ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ в старшей ГРУППЕ на 2014 - 2015 учебный год
проект по развитию речи (старшая группа)
«Недаром дети любят сказку
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку,
Уже предчувствует душа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralnyy_proekt.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Городское бюджетное образовательное учреждение Школа № 2101 Филевский образовательный центр. |
«В театр играем, речь развиваем»
ПРОЕКТ
в старшей ГРУППЕ
на 2014 - 2015 учебный год
Воспитатель:
Хачатурян Валентина Сидоровна
Г. Москва 2015
Паспорт проекта
Тип проекта
По доминирующей в проекте деятельности: познавательный
По содержанию: исследовательско-творческий,
По числу участников проекта: групповой .
По времени проведения: краткосрочный, (4 недели)
По характеру контактов: в рамках ДОУ
По характеру участия ребенка в проекте: участник от рождения идеи до получения результата.
Состав проектной группы:
Руководитель проекта – воспитатель Хачатурян Валентина Сидоровна
Дети старшей группы
Родители
Музыкальный руководитель
Актуальность проекта:
Актуальность
«Недаром дети любят сказку
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку,
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца,
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца…»
(Валентин Берестов)
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Участвуя, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Проблема:
1. Одной из важных проблем, распространенных в нашем обществе среди детей — это равнодушие, отсутствие интересов. Они не отходят от компьютера, занимаясь компьютерными играми и днем, и ночью, остальное их не интересует. Кроме того, у молодых людей много комплексов. Они безынициативны, несамостоятельны, малообщительны, скованны, стеснительны вне виртуального мира. Чтобы преодолеть эти проблемы, нужно еще в дошкольном возрасте пробудить в детях какой-то интерес, развить самостоятельность, общительность, творческий потенциал, помочь преодолеть стеснительность, скованность. А самой благодатной почвой для этого является театр. В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает стеснительность, скованность движений, исчезают все комплексы, которые у него есть.
2. Недостаточное внимание родителей и детей к театру.
3. Поверхностные знания детей о разных видах театра в детском саду.
4. Недостаточное внимание родители уделяют своим детям.
Ожидаемый результат:
- Пробуждение интереса детей к театральной деятельности
- Дети должны освоить некоторые виды театральной деятельности
(конусный театр, кукольный театр, настольный театр, театр с переодеванием и масок) в соответствии с их возрастом.
-Сформировать умение передавать характер персонажа и интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами
- создание предметно-развивающая среда по теме проекта;
- повыситься уровень развития речи, общительности, самооценки;
- родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад».
- всю театральную деятельность донести до родителей через анкеты, консультации и беседы
- ребёнок с ОВЗ будет активно участвует в инсценировках.
Новизна
Данный проект направлен на развитие у детей самостоятельности в художественном творчестве, активности. Я хочу научить детей самим придумывать игры, сказки, рассказы, сценарии, по-своему передавать сценический образ. Не копировать чужое, а самому создавать, фантазировать. Дети проявляют творчество и в изобразительной деятельности – самостоятельно выбирают материал для изготовления различных видов театров, по-своему изображают героев сказки, передавая в рисунке свое отношение к нему, каким он представляет, видит данного героя, передает в рисунке эпизоды рассказа, придуманные им самим. В коммуникативной деятельности дети высказывают свое собственное мнение: «Я считаю», «Я полагаю». Важно научить ребенка думать, размышлять, не бояться высказывать собственное мнение, отличное от мнения других.
Развитие речи, артистические способности и психологическое раскрепощение детей через театрализованную деятельность. Развитие конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
2. Ввести в активный словарь детей следующие понятия: актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер и т. д.
Развивающие:
1. Развивать творческое воображение, память, мышление, коммуникативные навыки дошкольников через различные виды театрализованной деятельности.
2. Развивать артистические навыки детей.
3. Развивать познавательные способности детей.
4. Развивать сценическое творчество детей и взрослых, способность самостоятельно выбирать жесты, нужную интонацию, выражение лица; подводить к умению самостоятельно импровизировать в создании нового образа, сюжета.
5. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
6. Развивать творческое содружество в детско-взрослом коллективе.
Воспитательные:
1. Пробуждать в душе каждого ребенка чувство прекрасного и прививать любовь к театральному искусству.
2. Формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность.
3. Побуждать в детях способности представлять себе происходящее, сочувствовать, сопереживать героям.
Задачи реализации проекта в совместной работе с родителями:
1. Заинтересовать родителей в создании семейного театра.
2. Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.
3. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).
4. Развивать потребность в совместной с детьми и взрослыми театральной деятельности, а также в деятельности, направленной на творческое решение по подготовке спектаклей.
5. Обогатить уголок театрализованной деятельности.
Содержание проекта
Реализация проекта
Ожидаемый результат:
- Развитие интереса к сказкам.
- Развитие эмоциональной отзывчивости.
- Совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
- Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
- Обыгрывание этюдов, мини-сценок и т. д. в индивидуальной работе.
- Создание развивающей среды для самостоятельной театральной деятельности детей в детском саду (изготовление театров, билетов; подбор музыки, реквизита).
- Репетиции с детьми для дальнейшего показа итогового представления: «На поляне» (совместно с родителями) в музыкальном зале для настоящих зрителей: детям и родителям, педагогам.
Методы: беседы, чтение, вопросы, показ, поощрение, занятия, рассматривание иллюстраций, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры.
Материально-техническое:
1.Уголок театра.
2. Аудиозапись.
3. Художественная литература.
4. Книжки-раскраски.
5.Фотографии
6.Атрибуты
Пути реализации проекта:
- Оформление уголка «В гостях у сказки».
- Выставка детских рисунков по мотивам сказки.
- Пополнение содержание книжного уголка сказками разных жанров.
- Приобретение атрибутов к сказкам.
- Изготовление Театра кружек, теневого театра, театр плоской картинки, пальчиковый театр.
- Фотовыставки с утренников с участием детей, воспитателей и родителей.
7.Ежедневное чтение сказок (разных жанров, русских народных, разных народов, авторских) .
8.Пересказ прочитанных произведений.
9.Лепка героев и сюжетов сказок.
10. Инсценировки сказок, игры-драматизации.
11.Разучивание присказок, поговорок, пословиц, небылиц, зачинов и концовки сказок.
12. Сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические, коммуникативные игры с элементами волшебства.
13. Викторина «В гостях у сказки!».
- Изготовление вместе с родителями атрибутов, декораций, костюмов сказочных персонажей.
15.Пополнение театрализованного центра по различным видам театра (в соответствии с возрастом).
16. Презентация проекта.
17.Анкетирование родителей.
18. Итоговое мероприятие совместно с родителями: Инсценировка по сказке «На полянке»
Этапы реализации проекта.
1 Подготовительный этап
Цель: Постановка мотивации, цели, задач по реализации проекта «В гостях у сказки». Создание условий для чтения художественной литературы и театрализации.
2.Основной этап
Цель: Создание условий для формирования у детей устойчивого интереса к чтению сказок, развитие коммуникативных способностей, драматизации сказок. Создание гармоничных отношений между детьми.
3.Заключительный этап-
Цель: обобщение знаний детей о сказках, театрах.
- Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
- Обобщение результатов работы.
- Составление рекомендаций.
Подготовительный этап.
Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей… ” (Б. М. Теплов)
1. Согласно ФГОС данный этап охватывает пять областей развития, также для детей с ОВЗ нужно создать комфортную среду. Подготовительный этап длится на протяжении длительного времени: до и после постановки. Также включает всю работу по развитию речи в театрализованной деятельности:
- Просмотр кукольных спектаклей, мультипликационных фильмов, беседы по ним, чтение произведений, пересказы, рассказы по картинкам, сочинения и т. д.
- Игры – драматизации.
- Разыгрывание разнообразных песенок и стихов.
- Упражнения по формированию выразительности, развития мимики, пантомимики, артикуляционного аппарата, моторики и т. д.
- Игры и ситуации по произведениям, игры-имитации и импровизации.
- Упражнения в целях социально - эмоционального развития детей
- Настольно-печатные, дидактические и развивающие игры в уголке для самостоятельной и совместной деятельности ребенка и взрослого
- Подвижные речевые игры с персонажами сказок
- Элементы сказкотерапии: придумывание начала, середины или окончания произведения (рассказ, рисование или драматизация, введение или замена героя произведения, смена характера или действия).
- Интеграция с социально-коммуникативной областью развития: экскурсии в Дом культуры, беседы, игры, просмотр выездных театров.
- Интеграция с художественно-эстетической областью развития: рисование, лепка, аппликация, нетрадиционные методики рисования (ниткография, кляксография, рисование крупой, аппликация из салфеток, мозаика, пластилинография и т. д.) Музыкальное сопровождение спектаклей и занятий, музыкальные игры и упражнения, слушание музыкальных сказок и произведений, движения под музыку.
- Интеграция с познавательной областью развития: знакомство с театрализованным искусством через беседы, конструирование из крупного и мелкого конструктора, конструктора «ЛЕГО» и бумаги. Сенсорное развитие – моторика, слух, речь, обоняние (например: волшебный мешочек).
- Интеграция с речевой областью – чтение художественной литературы, без которой данный проект был бы невозможен, заучивание песен, стихотворений и инсценировка сказок.
- Интеграция с областями - физическое развитие, здоровье: подвижные игры, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, занятия на свежем воздухе.
2. Для родителей был проведён опрос «Играете ли Вы с ребёнком дома в театр?»
Срок реализации: март
Результат: Наглядная информация для родителей: папка «Театр для всех».
3. Диагностика детей «Самостоятельная театрализованная деятельность детей в детском саду».
Срок реализации: март
Ответственные: Воспитатели
Результат: Определение целей и задач.
4. Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.
Срок реализации: в течении месяца
Результат: Театральное действие 27 марта 2015
Основной этап
1) Распределение заданий между родителями (сшить костюмы, связать маски, пополнить уголок различными театрами: настольный, пальчиковый, кукольный).
Срок реализации: в течении месяца
Ответственные: Воспитатели, родители.
Результат: Схемы, эскизы.
2) Просмотры музыкальных кукольных спектаклей (1 раз в неделю).
Срок реализации: в течении месяца
Результат: Побуждение интереса детей к театральной деятельности.
4) Активное использование в совместной деятельности с детьми различных видов театра.
5) Обыгрывание этюдов, потешек, сказок в индивидуальной и коллективной работе.
Срок реализации: в течении года
Ответственные: Воспитатели.
Результат: Приобретение детьми первичных навыков в области театрального искусства.
6) Создание игровой среды для самостоятельной театральной деятельности детей в детском саду.
Срок реализации: в течении месяца
Ответственные: Воспитатели.
Результат: Приобретение детьми навыков в использовании театральных атрибутов (билеты, маски, оборудование)
7) Репетиции спектаклей с детьми и с детьми для дальнейшего показа в музыкальном зале для настоящих зрителей: дети, родители, педагоги.
Срок реализации: март
Ответственные: Воспитатели, музыкальный руководитель.
Результат: Приобретение детьми первичных навыков в области театрального искусства.
Заключительный этап
1) Театрализованный показ сказки «Красная Шапочка на новый лад».
Срок реализации: март
Ответственные: Воспитатели.
Результат: Развитие способности к импровизации, речевой активности детей.
3) Обновление предметно-развивающей среды, театрального уголка.
Срок реализации: в течении месяца
Ответственные: Воспитатели, родители.
Результат: Изготовление ширмы, народных костюмов, разнообразных видов театров и масок.
Полученные результаты:
Дети:
•Любознательный, активный - проявляет интерес к уже знакомым и новым для него произведениям. С любопытством рассматривает иллюстрации к текстам, называет изображённых на них героев сказок.
•Эмоциональный, отзывчивый – подражает эмоциям взрослых и детей, чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
•Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками – понимает образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и оформление постановки, в беседе о просмотренном спектакле, прочитанном произведении может высказать свою точку зрения.
•Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила–чувствует и понимает эмоциональное состояние героев, вступает в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
•Имеющий первичные представления – об особенностях театральной культуры, умеет адаптироваться в социальной среде.
•Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту мира природы – совершенствует умения разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театра, элементов костюмов, знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций.
•Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила поведения в театре.
•Овладевший необходимыми умениями и навыками – имеет представление о театре, театральной культуре; устройства театра; театральных профессиях (актер, гример, костюмер, звукорежиссер, декоратор и др.).
Воспитатели:
• организация педагогического поиска посредством реализации цели и задач проекта;
• повышение теоретического уровня профессионализма педагогов;
• внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы;
• самообразование и самореализация воспитателей;
•Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр;
•Установлен тесный контакт с родителями.
Родители:
• получение возможности наблюдать за своими детьми, что дает вероятность лучше разобраться в вопросах развития ребенка;
• формирование более высокой оценки достижения своих детей и гордость за них;
• развитие более глубокого понимания процесса обучения детей дошкольного возраста;
• возникновение доверия к воспитателям и педагогам детского сада
• обогатили театрализованный уголок и уголок ряжения.
Список литературы
1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, с.
2. Источник: маам. ру, нспортал.
3. Доронова Т. Н. Играем в театр. М.: Просвещение, с.
4. Зацепина М. Б. Развитие ребенка в театрализованной детальности. М.: Сфера, с. 7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по работе с родителями и детьми на тему: «Создание системы работы по духовному и нравственному воспитанию» в группе для детей со сложными дефектами умственного и физического развития 2013-2014 (2014-2015) учебный год
В данном материале представлен перспективный план по работе с родителями и детьми на учебный год по теме: "Создание системы работы по духовному и нравственному воспитанию" в группе для детей со ...
План музыкально- театральных развлечений на 2014-2015 учебный год.
В плане предствалено планирование музыкальных развлечений на текущий учебный год....
План музыкально театральных мероприятий на 2014-2015 учебный год.
В документе содержится материал по планированию музыкального руководителя....
Методические рекомендации кружковой работы Конструирование из бумаги в технике « Квиллинг» для детей комбинированной группы с тяжелыми нарушениями речи (5-7 лет) на 2013-2014 и 2014-2015 учебный год. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
По наблюдениям педагогов в настоящее время у многих детей наблюдается нарушения речевого развития. Российскими и зарубежными учёными доказано, что развитие речи напрямую зависит от степени развитости ...
2014-2015 Презентация "Отчет о работе танцевального кружка "СтильDANCE" за 2014-2015 учебный год
Отчет танцевального кружка в интересной форме....
Перспективный план работы со старшими дошкольниками по безопасности в природе на 2013-2014 и 2014-2015 учебный год.
перспективный план поможет в работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию у детей безопасного поведения в природе....
ПРИКАЗ от 26.08.2014 года №182 О ПМПк МБДОУ ДСКВ №46 в 2014-2015 учебном году
ПРИКАЗ от 26.08.2014 года №182 " О психолого-медико-педагогическом консилиуме МБДОУ ДСКВ №46 в 2014-2015 учебном году"...