ловкие ручки
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Костина Оксана Валерьевна

конспект проета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2019.docx181.3 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 52 для детей раннего возраста

Колпинского района Санкт-Петербурга

                                                        Самообразование:

«Пальчиковые игры, как средство развития речи

у детей раннего возраста».

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/05/02/s_5ae9fa26b303e/893364_18.jpeg

                                                                                                                            Воспитатель

                                                                                                       1 кв.категории:

                                                                                                    Костина О.В

                                                                                                               

                                                                             2019г

           

    «Пальчиковые игры, как средство развития речи у детей раннего возраста»

Цель: Формировать у детей основы речевой моторики, используя пальчиковые игры.

 

                                                          Задачи для детей:

  • сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
  • совершенствовать   мелкую моторику через пальчиковые игры;

Задачи для педагога:

  • Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию речи и мелкой моторики в раннем возрасте.
  •  Разработать и подобрать пальчиковые и дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук у детей с года до двух;
  • Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;

Задачи для родителей:

  • создать в семье благоприятные условия для развития речи ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.
  • повысить компетентность родителей в вопросе о влиянии пальчиковых игр на речь детей раннего возраста.

http://ya-uchitel.ru/_ld/27/86356290.jpg

Актуальность:

      Работая в яслях и общаясь, с детьми от года до двух лет , обратила внимание на то, что у некоторых детей этого возраста не очень хорошо развита активная речь. В чем же причина? Меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась к научной и педагогической литературе, в частности, к книгам современных педагогов – Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», Л.П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития  речи дошкольников», С.О. Ермаковой «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет» – и выяснила следующее.

     Оказывается, ученые, а именно, специалисты института физиологии детей и подростков АПН, доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

      Чем активнее и точнее движения пальцев рук у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Эта мысль  прослеживается в исследованиях отечественных физиологов, например, у В.М. Бехтерева. Он указывал на влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.

     Зарубежные ученые также подтверждают в своих работах связь развития рук с развитием мозга. Так, японский врач  Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждает, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. А восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки,  мизинца – на сердце.

 

      Таким образом, познакомившись с литературой, указанной выше, я поняла, что данная тема значима и актуальна. Решила подробнее заняться ее изучением, определив тему самообразования так: «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста».

Ожидаемый результат:

  • развитие мелкой моторики рук через пальчиковые игры;
  • формирование речевых навыков у детей раннего возраста;
  • интеллектуальное развитие детей;
  • пополнение предметной развивающей среды;
  • обогащение родительского опыта в воспитании детей.

C:\Documents and Settings\kroz\Рабочий стол\Руки.jpg

План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год.

Содержание работы

Сроки

Формы отчётности

Отметки о

выполнении

1. Выбор и определение темы

Сентябрь

2.Планирование по   теме самообразования

Октябрь

План

3.Подбор и

изучение методической литературы по теме: «Пальчиковые игры, как средство развития речи у детей раннего возраста»

Октябрь-Ноябрь

Оформление списка литературы

4. Разработка и проведение диагностики на начало и конец года;

Начало года

( ноябрь)2018г

Конец года

( май ) 2019г

подбор стимульного материала для выявления уровня развития мелкой и общей моторики у детей раннего возраста

5. Изучение опыта работы педагогов в интернете. знакомство с исследованиями отечественных физиологов, например, у В.М. Бехтерева, специалисты института физиологии детей и подростков АПН.

В течение года

Подбор материала

6. изучение теоретических основ формирования речи детей раннего возраста

Ноябрь-Декабрь

Подбор методического материала

7. Пополнение

РППС группы

В течение года

Самоанализ  РППС по темам

8. Подготовка консультаций для родителей,

В течение года

Подбор консультаций для родителей по теме самообразования

9. обобщение опыта работы по теме самообразования;

выступление с сообщением на педсовете

Май

Презентация по данной теме.

       Диагностика развития мелкой моторики рук с детьми от 1,5 до 2 лет.

Дата проведения:  Группа: «Колобок»

Воспитатели: Костина О.В

Цель: Определить уровень развития  мелкой моторики каждого ребенка и группы в целом.

Фамилия, имя ребенка

 Возраст    ребенка

развитие ловкости пальцев;

(пальчиковые игры)

развитие ритмичности движений;

(нанизывание бусин на ниточку)

развитие силы кисти и выносливости пальцев;

(застегивание  и расстегивание пуговиц)

Ф.И РЕБЕНКА

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

Садриева К.

1г4м

1

1

0

Морозова Л

1г6м

1

1

0

Зуев Р.

1г4м

1

1

0

Мартынов И

1г7м

1

1

0

Патрикеева С.

1г11м

1

1

0

Исянбаев Т.

1г5м

1

1

0

Щерба М

1г4м

1

1

0

Флейшман Я

1г4м

1

1

0

Анисимова Е

1г5м

1

1

0

Самойлов А

1г10м

1

1

0

Голубовский С

1г7м

1

1

0

Тимофеев Д

1г4м

1

1

0

Павлюченко М

1г6м

1

1

0

Шпак М

1г10

1

1

0

Густавов Я

1г9м

1

1

0

Виноградов Д

Фалева К

Нестеров Д

Фролов М

Козырьков Л

Колотушкин Р

Кочеткова М

        

Условные обозначения:

« 2 » - Сформирован в достаточной мере,  ребенок выполняет задание самостоятельно под словесное сопровождение взрослого.

«1 »        - Сформирован в недостаточной мере,  ребенок затрудняется выполнить самостоятельно, требуется показ взрослого.

«0 » - Не сформирован,  ребенок затрудняется в выполнении движений самостоятельно и по показу, требуется помощь взрослого (педагог придерживает руки ребенка).

  

Список литературы

  • Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
  • Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007. – 18 с.
  • Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
  • Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. – 18 с.
  • Ивлев С. В. Занимательные задачки. – М.: Мой мир, 2008. – 256 с.
  • Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. – 96 с.
  • Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 211с.
  • Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов-на-ДонуВладис: М.: РИПОЛ классик, 2008. – 320 с.
  • Тимофеева Е. Ю. Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. – 32 с.
  • Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: «Эксмо

  • Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
  • Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  • Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  • Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  • Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
  • Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
  • Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.
  • Кольцова М.М «Развитие моторики»
  • Елена Данилова «Пальчиковые игры»
  • Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»
  • Исханова С.В. «Игротерапия в логопедии. Пальчиковые превращения
  • Феникс, 20142. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет-М,20103.
  • -Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]:
  • Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.:
  • ООО «Гном-пресс», 20004.
  • Мальцева И.В. «Пальчиковые игры: от рождения до 3 лет» - Азбука, 20095.
  • Соколова, Е. В. Тренируем пальчики. – Ярославль:
  • Академия развития, 2010.6. Ткаченко, Т. А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику. –   М.: Эксмо, 2012.
  • Чайка, Е. С. Большая книга развивающих упражнений/ Е. С. Чайка. – Минск: Харвест, 2009.
  • Интернет ресурсы

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ловкие ручки- крепкие ножки"

методическая разработка каникул летом...

Детские игры "ЛОВКИЕ РУЧКИ" (из книги Клауса Фопеля).

Вашему вниманию предлагаются разнообразные подвижные игры, специально предназначенные для тренировки рук: тихие и подвижные, развивающие воображение и формирующие конкретные навыки, требующие от детей...

"Ловкие ручки" коррекционная программа для детей 5-7 лет.

Данная программа расчитана на детей, нуждающихся в дополнительной работе по развитию мелкой моторики, осуществляется при индивидуальном подходе с учетом индивидуального маршрута развития воспитанника....

Проект "Наши ловкие ручки "

Развитие мелкой моторики рук в группе раннего возраста через дидактические игры ....

Конспект занятия по развитию мелкой моторики в подготовительной группе «Ловкие ручки».

Конспект занятия по развитию мелкой моторики в подготовительной группе «Ловкие ручки». Виды детской деятельности: игровая, изобразительная, коммуникативная, познавательно- исслед...

Дополнительная образовательная программа художественной направленности "Ловкие ручки"

Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход разви...