Конспект ООД по речевому развитию "Составление рассказа по картине"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект ООД
«Составление рассказа по картине»
Цели.: совершенствование приемов рассматривания картины, навыков ведения беседы по ней, составление рассказа по фрагменту картины; формирование целостного впечатления об изображенном на картине.
Образовательные задачи:
1. Совершенствовать умение отвечать на вопросы по картине, составлять рассказ по её фрагменту
2. Совершенствовать навык пользования восковыми мелками, умения закрашивать изображение в одном направлении.
Развивающие задачи:
1. Развивать связную речь, зрительное внимание и восприятие, координацию речи с движением, общие речевые навыки.
Воспитательные задачи:
1. Воспитание навыков сотрудничества на занятии.
Оборудование: мольберт, картина «Работа шофера трудна и сложна», игра «Виды транспорта», резиновый мяч среднего размера, восковые мелки, альбомные листы с недорисованным изображением автобуса.
Предварительная работа: проведение сюжетно-ролевой игры «В автобусе», разучивание игры «Шофер», экскурсия к проезжей части, перекрестку, рассматривание картинок из серии «Профессии».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Создание эмоционального фона восприятия картины. Сообщение темы организованной образовательной деятельности.
Педагог приглашает детей к наборному полотну, на котором стоит игра «Виды транспорта».
Педагог: Что вы видите на этой картинке?
Дети: Мы видим разные машины.
Педагог: Что делают машины?
Дети: Машины едут по шоссе.
Педагог: Кто управляет машинами?
Дети: Шоферы.
Педагог: Шуршат по дорогам веселые шины, Спешат по дорогам машины, машины...
А в кузове - важные срочные грузы.
Цемент и железо, изюм и арбузы.
Работа шоферов трудна и сложна,
Но как она людям Повсюду нужна. К. Чолиев
Ребята я предлагаю вам отправиться в путешествие на автобусе.
Из чего можно сделать автобус? (ответы детей) Сейчас дети я вам предлагаю посмотреть, как дети другого детского сада решили эту проблему?
Сегодня мы с вами будем рассматривать картину «Работа шофера трудна и сложна и составлять рассказ по ней.
2. Рассматривание картины «Работа шифера трудна и сложна» и беседа по ней.
Дети садятся на стульчики, стоящие полукругом перед мольбертом, на котором стоит картина.
Педагог: Кого вы видите на картине? Дети: Мы видим детей. Педагог: Что они делают? Дети: Они играют в игру «В автобусе». Педагог: Расскажите, что делает каждый из детей.
1-й ребёнок. Впереди на стульчике сидит мальчик - «шофёр». У него в руках руль, на голове - большая фуражка. Мальчик крутит руль и объявляет остановки.
2-й ребёнок: За мальчиком «шофёром» стульчики стоят в два ряда. На них сидят дети - «пассажиры». Слева стоит девочка в жёлтом платье. У неё в руках большой мишка в джинсовом комбинезоне и кепке. Это, наверное, её сын. За девочкой сидит мальчик с большим портфелем. Он едет на работу.
3-й ребёнок: Справа сидит девочка в розовом платье. Она держит в руках большую куклу. Это её дочка.
4-й ребёнок: По проходу между стульчиками идёт девочка – «кондуктор». У девочки голубое платье. На плече у неё висит красная сумка. Она протягивает билет девочке в оранжевом платье.
Педагог: Кого вы ещё видите на картине?
Дети: Мы видим воспитателя и ещё несколько мальчиков и девочек - пассажиров автобуса. Воспитатель сидит на стуле у окна и смотрит, как играют дети. Иногда воспитатель даёт им советы, как правильно продолжить игру.
Педагог: Как вы думаете, детям нравится эта игра?
Дети: Да, очень нравится. У них довольные лица. Им интересно играть.
Педагог: Вы очень хорошо рассказали о детях, изображенных на картине. А теперь расскажите о помещении, в котором они находятся. Какое оно?
Дети: У детей большая, светлая, солнечная группа. В группе большие окна, На окнах стоят цветы.
Педагог: Очень хорошо, вы наблюдательны и внимательны. Теперь давайте поиграем.
З Подвижная игра «Шофёр». Координация речи с движением:
Педагог приглашает детей поиграть на ковре.
Качу, лечу во весь опор.
Я сам - шофер и сам - мотор.
(Бегут по кругу и крутят воображаемый руль.)
Нажимаю на педаль, и машина мчится вдаль.
(Останавливаются. Нажимают правой ногой на воображаемую педаль и бегут в противоположную сторону.)
4.Упражнение с мячом «Что делает?»
Расширение и активизация глагольного словаря. Развитие ловкости, обшей моторики.
Педагог берёт в руки мяч и предлагает детям поиграть.
Педагог: Сейчас я буду бросать вам мяч и называть профессию, а вы будете ловить мяч и говорить, что делает представитель этой профессии. Шофер...
1-й ребёнок ...водит машину, крутит руль, сигналит
Педагог: Водитель...
2-й ребёнок ... водит трамвай, объявляет остановки, нажимает на
звонок.
Игра продолжается до тех пор, пока по одному разу не ответят все дети.
5.Составление рассказа по картине по частям.
Педагог вновь приглашает детей к мольберту. Дети садятся на стульчики.
Педагог: Давайте попробуем составить рассказ по картине «Работа шофера трудна и сложна». Я начну, а вы продолжите рассказ. Катя расскажет о мальчике - «шофере». Миша о пассажирах, Ариша о девочке - «кондукторе», а Маша закончит рассказ.
Мы видим на картине детей, которые организовали игру «В автобусе». Дети играют в большом и светлом групповом помещении. Они поставили стульчики рядами, надели костюмы, взяли игрушки.
1-й ребенок. Впереди на стульчике сидит мальчик - «шофер». У него в руках руль, на голове - большая фуражка. Мальчик крутит руль и объявляет остановки.
2-й ребёнок. За мальчиком «шофером» стульчики стоят в два ряда. На них сидят дети - «пассажиры». Мальчик держит в руках зеленый портфель, девочка в желтом платье - мишку. Это, наверное, ее сын. На мишке джинсовые комбинезон и кепочка. У девочки в розовом платье на коленях большая кукла, ее дочка. Наверное, девочка везет ее в детский сад.
3-й ребёнок Проходу между стульчиками идет девочка «кондуктор». На девочке голубое платьице. На плече висит красная сумка. Девочка - «кондуктор» раздает детям-«пассажирам» билеты.
4-й ребёнок. Дети сами придумали игру и распределили роли. Им очень нравится играть всем вместе. Воспитатель с улыбкой смотрит, как дети играют, и иногда помогает им советами.
Педагог: Отлично! Я горжусь вами. Вы справились с таким трудным заданием!
6. Упражнение «Чего не хватает?»
Развитие тонкой моторики. Совершенствование навыка пользования восковыми мелками, умения закрашивать изображение в одном направлении.
Педагог приглашает детей за столы, на которых уже приготовлены альбомные листы с недорисованным автобусом и восковые мелки. На наборном полотне стоит предметная картинка с изображением автобуса.
Педагог: Что я начала рисовать для вас на альбомных листах?
Дети: Это автобус.
Педагог: Чего не хватает у автобуса?
Дети: двух колес, двери, руля, фар.
Педагог: Посмотрите на картинку, которая стоит перед вами, рассмотрите автобус, выберите нужные мелки и дорисуйте свой автобус.
Дети выполняют задание.
Педагог: Что вы дорисовали?
Дети: Два колеса, руль, дверь, фары.
Педагог: Теперь раскрасьте автобус. Каждую деталь старайтесь раскрашивать в одном направлении.
Дети выполняют задание. Педагог собирает работы, раскладывает их на одном столе и организует их в обсуждении. Затем дети складывают мелки в контейнер. Педагог убирает рисунки и контейнер с мелками.
7. Упражнение «Кто внимательный?»
Развитие зрительного внимания и восприятия. Профилактика письменной речи
Дети вновь занимают места за столами. Педагог раздает им карточки с наложенными изображениями автобуса и грузовика.
Педагог: А теперь задание на внимательность. Что вы видите на карточке?
Дети: Это автобус и грузовик.
Педагог: Обведите пальчиком изображение автобуса. Дети выполняют задание.
Педагог: Теперь обведите изображение грузовика.
Дети выполняют задание. Педагог оценивает их работу и убирает карточки.
8. Обобщающий рассказ педагога по картинке.
Развитие речевого слуха. Формирование целостного представления об изображенном на картине.
Рассказ по картинке «Работа шофера трудна и сложна»
Мы видим на картинке детей, которые организовали игру «В автобусе». Дети играют в большом и светлом помещении. Они поставили стульчики рядом, недели костюмы, взяли игрушки.
Впереди на стульчике сидит мальчик - «шофер». У него в руках руль, на голове - большая фуражка. Мальчик крутит руль и объявляет остановки.
За мальчиком - «шофером» стульчики стоят в два ряда. На них сидят дети - «пассажиры». Слева мы видим девочку в желтом платье. Она держит мишку. Это, наверное, её сын. За девочкой сидит мальчик с большим портфелем. Он едет на работу. Девочка в розовом платье, изображенная справа, держит на руках большую куклу. Наверное, девочка везет её в детский сад.
По проходу между стульчиками идет девочка - «кондуктор». На девочке голубое платьице. На плече у неё висит красная сумка. Девочка протягивает билет пассажирке в оранжевом платье.
В автобусе едут и другие дети «пассажиры».
У окна сидит воспитатель и с улыбкой смотрит на детей. Иногда воспитатель помогает детям советами.
9. Окончание занятия. Оценка работы.
Педагог предлагает детям вспоминать, чем они занимались на занятии, что им было интересно делать. Затем педагог оценивает деятельность каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект НОД по коммуникации составление рассказа по картине "Зимние развлечения"
Конспект разработан для работы с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии, подготовительного к школе возраста...
Конспект по развитию речи составление рассказа по картине "Зима в лесу"
Цели и задачи: 1.Учить составлять простые и сложные предложения, небольшой связной рассказ по фрагменту картины о зиме. 2.Уточнить и обобщить знания детей о зимних изменениях в природе. 3.У...
Конспект по развитию речи "составление рассказа по картине".
конспект по развитию речи......
Конспект НООД «Коммуникация» Тема: Составление рассказа по картине с использованием технологии ТРИЗ «Зима»
Программные задачи: 1. Воспитывать умение слушать других, не перебивая их.2. Развивать логическое мышление, внимание, память.3.Побуждать составлять описательный рассказ по картине.4.Закреплять у...
Конспект логопедического занятия Тема: «Составление рассказа по картине «Зима» с использованием картинно-графического плана»
Материал представляет собой конспект подгруппового логопедического занятия по развитию связной речи....
План-конспект непосредственно образовательной деятельности "Составление рассказа по картине "Лошадь с жеребенком" по образовательной области "Речевое развитие"
Данный материал можно использовать на занятии по развитию речи....
конспект ОД по речевому развитию «Рассказ по картине «Праздник Светлой Пасхи»» для детей старшей группы
Цель: Развитие связной речи в процессе рассказывания по сюжетной картине «Праздник Светлой Пасхи».Задачи:Учить рассказывать о содержании сюжетной картины по плану и образцу.Продолжат...