«Значение логоритмики в коррекционной работе по преодолению речевых нарушений у детей»
консультация по развитию речи
Важным звеном логопедической коррекции является логопедическая ритмика. Основная ее цель — преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы, неречевых функций в сочетании со словом и музыкой. В системе логопедической работы с дошкольниками логоритмика выполняет также оздоровительную функцию, способствует решению общеобразовательных задач, содействует умственному и эстетическому воспитанию детей. Логоритмика как средство коррекции традиционно рассчитана на коллектив детей с одинаковыми нарушениями речи или со сходным уровнем речевого развития. Однако следует отметить, что в условиях специальной группы для детей с нарушениями речи при дошкольных учреждениях общеобразовательного типа часто обучаются дети с различными речевыми диагнозами и уровнями развития речи. Это предполагает несколько иной подход к построению логоритмических занятий применительно к воспитанникам специальной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_muzykalnogo_rukovoditelya.docx | 38.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №15 «Колосок»
города Губкина Белгородской области
Консультация для музыкального руководителя
«Значение логоритмики в коррекционной работе
по преодолению речевых нарушений у детей»
Подготовила
Учитель-логопед
Малышева Светлана Александровна
Важным звеном логопедической коррекции является логопедическая ритмика. Основная ее цель — преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы, неречевых функций в сочетании со словом и музыкой. В системе логопедической работы с дошкольниками логоритмика выполняет также оздоровительную функцию, способствует решению общеобразовательных задач, содействует умственному и эстетическому воспитанию детей. Логоритмика как средство коррекции традиционно рассчитана на коллектив детей с одинаковыми нарушениями речи или со сходным уровнем речевого развития. Однако следует отметить, что в условиях специальной группы для детей с нарушениями речи при дошкольных учреждениях общеобразовательного типа часто обучаются дети с различными речевыми диагнозами и уровнями развития речи. Это предполагает несколько иной подход к построению логоритмических занятий применительно к воспитанникам специальной группы.
Логоритмические занятия планируются согласно лексическим темам и проводятся в конце изучения каждой. Это позволяет при необходимости провести перед занятием подготовительную работу: разучить упражнения на координацию движений с речью, пальчиковую гимнастику, применяя при этом динамические паузы, и др. Занятие строится в форме единой сюжетной линии. Вовлечение детей в сюжет является для них эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывает чувство коллективизма.
С учетом психомоторных и возрастных особенностей детей данного возраста, и в частности дошкольников с нарушениями речи, с практической точки зрения оптимальным представляется гибкое, равномерное распределение психомоторной и речевой нагрузки на воспитанииков в ходе занятия. Равномерность достигается путем чередования различных видов деятельности и позволяет поддерживать внимание и работоспособность детей на протяжении всего занятия. Частая смена и, соответственно, новизна заданий увеличивают концентрацию внимания, снижают утомляемость малышей; дозированность заданий способствует прочности усвоения материала.
Актуальным для эффективности логопедической коррекции является использование средств логоритмики в наиболее доступных для данной категории детей формах (отраженное воспроизведение движений за воспитателем, игровой характер заданий и др.). Доступность материала позволяет детям освоить его за 1-2 занятия, сократить временные затраты на его разучивание и способствует динамичному и непрерывному проведению занятия.
Комплекс общеразвивающих упражнений (ритмическая разминка) состоит из 5-7 упражнений на различные виды ходьбы и бега под музыку, простые перестраивания, имитацию движений животных и др. Такие упражнения дают установку на различный темп и ритм движения, поэтому внимание детей акцентируется на музыке. Чаще они проводятся в начале занятия.
Упражнения на развитие основных видов внимания и памяти вырабатывают быструю и точную реакцию на слуховые и зрительные раздражители, развивают зрительную, слуховую и двигательную память. Количество стимулов постепенно увеличивается от 3 до 6 (к концу старшего дошкольного возраста).
Овладеть своими мышцами, научиться в полном объеме управлять своими движениями позволяют упражнения на регуляцию мышечного тонуса. Дети усваивают понятия «сильно» и «слабо» как понятия относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения. В одних занятиях эти упражнения выделяются в отдельный этап, в других – включаются составным элементом какого-либо другого вида работы, релаксационным компонентом. Упражнения на развитие чувства темпа, ритма, музыкального размера выполняются как в коллективной форме, так и по индивидуальной инструкции. Например, для детей с выраженными сенсорными трудностями дается для воспроизведения более простой ритмический рисунок, сильный метрический акцент и др.
Упражнения на координацию движений с речью проводятся как с музыкальным сопровождением, так и без него. Предусматриваются различные варианты выполнения упражнений: пропевание хором с одновременным выполнением движений; слова произносит часть детей или один ребенок, а движения выполняются совместно. От детей с низким уровнем и с грубыми нарушениями произносительной стороны не следует требовать точного воспроизведения речевого материала; основной упор делается на включение ребенка в выполнение движений, на развитие умения сохранять ритмический контур слов, предложений.
Для развития мелкой моторики применяются упражнения, способствующие тренировке дифференцированных и точных движений пальцев рук, но не представляющие особой сложности для выполнения. Это облегчает процесс контроля и оказания помощи со стороны педагога при коллективном выполнении пальчиковой гимнастики.
Пение как этап занятия предполагает исполнение попевок, изученных на музыкальных занятиях песен, 1-2 куплетов новой песни, параллельное со слушанием подпевание. Для слушания подбираются разнообразные по характеру музыкальные произведения с учетом их эмоционального воздействия. Детей учат слышать и различать музыку по характеру, темпу, жанру, узнавать звучание отдельных музыкальных инструментов, сольного и группового пения. Также используются аудиозаписи со звуками живой природы, голосами животных, птиц и т. д.
В занятия включаются речевые игры различных видов: подвижные, хороводные, игры-этюды, игры-диалоги и др. с постепенным увеличением речевой нагрузки.
Завершающим этапом занятия являются релаксационные упражнения. Цель этих упражнений — сосредоточение внимания детей на физических ощущениях в состоянии расслабления. В процессе релаксационных упражнений дети чаще лежат на ковре или сидят на стуле. Функция педагога сводится к контролю за правильным диафрагмальным дыханием, расслаблением мышц рук, ног, шеи.
Составным компонентом различных видов работы может быть игра на музыкальных инструментах.
В занятия включаются и интегративные виды работы. Они требуют достаточного уровня волевой регуляции и самоорганизации, что изначально не характерно для детей с нарушениями речи, поэтому используются не так часто и преимущественно в старшей группе.
Занятия по логоритмике для данной категории детей также способствуют:
- коррекции грамматического строя речи (ответы на вопросы в определенной грамматической форме);
- формированию слоговой структуры слова (отхлопывание ритмических рисунков, упражнения на развитие чувства ритма);
- коррекции звукопроизношения (артикуляционные упражнения, проговаривание стихов, специально подобранных согласно этапу логопедической работы);
- развитию просодической стороны речи (дыхательные и голосовые упражнения);
- формированию связной речи, коммуникативных возможностей (игры-диалоги, игры-инсценировки, подвижные игры).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы по преодолению речевых нарушений у детей 5-7 лет в условиях логопедического пункта.
Рабочая программа составлена с учетом специфики работы в условиях логопедического пункта, на основе классических логопедических методик, новых педагогических технологий и авторских разработок. По всем...
"Коррекционный час-одна из форм работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ"-мастер-класс для воспитателей ДОУ.
Предлагаю мастер-класс для воспитателей ДОУ по проведению коррекционного часа во второй половине дня....
Рабочая программа учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы по преодолению речевых нарушений у детей 3-8 лет в условиях логопедического пункта
Рабочая программа учителя-логопедакоррекционно-развивающей работы по преодолениюречевых нарушений у детей 3-8 летв условиях логопедического пункта...
Участие родителей в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Дошкольное детство - важный период в речевом, нравственном и психическом становлении личности....
«Коррекционно-развивающая работа по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Подробная психолого-педагогическая характеристика на воспитанника с речевыми нарушениями.Подбор игр и упражнений по коррекции выявленных особенностей у ребенка с ОВЗ.Разработка конспекта занятия с дет...
Значение логоритмики в системе работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Значение логоритмики в системе работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста...
Логоритмика как коррекционно-профилактическая технология преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Тренинг-семинар для педагогов ДОУ...