"Заучивание наизусть стихотворения Афанасия Фета "Мама! Глянь-ка из окошка...".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Чухлебова Тамара Ивановна

Цель: Создать условия для заучивания детьми стихотворения Афанасия Фета "Мама! Глянь-ка из окошка..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glyan-ka_mama.docx34.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Карачаевского городского округа «Детский сад №6 «Ромашка»

Конспект непосредственной образовательной деятельности  («Коммуникация») на тему:

«Заучивание наизусть стихотворения Афанасия Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…».

для детей подготовительной группы


                         

Воспитатель: Чухлебова Т.И.

Теберда, 2019г.

Конспект   НОД «Коммуникация» Тема: Заучивание наизусть стихотворения Афанасия Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…».

 Интегрирация образовательных областей – «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Музыка». «Региональный компонент»

Цель : Создать условия для заучивания детьми стихотворения Афанасия Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…».

Задачи:

Обучающие: Продолжать совершенствовать художественно – речевые  навыки детей при чтении стихотворения;

Помогать детям, осваивать выразительные средства языка;

Уточнять высказывания детей, учить высказывать предположения и делать простейшие выводы;

Формировать познавательные действия;

Совершенствовать навыки запоминания.

Работа над словарем: тороватый, иней, салазки,

Развивающие: Развивать память , творческую активность; развитие сильного направленного выдоха, артистизм, коммуникабельность.

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

Развивать наблюдательность, способность замечать интересные моменты в окружающем мире.

Развивать способность детей воспринимать поэтическую речь.

Воспитательные: Воспитывать любовь к матери, любовь к природе

Воспитывать умение слушать поэтическое произведение

Формировать умения быть доброжелательным и корректным собеседником.

Предварительная работа:

 (Беседы с детьми, наблюдение, чтение художественной литературы,  и т.д.)

Форма работы с детьми –. Просмотр презентации,  беседа, дидактическая игра, чтение стихотворения под  музыку, фронтальная, групповая, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей

Методы и приёмы: Игровой, наглядный, , вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы, загадка, словарная работа или активизация словаря; индивидуальная работа; дифференцированный подход,

Материалы и оборудование: магнитная доска, магниты, проектор,  бумажный шарик, иллюстрации зимней природы, портрет  А. Фета, аудиозапись стихотворения,

снежинки, снежки, силуэт горы, ватные диски, двухсторонний скотч, яблоки, шар, мнемотаблица

I. Вводная часть - 3 минуты.
а) приветствие, психологический настрой,  загадка

II. Основная часть - 25 минут.
а)дыхательное упражнение «Ветер».

б) просмотр видеоклипа «Мама! Глянь – ка из окошка»;
в) вопросы по содержанию; словарная работа
г)
 Этап осуществления самостоятельной работы детей.  Работа по мнемотаблице., заучивание стих. Афанасия Фета, Д/игры «Я начну, а ты продолжи» ,«Кто читает?» т.д.

 3. Итог НОД (рефлексивный этап)   - 2 минуты.
а) обобщение воспитателя;
б) анализ НОД (о том какие знания показали дети).

Ход НОД

1.Начало НОД

1.Приветствие

В группу входит воспитатель, в руках корзинка и шарик

-Ау, ребята, вы где? Кажется, я совсем заблудилась. И за кулисами никого нет.. Как здесь красиво! Ой, ребята! Здравствуйте, ребята..А это какой город? (ответ детей), а садик как называется? (ответ детей), а группа какая ? А как она называется «Антошка». (ответ детей) Антошка?! Ну наконец то я вас нашла. Спасибо, что вы мне помогли. Давайте знакомиться. меня зовут Тамара Ивановна, я воспитатель из Теберды. Я  привезла вам хорошее настроение и этот волшебный шарик. Становитесь в круг, передавайте друг другу шарик и пожелайте  друг другу доброго утра.

- ( Дети передают шарик по кругу и желают друг другу доброго утра, называя по имени) 

2.Психологический настрой

 - Ребята, отгадайте загадку:

Загадка 

 Слово это тёплое сердце согревает,
И без слова этого жизни не бывает.
Утром, днём и вечером я твержу упрямо 
Это слово вечное, ласковое — какое ?…
(мама)
 . 

Правильно ребята ,закройте глазки  и представьте свою маму. А теперь ласково произнесите слово « МАМА» Почувствовали, что стало теплее? Это потому,  что мама всегда дарит нам свою теплоту, любовь. заботу.  Но не только мама должна о вас заботиться, вам, дети тоже нужно помогать своим мамам. Вы согласны?(Ответ детей) Посмотрите, какая замечательная у меня корзина. В неё мы будем собирать добрые дела, которые вы выполняете дома.

3.Игра "Корзинка добрых дел"

Корзину дети передают по кругу, ребёнок, у которого в руках корзина, называет свои добрые дела: мою посуду, поливаю цветы, подметаю пол, вытираю  и т. д. Вот какая тяжелая корзина стала. Вы на себя столько дел взяли, а маме стало легче. Эта корзина нам еще пригодится, спрячу ее за кулисы. Воспитатель ставит корзинку за кулисы и берет снежинку. Ребята, смотрите какую я красивую снежинку нашла..Снежинка неспроста лежала, кто – то нам знак подал. Когда снежинка появляется, какое время года приближается (Ответ детей)  

2.Основная часть НОД

1. Беседа о зиме.

Правильно, ребята, зима.   Ведь, осень уже заканчивается, осталось 2денечка осенних, а после выходных наступает календарная зима и первый зимний месяц, какой? (Декабрь).  Вы рады приходу зимы? Чем вам нравится зима? (Ответы детей) Кому в руки снежок попадёт, тот и ответ даёт! А что плохого в зиме? (ответ детей),  Воспитатель поочередно показывает белый и черный домик. Да, в каждом явлении есть что-то плохое и хорошее. Ребята, а в вашем городе уже был снег? А вы помните свои впечатления, когда выпал первый снег? Расскажите о них. (Рассказ детей).

- А вы знаете, ребята, я недавно услышала очень хорошее стихотворение о первом снеге и решила вас с ним познакомить. Написал его, русский писатель Афанасий Фет. Фамилия у этого поэта длинная или короткая? Фет. Короткая , состоит из одного слога. И начинается со звука «Ф». Имя тоже редкое Афанасий.  А стихотворение называется   «Мама! Глянь – ка из окошка». В этом стихотворении вам встречаются непонятные слова, давайте я вас с  ними познакомлю . Слово тороватый. Что обозначает это слово? (Ответ детей) Я тоже не знала, потом открыла словарь и узнала, что тороватый – это устаревшее слово, означает щедрый, не жадный. А что такое иней? (Ответ детей). В морозные зимние ночи, когда температура воздуха падает, капельки воды, испаряющиеся с поверхности почвы, травы и деревьев, превращаются в крохотные кристаллики льда, и землю окутывает серебристо-сверкающее покрывало, которое ложится и на кустарники, и на ветви деревьев, и на электропровода». А что такое салазки?(Ответ детей)  Салазки –санки.

2.Простотр видеоклипа «Мама! Глянь – ка из окошка».

Беседа по стихотворению.

Вам понравилось стихотворение? Кому понравилось, хлопните в ладоши.

Это стихотворение было написано очень давно, более 130 лет назад, изменилась одежда, устарели слова., но остались чувства.

Вы также радуетесь первому снегу, как и дети, жившие 100 лет назад.

- Назовите автора (Афанасий Фет)

-  Скажите, пожалуйста, как называлось стихотворение? Мама – глянь ка из окошка?

С кем разговаривает мальчик? (с мамой)

- Что видит мальчик за окном? (Ответ) Первый снег.

Каким стал двор? («Грязи нет, весь двор одело
Посветлело, побелело»)

А был ли мороз?( Видно, был мороз)

Что делала кошка? (умывала нос)

 Ребята, а причем здесь кошка?  (Ответ детей) Существует примета: если кошка моет нос, быть гостям

- Как вы думаете, почему снег может быть гостем? Да ведь он исчезает, когда припечет солнце, как и гости уходят домой.

Какой был мороз? (не колючий , светло –синий)

Что было развешено по ветвям и кустам? (иней)

Какое у мальчика настроение ? (Ответ детей)

Когда я слушаю это стихотворение, мне хорошо представляется деревенская избушка, в которой происходит этот разговор. В этом стихотворении замечательный поэт Афанасий Фет запечатлел зимнее утро.  Мальчик с большой радостью смотрит в окно и весело рассказывает маме о том, что видит там, за окном. Грязи нет, весь двор одело, посветлело , побелело. Мальчик очень хочет гулять, но знает, что сначала нужно спросить маму.

 - Хотелось бы вам выучить это стихотворение? Как вы думаете, а для чего нужно учить стихотворения? Дети отвечают на вопросы Стихотворения нужно учить для того, чтобы была хорошая память; чтобы рассказать родителям.. Сегодня мы выучим два четверостишья.

Но сначала давайте отдохнем. Поиграем в игру «Ветер и снежинки».

3.Физкультминутка  «Ветер и снежинки». 

- Ребята, что такое ветер? (ответ детей -это движение воздуха). Бывает очень сильный ветер, его называют  буря. Хотите услышать звуки бури? Приложите снежинку к губам, постукивайте пальчиками по снежинки произнесите звук «у». Побежали друг за другом ,ветер все сильнее, сильнее. Стоп побежали в другую сторону.  Ветер немного стих   (дети остановились) и снежинки тихо упали на землю

 Положите снежинку на ладошку и подуйте .Молодцы!

4.Работа по мнемодорожке  Заучивание стих. Афанасия Фета

. Я вам составила мнемодоржку, Что – такое мнемодорожка, я вам объясню, это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно. Я зашифровала слова в рисунках. Я зашифровала , а вы расшифруйте. (дети называют нарисованные слова)

Мама! глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.

Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять.

Общее чтение стихотворения вместе с детьми

(Слушание чтения по мнедорожке 2 детей)

Ребята,  а давайте покажем гостям театр.  Согласны? А перед выступлением устроим репетицию.

5. Игровая ситуация «Мы артисты

а) д/игра  «Снежинка».

Нам надо научиться произносить слова  с разной интонацией, поможет нам снежинка. Скажи слово снежинка радостно, грустно, испуганно, тревожно.

Ребята, слова  «Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать! Как мы должны говорить? Весело и радостно. А слова

 «Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:

Ну, скорей гулять!» - нужно читать с просительными нотками и чуть потише. с просьбой, надеясь на положительный ответ мамы. Послушать 2-3 ребенка 

- Молодцы и с этим заданием вы справились! А теперь нам надо научиться перевоплощаться, почувствовать себя артистами.

Сейчас мы научимся рассказывать стихи руками, без помощи слов

б) пантомима

в) костюмы

В каждом театре есть костюмы. У нас они тоже есть. Вот эти шляпы цилиндры, раньше носили поэты

В них они выходили к зрителям

Теперь у нас все готово начинаем читать стихи. Кто запомнил и хочет прочитать стихотворение нашим гостям?

( 2 выступления)

Молодцы, ребята, кто не успел рассказать гостям, расскажет своим родным

6.Экскурсия на выставку картин.

На выставке Знаете , ребята, оказывается можно рассказать о зиме , не только стихами, но и при помощи красок. Я  приглашаю вас посетить  выставку известного художника Тамбиева Бурхана. Нюрчуковича.  Вот одна из его работ ,«Зимой в Домбае». Что мы видим на картине?  (горы). Горы покрыты снегом. Снег на горах здесь лежит и зимой и летом. У гор есть вершина, склоны.  Если видишь на картине природу, как называется этот вид живописи?( пейзаж).

Тамбиев Бурхан Нюрчукович ваш земляк,  живет в Карачаевске, он  окончил Карачаево – Черкесский университет им. Умара Алиева, работал ректором в этом университете. Вам нравится картина? А есть ли  такие красивые горы в вашем городе.

Как они называются (ответ детей) А какая самая высокая гора на Кавказе и в Европе ? Эльбрус . Молодцы ребята

7.Д/игра «К вершине»

-Ребята, когда я была маленькой, я тоже любила кататься на санках с горки. А горки мы насыпали из снега. А вы знаете, ведь горку можно построить, даже из слов.
Хотите попробовать построить горку из слов?
 -  Мы будем придумывать, называть слова и строить горку. Посмотрим, насколько высокая горка у вас получится.

ЗИМА какая? Снежная, суровая, морозная, холодная, вьюжная и т.д. (Воспитатель прикрепляет диски из ваты на доску).

СНЕГ какой? Пушистый, белый, легкий, мягкий, холодный,  колючий, рассыпчатый, липкий, хрустящий, мокрый. 

Что зимой делает медведь? (спит)
Назовите, зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)
А что такое снег? (замерзшая вода)

Кто рисует зимние узоры на окне? (мороз)
.Кто в лесу петляет, путает следы? (заяц)
Назовите самый первый месяц года? (январь)
Зимняя шубка у зайца, какого цвета? (белая)

 Назовите, самый короткий зимний месяц? (февраль)
Кто знает, какой лесной житель сушит себе на зиму грибы на дереве?(белка):

Где мы с вами катаемся зимой на коньках? (на катке)
У кого вместо носа – морковка? (у снеговика)
Как называют птиц, которые остаются зимовать (зимующие)
А в какую погоду, снег хрустит под ногами? (в морозную)
Скажите, можно ли увидеть одинаковые снежинки? (нет, они все разные)
Какие вы молодцы, назвали много разных слов, высокая горка у нас получилась. Мы с вами забрались на самую вершину.

А здесь на вершине холодно.

8.Самомассаж.

Вот на улице мороз! (указательным пальцем массировать точку между бровями)
Эй, потри скорее нос, (то же у другую сторону)
Подбородок отогрей (массаж точки под нижней губой)
Улыбнулись все скорей (в другую сторону)
И у глаз потрем дружнее (круговые движения на висках)
Веселее, веселее. (в другую сторону)
Ну-ка взялись мы за уши (большие пальцы за ушами)
Ни к чему нам бить баклуши (круговые движения).
 

Покрутили, повертели  – вот и уши отогрели!
Каждый палец согреваем, (снимать кольцо с каждого пальца),
Сильно-сильно растираем

-  Молодцы, ребята!
Д/игра  «Скажи наоборот»

Теперь нам надо спускаться , называйте слова противоположные по значению. веселый – грустный, быстрый – медленный, красивый – безобразный, пустой – полный, худой – толстый, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый, твердый – мягкий, светлый – темный, длинный – короткий, высокий – низкий,

острый – тупой,горячий – холодный, больной – здоровый, широкий – узкий, глубокий – мелкий, сильный – слабый, жидкий – густой, добрый – злой, вежливый - грубый, аккуратный – неряшливый, чистый – грязный, ясный – пасмурный, хороший – плохой.

.

3. Итог НОД 

- Вот мы и в садике

- Скажите, пожалуйста, что вам понравилось на занятии больше всего?

- Расскажите, что нового вы узнали?

- Ребята, вы меня очень порадовали своей работой на занятии. Мне было очень приятно с вами работать. - Расскажите, что нового вы узнали? Ответы детей

-. А теперь станьте в круг, вот вам снежки настроения. Если вам понравилось занятие , бросьте снежок как можно выше, если нет подкиньте снежок низко.

Ра, два, три, снежок лети.

Дети вы мне очень понравились, и ваша воспитательница, Марина Евгеньевна

А я с вами прощаюсь, где моя корзина? Воспитатель приносит корзину , с яблоками. Смотрите, ребята, корзина , в которую мы складывали ваши добрые дела наполнилась яблоками. Это вам угощение от меня.

До свидания












По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение детям стихотворений из цикла «Игрушки» А. Барто. Заучивание наизусть стихотворения «Лошадка».

Цель: Воспитывать у детей умение слушать, запоминать небольшое по объему стихотворение, читать наизусть не торопясь, четко выговаривая слова и, особенно, окончания слов; учить детей отчетливо...

Конспект НОД по развитию речи. "Первый снег. Заучивание наизусть стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»

Возрастная группа детей: подготовительная к школе группаТема НОД: Первый снег. Заучивание наизусть стихотворения Афанасия Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»Цель: создать условия для з...

Первый снег. Заучивание наизусть стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»

. Первый снег. Заучивание наизусть стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» Цель. Развивать способность детей воспринимать поэтическую речь. Помочь запомнить стихотворение А. Фета «Мама! Гля...

Конспект ООД по развитию речи «Заучивание наизусть стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»

Конспект ООД по развитию речи "Заучивание наизусть стихотворения А.Фета "Мама! Глянь-ка из окошка..."...

конспект занятия по литературному чтению заучивание наизусть стихотворения Афанасия Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»

конспект занятия по литературному чтению заучивание наизусть стихотворения Афанасия Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе Первый снег. Заучивание наизусть стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»

Цель. Развивать способность детей воспринимать поэтическую речь. Помочь запомнить стихотворение А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…».Задачи:Образовательная: знакомить с разнообр...

Конспект занятия на тему: Первый снег. Заучивание наизусть стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»

Познакомить детей со стихотворениями о первом снеге.  Помочь запомнить стихотворение А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…». Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текс...