Проект «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»
проект по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
«Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»
Подготовила :Воспитатель школы 1279
Восканян ЛораВладимировна
Актуальность выбранной темы.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
2. Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.
Проблема
Разрешение проблем нравственного и духовного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Духовно- нравственное воспитание – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитания чувства долга, справедливости, ответственности. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы образования и воспитания Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились в центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно- нравственного воспитания в ДОУ. На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального
мастерства и компетентности по данной теме.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путем изучения психолого-педагогической, методической литературы по теме самообразования;
- Разработать перспективный план работы с детьми;
- Подготовить мониторинг на начало и конец учебного года;
- Оформит в группе центр «Мини музей сказки»;
- Подготовить и провести консультацию для педагогов
- Подготовить мастер-класс
Основные этапы и вопросы проработки материала
Этап / Сроки | Изучаемая проблема, вопрос | Изучаемая литература | Творческое сотрудничество | Предполагаемый результат |
1 этап – диагностический (сентябрь) | - Анализ затруднений, постановка проблемы. - Выбор темы работы, планирование последовательности своих действий - проведение первичной диагностики по теме исследования с детьми и педагогом группы, анализ условий, созданных в группе | https://sibac.info/studconf/hum/l/69415., https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/09/13/skazka-kak-sredstvo-duhovno-nravstvennogo | С воспитателями детских садов, у которых есть накопленный опыт по изучаемой теме, сотрудничество с научной библиотекой города, методическим объединением. | Формирование теоретической базы. Накопление научно-теоретических материалов по теме самообразования. Разработка плана работы по теме самообразования. |
2 этап – прогностический (сентябрь) | - Определение целей и задач работы над темой. - Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. - Прогнозирование результатов. |
| Сотрудничество с педагогами, психологом | Составлен и утверждён план работы, продумана система работы с детьми, с родителями, с коллегами, спрогнозирован результат. Выбор наиболее эффективных средств и методов работы. |
3 этап – практический (Октябрь 2017 года – май 2018 года) | - Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы. - Формирование методического комплекса. - Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. - Корректировка работы. | https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/12/14/konsultatsiya-dlya-vospitateley-skazkoterapiya-kak-sredstvo-duhovno https://www.google.ru/url | Сотрудничество со старшим воспитателем, методическим объединением, психологом ДОУ, родителями воспитанников | Практическая реализация плана работы по теме самообразования. |
4 этап – обобщающий (Июнь) | - Подведение итогов; - Контрольная диагностика детей; - Оформление результатов работы по теме самообразования. - Представление материалов. | Сборник научно-методических статей. Изд. Орѐл, 2015г., под ред. О.В.Бережнова З.А.Гриценко «Ты детям сказку расскажи». Изд. Москва, 2003г | Сотрудничество с педагогами ДОУ, психологом. | Анализ проделанной в рамках самообразования работы. Оценка результативности, определение проблем и способов их разрешения, дальнейшее планирование профессиональной деятельности. Обмен опытом с коллегами. |
5 этап – внедренческий (Дальнейшая педагогическая деятельность) | - Использование опыта в процессе дальнейшей работы. - Распространение накопленного опыта. | Е.А.Ульева «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми». Изд.Москва, Вако,2014г. | С коллегами дошкольных учреждений города, онлайн взаимодействие с коллегами страны. | Материалы, накопленные в результате работы по теме самообразования применяются в практической деятельности в средней группе ДОУ на постоянной основе. |
План по теме самообразования
Месяц | Формы работы, результативность | ||
С детьми группы | С педагогами и специалистами | С родителями воспитанников | |
Сентябрь 2017 г. | Первичная диагностика детей «Выявление уровня нравственного поведения детей 4-5 лет» Чтение детям и пересказ сказки: «Волк и семеро козлят», рассматривание иллюстрации. Чтение сказки К. Чуковского «Телефон» | Консультация «Сказкотерапия, как инновационным метод работы с дошкольниками» | Консультация для родителей: «Как подружить ребёнка с книгой». Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками |
Октябрь 2017 г. | Чтение и пересказ детям сказки: ««Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса»»». Дидактическая игра: «Угадай сказку». Применять цитаты из сказок в режимных моментах. | Показ презентации «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании» | Выставка работ (дети и родители) «Любимые сказки». |
Ноябрь 2017 г. | Консультация: «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста» | День матери «Маму очень я люблю», организация конкурса для мам | |
Декабрь 2017 г. | -Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк» -Чтение сказки «Кому же идти за дровами?» В.Сухомлинский. -Чтение сказки «Сказка о гусыне» В. Сухомлинского - Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?» -Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото). | Обмен опытом в виде презентации для педагогов по духовно-нравственному развитию детей через театральную деятельность | В уголке для родителей поместить рублику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Темы: «Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказки». |
Январь 2017 г. | -Чтение русской народной сказки «Зимовье» -Чтение сказки «Как зайчик зимой при месяце грелся» В Сухомлинский. -Чтение детям сказки: «Три медведя». -Консультация для родителей: «Сказкотерапия , как воспитательная система ,органичная внутренней среде человека». | Отчет по реализации проект «Русские народные сказки» | Беседа индивидуальная с родителями ребёнка на тему: «Как подружить ребёнка с книгой» - о пользе домашнего чтения |
Февраль 2018 г. | -Чтение сказки В А. Сухомлинского «Карасик в аквариуме» -Мини-викторина по сказкам К.Чуковского. -Чтение сказки «Федорино горе» К.Чуковского | Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку». | |
Март 2018 г. | -Чтение сказки «Как ежиха приласкала своих деток» В.А.Сухомлинский. -Чтение сказки «Петушок и бобовое зёрнышко». -Мини-викторина «Русские сказки» -Дидактическая игра: «Из какой сказки герой». -Приобрести в группу раскраски по народным сказкам. | Мастер – класс «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии» | Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша». |
Апрель 2018 г. | -Учить детей обыгрывать знакомые сказки. | Изготовление атрибутов для театрализованной деятельности | |
Май 2018 г. | Инсценировка русской народной сказки «Теремок» (Приложение 1) | Обобщение опыта «Сказка – как средство в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» | Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки» |
Июнь 2018 г. | Представление результатов проведенной деятельности. |
Приложение
Инсценировка русской народной сказки «Теремок» в средней группе
Герои сказки:ведущая,мышка,лягушка,заяц,волк,лиса,медведь. Цели:развивать актерские способности детей средней группы;учить подражать повадкам животных;развивать речь,память,обогащать словарный запас. ХОД:Ведущая:Здравствуйте гости дорогие,рассаживайтесь поудобнее,слушайте повнимательней,ротики закрываем сказку запускаем!Стоит в поле теремок теремок,он не низок не высок,не высок,как по полю полю мышка бежит,возле теремочка остановилась и стучит (из за кулис выбегает мышка,стучит)МЫШКА:Тук,тук,кто в теремочке живет (слушает)Никто не отвечает,значит буду я там жить поживать! Ведущая:Стала мышка поживать в тереме,живет не тужит,песни поет!Вдруг прискакала лягушка-квакушка,возле теремаостановилась и стучит. Лягушка:Ква,ква кто в теремочке живет,кто в невысоком живет? МЫШКА:Я мышка-норушка,а ты кто? ЛЯГУШКА:А я лягушка-квакушка пусти меня к себе жить? МЫШКА:Заходи! ВЕдущая:Стали они вместе жить,весело живут пироги пекут!Вдруг прискакал зайка-побегайка,почуял запах пирогов,застучал в теремок. ЗАЯЦ:Тук,тук кто в тереме живет? Мышка,лягушка:Я мышка,я лягушка,а ты кто? ЗАЯЦ:А я зайка-побегайка,пустите к себе жить? ЛЯГУШКА:Заходи!
Ведущая:Зашел зайка,тали они все месте жить!Следом за зайкой и лиса лесная краса прибежала
ЛИСА:Тук,тук,пустите в теремочек погреться! ЗВЕРИ:Заходи! ВЕДУЩАЯ:Стали звери все вместе жить,весело живут,только как то тесновато стало в тереме,ну да ладно,в тесноте да не в обиде!Услышал про чудо теремок и волчок-серый бочок,захотел тоже в тереме пожить,дело то к зиме движется не охота ему зиму зимовать в холоде да в голоде,побежал к терему да стучит. ВОЛК:Тук,тук,кто в тереме живет,пусти меня к себе! ЗВЕРИ:А ты кто? ВОЛК:Я волк зубами щелк,пустите буду вам во всем помошник. ЗВЕРИ:Заходи. ВЕДУЩАЯ:Стали звери жить впятером,живут поживают,добра наживают!
ВЕДУЩАЯ:Тут и медведь пришел и тоже проситься в теремок. МЕДВЕДЬ:Пустите к себе я вам не помешаю спать на печь лягу да буду спать зимовать. ЗВЕРИ:Заходи! ВЕДУЩАЯ:ВЫ наверно удивитесь и скажите как это заходи?ДА,ДА у нашей сказки веселый конец,звери пустили медведя и стали все вместе жить поживать да добра наживать!Тут и сказки конец,а кто слушал молодец (В конце звучит песенка "Летка-енка"Тамары Миансаровой,все звери вышли из теремка и танцуют танец
После танца кланяются и уходят за кулисы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка,как средство духовно-нравственного воспитания личности дошкольника.
В помощь воспитателям ДОУ....
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Испокон веков именно сказка вводила детей в мир идеалов и ценностей традиционной культуры. Сказка нужна и малышу, и шестилетке, и даже подростку. Только задачи сказки по отношению к каждому возр...
"Сказка, как средства духовно-нравственного воспитания ребёнка дошкольника"
В данной статье рассказывается о влиянии русских народных сказок на духовно-нравственное воспитнание дошкольников....
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания ребёнка-дошкольника
Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на освоение социальной действительности, повышает позн...
Русские народные сказки как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Роль русских народных сказок в воспитании дошкольников...
Педагогический проект «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Сказка – великая духовная культура народа,которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.Алексей Николаевич Толстой...
Проект по саморазвитию "СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"
laquo;Педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая её, безмерно...