Авторская программа "Речевичок"
методическая разработка по развитию речи
Развитие речи - актуальная задача обучения как в дошкольном детстве, так и в начальной школе, где закладываются основы будущей личности человека, ведь речь - основа всякой умственной и практической деятельности, средство человеческого общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevichok.docx | 239.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«Детский сад присмотра и оздоровления для детей с аллергическими заболеваниями № 69» НМР РТ
Авторская программа по речевому развитию детей
дошкольного возраста
«Речевичок»
(возраст обучающихся 5-6 лет)
Составила воспитатель:
Воробьева Елена Александровна
Пояснительная записка
Развитие речи - актуальная задача обучения как в дошкольном детстве, так и в начальной школе, где закладываются основы будущей личности человека, ведь речь - основа всякой умственной и практической деятельности, средство человеческого общения.
Уже с дошкольного возраста ребѐнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаѐт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений речи. Такое развитие ведѐт к овладению всеми богатствами родного языка. При стихийном речевом развитии дети получают достаточно невысокий речевой навык, поэтому необходимо специальное обучение в школе раннего развития.
Данная рабочая программа рассчитана на 36 часов (1 час в неделю). Курс нацелен на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и развития моторики артикуляционной, пальцевой, общей. Курс позволяет вести подготовку детей к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи.
От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности - они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.
Главной целью программы является создание условий для всестороннего развития ребенка: формирование мотивации учения, развитие мышления, творческих способностей, речевого внимания и памяти, развитие речемыслительной деятельности.
Задачи:
- формирование разных структурных уровней системы языка - фонетического, фонематического, лексического, грамматического;
- формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции: развитие связанной речи, развитие речевого общения;
- формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений;
- развитие общих речевых навыков (голоса, темпа, ритма, интонационной выразительности);
- развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
- развитие воображения и творческих способностей.
На занятиях используются специальные задания
- на выявление признаков сходства и различия между двумя и более
предметами;
- выделение одинаковых предметов из группы предметов;
- выделение лишнего предмета;
- объединение различных предметов в группы;
- выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе.
Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом слов, с интересом наблюдать за их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность - творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.
При изучении проблемы развития связной речи как важнейший показатель связности высказываний рассматривается умение ребѐнка структурно правильно строить текст и использовать необходимые для этого средства связи.
Развитие обобщения и осознания языковых явлений выступило как одно из условий успешного усвоения элементов лексики, грамматики, связного высказывания, формирования у детей первоначальных лингвистических представлений-пониманий того, что такое слово, предложение, как они строятся. Осознание звукового состава слова
- словесного состава предложения подводит ребѐнка к порогу освоения грамоты и, главное, закладывает основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им.
Структура занятия по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы:
- Обогащение и активизация словаря.
- Работа над смысловой стороной слова.
- Формирование грамматического строя речи.
- Воспитание звуковой культуры речи.
- Развитие элементарного осознания языковых явлений.
- Развитие связной монологической речи.
Именно взаимосвязь разных речевых задач на занятии создаѐт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Поэтому целесообразен комплексный подход, где соединяются разные речевые задачи чаще на одном содержании.
Принципы работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи:
- Научность.
- Учет психологических, возрастных особенностей детей.
- Учет дошкольной деятельности детей (игра, быт, занятие).
- Систематическая взаимосвязь учебного материала и интереса ребенка к родной
речи.
- Доступность, конкретность.
- Концентричность.
Виды занятий:
- Рассматривание картины.
- Рассматривание предметов.
- Загадывание загадок.
- Дидактические игры:
- пальчиковые;
- стихоритмика (разучивание стихов с движением рук, ног, пальцев, тела, глаз, головы);
- артикуляционная гимнастика;
- звуковые игры;
- дыхательная гимнастика.
Программа разработана с опорой на типовую программу детских учреждений; учитывает рекомендации, данные в программах, разработанных Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада», Нищевой Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», включает элементы программы Бабаевой Т.И. и др.
- планировании использован принцип концентрического наращивания материала
- рамах лексических тем.
Срок обучения: 1 год
Возраст обучающихся: 5-6 лет.
Формы занятий: групповая.
Режим занятий: 1 раза в неделю по 1 академическому часу.
Продолжительность занятий: 25 минут (академический час).
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование тем | Количество часов |
1 | Любимые сказки | 1 |
2 | Игрушки | 1 |
3 | Мои друзья. Дружба. | 1 |
4 | Мои друзья. Дружба (продолжение) | 1 |
5 | Осень. Деревья и кустарники | 1 |
6 | Огород. Овощи. | 1 |
7 | Сад. Фрукты. Фруктовые деревья. | 1 |
8 | Лес, грибы и лесные ягоды. | 1 |
9 | Одежда. | 1 |
10 | Обувь. | 1 |
11 | Квартира. Мебель. | 1 |
12 | Кухня. Посуда. | 1 |
13 | Зима. | 1 |
14 | Зимующие птицы. | 1 |
15 | Комнатные растения | 1 |
16 | Новогодний праздник. Игрушки, развлечения. | 1 |
17 | Зимние забавы | 1 |
18 | Домашние птицы | 1 |
19 | Домашние животные и их детѐныши | 1 |
20 | Дикие животные и их детѐныши | 1 |
21 | Профессии. | 1 |
22 | Профессии (продолжение) | 1 |
23 | Транспорт. | 1 |
24 | 23 февраля. | 1 |
25 | Весна | 1 |
26 | 8 Марта. Мамины профессии. | 1 |
27 | Семья. | 1 |
28 | Гости. | 1 |
29 | День космонавтики. | 1 |
30 | Перелётные птицы. | 1 |
31 | Перелётные птицы (продолжение) | 1 |
32 | Наш город. | 1 |
33 | Правила дорожного движения. | 1 |
34 | День Победы. | 1 |
35 | Первые цветы. | 1 |
36 | Насекомые. | 1 |
Всего часов: | 36 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Любимые сказки
Организация деятельности:
- Чтение и обсуждение сказки Ш. Перро «Красная Шапочка».
- Отгадывание героев сказки по моделям.
- «Красная Шапочка встретила Колобка (или др. героя)» -сочинение сказки с иным развитием событий.
- Игра-драматизация с использование масок по сюжету сказки «Красная Шапочка».
- Знакомство с органами артикуляционного аппарата.
Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной
речи:
- «Скажи, какая сказка» - активизация словаря за счёт подбора эпитетов.
- Упр. на развитие интонационной выразительности «Скажи ласково (грубо и т.д.)
- Составление описательного рассказа о герое сказки.
Практическая часть занятия:
- Рассматривание иллюстраций к сказке «Красная Шапочка» в книгах разного издания.
- Одноимѐнная игра-драматизация.
Тема 2. Игрушки
Организация деятельности:
- Развитие навыков отгадывания загадок, построенных на описании и сравнении.
- Чтение и заучивание стихов А.Л.Барто - развитие навыков восприятия стихотворного произведения.
- Составление описательных рассказов о любимой игрушке с опорой на предмет.
- Д/и. «Волшебный мешочек».
- Развитие артикуляционной моторики
Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной
речи:
- Упр. на развитие навыков согласования числительных с сущ.
- Развивать навыки повторения загадки-описания об игрушках из 2-3 предложений
Практическая часть занятия:
- «Разрезные картинки» -выкладывание целого из частей.
- «Найди пару»
- «Выкладывание из палочек по образцу
Тема 3. Мои друзья. Дружба.
Организация деятельности:
- Чтение и обсуждение глав из книги Н.Носова «Незнайка и его друзья».
- Просмотр отрывков из одноимённого мультфильма.
- «Если бы ты был другом Незнайки, как бы ты себя назвал» -детское речетворчество.
- Составление рассказа о своѐм друге (подруге) -развитие фразовой речи.
Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной
речи:
- Составление описательный рассказа о Незнайке (Цветике, Пилюлькине и т.д.) с опорой на картинку.
- Речевая игра «Семья слов» -подбор однокоренных слов к слову дружба, активизация словаря.
Практическая часть занятия:
- Рассматривание иллюстраций в книгах Н.Носова разного издания
- «Разрезные картинки»- выкладывание целого из частей.
- Д.и. «Четвёртый лишний».
Тема 4. Мои друзья. Дружба (продолжение)
Организация деятельности:
- Занятие-диспут по сказке «Три поросѐнка».
- Игра-драматизация на ковролине.
- «Придумай другое название сказки» -развитие аналитического мышления и речетворчества.
- «Кто больше слов скажет про волка?» - Кто? Какой? Что делает? - активизация словаря.
- Развитие артикуляционной моторики.
Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной
речи:
- «Подуй на домик» - упр. на развитие речевого дыхания.
- «Скажи наоборот» - подбор антонимов к словам быстрый, сильный, трусливый, трудолюбивый и т.д.
Практическая часть занятия:
- Рассматривание иллюстраций к сказке «Три поросѐнка» в разных изданиях.
- Игра-драматизация на ковролине.
- «Разрезные картинки»-выкладывание целого из частей.
Тема 5. Осень. Деревья и кустарники
Организация деятельности:
- Чтение и обсуждение стихов об осени - учить эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений.
- Д.и. «Времена года» - накопление опыта использования речи - доказательства.
- «Кто больше даст ответов на вопрос Осень какая?» -активизация словаря.
- Познакомить с многозначным словом шишка.
Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной
речи:
- Словообразование: из. сущ. прилагательные в ед. и мн. числе (дуб-дубовый-дубовые и т. д.).
- Упр. на развитие речевого дыхания «Подуй на листочки».
Практическая часть занятия:
- Рассматривание иллюстраций на осеннюю тему.
- Обводка по трафаретам и раскрашивание осенних листьев.
- Д.и. «Времена года» - развитие коммуникативных навыков.
Тема 6. Огород. Овощи.
Организация деятельности:
- Накопление опыта отгадывания загадок, построенных на сравнении и описании.
- Составление описательного рассказа по картине «Сбор урожая».
- Подбор однокоренных слов к слову огород - расширение и активизация словаря.
- Чтение и обсуждение русская народная сказка «Пых».
- Развитие артикуляционной моторики.
Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной
речи:
- Составление описательного рассказа-загадки.
- Словообразование: употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов (огурец - огурчик и т. д.)
- «Скажи наоборот» - подбор антонимов.
Практическая часть занятия:
- Раскрашивание овощей в книжках-раскрасках.
- Разрезные картинки .
- Рассматривание иллюстраций в книгах.
- «Нарисуй овощ» - нитками на ковролине.
Тема 7. Сад. Фрукты. Фруктовые деревья.
Организация деятельности:
- Чтение и обсуждение русская народная сказка «Гуси-лебеди».
- Отгадывание героев сказки по моделям.
- Игра-драматизация на ковролине.
- «Интервью» - развитие диалоговой речи.
- Подбор пиктограмм к настроению Машеньки в разных местах сюжета сказки.
Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной
речи:
- Развитие навыков согласования числительных с сущ. (1, 3, 5 яблок и т.д.).
- Выложи серию картинок к сказке, соблюдая последовательность; пересказ сказки с опорой на картинки.
- Упр. на развитие силы голоса «Позови братца тихо, громко, очень громко».
Практическая часть занятия:
- Настольная игра-драматизация с использованием деталей-заместителей.
- «Чей силуэт?» - развитие творческого воображения.
- «Обведи по точкам, узнай героя сказки».
Тема 8. Лес, грибы и лесные ягоды.
Организация деятельности:
- Чтение и обсуждение весѐлых стихов; учить понимать и применять в речи юмор и образные выражения.
- Упр. на развитие интонационной выразительности «Скажи весело, а затем грустно».
- Подбеги пиктограмму к настроению.
- Устное сочинение на тему «Лес» - кто больше придумает предложений.
- Развитие артикуляционной моторики.
Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной
речи:
- «Чистоговорка» - упр. на развитие дикции.
- Словообразование: относительные прилагательные (брусника - брусничный и
т.д.)
- Д.и. «Четвѐртый лишний» - речь- доказательство.
Практическая часть занятия:
- Рассматривание иллюстраций к юмористическим стихам.
- «Наше настроение»- разрезные картинки.
Тема 9. Одежда.
Организация деятельности:
- Рассматривание в книгах одежды героев сказок, составление описательных рассказов.
- Д.и. «Бюро находок» - развитие навыков использования притяж. местоимений (чей? чья? чьё?).
- «Что это может быть?» - составление рассказа предположения на основе тактильных ощущений.
- Чтение и обсуждение произведения С. Маршака «Вот какой рассеянный».
Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной
речи:
- «Расскажи о своѐм платье (брюках, юбке, свитере и т.д.)»- составление описательного рассказа.
- Д.и. «Бюро находок» - использ. в речи притяж. местоимений.
- «Назови детали одежды» - обогащ. и активизация словаря.
Практическая часть занятия:
- «Обведи по точкам, узнай героя сказки, раскрась его» .
- «Чей силуэт?» - развитие навыков воображения и творческого мышления.
- «Бусы для куклы» - нанизывание.
- «Модельер» - выкладывание одежда из деталей.
Тема 10. Обувь.
Организация деятельности:
- Речевая игра-фантазия «Если бы у меня были Сапоги-скороходы» - развитие творческого воображения и речи-фантазии.
- «Скажи ласково» - использование уменьшительно-ласкат. суффиксов (сапог - сапожок и т.д.).
- Чтение сказки К.И.Чуковского «Путаница» - развитие интонационной выразительности и понимания юмористического смысла текста.
- Развитие артикуляционной моторики.
Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной
речи:
- Упр. на развитие голоса «Скажи тихо, громко, очень громко».
- Д.и. «Бюро находок» - использование притяж. местоимений (чей? чья? чьѐ?).
- «Расскажи о Сапогах-скороходах с опорой на свой рисунок».
Практическая часть занятия:
- Рисование цв. карандашами «Сапоги-скороходы».
- Игра- драматизация с настольными игрушками и заместителями на свободную
тему.
- Шнуровки - развитие навыков.
Тема 11. Квартира. Мебель.
Организация деятельности:
- Развивать навыки осмысливать и понимать содержание и значение пословиц.
- «На что похожа клякса?» - развитие навыков образного высказывания и творческого мышления.
- Составление описательного рассказа «Квартира» с опорой на картинку
Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной
речи:
- «Скажи наоборот» - подбор антонимов.
- Д.и. «Четвѐртый лишний» - развитие навыков аналитического мышления.
- «Звонок в мебельный магазин» -развитие диалоговой речи.
Практическая часть занятия:
- Рассматривание иллюстраций к пословицам.
- Д.И. «Четвёртый лишний» - развитие навыков аналитического мышления.
- «Чей силуэт?» - развитие творческого воображения.
Тема 12. Кухня. Посуда.
Организация деятельности:
- Чтение и обсуждение произведения К.И.Чуковского «Федорино горе».
- Д.и. «Четвёртый лишний» - накопление опыта использования речи-доказательства.
- Придумывание модели к сказке «Федорино горе».
- Просмотр мультфильма «Федорино горе».
- Развитие артикуляционной моторики.
Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной
речи:
- «Скажи ласково» - использование в речи уменьшительно-ласкат. суффиксы (тарелка - тарелочка и т. д.)
- Упр. на развитие интонационной выразительности «Скажи весело, а затем грустно».
Практическая часть занятия:
- «Разрезные картинки».
- «Найди пару».
- «Подбери нужный осколок».
- Выложи картинки, соблюдая хронологию сказки «Федорино горе».
Тема 13. Зима.
Организация деятельности:
- Чтение стихов о зиме - накопление опыта использования образности в речи
- «Назови снег по- другому» - подбор однокоренных слов, активизация словаря.
- Д.и. «Времена года» - накопление опыта использования речи- доказательства
Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной
речи:
- Составление описательного рассказа «Зима», развитие навыков.
- «Скажи наоборот» - подбор антонимов.
- «Семья слов» - подбор однокоренных слов к слову зима Практическая часть занятия:
- Рассматривание иллюстраций на зимнюю тему.
- «Дорисуй то, что забыл нарисовать художник» - развитие внимательности.
- Д.И. «Времена года» - развитие коммуникативных навыков.
Тема 14. Зимующие птицы.
Организация деятельности:
- Составление описательного рассказа «Птичья кормушка».
- Знакомство с моделями птиц.
- Отгадывание загадок - накопление опыта восприятия образных высказываний.
- Игра-драматизация на ковролине « Птичья кормушка» - разв. диалог. и монолог.
речи.
Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной
речи:
- «Птичья кормушка» - накопление опыта использования в речи предлогов у, около,
за, перед, над, под.
- Составление описательного рассказа о птицах с опорой на модели.
Практическая часть занятия:
- Лото «Птицы».
- «Кто лишний?» -развитие внимания и логического мышления.
- Обведи по точкам, узнай птицу и раскрась еѐ.
Тема 15. Комнатные растения
Организация деятельности:
- Чтение и обсуждение произведения В.Катаева «Цветик-Семицветик».
- «Какие бы желания загадал я, если бы у меня был Цветик-Семицветик»-накопление опыта фантазийного сочинительства.
- Просмотр мультфильма «Цветик-Семицветик».
- Составление описательного рассказа о комнатном растении с опорой на наглядный материал.
Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной
речи:
- Накопление опыта использования в речи условного наклонения «Если бы..., то...».
- Упр. на развитие речевого дыхания.
- Составление рассказа «Цветик-Семицветик» с опорой на свой рисунок.
Практическая часть занятия:
- «Цветик-Семицветик» - рисование цв. карандашами.
- Рассматривание иллюстраций в книге В.Катаева.
Тема 16. Новогодний праздник. Игрушки, развлечения.
Организация деятельности:
- Занятие-диспут по произведению Б.Заходера «Хрюша на ѐлке».
- Учить замечать, понимать и употреблять в речи образные слова и выражения.
- Овладение приѐмами речевого сравнения.
- Устное сочинение на тему «Новогодняя ѐлка» расширение и активизация словаря.
- Развитие артикуляционной моторики.
Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной
речи:
- «Звонок Деду Морозу»- развитие диалоговой речи.
- Составление предложений с предлогами за, перед, около, над, на (ѐлке).
- Упр. на развитие силы голоса «Пропой звук А с разной громкостью».
Практическая часть занятия:
- Рассматривание новогодних иллюстраций и фото, обмен мнениями.
- Рисование новогодних игрушек цветными карандашами.
- Новогодние бусы» - нанизывание.
Тема 17. Зимние забавы
Организация деятельности:
- Рассматривание картины «Первый снег».
- Актуализация словаря по теме «На зимней прогулке».
- Отгадывание загадок.
Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной
речи:
- Образование однокоренных слов от слов зима., снег
- Употребление предлогов
- Образование относительных прилагательных: зима-зимний и т.д.
Практическая часть занятия:
- Выкладывание из элементов снеговика.
- Развитие мелкой и общей моторики6 изготовление снежков и игра в снежки.
Тема 18. Домашние птицы
Организация деятельности:
- Занятие-диспут по белорусской народной сказке «Жихарка».
- Накопление опыта использования образности высказываний.
- Придумывание новых эпизодов в сюжете сказки.
- Подбор синонимов к словам: храбрый, маленький, хитрый.
Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной
речи:
- Упр. на развитие интонац. выразительности «Скажи весело, испуганно, хитро».
- Составление описательного рассказа о дом. птице с опорой на модели.
- Игра-драматизация «Курица с цыплѐнком» - разв. диалог. речи.
Практическая часть занятия:
- «Чей силуэт?»- развитие творч. воображения.
- Обведи по точкам, узнай изображение и раскрась.
- Д.И. «Ералаш» -закреп. знаний о строении птиц.
- Лото «Птицы».
Тема 19. Домашние животные и их детѐныши
Организация деятельности:
- Занятие-диспут по р.н. ск. «Зимовье».
- Игра-драматизация в масках по русская народная сказка «Зимовье».
- «Как по-другому можно назвать сказку?»-детское речетворчество.
- «Узнай персонаж по описанию»-развитие аналитического мышления.
- «Скажи ласково»-накопление опыта использования в речи уменьшительно-ласкательные суффиксы.
- Развитие артикуляционной моторики.
Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной
речи:
- «Интервью»- придумай и задай вопрос каждому герою из р.н.ск. «Зимовье».
- Составление описательного рассказа о дом. животном с опорой на модель.
Практическая часть занятия:
- Рассматривание иллюстраций к русская народная сказка «Зимовье» в разных изданиях.
- Лото «Мои любимые сказки» -закрепление знаний о изученных сказках.
- Д.и. «Ералаш» - закреп. знаний о строении птиц. и животных.
- Д.и. «Семья» - закрепление знаний о дом. животных и птицах.
Тема 20. Дикие животные и их детѐныши
Организация деятельности:
- Занятие-диспут по русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».
- «Как по-другому можно назвать сказку?»-развитие детского речетворчества и аналитического мышления.
- Плоскостная игра-драматизация - развитие диалогической речи.
- Подходит ли к сказке пословица «Как аукнется, так и откликнется»?
- Устное сочинение «Лиса»- Кто? Какая? Что делает? - расширение и активизация словаря.
Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной
речи:
- «Лиса и хозяева» - упр. на развитие диалог. речи.
- Составление описательного рассказа о дик. животном с опорой на модель.
- Упр. на развитие интонационной выразительности «Лиса просится переночевать; требует пропажу».
Практическая часть занятия:
- Настольная игра-драматизация «Лисичка со скалочкой».
- Обведи по точкам, узнай изображение и раскрась.
- Д.И. «Ералаш».
- «Чей силуэт?»- развитие творческого воображения
Тема 21. Профессии.
Организация деятельности:
- Сюжетно-ролевая игра «Магазин» -развитие диалоговой речи, обогащение и активизация словаря.
- Закреп. умение согласовывать слова в предложение в роде, числе, падеже.
- Познакомить детей с многозначностью слова ключ.
Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной
речи:
- Диалог продавца и покупателя - развитие диалогической речи.
- Накопление опыта использования в речи простых предлогов: на, с, в, из, по.
- «Волшебный мешочек»- отгадывание предметов по описанию.
Практическая часть занятия:
- Сюжетно-ролевая игра «Магазин» - развитие навыков распределения ролей.
- Рассматривание иллюстраций на тему «Магазин».
Тема 22. Профессии (продолжение)
Организация деятельности:
- «Письмо сказочному герою» (на выбор ребѐнка) - активизация речи, совершенствование фразовой речи, умения строить предложения из 2-4 слов.
- Накопление опыта использования в речи антонимов.
- Д.И. «Профессии».
Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной
речи:
- «Почтальон принёс телеграмму (письмо)» - развитие диалог. речи.
- Накопление опыта использования в речи наречий: вчера, сегодня, завтра.
- Упр. на развитие интонационной выразительности - «Кто стучится в дверь ко
мне».
Практическая часть занятия:
- «Письмо сказочному герою в рисунках».
- Д.И. «Профессии».
- Обведи по точкам, узнай изображение и раскрась его.
Тема 23. Транспорт.
Организация деятельности:
- Речевая игра - фантазия «Если бы у меня был ковѐр-самолѐт» -накопление опыта сочинительства фантазий и сказок.
- Отгадывание героев сказок по моделям - развитие речи-доказательства.
- Устное сочинение на тему «Сказка»-развитие навыков подбора слов, отвечающих на вопросы: какая? Что делает?
- Отгадывание загадок о транспорте - развитие аналитического мышления.
- Развитие артикуляционной моторики.
Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной
речи:
- «Ковёр-самолёт» - составление описательного рассказа с опорой на свой рисунок.
- Накопление опыта использования в речи условного наклонения:»Если бы., то.».
- Беседа «По пути в детский сад»-развитие диалоговой речи.
Практическая часть занятия:
- «Ковёр-самолёт» - рисование в. Карандашами.
- «Чей силуэт?»- развитие творческого воображения.
- Д.и. «Профессии».
- Обводка транспорта по трафаретам и его дорисовывание.
Тема 24. 23 февраля.
Организация деятельности:
- «Чтение и обсуждение сказки Х.К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».
- «Три богатыря» -составление описательного рассказа по картине; знакомство со словами: доспехи, кольчуга, латы.
- «Сказка в фотообъективе» - отгадай сказку по фрагменту изображения.
Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной
речи:
- Развитие ясной шѐпотной речи на проговаривании потешек.
- «Скажи наоборот»- придумывание антонимов (сильный - слабый и т.д.)
Практическая часть занятия:
- Рассматривание иллюстраций к сказкам Х.К. Андерсена в книгах разного издания.
- Обведи по точкам, узнай изображение и раскрась его
Тема 25. Весна
Организация деятельности:
- Чтение стихов о весне - развитие образности речи.
- Устное сочинение на тему «Весна» - активизация словаря через подбор эпитетов.
- Д.и. «Времена года» -развитие речи-доказательства.
- Заучивание стихотворения Г.Ладонщикова «Весна» - работа над чѐткостью дикции.
Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной
речи:
- Составление описательного рассказа по картине «Весна» - развитие монологической речи, умения построения фраз.
- Проговаривание стих. «Весна» - развитие интонационной выразит..
- Закрепление навыков согласования числительных с существительными.
Практическая часть занятия:
- Д.и. «Времена года» - развитие коммуникативных навыков.
- Рассматривание иллюстраций на тему «Весна».
- Разрезные картинки.
Тема 26. 8 Марта. Мамины профессии.
Организация деятельности:
- «Кто больше скажет ласковых слов о маме» - обогащение и активизация словаря.
- Разучивание стих. Е.Благининой «Мамин день» - развитие интонационной выразительности и речевого дыхания.
- Д.и. «Бюро находок» - развитие навыков использования притяж. местоимений (чей? чья? чьѐ?).
- «Если бы у меня была волшебная палочка.» игра на развитие детского речетворчества.
- Развитие артикуляционной моторики.
Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной
речи:
- «Если бы у меня была волшебная палочка.» - игра на развитие детского речетворчества.
- «Семейка слов» - подбор однокоренных слов к словам: мама, праздник.
Практическая часть занятия:
- «Волшебная палочка» - рисование карандашами, развитие художественного воображения.
- «Букет для мамы» - выкладывание цветов на ковролине из швейной мишуры.
- Лото «Профессии».
Тема 27. Семья.
Организация деятельности:
- Чтение произведения К.Ушинского «Петушок с семьѐй», обсуждение. -Сюжетно-ролевая игра «Семья» - развитие диалоговой речи и построения фраз из 2-4 слов.
- «Какие бывают иголки?» - знакомство с многозначностью слова иголка, расширение и активизация словаря.
- Развитие навыков подбора слов, отвечающих на вопрос Что делает? (мама, папа, брат и т.д.).
Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной
речи:
- «Звонок доктору» - развитие диалоговой речи и навыков вести беседу по телефону.
- Согласование числительных с сущ. (одна иголка, три иголки, пять иголок).
- Развитие навыков использования притяжательных местоимений (мамин, бабушкин и т.д.).
Практическая часть занятия:
- «Иголка» - рисование многозначности этого слова.
- Сюжетно- ролевая игра «Семья» - развитие навыков распределения ролей.
- Обведи по точкам, узнай изображение и раскрась его.
Тема 28. Гости.
Организация деятельности:
- Чтение и обсуждение глав сказки А.Милна «Вини-Пух и его друзья».
- «Если бы Пятачок не попал в шарик из ружья?» - придумывание нового сюжета сказки.
- Просмотр отрывков одноимѐнного фильма и его обсуждение.
- «Вини-Пух какой?» - подбор эпитетов.
Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной
речи:
- «Я тучка, тучка, тучка, я вовсе не медведь» - скажи с разной интонацией - развитие интонационной выразительности речи и мимики.
- «Звонок Вини-Пуху (Пятачку, Кролику и т.д.)» - развитие вопросительной речи.
Практическая часть занятия:
- Рассматривание иллюстраций к сказке А.Милна «Винни-Пух и все, все, все».
- «Чей силуэт?»- развитие творческого воображения.
- Лото «Мои любимые сказки».
- Разрезные картинки.
Тема 29. День космонавтики.
Организация деятельности:
- Чтение и обсуждение глав произведения Н.Носова «Незнайка на луне».
- Просмотр эпизодов из мультфильма «Незнайка на луне» к прочитанному.
- Согласование слов в предложении в роде и падеже.
- Д.и. «Бюро находок» - развитие навыков использования притяж. местоимений (чей? чья? чьѐ?).
Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной
речи:
- Накопление опыта использования в речи простых предлогов: на, с, в, из, по (на ракете, с ракетой и т. д.).
- «Космический ветер» - упр. на развитие речевого дыхания.
- «Скажи наоборот» - подбор антонимов к словам: далеко, высоко, быстро и т. д.
Практическая часть занятия:
- Рассматривание иллюстраций в книгах Н.Носова «Незнайка на луне» в разном издании.
- Пазлы «Герои сказок».
- «Чей силуэт?»- развитие творч. воображения.
Тема 30. Перелѐтные птицы.
Организация деятельности:
- Составление описательного рассказа с опорой на модели.
- Загадки о птицах - накопление опыта отгадывания загадок, построенных на описании и сравнении.
- Развитие навыков использования в речи приставочных глаголов улетел,
прилетел, вылетел, перелетел и т.д.
- Развитие артикуляционной моторики.
Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной
речи:
- «Птица что сделала?» -использование в речи приставочных глаголов (улетел, прилетел и т.д.).
- «Грачиха говорит грачу.» - упр. на развитие интонационной выразительности и чёткости дикции.
Практическая часть занятия:
- Обведи по точкам птицу, узнай её и раскрась соответственно.
- Д.И. «Ералаш» -закрепление представлений о строении птиц.
- Разрезные картинки.
Тема 31. Перелѐтные птицы (продолжение)
Организация деятельности:
- Накопление опыта использования в речи числительных с сущ. (один грач, три грача, пять грачей и т.д.)
- «Птичий переполох» - пальчиковая игра-драматизация; учить детей поддерживать беседу: задавать вопросы и правильно отвечать на них.
- Проговаривание стих. «Ласточка» с распеванием гласных - плавность и напевность.
- «Интервью» - развитие навыков правильно задавать вопрос.
Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной
речи:
- «Составь предложение со словом стая (гнездо, скворец, грач и т. д.) - активизация словаря и развитие фразовой речи.
- «Беседа двух скворцов» - пальчиковая игра-драматизация; развитие диалоговой
речи.
Практическая часть занятия:
- «Найди пару» - развитие внимательности.
- Лото «Птицы» - закрепление знаний о птицах и развитие внимательности.
- Д.И. «Кто, где живѐт?» - закрепление знаний о жилище различных птиц.
Тема 32. Наш город.
Организация деятельности:
- Рассматривание фото «Я гуляю по родному городу» (принесли дети), обмен мнениями и впечатлениями, развитие фразовой речи.
- Чтение стихов-перевѐртышей - учить понимать смысл юмористических стихов.
Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной
речи:
- «Скажи иначе» - подбор синонимов.
- Д.и. «Четвёртый лишний» -развитие навыков речевого доказательства.
Практическая часть занятия:
- Рассматривание иллюстраций к прочитанным стихам-перевѐртышам.
- Лото «Мои любимые сказки».
- «Дорисуй узор моста».
Тема 33. Правила дорожного движения.
Организация деятельности:
- Д.и. «Площадь сказок» - развитие фразовой речи, аналитического мышления.
- Составление описательного рассказа «На пешеходном переходе» - развитие навыков использования в речи приставок: у-, пере-, за-, вы-, при-.
- Чтение и обсуждение произведения С.Михалкова «Дядя Стѐпа»- развитие навыков восприятия стихотворных произведений; познакомить детей с понятием рифма.
- Развитие артикуляционной моторики.
Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной
речи:
- «Подскажи словечко» - развитие навыков использования сущ. в ед. и мн. числе (иду - идут, еду - едут и т.д.).
- «Скажи с разной интонацией» - развитие интонационной выразительности и речевого дыхания.
Практическая часть занятия:
- Д.и. «Площадь сказок» - помоги сказочным героям найти их сказку, развитие памяти, внимательности и сообразительности.
- «Найди ошибку художника» - развитие внимательности.
Тема 34. День Победы.
Организация деятельности:
- Рассматривание иллюстраций о ВОВ; портретов воинов.
- «Скажи иначе» - подбор синонимов к слову герой.
- «Праздничный салют» - составление описательного рассказа с опорой на картинку и личные впечатления.
Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной
речи:
- «Скажи наоборот» - подбор антонимов к словам: весѐлый, смелый, сильный.
Практическая часть занятия:
- «Праздничный салют» - рисование карандашами поздравительных открыток ветеранам ВОВ.
Тема 35. Первые цветы.
Организация деятельности:
- Отгадывание загадок о цветах, построенных на сравнении и описании.
- Составление рассказа-описания с опорой на картинку.
- «О чём бы ты спросил подснежник?» - развитие навыков построения вопросительного предложения; развитие вопросительной интонации.
Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной
речи:
- «Считалка» - работа над ясной шѐпотной речью.
- «Чего не хватает на картинке?»- употребление в речи слов в Род. Падеже.
- Проговаривание потешек - упр. на развитие чѐткой дикции.
Практическая часть занятия:
- Разрезные картинки»- выкладывание целого из частей.
- Лото «Растения».
- Обведи по точкам, узнай изображение и раскрась его.
Тема 36. Насекомые.
Организация деятельности:
- Чтение и обсуждение сказки К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха».
- «Если бы не прилетел комарик, кто бы мог спасти муху?» - детское речетворчество с использованием условного наклонения.
- Проговаривание загадки о пчеле с заданной интонацией.
- «О чѐм могут разговаривать пчела и цветок?» - активизация словаря и творческого мышления.
Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной
речи:
- Составление описательного рассказа о насекомом с опорой на картинку.
- Составление предложений с использованием предлогов: на, в, с, из, по.
- «Подуй на бабочку» - упр. на развитие речевого дыхания.
Практическая часть занятия:
- «Найди пару» - развитие внимательности.
- Рассматривание иллюстраций к сказке «Муха-Цокотуха».
- Д.И. «Четвѐртый лишний» - развитие аналитического мышления.
- «Разрезные картинки» - выкладывание целого из частей.
Список литературы Курс «Развитие речи с элементами логопедической коррекции»
- Алябьева, Е.А. Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет.- М.: Сфера,2012.-64 с. (Библиотека логопеда)
- Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для логопедов и воспитателей детских садов. Фомичева М. Ф.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов : Пособие для логопедов.
- Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В.Развитие речи. Тесты для детей 5-6 лет
- Гризик, Т.И. В мире слов: Пособие по изучению и развитию словаря детей 5—6 лет.-М.:Просвещение.2012. - 40 с.: ил.
- Гризик, Т.И.Занимательная грамматика: Пособие для обследования и закрепления грамматического строя речи у детей 6—7 лет. - М.:Просвещение.2012. -32 с.:
- Денисова Д., Дорожин Ю., «Развитие речи у дошкольников. Старшая группа 5+. Рабочая тетрадь»
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду Логинова В. И., Ноткина Н. А., Бабаева Т.И. Михайлова З.А.-Под ред., Бабаевой Т., 2004 г., Изд.: Детство-пресс
- Комратова, Н.Г. Учимся говорить правильно: Учебно-методическое пособие по развитию речи детей 3-7 лет .-М.: ТЦ Сфера,2011.-160 с.- (Программа развития )
- Лопухина, И.С. 550 упражнений для развития речи. - СПб.: КАРО,
2004.
- Михеева А. Г., Черченко Ю. С., «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 2-3 лет»
- Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) -- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 352 с.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 528 с.
- Развитие связной речи. Фнонтальные логопедические занятия. Тема "ВЕСНА" в подготовительной группе ОНР : Методика. Коноваленко В. В.
- Развитие связной речи. Картинный материал по лексической теме "ЗИМА"
фронтальным логопедическим занятиям в подготовительной группе ОНР. Коноваленко В. В.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) — М.: Просвещение, 1981
- Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6
лет М.: Ювента,2007. - 24 с. 48с.цв.вкл.:ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Авторская сказка в работе с детьми"
При слове "сказка" у каждого из нас появляются особые чувства, на душе становиться тепло, мы вспоминаем прятные минуты детства. Несмотря на то, что нашим миром правит технический прогресс и высокие те...
Авторская технология обучения детей дошкольного возраста завязыванию шнурков на узел и бант
Одно из направлений плана индивидуального развития профессионализма. Цель моей работы - поиск конкретных, эффективных путей развития и коррекции речи детей в логопедической п...
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
АВТОРСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ "СЕЗОННЫЕ СКАЗКИ" (полностью)- авторское пособие, рецензия
Сказки, сочинённые детьми...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ "СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ" (авторская программа, рецензия)
программа работы в театральной студии для детей старшей группы...
Авторская дидактическая игра "Рыжий город". Конспект НОД "Звук [Р]" с использованием авторской игры.
Предлагаем Вашему вниманию авторскую логопедическую игру "Рыжий город". Идея: Г. Юдин "Букваренок". Данная игра поможет в увлекательной форме автоматизировать звук [Р]. Так же опуб...
Авторские гимнастики в работе с детьми ОВЗ (на примере авторских пособий).
В работе с детьми с ОВЗ учитель-логопед зачастую должен решать много задач. Данный материал наглядно демонстрирует, как комплексно и поэтапно решить много задач при коррекционной работе....