Этические беседы с детьми дошкольного возраста.
методическая разработка по развитию речи (средняя, старшая группа)

Жук Елена Геннадьевна

Беседы о вежливых словах,о доброте и жадности, о бережном отношении к природе, что значит быть добрым и заботливым и т.д. Все беседы сопровождаются чтением художественной литературы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eticheskie_besedy_1.docx42.01 КБ

Предварительный просмотр:

Этические беседы  с детьми  дошкольного возраста

Беседа о вежливых словах

Самые  слова

- Где твоё здравствуй ?

- Взял петух горластый.

- Где твоё спасибо ?

- Проглотила рыба.

- А, скажи, пожалуйста,

Где твоё пожалуйста?

- Пробежал сердитый пёс

И пожалуйста унёс.

- Ну. Тогда прощай!

- Куда ты?

Отвернулись все ребята,

Не хотят со мной дружить.

Что мне делать? Как мне жить?

Рыбу, петуха и пса

Громко звать я принялся:

- Скорее! Верните слова мои!

Слова мои

Нужные самые!

Пришёл петух горластый

Отдал моё здравствуй.

Приплыла рыба.

Принесла моё спасибо.

И пёс ворчит: - Не жалуйся,

Возьми своё пожалуйста.

И теперь со мною снова

Вся моя компания.

Пожалуйста,

Спасибо,

Здравствуй,

До свидания.

Г. Сапгир

 

  • Кто взял у мальчика слово «здравствуй»? ( Унёс петух слово «здравствуй», и мальчик перестал со всеми здороваться.)
  • Кто проглотил слово  «спасибо»? ( Проглотила рыба, и мальчик перестал всех благодарить.)
  • Кто унёс слово «пожалуйста»? (Пёс унёс слово «пожалуйста», и мальчик не говорил его, когда что-то просил у товарищей.)
  • Послушайте, как грустно говорит мальчик:                               Отвернулись все ребята,

Не хотят со мной дружить.

Что мне делать? Как мне жить?

  • Почему с мальчиком не стали дружить ребята?
  • Почему плохо быть невежливым? (Плохо быть невежливым, потому что с такими не дружат ребята.)
  • О чём попросил мальчик петуха, рыбу и пса?
  • Почему с мальчиком снова стали дружить дети?
  • Почему он вежливые слова назвал самыми нужными?
  • Послушайте, как весело говорит мальчик:                              

И теперь со мною снова

Вся моя компания.

  • Почему он снова стал весёлым? (Он повеселел потому, что снова стал вежливым, и с ним дружат все ребята.)
  • О каких вежливых словах мы прочитали?

После обсуждения можно разыграть с детьми ситуацию с использованием вежливых слов, например, такую.

Воспитатель. Давайте посмотрим, можем ли мы быть тоже вежливыми.

Воспитатель подзывает Сашу (имена даются для удобства изложения) и даёт ему мяч. Вызывает Мишу. Предлагает мальчикам вежливо поздороваться.

Саша. Здравствуй, Миша.

Миша. Здравствуй Саша.

Если ребёнок не назвал имени, то воспитатель говорит, что вежливые люди, когда здороваются, называют имена и слегка наклоняют голову – делают поклон.

Воспитатель. Миша попроси у Саши мяч.

Миша. Саша, дай, пожалуйста, мне мяч.

Саша. Миша, возьми, пожалуйста, мяч.

Миша. Спасибо.

Саша. Пожалуйста.

Воспитатель. Мальчики, попрощайтесь.

Саша. До свидания, Миша.

Миша. До свидания Саша.

Воспитателю следует обратить внимание на то, чтобы дети обращались друг к другу вежливо и обязательно использовали слова «спасибо» и «пожалуйста». Можно попросить остальных детей повторить те вежливые слова, которые говорили друг другу мальчики.

Нужно стараться, чтобы в этой коммуникативной ситуации соблюдались ритуалы общения: дети, разговаривая, должны смотреть друг на друга, стоять спокойно, не кричать, не говорить достаточно громко.

Если дети захотят, то инсценировку можно повторить с другими ребятами.

Беседа о доброте и жадности

Хитрое   яблоко.

 Петя нарисовал яблоко. Оно получилось такое красивое, что не выдержало и выкатилось из альбома, как настоящее! Петя взял яблоко и отнёс его маме.     На следующий день он опять нарисовал красивое яблоко. И опять оно выкатилось из альбома. Он взял и подарил папе.

   На третий день Петя нарисовал большое – пребольшое  яблоко: один бок у него был ярко – красный, другой ярко – жёлтый, а на маленьком череночке – зелёный листок. Яблоко скатилось со странички и упало Пете на коленки. Петя откусил яблоко: оно оказалось таким вкусным, что он тут же пожалел:

- Зря я отдал два яблока папе и маме. Лучше бы сам съел их. Теперь только для себя рисовать буду.

- Только он это сказал, как яблоко тут же выпало из рук и вкатилось обратно в альбом. Теперь оно стало нарисованным, только один бок у него был надкусан.

 Т. Понамарёва.

  • Что произошло с яблоком, которое Петя нарисовал первым?
  • Кому он отдал это яблоко?
  •  Что произошло с яблоком, которое Петя нарисовал вторым? Кому он отдал это яблоко?
  • Для кого Петя нарисовал третье яблоко?
  • Что сказал Петя, когда откусил от яблока?
  •  Что произошло с этим яблоком?
  • Почему яблоко вкатилось обратно в альбом?
  •  Какие хорошие поступки совершил мальчик?
  • Какой его поступок можно назвать плохим?
  • За что был наказан мальчик?
  •  Можно ли мальчика назвать жадным?
  •  С каким зверем сравнивают жадных людей? Говорят, что он жадный как … (волк).
  •  Какие сказки или рассказы вы знаете, в которых наказана жадность?

 - А теперь послушайте стихотворение про девочку, которая не пожалела для подруги свою любимую игрушку.

 

Подарок

Пришла ко мне подружка,

И мы играли с ней.

И вот одна игрушка

Вдруг приглянулась ей:

Лягушка заводная,

Весёлая, смешная.

Мне скучно без игрушки –

Любимая была.

И всё – таки подружке

Игрушку отдала.

Е. Благинина

 

  • Что можно сказать про девочку, какая она?
  • Назовите добрых людей и расскажите, почему вы их считаете добрыми.

Беседа о бережном отношении к природе

Почему плачет синичка?

В доме на краю села жили мужик и жена. Было у них двое детей – мальчик Миша и девочка Оля. Мише десять лет, а Оле – девять.    Около дома рос высокий ветвистый тополь. - Сделаем на тополе качели, - сказал Миша. - Ой, как будет хорошо качаться! – обрадовалась Оля. Полез Миша на тополь, привязал к веткам верёвку. Встали на качели Миша и Оля и давай качаться.   Качаются дети, а около них синичка летает и поёт, поёт. Миша говорит: - Синичке тоже весело от того, что мы качаемся. Глянула Оля на ствол тополя и увидела дупло, а в дупле гнёздышко, а гнёздышке птенчики маленькие. - Синичка не радуется , а плачет, - сказала Оля. - А почему же она плачет? – удивился Миша. - Подумай, почему, - ответила Оля. Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнёздышко и думает: «Почему же она плачет?» В.Сухомлинский.

  

  • Помогите Мише понять, почему же плакала синичка.

 Обобщая ответы детей, воспитатель говорит: - Миша и Оля поступили неправильно, когда сделали на тополе качели. Ведь гнёздышко могло упасть, и тогда бы погибли птенчики. К дереву нельзя привязывать качели, потому что можно его сломать. А дерево очень долго растёт.

 

Ёлкино  платье

Продираешься через ельник, а молодые ёлочки колются. - Не трогай нас! - Подумаешь тихонько задел. - И тихонько не задевай. Мы свою одежду бережём. - Да что за одежда у вас особенная? - Иголки наши зелёные – не листья. Не меняются каждое лето. - Так что?

- Вот выросла свежая еловая лапа, а иголки на ней сменяются только через семь лет. - Да, это не скоро. - Вот и приходится иголки беречь!                                                                        Э. Шим.

 

  • Как вы думаете, будет ли мальчик ещё ломать еловые лапы? А вы?

Что значит быть добрым и заботливым

Ушки – неслушки

 

Пришёл папа с работы,  просит дочку:

 - Дай мне, пожалуйста тапочки, Анюта!

 - А я не слышу, - отвечает Анюта, - у меня ушки – неслушки!

 - Анюта, - зовёт на кухни мама, - отнеси, пожалуйста, хлебницу на стол, дочка!

 - А я не слышу, - отвечает Анюта, - у меня ушки – неслушки!

 - Куда это я свои очки дела? Не поищешь, Анюточка? – просит бабушка.

 - А я не слышу, - говорит  Анюта, - у меня ушки – неслушки! Отложил дедушка газету, вздохнул.

 - Ведь вот, - говорит, - досада! А я собирался спросить, что тебе на праздник подарить – большую куклу или заводную машинку? Или книжку?

 - Куклу, куклу! – обрадовалась Анюта. – И чтобы глаза закрывались! И в самом нарядном платье!

Дедушка приставил к уху ладонь. - Что? – говорит. – Не слышу… не разберу… - Я говорю ку – клу! – что было силы закричала Анюта. – И чтобы глаза … Но дедушка только руками развёл. - Не слышу, - говорит, - ничегошеньки не слышу! Уши словно ватой заложило. Должно быть, на ветру продуло. Вот ведь беда какая!   Вздохнул и стал снова газету читать.   Так и осталась Анюта к празднику без куклы. А ушки у неё теперь - послушки!                                                            Г. Браиловская

 

 

  • Как вы думаете, почему папа попросил Анюту дать ему тапочки?
  •  Почему Анюта говорила, что у неё ушки – непослушки?
  •  Почему дедушка не купил куклу внучке?
  •  Почему у Анюты стали ушки – послушки?
  •  Что можно сказать про Анюту, какая она?
  •  Как вы думаете, исправилась девочка? Как об этом сказано в рассказе?

- Послушайте стихотворение про заботливую, добрую, хорошую девочку.

Лечу куклу

В белом халате.

Я у кровати.

Мне не до сна:

Кукла больна.

Кашель у Лины.

В горлышке хрип.

Может, ангина?

Может быть, грипп?

Чаем с малиной

Куклу пою.

Вылечу Лину,

Дочку мою.

П. Образцов.

  • Как вы понимаете, что значит быть добрым и заботливым?

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа о культуре поведения

 

Пока они спорили

 Таня и Надя сидели на лавочке у ворот и по очереди качали новую куклу, которую им купила мама. Вдруг Таня выронила куклу, и кукла упала на пыльную дорогу. - Надя, подними! – приказала Таня младшей сестрёнке. - Вот ещё, - ответила Надя. –Ты уронила, ты и поднимай - Но ведь ты тоже с ней играла! - Ну и что же! И ты играла. Пока сёстры спорили, к ним подошёл старенький дедушка Егор. Опираясь на палку, он,  кряхтя, наклонился, поднял куклу, отряхнул от пыли и подал девочкам: - Не спорьте, сороки. Нате, играйте. Ох, как стыдно стало девочкам, и даже играть больше не захотелось. М.Майн.

 

  • Что можно сказать про девочек, какие они?
  •  Как вы думаете, если бы Таня вежливо попросила сестрёнку поднять куклу, а не приказала, подняла бы её Надя?
  • Как дедушка назвал девочек? (В русском народе сороками называют людей, которые ссорятся и спорят.)
  •  Придумайте новый конец рассказа, чтобы поступки девочек были правильными, вежливыми.
  •  Послушайте русскую пословицу:

 

Ссора до добра не доведёт. Как вы понимаете эту пословицу?

 - Послушайте, что однажды произошло с двумя подружками.

 

Две подружки

 Варя дала Лене поиграть в свою куклу. Когда она уходила домой, то подошла к Лене и попросила вернуть куклу: - Я иду домой, дай мне, пожалуйста, куклу. Лена ответила грубо: - На, возьми, пожалуйста, свою куклу. Варя отвернулась и грустно пошла в раздевалку. Н.Дурова.

 

  • Почему Варе стало грустно?
  •  Какую ошибку допустила Лена и как её исправить?
  •  Подходит ли Лене пословица? Те же слова, да не так молвить.

 

 

 

 

Беседа о чуткости

  - Сегодня я прочту вам стихотворение. У него нет названия (заглавия). Вы должны сами его назвать (озаглавить).

 

Папа разбил Драгоценную вазу. Бабушка с мамой Нахмурились сразу. Но папа нашёлся: Взглянул им в глаза И робко и тихо «Простите» сказал. И мама молчит, Улыбается даже: - Мы купим другую, Есть лучше в продаже… «Простите!»- Казалось бы, Что в нём такого? А вот ведь какое  Чудесное слово!

                  Н. Юсупов.

 

  • Какую вазу разбил папа? (Драгоценная – это значит красивая, дорогая.)
  •  Почему нахмурилась мама и бабушка?
  • Как вы понимаете слова «но папа нашёлся»?
  •  Что папа сказал? (Папа не просто сказал, он взглянул в глаза и робко и тихо сказал вежливые слова – очень важные слова, и их нужно уметь говорить.)
  •  Каким же оказалось слово «простите»?
  •  Как мы озаглавим это стихотворение? После того как дети придумают несколько названий, воспитатель должен сказать, что это стихотворение будет называться по – разному, так, как его придумали дети.

 

Заботливая подруга

 Лена и Катя очень дружили. Но вот Катя заболела и долго не ходила в детский сад. Лена скучала и ни с кем не хотела играть. Каждый день она спрашивала у своего воспитателя, Галины Николаевны, скоро ли

придёт Катя? Но Галина Николаевна не знала – девочка поправлялась медленно. Однажды пришла Лена в группу, подошла к Галине Николаевне и говорит: «Сегодня я попрошу маму, чтобы мы пошли к Кате». Галина Николаевна ласково посмотрела на девочку и говорит: «Очень хорошо, Леночка, что ты такая заботливая подруга, но ходить тебе к Кате пока нельзя. Лучше ты нарисуй рисунок, а я его передам Кате».                                                                      Н. Дурова

  

  • Почему Лене нельзя было пойти к Кате?
  •  Как вы можете позаботиться о заболевшем друге?

 

- Сегодня мы будем играть. Вот стол. Мальчик и девочка садятся обедать. Коля и Наташа, покажите, как вы это сделаете.

 - Коля и Наташа проигрывают эту ситуацию, затем дети оценивают их поступки, указывают на ошибки, если таковые были.  Инсценировку можно повторить с другими детьми 2-3 раза.

 

Беседа о вежливых словах.

- Послушайте отрывок из стихотворения, где рассказывается о мальчике, который не очень любил говорить вежливые слова.

 

          Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут …, а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовём.

 «Спасибо», «здравствуй», «простите»

 Произносить он не привык,  

Простого слова «извините»

Не одолел его язык…

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече «добрый день»!

Казалось бы, простое слово,

 А он стесняется, молчит,

 И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуйте» бубнит.

И даже вместо «до свиданья»

Не говорит он ничего

Или заявит на прощанье:

 - Ну, я пошёл… Пока! Всего!            

               В. Масс, М. Червинский.

 

 

  • Назовите вежливые слова, о которых говорится в стихотворении.
  •  Какие ещё вежливые слова вы знаете?
  • Почему люди говорят друг другу вежливые слова?

 

- Послушайте, что сказал об этом поэт В. Солоухин.

 

Здравствуйте

 Поклонившись, мы друг другу сказали,

 Хотя были совсем не знакомы:

 - Здравствуйте!

Что особенного тем мы  друг другу сказали?

 Просто «здравствуйте», больше ведь мы

 Ничего

Не сказали.

Отчего же на капельку счастья прибавилось

В мире? Отчего же на капельку радостней

Сделалась жизнь?                          

      В. Солоухин

- Вы видите, дети, от волшебных, вежливых слов люди становятся радостнее, счастливее.

 - Давайте поиграем и посмотрим, какие вежливые слова вы говорите. Воспитатель вызывает двоих детей и даёт им задание:

 

  • На занятии по рисованию у тебя сломался  очень нужный тебе карандаш. Как ты попросишь карандаш у товарища. Дети проигрывают сценку; вся группа оценивает их  действия. Затем воспитатель вызывает мальчика и девочку и предлагает им разыграть ещё одну сценку.

 

  • Теперь поиграем так: мальчик и девочка входят в группу. Покажите, как они это сделают, что друг другу скажут. Все дети обсуждают и оценивают их действия.

 

Добрые слова

Добрые слова не лень

Повторят мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, врачу, ткачу,

«С добрым утром» – я кричу.

«Добрый день» –

кричу я вслед всем идущим на обед.

«Добрый вечер»

– так встречаю всех домой

спешащих к чаю.

О. Дриз.

 

  • О каких добрых словах это стихотворение?
  •  Как вы думаете, какие ошибки допускала девочка, когда произносила эти слова?

 Петя ловко ловит рыбу, Может плотик смастерить,  Только «здравствуй» и «спасибо» Не умеет говорить.

                                    Г. Ладонников

 

  • Что можно сказать, какой это мальчик?
  •  Послушайте, что однажды произошло с мальчиками:

 « Поссорились Вася и Серёжа. Серёжа ударил Васю и пошёл один играть в мяч. Но одному было играть скучно и не интересно. Он посидел, посидел и…». Придумайте, что было дальше и как мальчики помирились.

  • Можно ли про мальчиков сказать словами русской пословицы: Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
  • Какие ещё пословицы о дружбе вы знаете?

 

Беседа о храбрости и трусости.

Трус

 Жили – были два друга – Рома и Митя. Рома был трусом, а Митя – мальчиком храбрым. Как-то друзья услышали крик тонущей в реке девочки. Трусливый Рома так испугался за девочку, что бросился её спасать. А храбрый Митя, который ни за себя, ни за других не боялся, пошёл домой. Возвращаясь из школы, Рома всегда пугался, что уставшей после работы маме придётся делать уборку. Поэтому он сам мыл посуду и подметал в комнате пол. А Митя, который не знал страха, никогда маме не помогал. -И что ты трусишь всегда! – возмущался Митя. –Бери с меня пример. Вот я видел сегодня, как мальчики обижали девочку, но мне ни капельки не было страшно. А вы, ребята, как думаете, кто трус, а кто храбрый? И. Бутмин.

  

  • Что можно сказать про Рому, какой он?
  •  Что можно сказать про Митю, какой он?
  •  С кем можно сравнивать трусливого человека? Как говорят о трусливых людях в русском народе?  ( Трусливый, как заяц.)

 

Не смей!

 Перед нашим домом, на куче песка, играют самые маленькие ребятишки. Ну, известно, какие у них игры: лепят куличики, строят что-то из еловых шишек. Ерунда, в общем.    Только у них карапузов тоже бывают заводилы, свои атаманы. И свои тихони безответные.    Атаманом на песчаной куче давно сделался Фёдор. Он ростом побольше. Молчаливы такой, насупленный. И всегда лохматый, будто его не стригут и не причёсывают. А может, он не позволяет себя причёсывать.     Когда Фёдор что – нибудь возводит на песчаной куче, то лучше к нему не приближаться.    А самая безответная, самая тихонькая девочка, конечно же, соседская Татьяна. Среди ребятишек она – как палец мизинчик. Меньше всех. Слабее всех.   В добавок носит Татьяна очки, а в её возрасте это совестно. Вот прилепится Татьяна где – нибудь сбоку, с краешка, старается никому не мешать. И даже если обидят, не ревёт громко, стесняется…

  Но сегодня Татьяна победила Фёдора. Строил Фёдор город на вершине кучи. Глядь – бежит по песку паучок – сенокосец. Обыкновенныйпаучишко, мелочь. Фёдор поднял ногу с чёрной пяткой и собрался этого паука прихлопнуть. - Не смей! – вдруг крикнула Татьяна. – Что он тебе сделал? - Фёдор так и замер с поднятой ногой. Уж не знаю, что его ошеломило. Но паучишку он не тронул. И Татьяну не тронул. Может, вправду задумался: что ему сделали те, которые меньше его и слабей?                                                                               Э. Шим

 

  • Как можно сказать про девочку Таню, какая она? (добрая, смелая, терпеливая…). Про такую, как Таня в русском народе говорят:

 

Мал золотник, да дорог.               Мал, да удал.

 

- Была ранняя весна. Вышла Лена гулять с мамой в сквер. Мама села на скамейку, а Лена играла в мяч. Она бросила мяч вверх, но не поймала его. Он ударился о землю и покатился на дорогу, где ехали машины. Как Лена должна поступить? Помогите ей принять правильное решение.

 

Беседа о заботливости.

Не только взрослые заботятся о детях, но и дети должны заботиться о взрослых, особенно о старых людях.

 

Моя  бабушка

 Стала бабушка Старой, хворою. От ходьбы она устаёт. Храбрым лётчиком  Стану скоро я, Посажу её в самолёт. Не тряхну её. Не качну её. Отдохнёт она Наконец. Скажет  бабушка: «Ай да внучек мой, Ай да лётчик мой, Молодец!»

                С. Капутикян.

  

  • Что можно сказать про мальчика, какой он?
  •  Как по- другому можно заботиться о бабушке?
  •  Бабушка похвалила внука и сказала: «Молодец». Как  ещё можно хвалить людей?
  •  Вошли в группу пожилая и молодая женщины: кому первой вы подадите стул?
  •  В группу вошли мужчина и женщина. Как вы им предложите сесть?
  •  Перед дверью в детский сад встретились мальчики из младшей  и подготовительной групп. Покажите как они войдут в помещение.
  •  Перед дверью в детский сад встретились две девочки – большая и маленькая. Покажите, как они войдут в помещение.

 Беседа о помощи взрослым.

Так или не так?

 Оля и Люда гуляли во дворе. Увидела Оля, как Петрик помогает своей маме развешивать бельё на верёвке, и говорит подруге: - И я сегодня маме помогала. - И я тоже, - ответила Люда. – А что ты делала? - Тарелки вытирала, и ложки, и вилки. - А я ботинки чистила. - Мамины? – спросила Оля. - Нет, свои. - Разве это помощь маме? – засмеялась Оля. – Ты же их себе чистила! - Ну и что же? Зато у мамы будет меньше работы,  сказала Люда. Так или не так?

 

  • Кто же из детей помогал маме?
  •  Можно ли Люде сказать такую пословицу? Судят не по словам, а по делам.

 

Внучка  старой  вишни

 В саду растёт вишня. Олесь увидел недалеко от неё маленькую тоненькую вишенку и спросил дедушку: - Откуда появилось деревце? - Выросло из косточки. - Так это дочка старой вишни будет? - Будет, Олесик, - ответил дедушка – если ты выходишь маленькую вишенку, дождёшься плодов, посадишь косточку – из неё вырастет внучка старой вишни. Олесь задумался. В его глазах дедушка увидел нежность и тревогу. - Я выращу внучку старой вишни, - сказал мальчик.                                                                      

  В. Сухомлинский.

 

  • Почему в глазах мальчика была нежность и тревога?
  •  Какое обещание дал Олесик дедушке?
  •  Тем, кто дал обещание, можно сказать:

 Сказал, как узлом завязал.            Взявшись за гуж, не говори, что не дюж.

 

  • Как вы понимаете эти поговорки? (Обязательно нужно выполнить обещание: трудно, но нужно выполнить обещание.)

 

Пришла в группу новая девочка. Села на стул и сидит. Что же нужно сделать? Послушайте стихотворение поэта Н. Найдёновой об этом.  

 

Девочка новая в детском саду.

К девочке новой сейчас подойду.

 - Зачем ты в сторонке? Ведь скучно одной.

- Вот наши игрушки, вот слон заводной.

 

  • Тебе хочется построить большой красивый замок. Как ты предложишь товарищам строить вместе с тобой?
  •  Ты принёс в группу машинку. Показал Саше и Серёже. Им тоже захотелось поиграть в неё. Как ты поступишь?

Беседа о хороших поступках.

Где лежало «Спасибо»?

 За ночь выросли сугробы В парке, во дворе, в саду, Пробираясь еле – еле, Я по улице иду. И на лево погляжу я, И на право погляжу: - Это кто ж там снег сгребает?- Самого себя спрошу.  Это бабушка – соседка. Надо бабушке помочь! У неё беру лопату, я помочь всегда не прочь! Всё очистил? От работы У меня лицо горит. Улыбнулась мне старушка И «спасибо»! говорит. Мне приятно слышать это, Ведь порядком я устал… Вот и вышло, что «спасибо» Я под снегом отыскал.                                   Р. Тимиршин.

 

  

  • Почему мальчик сказал, что он «спасибо» под снегом отыскал?
  • Какую пословицу можно сказать такому мальчику?
  •  Как вы думаете, трудно ли заслужить от взрослых слово «спасибо»?
  •  За что вам взрослые могут сказать «спасибо»?
  • Ты поел. Что ты сделаешь? Что ты должен сказать?
  • У тебя  развязалась лента. Алёна подошла к тебе и завязала её. Что ты должна сказать?
  •  Мальчики, вы сидите за столом и кушаете. Вдруг у Маши упала на пол ложка. Как вы поступите? Что вы ей скажите? Что скажет вам Маша?
  • Четыре мальчика сидят за столом Они обедают. Коля просит у Кости дать ему кусок хлеба. Как они будут поступать? Что друг другу скажут?
  •  Два мальчика. Они играют. Один нечаянно толкнул своего товарища. Как они должны поступать?
  •  Воспитатель попросил тебя отнести книгу в другую группу Анне Ивановне. Как ты это сделаешь? Что скажет воспитатель?

 

Беседа о чуткости и равнодушии.

Плохо

 Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрыл рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам: - Как вам не стыдно! - А что – стыдно? Мы ничего не делали? – удивились мальчики. - Вот и плохо, - гневно ответила женщина.                                                                  

     В. Осеева

 

 

  • Какими словами можно заменить слово «яростно»? (Громко, сердито, страшно…)
  •  Почему котёнок был взъерошенным?
  •  Что делали мальчики?
  •  Почему женщина выбежала, а не вышла из дома?
  •  Какими словами можно заменить слово «поспешно»? (Быстро, торопливо, стремглав…)
  •  Что сделала женщина?
  •  Что она крикнула мальчикам?
  •  Какую оценку их поступку дала женщина? Какими словами можно заменить слова «гневно»? (сердито, грубо…)
  •  Как вы оцениваете поступок мальчиков?
  •  Как должны были поступить мальчики? Подумайте, ведь злая собака могла бы их укусить…

 

Лекарство

 -Захворала мама Тани, и доктор прописал больной горькое лекарство. Видит девочка, что мать пьёт с трудом, и говорит: - Милая мама! Давай я выпью лекарство за тебя.                                                                          К. Ушинский

 

  • Что можно сказать, какая Таня?
  •  Можно ли её поступок назвать правильным?
  • Шли двое прохожих: пожилой человек и мальчик. У первого был портфель и большой свёрток. Вдруг из свёртка выпала книга «У вас упала книга», - закричал мальчик. «Разве?» – удивился прохожий. «Конечно, вот она». Пожилой с трудом наклонился и поднял книгу. Но спасибо мальчику не сказал. Какие ошибки допустил мальчик? Почему пожилой прохожий не поблагодарил мальчика?
  • Саша и Оля играли в мяч. Вдруг мяч покатился под горку. Мальчик бросился за ним и сшиб девочку. Оля упала и заплакала. Когда Саша вернулся, он стал дразнить Олю ревушкой и не стал с ней играть. Правильно ли поступил Саша? Какие ошибки он допустил?
  • У твоего товарища день рождения. Что ты ему пожелаешь? Что ответит тебе товарищ?
  • У одного мальчика машинка, у другого – книжка. Тот, у кого книжка, захотел поиграть с машинкой. Как поступят дети?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по познавательному развитию "Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста"

Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание....

МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МДОУ «Детский сад комбинированного  вида №103»Заводского района г.Саратова            МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕ...

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста " Рисование штампами детьми дошкольного возраста"

Развивать изобразительные способности детей нужно с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением, и если их не развивать, то интерес к художественной...

Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...