ловкие ручки
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 52 для детей раннего возраста
Колпинского района Санкт-Петербурга
Самообразование:
«Пальчиковые игры, как средство развития речи
у детей раннего возраста».
Воспитатель
1 кв.категории:
Костина О.В
2019г
«Пальчиковые игры, как средство развития речи у детей раннего возраста»
Цель: Формировать у детей основы речевой моторики, используя пальчиковые игры.
Задачи для детей:
- сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
- совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
Задачи для педагога:
- Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию речи и мелкой моторики в раннем возрасте.
- Разработать и подобрать пальчиковые и дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук у детей с года до двух;
- Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
Задачи для родителей:
- создать в семье благоприятные условия для развития речи ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.
- повысить компетентность родителей в вопросе о влиянии пальчиковых игр на речь детей раннего возраста.
Актуальность:
Работая в яслях и общаясь, с детьми от года до двух лет , обратила внимание на то, что у некоторых детей этого возраста не очень хорошо развита активная речь. В чем же причина? Меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась к научной и педагогической литературе, в частности, к книгам современных педагогов – Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», Л.П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», С.О. Ермаковой «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет» – и выяснила следующее.
Оказывается, ученые, а именно, специалисты института физиологии детей и подростков АПН, доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Чем активнее и точнее движения пальцев рук у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Эта мысль прослеживается в исследованиях отечественных физиологов, например, у В.М. Бехтерева. Он указывал на влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.
Зарубежные ученые также подтверждают в своих работах связь развития рук с развитием мозга. Так, японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждает, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. А восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
Таким образом, познакомившись с литературой, указанной выше, я поняла, что данная тема значима и актуальна. Решила подробнее заняться ее изучением, определив тему самообразования так: «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста».
Ожидаемый результат:
- развитие мелкой моторики рук через пальчиковые игры;
- формирование речевых навыков у детей раннего возраста;
- интеллектуальное развитие детей;
- пополнение предметной развивающей среды;
- обогащение родительского опыта в воспитании детей.
План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год.
Содержание работы | Сроки | Формы отчётности | Отметки о выполнении |
1. Выбор и определение темы | Сентябрь | ||
2.Планирование по теме самообразования | Октябрь | План | |
3.Подбор и изучение методической литературы по теме: «Пальчиковые игры, как средство развития речи у детей раннего возраста» | Октябрь-Ноябрь | Оформление списка литературы | |
4. Разработка и проведение диагностики на начало и конец года; | Начало года ( ноябрь)2018г Конец года ( май ) 2019г | подбор стимульного материала для выявления уровня развития мелкой и общей моторики у детей раннего возраста | |
5. Изучение опыта работы педагогов в интернете. знакомство с исследованиями отечественных физиологов, например, у В.М. Бехтерева, специалисты института физиологии детей и подростков АПН. | В течение года | Подбор материала | |
6. изучение теоретических основ формирования речи детей раннего возраста | Ноябрь-Декабрь | Подбор методического материала | |
7. Пополнение РППС группы | В течение года | Самоанализ РППС по темам |
8. Подготовка консультаций для родителей, | В течение года | Подбор консультаций для родителей по теме самообразования | |
9. обобщение опыта работы по теме самообразования; выступление с сообщением на педсовете | Май | Презентация по данной теме. |
Диагностика развития мелкой моторики рук с детьми от 1,5 до 2 лет.
Дата проведения: Группа: «Колобок»
Воспитатели: Костина О.В
Цель: Определить уровень развития мелкой моторики каждого ребенка и группы в целом.
Фамилия, имя ребенка | Возраст ребенка | развитие ловкости пальцев; (пальчиковые игры) | развитие ритмичности движений; (нанизывание бусин на ниточку) | развитие силы кисти и выносливости пальцев; (застегивание и расстегивание пуговиц) | ||||
Ф.И РЕБЕНКА | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ |
Садриева К. | 1г4м | 1 | 1 | 0 | ||||
Морозова Л | 1г6м | 1 | 1 | 0 | ||||
Зуев Р. | 1г4м | 1 | 1 | 0 | ||||
Мартынов И | 1г7м | 1 | 1 | 0 | ||||
Патрикеева С. | 1г11м | 1 | 1 | 0 | ||||
Исянбаев Т. | 1г5м | 1 | 1 | 0 | ||||
Щерба М | 1г4м | 1 | 1 | 0 | ||||
Флейшман Я | 1г4м | 1 | 1 | 0 | ||||
Анисимова Е | 1г5м | 1 | 1 | 0 | ||||
Самойлов А | 1г10м | 1 | 1 | 0 | ||||
Голубовский С | 1г7м | 1 | 1 | 0 | ||||
Тимофеев Д | 1г4м | 1 | 1 | 0 | ||||
Павлюченко М | 1г6м | 1 | 1 | 0 | ||||
Шпак М | 1г10 | 1 | 1 | 0 | ||||
Густавов Я | 1г9м | 1 | 1 | 0 | ||||
Виноградов Д | ||||||||
Фалева К | ||||||||
Нестеров Д | ||||||||
Фролов М | ||||||||
Козырьков Л | ||||||||
Колотушкин Р | ||||||||
Кочеткова М | ||||||||
Условные обозначения:
« 2 » - Сформирован в достаточной мере, ребенок выполняет задание самостоятельно под словесное сопровождение взрослого.
«1 » - Сформирован в недостаточной мере, ребенок затрудняется выполнить самостоятельно, требуется показ взрослого.
«0 » - Не сформирован, ребенок затрудняется в выполнении движений самостоятельно и по показу, требуется помощь взрослого (педагог придерживает руки ребенка).
Список литературы
- Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
- Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007. – 18 с.
- Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
- Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. – 18 с.
- Ивлев С. В. Занимательные задачки. – М.: Мой мир, 2008. – 256 с.
- Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. – 96 с.
- Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 211с.
- Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов-на-Дону: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008. – 320 с.
- Тимофеева Е. Ю. Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. – 32 с.
- Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: «Эксмо
- Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
- Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
- Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
- Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
- Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
- Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.
- Кольцова М.М «Развитие моторики»
- Елена Данилова «Пальчиковые игры»
- Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»
- Исханова С.В. «Игротерапия в логопедии. Пальчиковые превращения
- Феникс, 20142. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет-М,20103.
- -Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]:
- Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.:
- ООО «Гном-пресс», 20004.
- Мальцева И.В. «Пальчиковые игры: от рождения до 3 лет» - Азбука, 20095.
- Соколова, Е. В. Тренируем пальчики. – Ярославль:
- Академия развития, 2010.6. Ткаченко, Т. А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2012.
- Чайка, Е. С. Большая книга развивающих упражнений/ Е. С. Чайка. – Минск: Харвест, 2009.
- Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружковая работа в средней логопедической группе "Ловкие ручки"
Перспективный план работы на2013-2014 год....
"Ловкие ручки- крепкие ножки"
методическая разработка каникул летом...
Детские игры "ЛОВКИЕ РУЧКИ" (из книги Клауса Фопеля).
Вашему вниманию предлагаются разнообразные подвижные игры, специально предназначенные для тренировки рук: тихие и подвижные, развивающие воображение и формирующие конкретные навыки, требующие от детей...
"Ловкие ручки" коррекционная программа для детей 5-7 лет.
Данная программа расчитана на детей, нуждающихся в дополнительной работе по развитию мелкой моторики, осуществляется при индивидуальном подходе с учетом индивидуального маршрута развития воспитанника....
Проект "Наши ловкие ручки "
Развитие мелкой моторики рук в группе раннего возраста через дидактические игры ....
Конспект занятия по развитию мелкой моторики в подготовительной группе «Ловкие ручки».
Конспект занятия по развитию мелкой моторики в подготовительной группе «Ловкие ручки». Виды детской деятельности: игровая, изобразительная, коммуникативная, познавательно- исслед...
Дополнительная образовательная программа художественной направленности "Ловкие ручки"
Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход разви...