3. Поверхностные знания детей о разных видах театра в детском саду.

4. Недостаточное внимание родители уделяют своим детям.

Ожидаемый результат:

- Пробуждение интереса детей к театральной деятельности

- Дети должны освоить некоторые виды театральной деятельности

(конусный театр, кукольный театр, настольный театртеатр с переодеванием и масок) в соответствии с их возрастом.

-Сформировать умение передавать характер персонажа и интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами

- создание предметно-развивающая среда по теме проекта;

- повыситься уровень развития речи, общительности, самооценки;

- родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад».

- всю театральную деятельность донести до родителей через анкеты, консультации и беседы

- ребёнок с ОВЗ будет активно  участвует в инсценировках.

Новизна

Данный проект направлен на развитие у детей самостоятельности в художественном творчестве, активности. Я хочу научить детей самим придумывать игры, сказки, рассказы, сценарии, по-своему передавать сценический образ. Не копировать чужое, а самому создавать, фантазировать. Дети проявляют творчество и в изобразительной деятельности – самостоятельно выбирают материал для изготовления различных видов театров, по-своему изображают героев сказки, передавая в рисунке свое отношение к нему, каким он представляет, видит данного героя, передает в рисунке эпизоды рассказа, придуманные им самим. В коммуникативной деятельности дети высказывают свое собственное мнение«Я считаю»«Я полагаю». Важно научить ребенка думать, размышлять, не бояться высказывать собственное мнение, отличное от мнения других.

Развитие речи, артистические способности и психологическое раскрепощение детей через театрализованную деятельностьРазвитие конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи проекта:

Образовательные:

1. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

2. Ввести в активный словарь детей следующие понятия: актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер и т. д.

Развивающие:

1. Развивать творческое воображение, память, мышление, коммуникативные навыки дошкольников через различные виды театрализованной деятельности.

2. Развивать артистические навыки детей.

3. Развивать познавательные способности детей.

4. Развивать сценическое творчество детей и взрослых, способность самостоятельно выбирать жесты, нужную интонацию, выражение лица; подводить к умению самостоятельно импровизировать в создании нового образа, сюжета.

5. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

6. Развивать творческое содружество в детско-взрослом коллективе.

Воспитательные:

1. Пробуждать в душе каждого ребенка чувство прекрасного и прививать любовь к театральному искусству.

2. Формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность.

3. Побуждать в детях способности представлять себе происходящее, сочувствовать, сопереживать героям.

Задачи реализации проекта в совместной работе с родителями:

1. Заинтересовать родителей в создании семейного театра.

2. Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.

3. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).

4. Развивать потребность в совместной с детьми и взрослыми театральной деятельности, а также в деятельности, направленной на творческое решение по подготовке спектаклей.

5. Обогатить уголок театрализованной деятельности.

Содержание проекта

Реализация проекта

Ожидаемый результат:

  • Развитие интереса к сказкам.
  • Развитие эмоциональной отзывчивости.
  • Совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
  • Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
  • Обыгрывание этюдов, мини-сценок и т. д. в индивидуальной работе.
  • Создание развивающей среды для самостоятельной театральной деятельности детей в детском саду (изготовление театров, билетов; подбор музыки, реквизита).               
  • Репетиции с детьми для дальнейшего показа итогового представления: «На поляне»  (совместно с родителями) в музыкальном зале для настоящих зрителей: детям и родителям, педагогам.

Методы: беседы, чтение, вопросы, показ, поощрение, занятия, рассматривание иллюстраций, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры.

Материально-техническое:

1.Уголок театра.

2. Аудиозапись.

3. Художественная литература.

4. Книжки-раскраски.

5.Фотографии

6.Атрибуты

Пути реализации проекта:

  1. Оформление уголка «В  гостях у сказки».
  2. Выставка детских рисунков по мотивам сказки.
  3. Пополнение содержание книжного уголка сказками разных жанров.
  4. Приобретение атрибутов к сказкам.
  5. Изготовление Театра кружек, теневого театра, театр плоской картинки, пальчиковый театр.
  1. Фотовыставки с утренников с участием детей, воспитателей и родителей.                                                               

   7.Ежедневное чтение сказок (разных жанров, русских народных, разных народов, авторских) .

   8.Пересказ прочитанных произведений.

    9.Лепка героев и сюжетов сказок.

   10. Инсценировки сказок, игры-драматизации.

  11.Разучивание присказок, поговорок, пословиц, небылиц, зачинов и концовки сказок.

  12. Сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические, коммуникативные игры с элементами волшебства.

  13. Викторина «В гостях у сказки!».

  1. Изготовление вместе с родителями атрибутов, декораций, костюмов сказочных персонажей.

15.Пополнение театрализованного центра по различным видам театра (в соответствии с возрастом).

16. Презентация проекта.

17.Анкетирование родителей.

18. Итоговое мероприятие совместно с родителями: Инсценировка по сказке «На полянке»

Этапы реализации проекта.

1 Подготовительный этап

Цель: Постановка мотивации, цели, задач по реализации проекта «В гостях у сказки». Создание условий для чтения художественной литературы и театрализации.

 2.Основной этап

Цель: Создание условий для формирования у детей устойчивого интереса к чтению сказок, развитие коммуникативных способностей, драматизации сказок. Создание гармоничных отношений между детьми.

3.Заключительный этап-

Цель: обобщение знаний детей о сказках, театрах.

- Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

- Обобщение результатов работы.

- Составление рекомендаций.

Подготовительный этап.

Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей… ” (Б. М. Теплов)

1. Согласно ФГОС данный этап охватывает пять областей развития, также для детей с ОВЗ нужно создать комфортную среду. Подготовительный этап длится на протяжении длительного времени: до и после постановки. Также включает всю работу по развитию речи в театрализованной деятельности:

- Просмотр кукольных спектаклей, мультипликационных фильмов, беседы по ним, чтение произведений, пересказы, рассказы по картинкам, сочинения и т. д.

- Игры – драматизации.

- Разыгрывание разнообразных песенок и стихов.

- Упражнения по формированию выразительности, развития мимики, пантомимики, артикуляционного аппарата, моторики и т. д.

- Игры и ситуации по произведениям, игры-имитации и импровизации.

- Упражнения в целях социально - эмоционального развития детей

- Настольно-печатные, дидактические и развивающие игры в уголке для самостоятельной и совместной деятельности ребенка и взрослого

- Подвижные речевые игры с персонажами сказок

- Элементы сказкотерапии: придумывание начала, середины или окончания произведения (рассказ, рисование или драматизация, введение или замена героя произведения, смена характера или действия).

- Интеграция с социально-коммуникативной областью развития: экскурсии в Дом культуры, беседы, игры, просмотр выездных театров.

- Интеграция с художественно-эстетической областью развития: рисование, лепка, аппликация, нетрадиционные методики рисования (ниткография,  кляксография, рисование крупой, аппликация из салфеток, мозаика, пластилинография  и т. д.) Музыкальное сопровождение спектаклей и занятий, музыкальные игры и упражнения, слушание музыкальных сказок и произведений, движения под музыку.

- Интеграция с познавательной областью развития: знакомство с театрализованным искусством через беседы, конструирование из крупного и мелкого конструктора, конструктора «ЛЕГО» и бумаги. Сенсорное развитие – моторика, слух, речь, обоняние (например: волшебный мешочек).

- Интеграция с речевой областью – чтение художественной литературы, без которой данный проект был бы невозможен, заучивание песен, стихотворений и инсценировка сказок.

- Интеграция с областями - физическое развитиездоровье: подвижные игры, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, занятия на свежем воздухе.

2. Для родителей был проведён опрос «Играете ли Вы с ребёнком дома в театр

Срок реализации: март

Результат: Наглядная информация для родителей: папка «Театр для всех».

3. Диагностика детей «Самостоятельная театрализованная деятельность детей в детском саду».

Срок реализации: март

Ответственные: Воспитатели

Результат: Определение целей и задач.

4. Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.

Срок реализации: в течении месяца

Результат: Театральное действие 27 марта 2015

Основной этап

1) Распределение заданий между родителями (сшить костюмы, связать маски, пополнить уголок различными театрами: настольный, пальчиковый, кукольный).

Срок реализации: в течении месяца

Ответственные: Воспитатели, родители.

Результат: Схемы, эскизы.

2) Просмотры музыкальных кукольных спектаклей (1 раз в неделю).

Срок реализации: в течении месяца

Результат: Побуждение интереса детей к театральной деятельности.

4) Активное использование в совместной деятельности с детьми различных видов театра.

5) Обыгрывание этюдов, потешек, сказок в индивидуальной и коллективной работе.

Срок реализации: в течении года

Ответственные: Воспитатели.

Результат: Приобретение детьми первичных навыков в области театрального искусства.

6) Создание игровой среды для самостоятельной театральной деятельности детей в детском саду.

Срок реализации: в течении месяца

Ответственные: Воспитатели.

Результат: Приобретение детьми навыков в использовании театральных атрибутов (билеты, маски, оборудование)

7) Репетиции спектаклей с детьми и с детьми  для дальнейшего показа в музыкальном зале для настоящих зрителей: дети, родители, педагоги.

Срок реализации: март

Ответственные: Воспитатели, музыкальный руководитель.

Результат: Приобретение детьми первичных навыков в области театрального искусства.

Заключительный этап

1) Театрализованный показ сказки «Красная Шапочка на новый лад».

Срок реализации: март

Ответственные: Воспитатели.

РезультатРазвитие способности к импровизации, речевой активности детей.

3) Обновление предметно-развивающей средытеатрального уголка.

Срок реализации: в течении месяца

Ответственные: Воспитатели, родители.

Результат: Изготовление ширмы, народных костюмов, разнообразных видов театров и масок.

Полученные результаты:

Дети:

•Любознательный, активный - проявляет интерес к уже знакомым и новым для него произведениям. С любопытством рассматривает иллюстрации к текстам, называет изображённых на них героев сказок.

•Эмоциональный, отзывчивый – подражает эмоциям взрослых и детей, чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

•Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками – понимает образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и оформление постановки, в беседе о просмотренном спектакле, прочитанном произведении может высказать свою точку зрения.

•Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила–чувствует и понимает эмоциональное состояние героев, вступает в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

•Имеющий первичные представления – об особенностях театральной культуры, умеет адаптироваться в социальной среде.

•Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту мира природы – совершенствует умения разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театра, элементов костюмов, знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций.

•Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила поведения в театре.

•Овладевший необходимыми умениями и навыками – имеет представление о театретеатральной культуре; устройства театратеатральных профессиях (актер, гример, костюмер, звукорежиссер, декоратор и др.).

Воспитатели:

• организация педагогического поиска посредством реализации цели и задач проекта;

• повышение теоретического уровня профессионализма педагогов;

• внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы;

• самообразование и самореализация воспитателей;

•Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр;

•Установлен тесный контакт с родителями.

Родители:

• получение возможности наблюдать за своими детьми, что дает вероятность лучше разобраться в вопросах развития ребенка;

• формирование более высокой оценки достижения своих детей и гордость за них;

• развитие более глубокого понимания процесса обучения детей дошкольного возраста;

• возникновение доверия к воспитателям и педагогам детского сада

• обогатили театрализованный уголок и уголок ряжения.

Список литературы

1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, с.

2. Источник: маам. ру, нспортал.

3. Доронова Т. Н. Играем в театр. М.: Просвещение, с.

4. Зацепина М. Б. Развитие ребенка в театрализованной детальности. М.: Сфера, с. 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по работе с родителями и детьми на тему: «Создание системы работы по духовному и нравственному воспитанию» в группе для детей со сложными дефектами умственного и физического развития 2013-2014 (2014-2015) учебный год

В данном материале представлен перспективный план по работе с родителями и детьми  на учебный год по теме: "Создание системы работы по духовному и нравственному воспитанию" в группе для детей со ...

План музыкально- театральных развлечений на 2014-2015 учебный год.

В плане предствалено планирование музыкальных развлечений на текущий учебный год....

План музыкально театральных мероприятий на 2014-2015 учебный год.

В документе содержится материал по планированию музыкального руководителя....

Методические рекомендации кружковой работы Конструирование из бумаги в технике « Квиллинг» для детей комбинированной группы с тяжелыми нарушениями речи (5-7 лет) на 2013-2014 и 2014-2015 учебный год. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

По наблюдениям педагогов в настоящее время у многих детей наблюдается нарушения речевого развития. Российскими и зарубежными учёными доказано, что развитие речи напрямую зависит от степени развитости ...

Перспективный план работы со старшими дошкольниками по безопасности в природе на 2013-2014 и 2014-2015 учебный год.

перспективный план поможет в работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию у детей безопасного поведения в природе....

ПРИКАЗ от 26.08.2014 года №182 О ПМПк МБДОУ ДСКВ №46 в 2014-2015 учебном году

ПРИКАЗ   от 26.08.2014 года №182  " О психолого-медико-педагогическом консилиуме МБДОУ ДСКВ №46  в 2014-2015 учебном году"...