Конспект занятия по развитию речи (ЧХЛ) в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Астапенко Наталья Владимировна

Занятие по развитию речи в старшей группе.

 

Тема: «Путешествие в осенний лес»

 

Цель: 

- учить детей составлять описательный рассказ по плану, предложенному воспитателем,

- развивать умение употреблять в речи слова – признаки, слова – действия, образные выражения,

- развивать умение пользоваться интонационными средствами выразительности; образовывать однокоренные слова.

 

Задачи:

-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи,

-восприятие музыки, художественной литературы,

-приобретение опыта в двигательной деятельности, в том числе артикуляционной, связанной с выполнением упражнений, направленных на правильность дыхания.

 

Дидактическое обеспечение:

демонстрационный материал – картинки осени, лесных зверей, солнце,доска магнитная, дорожки, аудиозапись- тишина в лесу.

 

Ход занятия: «Путешествие в осенний лес».

- К нам сегодня утром, когда в саду никого не было, прилетала сорока. Она сказала, что у них в лесу творится что-то непонятное…Звери ведут себя странно. Предлагаю нам отправится туда и узнать, что же там происходит.

 

В этот лес не идут поезда,

И самолет не летает туда,

Как же это место  назвать?

ЛЕС, до него рукою подать!

 

-А здесь простой секрет.

Смотрите и все замечайте, ничего не пропускайте!

Идем по дорожке, но будьте внимательны. Дорожки нужно менять.

Маленькие ножки идут по дорожке,

А большие ноги идут по дороге.

Маленькие ножки бегут по дорожке,

А большие ноги бегут по дороге.

Послушные у вас ножки?

 

-Наверно, нам надо отдохнуть!

(Дети садятся на стульчики).

 

 

Воспитатель:

-Ребята!

Какое сейчас время года? (Осень)

Какой месяц на дворе? (Ноябрь)

Это начало или середина осени? (Это конец осени)

А как можно сказать по-другому? (Поздняя осень)

- Какая погода осенью?

(холодная, морозная, дождливая, солнечная, ясная и т.д.)

- Что надевают люди осенью, когда идут на прогулку?

(теплую одежду: дети называют одежду …)

- Люди готовятся к зиме, правильно?

- Итак, наступила… (поздняя осень)

- Назовите по порядку осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь,). Дети на доску вешают картинки соответствующие месяцам.

- Осень дарит нам много всего вкусного… (овощи, фрукты и т.д.)

- А мы с вами сейчас идем в лес… (будем искать следы осени там, заодно и посмотрим, чем заняты наши звери. Выясним, почему же сорока так волнуется.)

-Что нам дарит осень в лесу?(грибы, ягоды)

 

-Ребята, давайте послушаем, как будет эхо откликаться нам:

(Артикуляционная разминка)

– А в лесу растет рябина.Ина – ина – ина

– Красны гроздья на рябине.Ине – ине – ине

– Сели птицы на рябину.Ину – ину – ину

– Нет уж ягод на рябине.Ине – ине – инее.

 

Воспитатель выставляет на доску картинки (солнце, дерево,

трава, дикие животные).

- Что это?

(это солнце)

- Расскажите, как греет осеннее солнце?

(греет слабо, лениво, неярко, скупо, реже, прячется за тучи)

- Что происходит с деревьями и кустарниками?

(облетают, осыпаются и т.д.)

- А что происходит с травой?

(вянет, чахнет, сохнет, отмирает)

- Кто живет в лесу?

- Как готовятся к зиме животные?

 

Чтение, ответы на вопросы, пересказ. «Лес осенью» по Г. Скребицкому Вопросы:

-О каком времени года говорится в рассказе?

-Какой осени? Начало или конец…

-Как автор описывает речку?

-На что похожи первые снежинки? (белые мухи)

-Во что одеваются звери? (зимние шубы, теплые и пушистые)

Кто любит больше всего эту пору? (охотники)

-Почему? (голые деревья, видны звери, не надо тащить лыжи)

-Кружатся ли листья в воздухе? (нет, все листочки опали)

 

-Нравится вам в лесу? Ребята, посмотрите сколько листиков опало…давайте по одному листочку возьмем и подуем каждый на свой листочек...

Дыхательная гимнастика.

1 – глубокий вдох, 2 – выдох.

Зашумела листьями

Осень золотистая,

Вьется над рябинкой

тонкойпаутинкой.

- Вы устали? Давайте присядем и отдохнем.

 

 

Д/ ИГРА « Кто, что делает осенью?»

Медведь – залег в берлогу, еж -…., белочка-…., и.т.д.

 

-Так вот что делают звери…они готовятся к зиме. Напрасно сорока так беспокоится, Лучше бы подумала о себе!!!

 

Воспитатель:

В лесу тишина и покой, а нам пора домой!

Дети, давайте закроем глаза! Послушаем какая в лесу тишина!

 

Релаксация.

Дети удобно устраиваются, расслабляются и слушают с закрытыми глазами тихую, спокойную музыку. Затем открывают глаза.

-Вот мы и опять в саду.

 

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Все это называется природой,

Давайте же всегда ее беречь!

- Понравилось вам в осеннем лесу?

Пойдем еще раз туда?...только это будет уже зима!

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Г. Скребицкий
Сентябрь.

        В воздухе захолодало. На кустах и деревьях пожелтела листва. Лес оделся в разноцветный убор. Грачи и другие перелётные птицы давно уже собрались в стаи. И вот, наконец в прохладном осеннем небе слышится прощальное курлыканье журавлей.

        Кончилось лето – пора весёлых прогулок в лес за ягодами, за грибами. Кончилось купание в реке. Кончились для ребят беззаботные дни полного отдыха. Теперь с новыми силами нужно браться за учение, а для походов в лес или на реку остаются только воскресные дни.

Но зато эти немногие дни юные натуралисты должны использовать как можно лучше.

        Осень – сентябрь, октябрь, ноябрь – интереснейшая пора для наблюдений в природе. Ведь в эту пору все животные готовятся к зиме. Большинство птиц улетает на зимовку в тёплые страны. Многие звери утепляют к зиме гнёзда и логовища, а некоторые тащат к себе в «кладовки» и «погребки» запасы еды. Белка заготовляет в дуплах и древесных щёлках орехи и жёлуди, сушит на сучьях деревьев грибы.

        Насекомые: бабочки, жуки, муравьи, как только захолодает, скрываются кто куда. Одни прячутся в разные щели, другие забираются в земляные норки. Там насекомые, те, что не погибают осенью, засыпают непробудным сном до весны.

На зиму засыпают также лягушки, змеи, ящерицы и даже некоторые зверьки: ежи, сони, бурундуки. Самый большой из наших лесных зверей – медведь – тоже устраивает себе «зимнюю спальню» и дремлет в ней всю долгую зиму.

Ещё с осени выбирает он в густом лесу удобное место для берлоги. Натаскает туда опавших листьев, моху, сухой травы. Отличную постель устроит. Теперь ему не страшны ни мороз, ни ветер. Лежи себе да полёживай до тёплых весенних дней.

        А не забыли ли вы, ребята, следить за календарём? Вспомните: 21 июня был самый длинный день и самая короткая ночь. Но с двадцатых чисел июня день начал убывать. И вот 21 сентября долгота дня и ночи вновь сравняется. Наступит день осеннего равноденствия. С этого числа ночь будет удлиняться, а день станет всё убывать и убывать, и так до второй половины декабря.

Г. Скребицкий
Октябрь.

        Хмурится небо. Частенько из низких туч брызжет на землю мелкий холодный дождь. Лес давно уже сбросил листву, стоит весь голый, притихший. В полях и на речке тоже не веселее. Всюду пусто, холодно и уныло. Вода в реке кажется какой-то серой, густой. В ней отражаются низкие тучи. А когда поднимется ветер, по речке бегут друг за другом крутые волны. Они сердито шипят и взбивают у берега грязно-жёлтую пену.

        Целые стаи пролётных северных уток гостят у нас в эту пору, отдыхают и кормятся, чтобы потом двинуться в дальнейший путь на юг.

Подводные обитатели рек и озёр тоже готовятся к зимовке. Это хорошо известно каждому рыболову.

        С наступлением холодов разные рыбы ведут себя по-разному. Жители стоячих вод – прудов и озёр – ленивые, неповоротливые караси и лини осенью, как только захолодает, прячутся на дно в подводные заросли, иной раз даже зарываются в ил и дремлют там. Попробуй в холод поймать на удочку карася или линя – вряд ли это удастся. Зато речная рыба – плотва, окунь, ёрш – в эту пору жадно хватает приманку. Спешит отъесться к зиме и зубастая щука. Но особенно большой аппетит появляется у налима. Всё лето дремал он в норе под корягами или среди камней. А вот наступила осень, начались холод, ненастье, тут-то налим и очнулся от дремоты, вылез из-под коряги и начал охотиться за рыбёшками, лягушками и другой живностью. Этому обжоре что живое ни попадись – всё съест.

https://itexts.net/files/online_html/266016/i_114.jpg

Г. Скребицкий
Ноябрь.

        По календарю ноябрь считается последним осенним месяцем. Но в нашей средней полосе это частенько уже начало зимы. С каждым днём всё крепче и крепче утренние заморозки. Когда ребята отправляются в школу, под ногами уже хрустит ледок.

        Речка у берегов тоже замёрзла, только посредине вода свободна ещё ото льда. И на озёрах появились широкие ледяные закрайки. Небольшой пруд возле деревни уже совсем затянуло льдом, но ходить по нему нельзя – он ещё очень тонок.

        Водоёмы, большие и малые, покрываются льдом. А вот и снег. Всё чаще и чаще летают в воздухе белые мухи зимы, садятся на землю, на крыши домов и сараев. Посидят и снова исчезнут – растают. И вновь хмурятся голые опустевшие поля и леса.

        Холодно, неприютно. Всё живое попряталось от ненастья.

Звери одеваются в зимние шубы, тёплые и пушистые. В такой шубе не страшен им пронизывающий осенний ветер.

        Поздняя осень. Невесёлое время года, но зато это чудесная пора для охотников. Пока в полях и лесах ещё не выпал глубокий снег, не нужно надевать полушубка, валенок, не надо тащить с собой тяжёлые лыжи. Надел ватную куртку, перекинул через плечо ружьё и иди, куда хочешь. Можно за день исколесить не один десяток километров.

        В эту пору в лесу очень удобно следить за зверями и птицами. Листвы на кустах и деревьях уже нет, трава посохла, осенние дожди прибили её к земле. Нелегко в эту пору четвероногим и крылатым обитателям леса укрыться от зоркого глаза охотника-следопыта.

        Для юных натуралистов это хорошее время, чтобы понаблюдать за жизнью лесных обитателей.

        Тому из вас, ребята, кто закалил себя летом, кто не боится дождя и холода, немало найдётся, что можно и стоит понаблюдать в осенних полях и лесах.

https://itexts.net/files/online_html/266016/i_112.jpg

https://itexts.net/files/online_html/266016/i_113.jpg

https://itexts.net/files/online_html/266016/i_107.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Пересказ рассказа Е. Пермяка "Про нос и язык"

Данное занятие способствует    закреплению  лексики  по теме «Части тела", дети  учатся подбирать антонимы; активизировать глагольный    словарь,   согласовыват...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы"

     На занятии дети учатся составлять описательные рассказы о  насекомых, используя при этом план - схему, продолжают учиться  связности, развёрнутости,  не...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему: «Пришла весна»

Аннотация   Материал занятия знакомит детей с сезонными изменениями в природе весной. Занятия направлено на развитие у детей эмоциональной отзывчивости на музыку композиторов – классиков, му...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ "МЫ ЗНАЕМ РОДНОЙ ЯЗЫК"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  ПО  РАЗВИТИЮРЕЧИ  ДЛЯ  ДЕТЕЙ   СТАРШЕЙ   ГРУППЫ"МЫ   ЗНАЕМ   РОДНОЙ    ЯЗЫК"....

Конспект занятия по развитию речи детей в старшей группе «День матери»

Цель занятия: развитие лексико-грамматического строя и связной речи детей; развитие познавательных способностей.Задачи занятия:Образовательные:-  учить подбирать к существительным кач...

Конспект занятия по развитию речи детей в старшей группе " Моя семья"

Конспект выполнила воспитатель старшей группы Калининского района города Санкт-Петербург детский сад №12....

План-конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы Тема занятия: «Путешествие к зайчику на день рождения»

План-конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы Тема занятия: «Путешествие к зайчику на день рождения»...