воспитание культуры речи средствами потешек. пословиц чистоговорок
консультация по развитию речи (старшая группа)

Кузнецова Ольга Сергеевна

дидактические и речевые игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_kultury_rechi_u_detey_1.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

«Дивиться драгоценности языка: что ни звук, то и подарок, все зернисто крупно, как сам жемчуг и право, иное название еще драгоценнее самой вещи»

Н.В. Гоголь

Ребенок пятого года жизни уже достаточно владеет речью, чтобы выражать словами свои мысли, желания, намерения. Ребенок не только воспринимает окружающий мир, но и высказывает свое мнение о том, что видит, устанавливает связи между предметами и явлениями окружающего мира и даже делает выводы. Конечно, не все дети одинаково развиваются в речевом плане, у каждого могут быть свои индивидуальные особенности.

Часто ошибки в грамматической стороне речи связаны и с несовершенством артикуляционного аппарата - губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, щек. Однако постепенно это несовершенство исчезает, артикуляционная моторика укрепляется, развивается движения мышц артикуляционного аппарата становятся более точными, координированными.

Следует знать, что ребенок будет правильно произносить звуки, чисто говорить только в том случае, если он хорошо слышит, может различать звуки на слух и стараться откорректировать свое произношение в соответствии с  услышанным. Поэтому нужно развивать слуховое внимание ребенка, развивать его способности, распознавать как речевые, так и неречевые звуки.

Для этого используются следующие задания:

  • > «Угадай, на чем играю?» (побренчать на бубне, барабане, гармошке, чтоб ребенок не видел, а только слышал, и попросить назвать источник звук); 
  • «Угадай, кто кричит?» (дать ребенку картинку с изображением разных животных. Подайте голос, подражая крику одного животного и попросите назвать, кто из них кричит);

^ «Громко - тихо» (звучание бубна);

  • «Угадай, близко или далеко?»
  • «Что звучит?» (стул, молоток,, звон ложки и т.д.)
  • «Где звучит?»
  • «Вставьте слово» (читая ребенку стихотворение, отрывок из сказки подталкивать его к произношению отдельных слов, особенно в конце фразы или строчки);
  • «Отгадывание загадок»;
  • «Разучивание потешек, стихов, чистоговорок» (это позволяет ребенку не только тренировать свою память, но и научиться менять интонацию, темп речи, говорить более выразительно);
  • Славянское устное народное творчество, обращенное к маленьким детям, пронизано искренней и светлой любовью, нежностью и заботой. Наши предки оставили нам необыкновенно богатое литературное наследие: колыбельные, потешки, скороговорки, загадки. Во всех потешках слова ласковые, певучие, да и они сами складные, красивые, в таких маленьких стишках чаще всего действуют воркующие голуби, мурлыкающий кот, говорится о тишине, покое. Детей такие стихи настраивают на спокойное, миролюбивое настроение.
  • СКОРОГОВОРКИ в работе с детьми используются как эффективное средство для развития четкой дикции, фонематического слуха, речевого дыхания, качества речевого голоса (силы, высоты, звучности). В скороговорках нет таких глубоких мыслей, как в пословицах и поговорках, но всегда есть материал для шутки и забавы. Поэтому скороговорки можно использовать как средство развития воображения ребенка. Умение понять забавную ситуацию и передавать ее выразительно и четко, превращая, таким образом скороговорку в театрализованную миниатюру, при использовании которой можно и нужно развивать выразительные средства голоса: силу, повышение и понижение, смену интонации, темпа.
  • Скороговорка особенно эффективна, если ее проговорить несколько раз. Короткую скороговорку можно повторять целиком, например: «Мам, меду нам» или «Купи кипу пик».

Вот как можно обыграть скороговорку.

Представь, что я мама - медведица, а ты один из медвежат. Медвежата проголодались и просят есть. Можно просить ласково « Мам, меду нам.» А можно ныть, сердито требовать и даже приказывать.

Смысловая направленность некоторых скороговорок позволяет начинать произнесение медленно, постепенно убыстряя темп:

  • «Маланья - болтунья молоко болтала - болтала (далее с нарастающим ускорением), болтала- болтала, болтала - болтала. Да не выболтала (разочарованно);
  • «Наш Полкан из Байкала лакал, Полкан лакал ( с ускорением) лакал, лакал, да не вылакал.»
  • Качество речи, и ее громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. При обыкновенном физиологическом дыхании вдох и выдох чередуются непрерывно, выдох равен вдоху, речевое же дыхание предлагает паузу между вдохом и выдохом, и удлинение выдоха. Для тренировки речевого дыхания рекомендуются следующие упражнения:
  • «Кто дольше?» (дуть на ватный шарик, лежащий на столе);
  • «Буря в стакане» (дуть в трубочку, конец которой, находится в стакане с водой);
  • «Бабочка» («Птички») (дуть на укрепленную на нитке бабочку);
  • «Снежинка» (сдувать с ладони вату или бумажку);
  • «Ветерок и листья» (дуть на полоски бумаги и листья);
  • «Танцующие шарики» (дуть в бутылочку с шариками, заставляя струей воздуха их сдвигаться);
  • Очень полезны для тренировки речевого дыхания задания, связанные с произношением на одном выдохе гласных, согласных звуков, фраз, чистоговорок, коротких потешек:
  • - АУ - АУ-АУ-АУ;
  • -УА - УА-УА-УА;
  • - ИА- ИА- ИА- ИА;
  • - ПИ-ПИ-ПИ-ПИ;
  • -КО - КО - КО - КО;
  • -Аля ахала, а Оля охала;
  • -Это эхо, эхо это;
  • - Иголки у елки, колки иголки;
  • - На елке - удод, а под елкой - енот;
  • В группе имеется уголок речевого развития. В нем помещены разные детские книги с богатой иллюстрацией, сказки, кубики на классификацию овощей, фруктов, разрезная азбука в картинках.
  • Дети очень любят выполнять артикуляционную гимнастику, игры с язычком, словесные игры, пальчиковую гимнастику. В работе используем настольный театр, кукольный театр, сказки на магнитах. На материале сказок «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» очень удобно тренировать выразительность речи.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: Развитие звуковой культуры речи средствами малых форм устного народного творчества

Непременным условием для всестороннего развития ребёнка является общение его со взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения – это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения дет...

Практические достижения профессиональной деятельности на тему: "Воспитание звуковой культуры речи средствами фонетической ритмики"

Профилактика речевых нарушений детей 5 - 6 лет и повышение эффективности педагогического воздействия при воспитании звуковой культуры речи средствами фонетической ритмики....

консультация "Русские народные сказки как средство воспитания культуры речи дошкольников с ЗПР

У дошколников с задержкой психического развития отмечается незрелость внутриречевых механизмов. Образцы русской речи прдставлены в устном народном творчестве . Поэтому воспитание культуры речи  с...

Тема: «Воспитание звуковой культуры речи средствами фонетической ритмики»

Развитие звуковой культуры— одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для ее решения. Это многоаспектная задача...