"Методическая разработка " Развитие речи детей 3-4 лет посредством театрализованной деятельности"
методическая разработка по развитию речи
Знакомясь с различными видами театра, а так же участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а, умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, что также способствует развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
«Развитие речи детей 3-4 лет посредством театрализованной деятельности»
Составитель: Подольская В.В.
2019 г.
Тема: «Развитие речи детей 3-4 лет посредством театрализованной деятельности»
Актуальность
Театрализованные игры имеют огромное значение для развития речи детей. Даже плохо говорящие, очень застенчивые или замкнутые дети, участвуя в инсценировке хорошо знакомого сюжета, начинают договаривать слова и фразы своей любимой сказки, чувствуют себя более раскованно и комфортно в общении с педагогом и сверстниками.
С театрализованной деятельностью тесно связано развитие всех компонентов устной речи детей, так как в процессе театрализованной деятельности активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее
интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Знакомясь с различными видами театра, а так же участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а, умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, что также способствует развитию речи.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу оказывать позитивное влияние на детей.
Цель: развитие речи детей 3-4 лет посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
- Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
- Развитие у воспитанников всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи).
- Развитие связной речи (диалогической и монологической форм) через организацию театрализованной деятельности.
- Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности.
- Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
- Познакомить детей с различными видами театров.
- Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах.
Предполагаемый результат
Посредством театрализации у детей совершенствуется речь. Продолжается знакомство с художественной литературой, улучшается грамматический строй речи. Совершенствуется диалогическая (ответы на вопросы, беседы) и монологическая (словесное творчество) речь. Дети активно могут использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.
Со стороны родителей поддерживается интерес детей к театрализованной деятельности. Активное участие в детских спектаклях. Помогают разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр. Отмечаются достижения и определяются пути дальнейшего совершенствования коммуникативных навыков дошкольников. Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей. Участие родителей в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Перспективный план работы с детьми по теме:
Месяц | Наименование подраздела/темы | Форма работы/деятельности |
Сентябрь | Диагностика. Знакомство с театрализованной деятельностью. |
|
| ||
| ||
| ||
Октябрь | Знакомство с настольным театром. Театр на палочке. |
|
| ||
| ||
| ||
Ноябрь | Конусный театр. |
|
| ||
| ||
| ||
Декабрь | Ложковый театр. |
|
| ||
| ||
| ||
Январь | Театр масок |
|
| ||
Февраль | Знакомство со стендовым театром. Теневой театр. |
|
| ||
| ||
| ||
Март | Театр на фланелеграфе. |
|
| ||
| ||
| ||
Апрель | Знакомство с театром «би-ба-бо» |
|
| ||
| ||
| ||
Май | Знакомство с пальчиковым театром |
|
| ||
| ||
|
Методы, используемые на занятиях
- игра;
- беседа;
- рассказ;
- сказка;
- рассматривание иллюстраций;
- наблюдение;
- упражнения, этюды.
- инсценировка;
Форма занятий – групповые.
Перспективный план работы с семьями воспитанников по теме:
Содержание деятельности | Сроки реализации | Форма работы |
Рекомендации родителям о пользе похода в театр с детьми. | Сентябрь 2019 г. | Консультация |
Сбор информации на предмет готовности активного участия родителей и детей в театрализованной деятельности | Октябрь 2019 г. | Анкетирование родителей. |
Инсценировка родителями сказки «Репка» | Ноябрь 2019 г. | Совместный досуг «Осень провожали, урожай снимали». |
Обсуждение подготовки костюмов к спектаклю «Рукавичка» | Декабрь 2019 г. | Консультация. |
Инсценировка сказки «Рукавичка», мастер-класс по изготовлению театра из бросового материала. | Январь 2020 г. | Совместный досуг «Зимние забавы». |
Оформление выставки детских работ «Мой любимый герой сказки» в помещении группы. | Март 2020 г. | Выставка детских работ «Мой любимый герой сказки». |
Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год. Организация семейного клуба «Теремок». | Май 2020 г. | Родительское собрание. |
Перспективный план по оснащению РППС по теме:
Месяц | Направление деятельности | Название пособий, игр, атрибутов |
Сентябрь 2019 г. | Ознакомление с наполненностью уголка театрализованной деятельности. | Д/и к сказкам: «Колобок», «Три медведя», карточки с персонажами разных сказок для выбора детьми роли. |
Октябрь 2019 г. | Изготовление театра-топотушек, подбор сказок в «Книжный уголок» | К сказкам «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок». |
Ноябрь 2019 г. | Изготовление ложкового театра, подбор атрибутов костюмов к инсценировки сказки «Репка» родителями. | Ложковый театр «Три поросенка»; изготовление бороды деда. |
Декабрь 2019 г. | Пополнение театра на палочке новыми персонажами. | К сказкам: «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», д/и «Составь рассказ по картинкам». |
Январь 2020 г. | Подготовка костюмов к инсценировке детьми сказки «Рукавичка». | Изготовление декораций и костюмов к сказке «Рукавичка». |
Февраль 2020 г. | Изготовление атрибутов к теневому театру | Экран к теневому театру, персонажи и атрибуты к сказке «Заюшкина избушка». |
Март 2020 г. | Изготовление атрибутов к театру на фланелеграфе. | К сказкам: «Колосок», «Заяц Хваста», «Кошка и котята». |
Май 2020 г. | Пополнение персонажей к пальчиковому театру, подготовка костюмов и декораций к сказке «Под грибом» | Костюмы и декорации к сказке «Под грибом». |
Индивидуальный перспективный план по самообразованию педагога по теме:
Месяц | Тема | Форма работы |
Сентябрь 2019 г. | Подбор литературы. | Изучение методической литературы по теме. Ознакомление с передовым опытом |
Октябрь 2019 г. | Диагностика. Перспективные планы. | Проведение диагностики, получение результатов и их апробация. Разработка перспективных планов по работе с детьми, родителями, по оснащению РППС по теме. |
Ноябрь 2019 г. - май 2020 г. | Работа по созданию развивающей среды в группе. | Изготовление различных видов театра. Подготовка и обновление картотеки театрализованных игр. |
Январь 2020 г. | Литература. | Познакомиться с литературой в периодической печати. |
Апрель 2020 г. | Подготовка презентации | Сбор информации, фотографий для подготовки презентации. |
Май 2020 г. | Диагностика. Показ презентации. | Проведение диагностики в конце учебного года. Показ открытого занятия. Отчет на педсовете. Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год. |
Результаты мониторинга работы по теме
Диагностика, проведенная в начале учебного года, показала недостаточный уровень речевого развития у детей нашей группы. Высокого уровня — нет, средний уровень 28 %, низкий уровень 72 % . Дети не могут со ставить описательный рассказ даже при помощи воспитателя. На некоторые вопросы не могли дать ответов, отвечали односложно. При изложении повествования наблюдалось нарушение логической последовательности, скудность изложения, ограниченность и неполноценность лексических средств языка.
Освоение новейших педагогических технологий, инновационно-коммуникативных технологий
Занятия по театрализованной деятельности имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.
Вместе с детьми на компьютере мы просматриваем сказки, мультфильмы, познавательные презентации. Цель этой работы - развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. Использование ИКТ в театрализованной деятельности развивает у детей дошкольного возраста воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления.
Для облегчения процесса подготовки игр-драматизаций мною создаётся коллекция слайдов положительных и отрицательных героев сказок, мультимедийная картотека театральных костюмов. Для подбора сценариев, сказок, декораций, масок, активно использую интернет ресурсы.
Создана картотека картинок по которым дети рассказывают сказки самостоятельно, а те, которые еще не могут сделать это сами с удовольствием слушают своих сверстников.
Использование информационно-коммуникационных технологий обеспечивает наглядность, которая способствует полному восприятию и лучшему запоминанию материала, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
Но каким бы положительным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны. И наша задача заключается в создании системы и методики использования ИКТ, которые будут способствовать развитию ребенка и не навредят его здоровью.
Список используемой литературы:
1) Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2–5 лет.
Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2011 – 256 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
2) Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. [Текст] / Е.А.Антипина. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)
3) Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа. Методическое пособие.-М. Центр педагогического образования, 2015 – 144 с.
3) Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. М., Мозаика-
Синтез, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:"Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. "
Актуальностьсоздания системы педагогических мероприятий по активизации словаря детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деяте...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/01/picture-288944-1454346621.jpg)
Исследовательская работа "Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад №137» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития детей Нижегородской об...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/09/picture-654098-1444392644.jpg)
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Театра мир откроет нам свои кулисы,И мы увидим чудеса и сказки.Там Буратино, кот Базилио, АлисаЛегко меняются герои, маски. Волшебный мир игры и приключений,Любой малыш здесь хочет побывать.Вдруг...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/06/picture-844807-1478450619.jpg)
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Театра мир откроет нам свои кулисы,И мы увидим чудеса и сказки.Там Буратино, кот Базилио, АлисаЛегко меняются герои, маски. Волшебный мир игры и приключений,Любой малыш здесь хочет побывать.Вдруг...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/22/picture-1023952-1521740472.jpg)
Методическая разработка "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора."
Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/22/picture-1025557-1697974974.jpg)
Методическая разработка «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством приобщения к художественной литературе»
Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческой мысли. Николай Морозов, русский революционер, народоволец, ученый (1854-1946)....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/11/picture-1172739-1570794888.jpg)
Методическая разработка "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности".
Методические рекомендации для педагогов дошкольного образования по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности....