Мастер класс на тему "Роль сказки в развитие речи детей младшего дошкольного возраста"
материал по развитию речи

Дмитрина Ирина Юрьевна

Поделиться с коллегами опытом работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_2_semitsvetik_razvitie_rechi.docx37.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10» комбинированного вида г. Карабаша

МАСТЕР-КЛАСС

ТЕМА: «Роль сказки в развитие речи детей

 младшего дошкольного возраста в ДОУ»

                                                                Подготовила:

Воспитатель

I квалифицированной категории

И. Ю.  Дмитрина.

2018г.

Форма проведения. 

Мастер-класс проводится в форме круглого стола с использованием презентации. Коллеги активизируются вопросами, привлечением к выполнению практических заданий, обобщениям и выводам.

Ход Мастер – класса.

1.Вступительное слово.

Добрый день Уважаемые коллеги!  Я рада встрече с вами.

Скажите, вы любите сказки? Постарайтесь припомнить. Какие сказки вам нравилось слушать и читать в детстве? На кого из героев хотели быть похожими? В русских народных сказках есть много положительных персонажей, которые противостоят силам зла. Предлагаю вашему вниманию  два сказочных персонажа, которые часто встречаются на страницах произведений не только русского народного творчества, но и в произведениях  других авторов.

Иван царевич    и   Иван  крестьянский сын.

- Пожалуйста, назовите, чем эти персонажи отличаются друг от друга.

Ответы коллег.

-Я с вами согласна, эти персонажи отличаются друг от друга: внешним видом, одеждой, речью, воспитанием.                                                                                  Иван царевич выполняет подвиги для себя, чтобы жениться на Василисе, царевне.    Иван крестьянский сын идёт на подвиги в основном  за безопасность всей Земли, мирных людей.

-Теперь уважаемые коллеги, скажите, чем они похожи, с точки зрения литературы.

Ответы коллег.

-Я с вами согласна. Эти два персонажа – сказочные герои, одинаково положительные,  любимые народом, помогают слабым. В конце сказки Иван крестьянский сын обычно  жениться на царевне.

Вывод. 

Благодаря рассматриванию сказочных  персонажей, мы с вами совершенствуем память, развиваем творческие, познавательные и коммуникативные способности, расширяем словарный запас слов.

2.Теоритическая часть.

1 слайд.

- И вашему вниманию предоставляю вам  Мастер-класс   на эту тему.

Сказка входит в жизнь с самого раннего возраста, сопровождает ребёнка на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается  знакомство с миром художественной литературы. Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить их сравнивать картинки, развивать наблюдательность, умение обобщать.

2 слайд.

Цель и задачи моего Мастер – класса вы видите на экране.

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказка для ребёнка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребёнка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи и защите.

3слайд.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры речевого развития детей младшего возраста следующие:
—  понимать речь взрослого;
—  активно подражать ему в движениях и действиях;
—  может обращаться с вопросами и просьбами;
—  знать названия окружающих предметов и игрушек;
—  включаться в общение;
—  проявлять  интерес к сказкам, рассматриванию картинки.

4слайд.
Сказочные герои сопровождают малыша чуть ли не с самого рождения. И это, несомненно, положительное влияние.

  • Ведь никто лучше Колобка не объяснит ребенку младшего возраста, почему так важно слушать родителей и не уходить далеко от мамы или папы.
  • Смысловое значение сказки Репка поможет малышу 2-3 лет в понимании важности коллективной работы. К тому же эту историю можно также использовать как методику развития памяти и внимания.
  • На примере Теремка  создается модель коллектива, в который входят разные субъекты, и все они могут ужиться вместе, если уважают друг друга.

       3.Практическая часть.

5слайд.

Сказки бывают: народные в основном в прозе; авторские в стихах и прозе. Различают три вида сказок: волшебные, бытовые и сказки о животных, а также бывают сказки, вылепленные из пластилина. Но сегодня я вам хочу рассказать  сказку – шумелку «Пых». Для этого мне нужны помощники– 6 человек.

- Сказка  «Пых» и все необходимые предметы на столе.

- Коллеги, обратите внимание на экран.

Алгоритм озвучивания сказки.

  • Необходимо внимательно прочитать сказку.
  • Распределить музыкальные инструменты  и предметы для озвучивания действий персонажей в сказке.
  • Звуки «Ж»  «З»  проговаривать всем коллегам.
  • Озвучивание ёжика «ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ»

Пока коллеги готовятся, мы с вами займёмся мозговым штурмом.

Вашему вниманию предлагаю  Викторину « Кто дал полезный совет?»

  1. Не открывай двери незнакомым людям.  (Семеро козлят)
  2. Чисти зубы, мой руки, принимай регулярно душ.  (Мой Додыр)
  3. Покушал, вымой за собой посуду. (Федора)
  4. Не  ходи по лесу один.  (Красная шапочка)
  5. Помогай друзьям в трудных ситуациях.  (Репка.  Гуси – лебеди.)
  6. Тщательно  пережёвывай пищу и не разговаривай во время еды. (Бобовое зёрнышко)
  7. Не  выполняй просьбы мало знакомых людей. (Колобок)
  8. Попав в трудную ситуацию, не паникуй, а постарайся найти выход. (Маша и медведь)
  9. Хорошо  учись. (Приключение Буратино)
  10. Читай  художественную литературу  и научные книги. ( Приключение Незнайки и его друзей - Знайка)
  11. Пей только  чистую воду. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
  12. Не  ешь много сладкого. (Винни – пух)

- Все молодцы, хорошо  поработали.

6 слайд.

-Теперь приступаем к рассказыванию сказки. Я начну, а вы мне будете помогать. Сказка – шумелка «ПЫХ»

Жили – были дед да  баба и была у них внучка – Машенька. Дед мастерил: молотком стучал  (деревянные ложки) и пилой пилил  (пластмассовый  стакан и деревянный гребешок). Бабка пол подметала (щётка и барабан) пыль вытирала (гладить тряпкой барабан). А Машенька ничего не делала, только бегала  и прыгала  (металлофон).

 Вот как то Машенька и говорит: «Дедушка, принеси мне ягод, пожалуйста!» Дедушка и пошёл в огород: сначала по полу  (барабан), потом по камущкам (металлофон), а потом по травке (целлофан). Подошёл к грядке, вокруг тихо, только пчёлки  жужжат  (ж-ж-ж-ж-ж) и комарики пищат (з-з-з-з-з). И только хотел дед ягодку  сорвать, как кто-то на него как запыхтит: «ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ!» Дед испугался и домой побежал (целлофан, металлофон, барабан). Прибежал, отдышаться не может и говорит: «Я ягод не принёс. Там, в огороде, какой то страшный ПЫХ сидит». Вздохнул дед и принялся опять мастерить: доски  пилить (пластмассовый стакан и деревянный гребешок), молотком стучать (деревянные ложки). А бабка пол подметала (щётка и барабан).

Тогда Машенька бабушке и говорит: « Бабушка! Принеси мне ягод, пожалуйста!». Бабушка и пошла в огород: Сначала по полу (барабан), потом по камушкам (металлофон), а потом по травке (целлофан). Остановилась бабушка у грядки. Вокруг тихо, только пчёлки жужжат (ж-ж-ж-ж-ж) и комарики (з-з-з-з-з).  И только хотела бабка ягодку сорвать, вдруг кто – то на неё как запыхтит: (ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ!) Бабка испугалась и домой побежала (целлофан, металлофон, барабан). Прибежала, еле – еле отдышалась и говорит: «Я ягод не принесла. Там, в огороде, какой то страшный  ПЫХ сидит». Отдышалась бабка и принялась опять пол подметать (щётка и барабан), а дед всё мастерил: доски пилил (пластмассовый стакан и деревянный гребешок), молотком стучал (деревянные ложки).

Тогда Машенька говорит: «Раз вы всего боитесь, тогда я сама пойду!». Пошла Машенька в огород: сначала по полу (барабан), потом по камушкам (металлофон), а потом по травке (целлофан). Остановилась Маша у грядки, и только хотела ягодку сорвать, как кто – то на неё как запыхтит (ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ). А Маша и не испугалась. Смотрит, а в траве на грядке ёжик маленький сидит.

Позвала Маша дедку  и бабку, чтобы показать им  «Страшного ПЫХА».  Бабка с  дедкой бежали сначала по полу (барабан), потом по камушкам (металлофон), а потом по травке (целлофан). Прибежали они в огород, посмотрели на ёжика и улыбнулись (все улыбаются). Все вместе ягод набрали. Даже ёжика ягодами угостили. Ёжик поел ягодок и в лес убежал (барабан).

Вот и сказочке конец!

-Вот какая сказка у нас получилась. С помощью звуков мы сделали сказку интересней! Уважаемые коллеги спасибо за сотрудничество. Присаживайтесь на свои места.

4. Итог.

6 слайд.

 Таким образом, сказки любого вида обеспечивают разностороннее развитие детей, расширяют словарь, развиваются коммуникативные способности.  Дети реализуют свои представления  в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями. Развивается слуховая память, учатся внимательно слушать и реагировать на отдельные слова сказок. Формируются навыки сотрудничества. Сказка – мудрый учитель и воспитатель, она и научит и подскажет.

7 слайд.

Уважаемые коллеги  благодарю всех  за внимание и  участие в работе, и, надеюсь, что сегодня вы, взяли для себя много интересного от проведённого  Мастер класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме «Роль сказки в развитии речи ребенка» (младший дошкольный возраст)

Консультация для родителей по теме «Роль сказки в развитии речи ребенка» (младший дошкольный возраст)Мир детей не похож на мир взрослых. В нём тесно переплелись фантазия и реальность. Многие проблемы ...

Краснова Ирина Викторовна - Мастер - класс «Использование активных методов обучения для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Краснова Ирина Викторовна - Мастер - класс «Использование активных методов обучения для развития речи детей младшего дошкольного возраста» ...

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Цели:1.Повысить педагогическую  грамотность родителей о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.2.Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, вовлечь родителей к сотрудничеству...

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Актуализировать знания  родителей (законных представителей) о значении различных видов деятельности в развитии мелкой моторики рук и речевого развития  воспитанников....

3. Проект "Волшебница сказка" ("Роль сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста")

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18795319","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18795333","...

План по самообразованию на тему: "Роль сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

В данном материале представлено планирование педагогической деятельности по теме :" Роль сказки в развитии речи младшего дошкольного возраста"...

Презентация на тему: " Роль сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

В данном материале представлена презентация  на тему: " Роль сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"...