Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему «Зима».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Пластун Любовь Ивановна

Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему «Зима».

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Детский сад № 244»

344020 г. Ростов-на-Дону ул. Волжская, 19   тел. 254-56-11, E-mail: d.sad244@mail.ru

Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему «Зима».

                                                                          Подготовила: воспитатель I

  квалификационной категории

                                                                         Пластун Любовь Ивановна


Тема: «Зима».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-Эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: развитие связной речи.

Образовательные задачи:

-обобщать представления  о зимних явлениях в природе.

-обогащать речь детей  прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов.

-расширять словарь по теме: «Приметы зимы».

-познакомить детей с приемом отпечаток (оттиск) капустным листом.

Развивающие задачи:

-развивать фонематическое восприятие - определять слова со звуком «с».

-развивать творческое воображение, мышление.

-развивать мелкую моторику, используя активные точки руки самомассажем грецкими орехами.

Воспитательные задачи:

-воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других.

-воспитывать любовь к родной природе, к русской зиме.

-воспитывать аккуратность при работе с краской.

Методы и приемы:

Словесные, наглядные, художественное слово, обеспечение эмоционального интереса детей, вопросы, поощрения, динамическая пауза, пальчиковая гимнастика, музыка.

Оборудование: репродукция картины «Зимний пейзаж с речушкой» Константина Вещилова, картинки с изображением зимних забав, конверт, посылка, грецкие орехи, тонированные листы бумаги на каждого ребенка, лист капусты на каждого ребенка, белая гуашь, кисти, музыкальная композиция П.И. Чайковского «Зима. Февраль».


Ход НОД

I Вступление. Воспитатель: Ребята, нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся!

Коммуникативная игра “3дравствуйте”.

Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп (3 раза хлопают в ладошки).

Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ (3 раза топают ножками).

Здравствуйте, щёчки! Плюх, плюх, плюх (3 раза слегка похлопывают по щекам)

Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок (качают головой).

Здравствуй, мой носик! Бип, бип, бип (гладят кончик носа).

Здравствуйте, наши гости! (протягивают руки вперед).

II Основная часть. Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я шла в детский сад, меня встретил почтальон и передал мне письмо с посылкой. Сейчас я вам его прочитаю:

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Незнайка. Я слышал, как мои друзья говорили про какую-то волшебницу. Но я ничего не понял. Помогите мне, пожалуйста, разобраться, а я вам подарю вкусное угощение».

Ребята, поможем Незнайке? (Да).

«Представьте себе красавицу, волшебницу, королеву, в белом наряде с длинными снежно-белыми волосами. И вот идет она к нам, укрывая все вокруг холодным белым покрывалом. Вокруг укутанные снегом деревья, кусты, дома. А как подует ветер, как заметет, закружит метель, оставляя высокие сугробы. Реки, ручьи, озера скованны льдом. Интересно, кто же эта красавица, волшебница и королева?» (Зима).

 На экране появляется картина зимнего пейзажа. (Слайд №1).

-А что есть у зимы, чего нет у другого времени года. (снег)

- А что такое снег? (замершие кристаллы воды).

- Что умеет делать снег? (падает, вьюжит, метет, сыплется, тает, кружится, танцует, хрустит, скрипит, идет).

- Какой бывает снег? (белый, пушистый, сверкающий, переливающийся, блестящий).

- Когда падает снег, как называется это явление? (снегопад).

- Большая гора снега, что это? (сугроб).

- Если дует ветер и летит снег? (метель).

- Если дует ветер и снег несется по воздуху и сильно-сильно кружится. (вьюга).

- Когда замерзает вода, во что она превращается? (лед).

Воспитатель: Правильно, зимой все покрыто белым пушистым снегом давайте поиграем в игру «Доскажи словечко» со словом снег!

Тихо, тихо, как во сне падает на землю (снег)

На дорожки на лужок всё снижается (снежок)

Вот веселье для ребят всё сильнее (снегопад)

Все бегут вперегонки, все хотят играть в (снежки).

Игра «Зимние слова». (звук «с» — хлопнуть в ладоши перед собой).

«Санки, ледянка, лыжи, зимовать, снеговик, снежинка, поземка, снегопад, зима, зимовье, замерший, Дед Мороз, Снегурочка, Снежная баба, сугроб, метель, горка».

Воспитатель: Ребята, Незнайка спрашивает, что же можно делать на улице, если там холодно и много снега?

(Нужно одеть зимнюю одежду и можно играть со снегом).

Ребенок 1: зимой встречаем праздник Новый год. (Слайд №2)

Ребенок 2: зимой дети лепят снеговика. (Слайд №3)

Ребенок 3: зимой можно кататься на коньках. (Слайд №4)

Ребенок 4: зимой дети катаются на лыжах. (Слайд №5)

Ребенок 5: зимой дети катаются на санках. (Слайд №6)

Ребенок 6: прилетает зимняя птица – снегирь. (Слайд №7)

Ребенок 7: зимой можно рассматривать снежинки. (Слайд №8)

Динамическая пауза:

«Зайка»

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз.

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

(Движения выполняются по ходу текста стихотворения)

Воспитатель: Ребята, скажите, если станет тепло, что произойдёт со снегом?  Ответы детей (растает снег и превратится в воду). Ребята, как же нам сохранить красоту зимней природы? Ответы детей (нарисовать деревья и снег, можно лес сфотографировать).

 Правильно, через рисунок мы можем передать характер и настроение зимы. Давайте нарисуем картину и в ней отразим красоту зимы! А наши рисунки мы отправим в подарок Незнайке. (Слайд №9)

Проходите к столам и присаживайтесь.

Посмотрите, что необычного лежит у вас на столах? (лист капусты)

Объяснение  воспитателем у доски

 Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с необычной техникой рисования. Называется она «отпечаток  капустным  листом». Рисовать мы будем на синих листах, чтобы хорошо были видны иней и белый снег на деревьях. Посмотрите, как выполняется такая работа.

 На выпуклую сторону капустного листа с помощью кисти наносим белую краску.

Отпечатываем. Посмотрите ребята, похож отпечаток капустного листа на дерево? Если сделать много отпечатков, то получится много деревьев!

В конце можно нарисовать покрытую снегом землю.

Прежде чем приступить к рисованию, давайте подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика с грецкими орехами:

Научились мы орехи                       прокатывать орех между ладонями

Между пальцами катать                 от пальцев к запястью и обратно

Это в школе нам поможет

Буквы ровные писать.

Выполнение работ детьми.

Воспитатель: Ребята, начнем работать!

Кистью наносим краску на капустный лист. Хорошо закрашенный лист отпечатывайте на синем листе бумаги.

Дети рисуют под музыку.

Дети рисуют, воспитатель помогает по мере необходимости.

Кто закончил работу, приносит рисунок. Рисунки мы разместим на доске и рассмотрим их.

Анализ работ.

Воспитатель:

 Какие красивые получились у вас деревья. У каждого они получились неповторимые: здесь они стройные, а здесь запорошенные снегом, здесь деревья выглядят загадочно, сказочно, здесь они могучие.

III Итог занятия

Воспитатель:

Ребята, кто к нам сегодня приходил в гости?  (Незнайка).

Ребята, что нового и интересного вы сегодня узнали?

 Ответы: «Мы узнали, чем Зима украшает лес. Узнали, что красоту зимнего  леса можно сохранить, если его нарисовать или сфотографировать.

 Мы научились рисовать деревья отпечатком капустного листа».

 Воспитатель:

Что вам понравилось, больше всего?

Ответы: « Понравился красивый зимний лес. Понравилось играть в снежки. Интересно было рисовать капустным листом».

Воспитатель: Молодцы, ребята! У вас хорошее настроение? (Да). Давайте соберем наше хорошее настроение в ладошки (дети дуют себе в ладони).

А теперь передадим его нашим гостям. (Дети раскрывают ладошки и сдувают гостям хорошее настроение).

А сейчас давайте откроем посылку от Незнайки.

Воспитатель открывает посылку, достает ядра грецких орехов, которые передал Незнайка.

Спасибо всем. До свидания.

(Воспитатель раздает детям грецкие орехи).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в средней группе по теме "Зима".

Конспект образовательной деятельности по развитию речи по теме "Зима". Материал предназначен для средней группы. Это итоговое занятие на закрепление знаний о зиме....

конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: "Зимующие и перелетные птицы"

Формирование первоначальных представлений о зимующих и перелетных птицах...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе по теме «Зима. Зимние забавы»

Цель: Обогащение представлений о зиме и зимних забавах. Задачи: ...

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в средней группе на тему: "Зимующие птицы"

Конспект занятия по развитию речи на тему:"Зимующие птицы" (средняя группа)...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему: "Зимующие и перелетные птицы"

Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему:  "Зимующие и перелетные птицы"                            ...