Картотека речевых игр
учебно-методическое пособие по развитию речи
Учить детей называть слова с заданным звуком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_rech._igr.docx | 320.65 КБ |
Предварительный просмотр:
«Назови слова» Цель: Учить детей называть слова с заданным звуком. Ход: Педагог предлагает детям назвать слова с заданным звуком. За правильный ответ дети получают жетоны. В конце игры определяется победитель. «Зоопарк» Цель: Продолжать знакомить детей с многообразием слов. Ход: Дети называют животных, птиц, рыб, которые живут в «Зоопарке». Воспитатель каждый раз акцентирует внимание детей на термине «слово» (Никита сказал слово «жираф»). Определяется победитель. За названные слова дети поощряются фишками. |
«Веселый язычок» Цель: Подготовить артикуляционный аппарат детей к произношению звуков. Ход: Жил на свете язычок. Был у него свой домик. Домик назывался «ротик». Домик открывался и закрывался. (Показывает) Чем закрывается домик? (зубами). Правильно! Нижние зубы – крылечко, а верхние – дверка. Давайте все вместе закроем и откроем домик Язычка. Улыбнитесь, закройте домик так, чтобы и крылечко и дверка были хорошо видны. (Дети выполняют упражнение «Улыбка»). Жил Язычок в своем домике и часто на улицу глядел. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется. (Показывает.) язычок был очень любопытный. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает, дайка и я попробую! Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Высунет и спрячет, высунет и спрячет. Давайте и мы высунем язычок все вместе и спрячем его. Сначала медленно, а потом быстрее! Совсем как у котенка получается! (Дети выполняют упражнение «Полакаем молоко»). А еще любил Язычок песни петь. Услышит, как дети кричат: «а-а-а», откроет дверку широко-широко и запоет «а-а-а». Услышит, как лошадка ржет: «и-и-и», сделает узенькую щелку в дверке и запоет: «и-и-и». Услышит, как поезд гудит: «у-у-у», кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: «у-у-у». Так у Язычка незаметно и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется. Вот такая сказка. | «Какое слово потерялось? » Цель: Развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов. Ход: Воспитатель читает стихотворение. «Гладко, плавно лился стих, Вдруг споткнулся и притих, Ждет он и вздыхает: Слова не хватает! Чтобы снова в добрый путь Стих потек, как речка, Помоги ему чуть-чуть, Подскажи словечко». Вспомните стихи и скажите, какое слово «потерялось». Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку (гладко) Спать пора! Уснул бычок, Лег в кроватку на (бочок) и т. д. По окончании воспитатель подчеркивает, что в стихах много разных слов, и все они звучат по-разному. | |
«В кругу с мячом» Цель: Развивать фонематический слух детей, умение подбирать слова схожие по звучанию. Ход: Воспитатель называет слово и бросает мяч кому-нибудь из детей. Ребенок называет слово-друга и возвращает мяч обратно. Образец: галка-палка, мышка-мишка, печка-свечка, стол-пол, Маша-растеряша. «Сердитый ворон» Цель: Продолжать учить детей определять первый звук в слове. Ход: Детям раздаются шапки-маски различных зверей. К складному домику приставляют «мостик» (доску). В этом домике живут звери: заяц, лиса, медведь, волк и др. Перейти в домик можно только по мостику, но он не простой, волшебный: уйти из домика по нему легко, а придти обратно непросто. Около мостика сидит ворон (надевает на себя шапочку-маску ворона). Каждого животного, кто приходит к мостику, он спрашивает, какой звук первый в названии этого животного. Кто правильно ответит, тот пройдет. А кто не знает ответа, того сердитый ворон не пропускает. | «Назови слова со звуком [с'] и [с].» Цель: Продолжать учить детей дифференцировать в словах звуки [с'] и [с]. Ход: Детям даются конверты с тремя картинками: в двух есть звуки [с'] и [с], а в одной нет, и две фишки-кружочка синего и зеленого цвета. Дети называют изображенный на картинке предмет и накрывают его кружочком синего, если звук [с], или зеленого, если звук [с'], цвета. «Слова – загадки» Цель: Продолжать учить детей определять протяженность слов. Ход: Воспитатель загадывает загадки. Дети отгадывают, определяют какое слово длинное или короткое. «Маятник» Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей. Ход: У некоторых часов есть маятник, и наш язык тоже захотел быть маятником. Он качается из стороны в сторону, но не дотрагивается до губ, а то часы остановятся (показ). Дети выполняют упражнение 5-6 раз; после короткого отдыха повторяют его. | |
«Заводные игрушки» Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей. Ход: (показывая картинки на фланелеграфе). Это заводные игрушки, говорящие. Они заводятся крючком так: «Гри-гри-грибок» (дети и воспитатель имитируют, что заводят игрушки ключом, дважды повторяют первый слог и все слово). «Большие и маленькие комары» Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание детей. Ход: Дети делятся на две подгруппы: одна – большие комары, другая – маленькие. В зависимости от того чья песенка (в исполнении воспитателя) слышится в слове, та подгруппа детей «летает», как комарики. | «Чижик» Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука [ч']. Ход: Группа детей – чижики. Они сидят в клетке. Кошка (один из детей) затаилась в углу. Дети: «Чижик в клетке сидел, Чижик громко в клетке пел; Чу-чу-чу, чу-чу-чу, Я на волю улечу». Появляется кошка. С криком «Мяу! » она ловит «чижиков», а те разбегаются. Ныряльщики» Цель. Учить детей делать вдох ртом, а выдох носом. Выработка дифференцированного дыхания. Подготовительная работа. Педагог подбирает картинки, на которых изображены ныряющие и прыгающие с вышки дети. Краткое описание: Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делают выдох носом. Методические указания. Каждый ребенок повторяет упражнение не больше двух-трех раз. | |
Угадай звук Цель: Развитие фонематического слуха: различение на слух и называние слов, начинающих на определенный звук. Ход игры: Воспитатель показывает игрушку, например слон и спрашивает есть ли в слове звук с. Если есть дети хлопают в ладоши. Затем просит назвать слова на этот звук. Закончи предложение Цель: Употребление сложноподчиненных предложений. Ход игры: Воспитатель начинает предложение, дети должны докончить. Например: Бабушка пошла на рынок, чтобы… .(купить продукты) Маша не пришла сегодня в садик, потому что …. (заболела) и т. д. Назови части предмета Цель: Обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части и расширение знаний об окружающем мире. Материал: Картинки с изображением дома, дерева, цветов, кошки и т. д. Ход игры: Воспитатель показывает картинку, дети по очереди называют части предмета. Можно каждому ребенку раздать по картинке и он называет части сам. | Кто лучше похвалит Цель: уметь называть признаки животных, развивать диалогическую речь. Материал: игрушки по усмотрению воспитателя Ход игры: Воспитатель берет себе одну игрушку (лису), а ребенку дает зайца. И начинает: - У меня – лиса. Ребенок: - У меня заяц. Воспитатель: - У лисы шубка рыжая. Ребенок: -У зайца шубка серая и т. д. Потом воспитатель рассказывает о лисе и просит рассказать ребенка о зайчике. Где что можно делать?
Цель: Активизация глаголов Ход игры: Воспитатель задает вопросы, например: Что можно делать дома? Что можно делать в лесу? Что можно делать в садике? И т. д. Ребенок должен отвечать. | |
Дует ветер» Цель. Учить детей в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом. Изменение силы голоса. Подготовительная работа. Педагог подготавливает 2 картинки. На одной изображен легкий ветерок, качающий травку, цветы. На другой - сильный ветер, качающий ветви деревьев. Краткое описание: Дети сидят полукругом на стульях. Педагог говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес. Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки (показывает картинку). Он дует тихо, вот так: «у-у-у» (тихо и длительно произносит звук у). Пришли в лес, набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер (показывает картинку). Он громко загудел: «у-у-у...» (громко и длительно произносит этот звук). Дети повторяют за педагогом, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер. Затем педагог показывает картинки, уже не произнося звук, а дети подражают соответствующему ветру. Методические указания. Педагог следит, чтобы дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса. | Что напутал Незнайка? Цель: находить ошибки в описании и исправлять их Материал: кукла Незнайка, картинки с изображением животных и предметов Ход игры: В гости к ребятам приходит Незнайка. Он принес картинки. Незнайка описывает животных и предметы, делая ошибки и допуская неточности. Ребенок исправляет. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста по речевому развитию (книга Селиверстова В.И. "Речевые игры с детьми")
речевые игры с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию...
Картотека речевых игр в подготовительной группе "Игры на развитие речевого и фонематического слуха"
Картотека речевых игр в подготовительной группеИгры на развитие речевого и фонематического слуха 1) Игра «Узнай настроение»Задача: развить выразительность речи, мимику, подр...
КУ Урайский специализированный Дом ребенка Автор проекта: Степанова Елена Николаевна воспитатель Урайского специализированного Дома ребенка гр.№6 «Ежата». Картотека речевых игр и упражнений. Речевые игры с детьми младенческого и раннего возраста
КУ Урайский специализированный Дом ребенка Составила: Степанова Елена Николаевна воспитатель гр.№6 «Ежата».Картотека для родителей ...
Картотека речевых игр по речевому развитию детей дошкольного возраста "Болтушка"
Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей группе...
Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 6 – 7 лет
Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.Речевые игры для детей 6 – 7 лет "Похожие слова"Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять с...
Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 5 – 6 лет
Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.Речевые игры для детей 5 – 6 лет "Подбери словечко"Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовы...
Методическая разработка. «Картотека речевых игр. «Речевые игры как средство развития речи»
В данном материале отражен перечень речевых игр в соответствии с задачами речевого развития ребенка...