Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшего дошкольного возраста «Осенние заботы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Создать условия для развития у детей старшего дошкольного возраста связной речи в процессе совместной деятельности по осенней тематике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_fgos.docx | 27.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад №7
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
по образовательной области «Речевое развитие»
для детей старшего дошкольного возраста
«Осенние заботы»
Составитель: Кочанова Е.П.
Используемые технологии:
- игровая;
- личностно-ориентированная;
- мнемотехника.
2019 год
Цель: создать условия для развития у детей старшего дошкольного возраста связной речи в процессе совместной деятельности по осенней тематике.
Задачи:
Образовательные:
- расширять словарный запас;
- упражнять в употреблении глаголов, прилагательных, существительных
в связной речи детей;
- закреплять представления детей об осенних явлениях в природе,
о жизни птиц осенью.
Развивающие:
- развивать речь, внимание, мышление, умение слушать сверстников;
- развивать умение составлять рассказ об осенних явлениях в природе,
о сезонных изменениях в жизни птиц;
- развивать самостоятельность.
Воспитательные:
- воспитывать любознательность;
- воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам;
- воспитывать стремление помогать друг другу.
Предварительная работа: чтение художественной литературы на осеннюю тематику, беседы, рассматривание репродукций картин художников, фотографий, иллюстраций в журналах, книгах, проведение игр с осенней тематикой.
Материалы для совместной непрерывной образовательной деятельности: подбор речевых игр, картинки, мнемотаблица.
Интеграция образовательных областей:
- «Познавательное развитие»;
- «Социально-коммуникативное развитие»;
- «Речевое развитие»;
- «Физическое развитие».
.
Примерный ход НОД:
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Организация детей перед НОД В группу приносят конверт. | Самостоятельная игровая деятельность детей |
Мотивация (игровая ситуация) Воспитатель показывает детям конверт: - Это письмо от нашего знакомого попугая Жако. Мы уже получали от него письма и выполняли его просьбы. Прочитаем, что он пишет нам на этот раз. Воспитатель читает: - Здравствуйте ребята! Я был очень рад получить от вас фотографии ваших рисунков березовой рощи. Они очень красивые! Я в восторге! Но я не увидел на рисунках осени и птиц. Мне интересно, где же они, не могу даже представить, чем заняты осенью птицы в России? Напишите мне, пожалуйста. - Ребята, хотите помочь Жако, узнать об осени и жизни птиц осенью в нашей местности? Я согласна с вами, что когда Жако увидит ваши рисунки, фотографии, иллюстрации, прочитает рассказ, он много будет знать об осени, чем заняты у нас здесь птицы осенью. | Слушают. Говорят, где живет Жако, как познакомились с ним. Радуются, обсуждают, задумываются. Рассуждают, вносят предложения. Предположения детей: Можем рассказать, нарисовать, сфотографировать, подобрать иллюстрации в журналах, книгах, составить рассказ. |
Выявление проблемы. Почему Жако не может представить, какая у нас осень, как живут птицы осенью и чем они заняты? | Дети формулируют проблему: Там, где он живет нет осени, всегда тепло, и природа не меняется в течение года. Для птиц там есть все необходимое: питание, гнезда. Жизнь у них тоже не меняется в течение года. Как рассказать? С помощью чего расскажем? Через что можем рассказать? |
Целеполагание. Поможем Жако узнать об осени и жизни птиц осенью? Обсуждение: о чем мы будем рассказывать Жако? | Дети определяют цель. Рассуждают, доказывают о необходимости рассказать об осенних явлениях в природе, как птицы реагируют на изменения в природе, как они готовятся к зиме. |
Планирование будущей деятельности. Что же делать? Как поможем узнать Жако об осени и птицах? Воспитатель предлагает подумать, что можно сделать, чтобы попугай как можно больше узнал о жизни птиц осенью. Кто нам поможет в составлении рассказа? Может какая мудрая птица? Подумайте. (Приложить к уху игрушку) Сова предлагает выполнить задания, следуя по стрелкам. За выполненные задания она будет давать картинки. С помощью этих картинок вы соберете мнемотаблицу, которая поможет вам составить, я думаю, интересный рассказ для Жако. И потом отправить письмо. | Дети предлагают отправить картинки, рисунки, хотят составить рассказ. Дети высказывают предложения, как можно составить рассказ и отправить письмо с рассказом. Мудрая сова. |
Реализация плана. А где же стрелки? Задание 1. Игра "Отгадай загадку". 1.Несу я урожаи, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю. Но не касаюсь елочек и сосен. А зовут меня все...осень. 2.Дождик с самого утра, Птицам в дальний путь пора, Громко ветер завывает. Когда это бывает? (Осенью) 3.Утром мы во двор идем — - Ребята, когда это бывает? Загадки вы отгадали. А есть еще стрелки? Задание 2. Осенью на улице бывает разная погода. То дождь соберется, то солнце спрячется и выглянет, то ветер облака гонит. Речевая игра «Какая осенью бывает погода?» Открывает конверт с картинками, предлагает детям по картинкам сказать какая погода. Картинки: - Облака – облачная, пасмурная… - Дождь – дождливая, мокрая, сырая… - Солнце – солнечная, теплая… - Ветер – ветренная… И с этим заданием вы справились! Пойдем дальше? Задание 3. А здесь сова предлагает нам поиграть! Физкультминутка «Стая птиц».
И с этим заданием вы тоже справились. Все задания выполнили? Вот еще стрелка. Задание 4.
В конверте таблицы с птицами.
Сорока, ворона, ласточка. Трясогузка, грач, голубь. Журавль, аист, синица. Галка, голубь, цапля. С заданием справились. Рассказали какие перелетные птицы, какие зимующие. Пойдемте дальше по стрелке. Здесь еще задание. Задание 5.
Дети, давайте расскажем, что могут делать птицы осенью? Перелетные птицы: - Взлетают, летают, улетают, перелетают, ходят, клюют, прыгают, кормят, пьют, поют, курлычат. Зимующие птицы: - Взлетают, летают, перелетают, прыгают, кормят, чирикают, каркают, едят, пьют. Короткая беседа: как мы помогаем зимой птицам? Воспитатель: - Посмотрите, вы собрали мнемотаблицу! - Вы догадались, в чем была помощь совы? Для чего она приготовила столько игр? - Верно, вам эти игры помогут составить рассказ для нашего друга Жако. Задание 6. Составим рассказ об осени и чем заняты осенью птицы в России с помощью мнемотаблицы, используя те слова, которые были в ваших играх. Каждый из вас попробует составить предложение по мнемотаблице. Получился у вас рассказ? | Дети открывают конверт. Отгадывают загадки, определяют время года. Дети отвечают. Дети выполняют движения. Дети машут руками, словно крыльями. Дети машут руками интенсивнее. Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд. Дети встают и машут «крыльями». Присели. Дети объясняют, кто лишний и почему. Дети отвечают. Дети отвечают, рассуждают. Дети составляют рассказ с помощью мнемотаблицы. Один ребенок полностью рассказывает рассказ. |
Оценка и рефлексия Воспитатель подводит детей к активному обсуждению:
тогда мы отправим письмо с просьбой, рассказать об их жизни. | Дети вспоминают, чем занимались, перечисляют какие действия, они выполняли, что узнали и т.д. (Это получилось, потому что все действовали дружно, очень старались). |
Д/и «Кто какой голос подает»
Цель: формирование у детей представление о том, как перелетные птицы подают голос.
- Ласточка – щебечет,
- Гусь – гогочет,
- Утка – крякает,
- Кукушка – кукует,
- Журавль – курлычит,
- Соловей – свистит, поет.
Д/и «Назови одним словом»
Цель: формирование умения образовывать сложные слова
У аиста ноги длинные, поэтому его называют длинноногим.
У соловья звонкий голос, поэтому его называют … (звонкоголосым).
У кукушки хвост длинный, поэтому её называют …. (длиннохвостой).
У журавля длинный клюв, поэтому его называют … (длинноклювый).
У аиста острый клюв, поэтому его называют… (остроклювым).
У цапли узкая голова, поэтому ее называют … (узкоголовая).
У скворца прямой хвост, поэтому его называют … (прямохвостым).
У жаворонка короткий клюв, поэтому его называют … (короткоклювым).
У дикого гуся красный клюв, поэтому его называют … (красноклювый).
Структура НОД
- Организация детей перед занятием – Воспитатель ненавязчиво переключает детей на добровольное взаимодействие.
- Мотивация – Создает игровую ситуацию (социальную, проблемную).
- Выявление проблемы – Сконструировал ситуацию, чтобы дети сами определили проблему.
- Целеполагание – Педагог «идет за детьми», используя различные приемы для
активизации мыслительной деятельности.
- Планирование будущей деятельности – Педагог дает возможность детям самим придумать план действий, исходя из предложенных обстоятельств (материалов).
- Реализация плана – Педагог смог создать систему вопросов, заданий и др.,
позволяющих поддерживать активность детей на протяжении всего мероприятия (партнерская форма взаимодействия с детьми).
- Оценка и рефлексия – Педагог использует приемы, которые помогают детям самим прийти к выводу о результате деятельности и причинах. Стимулирует детей на дальнейшее познание явления, предмета и т.п. Может высказать свое позитивное мнение о достижении каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста. Тема :«Долгожданная весна»
Цель: активизация и обогащение словаря детей понятиями, обозначающими весенние явления и поведение животных весной. Задачи:Образовательные:Уточнить и систематизировать представления де...
Конспект образовательной деятельности по образовательной области « Речевое развитие » для детей старшего дошкольного возраста ( 6-го года жизни) Тема: « В гостях у сказки»
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста ( 6- го года жизни) " В гостях у сказки". Занятия направлено на решение задачи по развитию повествовательной речи с испо...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшего дошкольного возраста «Зима»
Создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста связной речи в процессе совместной деятельности по зимней тематике....
Конспект Непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшего дошкольного возраста с использованием игровой, здоровье созидающей технологий на тему: «Весенние деньки»
КонспектНепрерывной образовательнойдеятельности по образовательной области «Речевое развитие»для детей старшего дошкольного возраста с использованием игровой,...
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР «ДОШКОЛЬНИКИ СПЕШАТ НА ПОМОЩЬ»
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР «ДОШКОЛЬНИКИ СПЕШАТ Н...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" для детей старшего дошкольного возраста. "Насекомые и их знакомые"
Конспект НОД по О.О. "Развитие речи" написан по теме "Насекомые". Содержит 5 заданий и осуществлен с применением игровых технологий....