конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Ирина Алексеевна Соколова

Открытое занятие  по развитию речи на тему  «Сочинение сказки на тему «Как ёж выручил зайца»,  возрастная группа: подготовительная

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 25 г. Туймазы муниципального района Туймазинский

район Республики Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

        Образовательная область  «Речевое развитие»

Раздел  «Развитие речи»

Тема «Сочинение сказки на тему «Как ёж выручил зайца»

Возрастная группа: подготовительная

                                                    Выполнил: воспитатель

                                      Соколова И.А.

Стаж в данной должности: 23 года

                                                               имеющаяся категория: первая

г. Туймазы, 2018г.

Цель: способствовать обучению детей придумывать сказки на заданную тему.

Задачи.

Образовательные: способствовать формированию умений образовывать формы винительного падежа множественного числа существительных; способствовать формированию умений отчетливо произносить слова со сложной слоговой структурой.

Развивающие: способствовать развитию умений самостоятельно придумывать сказку на заданную тему по плану.

Воспитательные: способствовать воспитанию чуткости к смысловым оттенкам слова, воспитанию чувства взаимовыручки.

Интегрированные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое  развитие.

Активизация словаря: синонимы – трусливый, боязливый, пугливый; храбрый, смелый, отважный; круглолицая, длинноухий, рыжехвостая, короткохвостый.

Предварительная работа:  чтение сказки В.Сутеева « Как ёж зайца выручил»,

придумывание двухсложных слов – пароход, самолет.

Средства реализации.

Демонстрационный материал: картинки зайца, ежа, белки, волка; мнемотаблица.

Раздаточный материал: разрезные картинки животных и птиц.

Ход:

Воспитатель:   Здравствуй, солнце золотое!   (подтянуть руки вверх)

         Здравствуй, небо голубое!

        Здравствуй, вольный ветерок!   (покачаться)

        Здравствуй, маленький дружок!

        Я живу в родном краю

        Всех вас очень я люблю!

Воспитатель:   сейчас я загадаю загадки, а вы отгадаете, кто к нам на занятие пришел.

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы

Уши больше головы?   (заяц)

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной,

Иголок  очень  много,

А нитки – ни одной!  (ёж)

Дети:  это заяц и ёж!

Воспитатель: правильно. Скажите, для чего  у ежа иголки?

Дети:  чтоб защищаться.

Воспитатель: правильно. Для чего зайцу длинные уши?

Дети:  чтобы все хорошо слышать.

Воспитатель:  какие еще бывают иголки?

Дети:  швейные, медицинские, сосновые.

Воспитатель:  правильно. А где живут ёж и заяц?

Дети:   в лесу.

Воспитатель:   сейчас слушайте внимательно, задание будет трудным. Заяц трусливый… А как сказать про него по-другому? Подберите слова, по смыслу близкие к слову – трусливый   (если он всего боится, то он…; если он всего пугается, то он…)

Дети:   боязливый, пугливый.

Воспитатель:   правильно. А ёж смелый. Подберите слова, по смыслу близкие к слову - смелый.

Дети:   храбрый, отважный.

Воспитатель:   похожи ли по смыслу слова - трусливый, боязливый, пугливый?

Дети:   да, похожи.

Воспитатель:  а  можно сказать, что заяц пугливый, трусливый?

Дети:   да, можно.

Воспитатель:   это близкие по смыслу слова, слова – друзья.

Воспитатель:   а  еж, какой? Храбрый.

Дети:   смелый, отважный.

Воспитатель:   это тоже слова – друзья.

Воспитатель:   давай попробуем описать друзей - зайца и ежа. Описать  - значит рассказать,  какой  зверь, его внешний вид, действия и повадки.

Воспитатель:   я расскажу про зайца  «Он серый, пушистый, с длинными ушами, косыми глазами, быстроногий и симпатичный зверек. Зайцы любят морковку и капусту. Мне очень нравятся зайцы».

А теперь вы расскажите про ёжика.

Дети:  …ёж колючий, коричного цвета. У него маленькие уши и маленькие ножки. Он не умеет быстро бегать, как заяц. В случае опасности – он сворачивается клубком.

(3 детей повторяют описание зверей – на выбор)

Воспитатель:   молодцы! А сейчас мы вспомним – кто, где живёт.

Приглашаю всех на игру.

Физминутка     «Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нём.

Воспитатель:   а теперь придумаем сказку про двух друзей.

«Жили – были в лесу 2 друга – заяц и ёж. Наступила осень.

(игровое упражнение « Близкие слова»)

Осенью дни пасмурные…(серые, унылые).

Осенью часто погода бывает холодной…(ветреной, дождливой).

Осенью настроение грустное…(печальное, тоскливое).

И решили друзья поднять себе настроение, затеяли веселую…(шумную, смешную) игру. Называется…(например: «Волк во рву»). Они так шумели…(кричали, визжали), что прибежал еще один их друг.

Веселая, пушистая,

На сосну взбирается,

Шишками кидается (белка).

Воспитатель:   и  стала бросать в них шишки. Какие шишки бросала белка?

Дети:   еловые (сосновые).

Воспитатель:   они так разыгрались, что не заметили…(волка).

Воспитатель:   а теперь  помогите  придумать  конец этой сказки, как ежик и белка выручили зайца.

Дети: …белка стала кидать шишки в волка, на лбу у волка выросла… шишка.  Ёж свернулся клубком и бросился под ноги волку. Он наступил на ежа, уколол ногу. Это ему совсем не понравилось, и он убежал.

Воспитатель:    молодцы! Хороший конец у нашей сказки.

«Белка угостила ежа  орехами, а он не смог их …съесть. Потому что не смог…расколоть.  Ёж взял молоток  и …расколол орехи» А что еще можно колоть?

Дети:  дрова.

Воспитатель:   а чем можно уколоться?

Дети:  иглой.

Воспитатель:  почему?

Дети:  игла острая, колючая.

Воспитатель:  про какие предметы мы говорим острая?

Дети:  игла, пила, вилка.

Воспитатель:   а острый?

Дети:  нож, ум, нюх.

Воспитатель:  еще вот такая загадка.

Игровое упражнение «Кто больше увидит и назовет»

У меня лицо круглое, значит я…круглолицая.

У зайца уши длинные, значит он…длинноухий.

У белки рыжий хвост, значит она …рыжехвостая.

У зайца короткий хвост, значит он …короткохвостый.

Воспитатель:  молодцы!  На столах у вас в конвертах спрятались животные и птицы, которые живут в лесу. И тоже хотят, чтоб про них придумали сказки. Назовите будущих героев наших сказок (за 1 минуту)

(дети собирают картинки и называют животных и птиц)

Воспитатель:  чем мы сегодня занимались?

Дети:  придумывали сказку.

Воспитатель:  что особенно, вам, понравилось на занятии? (ответы детей)

                         Какие новые слова запомнили?

                         Для чего нам нужны новые знания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного занятия(развитие речи подготовительная группа) "В гостях у сказки"

Закреплять знаниядетей о сказках, активизировать желание детей перессказывать, вспоминая знакомые сказки. Формировать умение строить диалог между сказочными героями....

Конспект занятия - по развитию речи. Подготовительная группа

Чтение сказки В. Сутеева "Палочка выручалочка"...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....