картотека триз для дтей младшего дошкольного возраста
материал по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Картотека игр по технологии ТРИЗ для детей младшего дошкольного возраста
Составила:
Григорьева А.С.
«Раньше – позже»
Правило игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят,
что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом.
Ход игры:
Воспитатель: посмотрите, какая медведя сделана берлога?
Дети: Большая, крепкая, добротная.
Воспитатель: Она всегда была такой? Что с ней было раньше?
Дети: Ее не было, росли деревья.
«Назови часть предмета»
Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части.
Ход: Ведущий бросает кому-то из детей мячик и говорит слово (предмет):
-ДОМ.
Ребенок, поймав мяч, должен быстро назвать какую-то часть этого объекта:
- КРЫША (крыльцо, дверь, окно, чердак, подвал…)
Примечание: с детьми раннего возраста можно начать с картинок
«Четвертый лишний»
Цель: научить видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение.
Ход: На доске – изображение четырех предметов. Объяснить детям, что «лишним» будет каждый предмет по очереди, чтобы не было никому обидно.
Например: - Вот помидор. Он будет лишним среди банана, яблока, апельсина. ПОЧЕМУ? (помидор – овощ, а все остальные фрукты).
«Что умеет делать?»
Цель: на формирование умения выявлять функции объекта
Правила игры: Ведущий называет объект. (Объект можно показать или загадать с помощью игры «Да-Нет» или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.
Ход игры:
Воспитатель: Телевизор.
Дети: Может сломаться, может показывать разные фильмы, мультфильмы, песни, может пылиться, включаться, выключаться.
В: Что может мяч?
Д: Прыгать, катиться, плавать, сдуться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать.
В: Давайте пофантазируем. Наш мяч попал в сказку » Колобок». Как он может помочь Колобку?
Примечание: Можно перемещать объект в фантастические, нереальные ситуации и смотреть, какими дополнительными функциями обладает объект.
Базис личностной культуры.
В: Вежливый человек — это какой и что умеет делать?
Д: Здороваться, вежливо провожать гостей, заботиться о больном человеке или собаке, он может уступать место в автобусе или трамвае старушке, а еще сумку донести.
В: Еще?
Д: Выручить из беды или трудного положения другого человека.
В: Что может растение?
Д: Расти, пить воду, расцветать, закрываться, может качаться от ветра, может погибнуть, может вкусно пахнуть, а может и невкусно, может колоться.
В: Что может слон?
Д: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает.
В: Что может дождь?
Д: Растворить лед.
В: Когда и почему?
Д: Когда ярко светит солнце, тепло.
В: Что еще может лед?
Д: Лед может расколоться, треснуть.
В: А какие полезные функции у льда?
Д: Его нужно прикладывать к шишке (ушибу). Продукты хранятся в холодильнике, а там есть лед.
В: Что можно делать со льдом?
Д: Можно раскрашивать красками, сделать разноцветные льдинки.
Можно кататься по льду на коньках и просто на ногах. Льдинками можно украшать всякие снежные постройки.
В: Что может дождь?
Д: Капать, литься как из ведра, создать лужи, поливать растения. Дождь делает воздух свежим, моет дороги, чтобы они были чистыми и красивыми.
Дождь может моросить.
«Раньше - позже»
Цель: учить детей составлять логическую цепочку действий, закреплять понятия « сегодня», «завтра», «вчера»… развивать речь, память.
Правила игры:
Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом (моделирование действия). Для наглядности можно использовать ось времени, где будет видна пошаговая последовательность событий вперед или назад.
«Где живет?»
Цель: на выявление над-системных связей, развивать речь, мышление.
Правила игры:
Ведущий называет предметы окружающего мира. В младшем дошкольном возрасте — это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. В старшем дошкольном возрасте — это любые предметы и явления реального и фантастического миров (где живет улыбка, огонь). Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов.
«Солнышко светит»
Цель: на развитие мышления, речи, речи, гибкость ума, воображения.
Правила игры:
Вы начинаете предложение, а ребенок заканчивает. Например, дождь — идет, а еще… солнышко — светит… собака — лает… паровоз — мчится…
Ход игры:
Можно объединить два предмета или живых существа и называть общие для них действия. Снег и лед тают, птица и самолет летают, зайчик и лягушка прыгают. Или одно действие и много предметов: плавает рыба, лодка, корабль, айсберг… А еще? Греет солнышко, шуба, батарея… А еще? Гудит машина, поезд…
«Хорошо – плохо».
Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Правила игры:
Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.
Ход игры.
1 вариант:
В: Съесть конфету — хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая.
В: Съесть конфету — плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
То есть вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо — почему?», «что-то плохо — почему?».
2 вариант:
В: Съесть конфету — хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая.
В: Сладкая конфета — это плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
В: Зубы заболят — это хорошо. Почему?
Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.
То есть вопросы идут по цепочке.
«На что похоже»
(проводится со 2 младшей группы)
Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него.
Примечание: Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.
Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.
Воспитатель: На что похожа колючка ежика?
Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т.д.
Игра «Один – много»
Цель: учить находить в одном предмете множество его составных частей. Закреплять понятие «один – много»
Ход: - Ребята, сколько у меня расчесок? (одна).
-Чего в расческе много? (зубчиков)
Игра «Паровозик»
(со 2 младшей группы)
Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функции.
Ход: Ведущий подбирает 5-6 вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды. Это может быть дерево, птица, бабочка, т.е. любая живая система. Карточки раздаются играющим детям. Ведущий – паровозик, дети – вагончики.
Например, Человек:
1 карточка – младенец
2 карточка – дошкольница
3 – девочка-подросток
4 – девушка
5 – женщина
6 – старушка . («Поезд времени»)
Игра «Гирлянда»
(со 2 младшей группы)
Цель: Учить строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов.
Ход: Ведущий предлагает стартовое слово.
Например, ЛЯГУШКА. И задает детям вопрос о свойствах , действиях этого предмета.
- Лягушка какая?
Ребенок отвечает: - Зеленая.
От этого слова вновь ставится вопрос. Например:
- Зеленая кто (что)?
Ребенок отвечает: - Трава.
- Трава что делает? (растет)
- Растет что (кто)? (ребенок)
- Ребенок какой? (веселый)
- Веселый кто бывает? (клоун)
- Клоун что делает? (смеется)
И т.д.
Игра « Что в чем?»
(со 2 младшей группы)
Цель: учить детей по определению подсистемы выстраивать систему.
Ход: - Ребята, кнопка часть чего? (звонка, куртки, листочка, баяна).
- листочек (дерева, тетради, книги, календаря, папки).
- Лампочка (комнаты, прибора, видеокамеры, столба, настольной лампы).
- экран (телевизора, компьютера, системного оператора, рентген аппарата, окна, зеркала, диафильма).
Дети должны назвать не менее 5 систем.
Игра «Что умеет делать?»
(со 2 младшей группы)
Цель: учить выделять функцию объекта.
Ход: Ведущий называет объект, дети определяют, что умеет делать он или что делают с помощью него.
Например:
Ведущий : - Ромашка.
Дети: - растет, пахнет, вянет, погибает, хочет пить.
Ведущий: - Занавеска.
Дети: - затемняет, пачкается, может стираться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Триз - минутки. Картотека игр для детей младшего дошкольного возраста.
ТРИЗ позволяет развивать воображение, фантазию детей,ТРИЗ позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию,ТРИЗ стимулирует...
Картотека ТРИЗ игр для детей дошкольного возраста
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач....
"Картотека ТРИЗ игр для детей дошкольного возраста"
quot;Картотека ТРИЗ игр для детей дошкольного возраста"...
Картотека ТРИЗ игр для старшего дошкольного возраста.
Игры- ТРИЗ для старшего дошкольного возраста...
"Картотека ТРИЗ игр для детей дошкольного возраста"
quot;Картотека ТРИЗ игр для детей дошкольного возраста"...
Картотека ТРИЗ игр для детей дошкольного возраста
Картотека ТРИЗ игр для детей дошкольного возраста...
Картотека игр ТРИЗ для детей младшего дошкольного возраста.
Не так давно начала знакомство с технологией ТРИЗ. Стала использовать игры в своей практике, применяя их во время совместной деятельности, в процессе индивидуальной работы, в свободное время. Эти игры...