НОД «Отгадай, что я сказал».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Учить детей отгадывать загадки, умению узнавать сказку по характерным признакам сказочных героев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.docx | 27.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по развитию речи
Педагог: Алябьева Светлана Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории
Тема: «Отгадай, что я сказал».
Возраст детей: 5 – 6 лет.
Форма проведения: Непосредственно образовательная деятельность – путешествие.
Тип НОД: Закрепление ранее приобретённых знаний.
Форма организации обучения: Фронтальная.
Цель: Учить детей отгадывать загадки, умению узнавать сказку по характерным признакам сказочных героев.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей выразительную связную речь;
- учить детей умению обобщать, делать выводы, высказывать свое мнение;
- обучать детей переносить сюжет сказки в игру.
Развивающие:
- развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог;
- развивать выразительность и темп речи, силу голоса;
- развивать память, внимание, речь, мышление и наблюдательность.
Воспитательные:
- Воспитывать и способствовать развитию устойчивого познавательного интереса и внимание к собственной речи и окружающих людей.
- Воспитывать эмоциональное восприятие содержания произведений и интерес к сказкам.
- Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие»,
«Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие»,
«Физическое развитие».
Интеграция детских видов деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная, коммуникативная, загадывание загадок, музыкальная.
Предварительная работа: Чтение и рассказывание сказок; поиск и заучивание загадок к сказкам; рассматривание иллюстраций к сказкам; дидактические и подвижные игры; изготовление аппликации «Алые паруса».
Планируемые результаты:
- способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения;
- проявляет инициативу и самостоятельность;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослым;
- обладает активным воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;
- достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, построения речевого высказывания;
- проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам.
Методы: Словесные, наглядные, игровые.
Приёмы: Наблюдение, вопросы, рассматривание, рассуждение, показ, беседа, разъяснение, пояснение, театрализация.
Оборудование:
технические: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация¸ музыкальные записи: песня «А на море чайки»;
методические: картинки Незнайки и Буратино, пазлы для работы в паре; карточки для игры в паре «Соедини героев из одной сказки»; облака в конвертах; раскраски; аппликация из бумаги «Алые паруса».
организационные: конверт с письмом; маски медведя, зайца, ежа, лисы; бочонок и ложка; игрушка «Петушок», муляжи грибов; корзинка; мешочек; «Азбука», игла; зеркальце; градусник; апельсин; яблоко; мочалка.
Ход НОД:
Этап, его продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Результат |
Вводно-организационный, 1 мин | Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка. | 1. Организационный момент. Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу, Улыбки подарим гостям. К уроку готовы? Тогда – за работу! Удачи желаю всем нам. | Приветствие, участие в игре. Занимают свои места. | Готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания. |
Мотивационно-побудительный, 2 мин | Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах | 2. Создание проблемной ситуации. - Сегодня к нам пришёл ещё гость. Отгадайте кто это? Он не знает ничего. - Вспомните, из какого произведения Незнайка? - Кто автор этой сказки? - Незнайка нашёл у себя в почтовом ящике письмо. Он растерялся и не знает, что ответить. Послушайте: Её загадаешь – Себя проверяешь, Её отгадаешь – Радость получаешь! - В народе издавна говорили: У тех ум в порядке, Кому легки... Слайд 2. | Незнайка. «Приключения Незнайки и его друзей». Николай Николаевич Носов. Загадка. загадки. | Внутренняя мотивация на деятельность. |
Актуализация имеющихся знаний, представлений. 3 мин | Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений. | 3. Формулирование темы занятия. - Вы, наверное, догадались, что сегодня мы будем говорить о… - Тема нашего урока «Отгадай, что я сказал». Слайд 3. - Слово «загадка» происходит от старинного русского слова «гадати», что означает думать, рассуждать. - Значит, сегодня на уроке мы будем… - Нас ждут не совсем обычные загадки. А какие, послушайте … В ней всегда конец хороший, - Она – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Что это? - Какие мы сегодня будем отгадывать загадки? | загадках. Не просто отгадывать загадки, а думать, рассуждать. Сказка. Сказочные. | Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового. |
Расширение имеющихся у детей знаний, представлений. 10 мин | Закрепление, расширение, обобщение, систематизация знаний и представлений о загадках, сказках. | 4. Работа с загадками. - Я предлагаю совершить сказочное путешествие. Как вы считаете, на чём удобнее отправиться в путь? - Хорошо. Не зря мы построили корабль под алыми парусами. Слайд 4. Вновь под шорох страниц В сказку, друзья, стремимся, На волшебный корабль Поудобней садимся. Звучит песня «А на море чайки». - Мы сами сделали этот корабль, наверное, поэтому он и волшебный. Вперёд к сказочным островам! - Мы приплыли к острову Угадайка. 1). Остров Угадайка. Загадывание загадок детьми «Угадай героя сказки». - Ребята, а вы сможете загадать загадку своим друзьям? Угадайте героев сказки. Их приглашают с другом Геной Уплетая калачи, На сметане мешён, Живёт в лесной избушке, На кочке болотной Невестушка ждет, Когда же за нею Царевич придёт. Богат, но не весело Царь тот живёт. Бессмертным зовётся, Но всё же умрёт. Она красива и мила, Имя её от слова «зола». У кого ты не спроси – Всем известно на Руси: То он царь, то из крестьян, То дурак, а звать - ... Я – царевна молодая, Красотой, умом блистаю, Но с одним лишь я изъяном: Я – царевна … Он хозяина любил, Верно он ему служил. Сапоги носил и злого Людоеда победил. - Внимание, впереди остров Исправляйка. 2). Остров Исправляйка. Игра «Назови правильно сказку». - В гости к Незнайке пришёл кто...? Угадайте. Старый Карло у камина Из полена сделал сына. Длинный, острый нос как шило У мальчишки … - Буратино перепутал все названия сказок. Помогите, ребята разобраться. - Буратино уверен, что Мальвина читала ему сказку «Утки-лебеди». - Он уверен, что есть такая сказка – «Даша и медведь». - Он ел очень вкусную кашу из молотка. - Самая любимая его игрушка – стойкий железный солдатик. 3). Остров Сочиняйка. Игра «Доскажи словечко». - Продолжите… Жили-были семь ребят – Белых маленьких ... Мама их любила, Молочком ... Тут зубами щёлк да щёлк, Появился серый ... Шкуру белую надел, Нежным голосом ... Как коза запел тот зверь: - Отоприте, детки, ... Ваша матушка… Молочка вам ... Мы ответим без подсказки, Кто сумел спасти ребят? Это знаем мы из сказки: - Коза и семеро козлят… Скажите одним словом, все вместе – они это...? Если дети не ответят, показать ребус «Семья». - В семье дети должны слушаться старших. | На корабле. Дети поют песню. Чебурашка. Слайд 5. Емеля. Слайд 6. Колобок. Слайд 7. Баба Яга. Слайд 8. Царевна-лягушка. Слайд 9. Кощей Бессмертный. Слайд 10. Золушка. Слайд 11. Иван. Слайд 12. Несмеяна. Слайд 13. Кот в сапогах. Слайд 14. Буратино. Дети правильно отгадывают названия сказок. «Гуси-лебеди» «Маша и медведь» «Каша из топора» «Стойкий оловянный солдатик» Дети договаривают стихи в рифму. козлят. поила. волк. запел. дверь. пришла, принесла. «Волк и семеро козлят». Слайд 15. Семья. | Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки и т.д. Овладение способами познавательной деятельности. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Любознательность и активность. |
Динамическая пауза. 1мин | Смена видов деятельности, предупреждение утомляемости. | - Море нас укачало. Необходимо выйти на сушу и пополнить запасы пресной воды на острове Отдыхайка. 5. Остров Отдыхайка. Физкультминутка «Мы устали». Слайд 16. Мы по сказке погуляли. И, конечно же, устали. Мы немного отдохнём, Дальше в сказку мы пойдём. Высоко поднимем руки. Будем жить всегда без скуки. Повернёмся вправо, влево. Вновь работать будем смело. | Участвуют в игре, выполняют физические упражнения. шаги на месте присели шаги на месте поднимают руки вверх трясут руками повороты туловища вправо - влево сели, положили руки | Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта |
Практическая работа. 10 мин | Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений | 4). Остров Собирайка. Работа в парах «Отгадай загадку по иллюстрации». - А вы знаете ребята, что загадки можно загадывать не только словами. А как ещё? - Следующий остров на пути – это Собирайка. - Ребята, вам нужно сложить пазл. По иллюстрации отгадать героев и сказать из какой они сказки. Баба Яга. «Гуси-лебеди». Русалочка. «Русалочка». Снегурочка. «Снегурочка». Мышка. «Репка». Ласточка. «Дюймовочка». Старуха у разбитого корыта. «Сказка о рыбаке и рыбке». Кай и Герда. «Снежная королева». Жар-птица. «Иван-царевич и серый волк». Балерина. «Стойкий оловянный солдатик». - Пристать к острову Вынимайка нас вынуждает шторм. 5). Остров Вынимайка. Игра «Волшебный мешочек». - В волшебном мешочке находятся предметы из разных сказок. Мы будем вынимать вещи из мешочка, и помогать Незнайке с Буратино отгадывать, какому сказочному персонажу принадлежит данный предмет. Зеркальце Азбука Яблоко Мочалка Градусник Игла 6). Остров Понимайка. Игра «Составь предложение». - На острове Понимайка живут зверята из сказок. Незнайка с Буратино никак не поймут, что они делают. Поможем? - Отгадайте ребусы. 1. Ёж. Слайд 17. 2. Медведь. Слайд 18. 3. Лиса. Слайд 19. 4. Заяц. Слайд 20. - Жители острова Соединяйка просят помочь им выпутаться из трудной ситуации. Они потерялись. 7). Остров Соединяйка. Игра «Герои сказки». Работа в паре. - Соедините героев из одной сказки. Старик и старуха «Сказка о золотой рыбке» Сестрица Алёнушка и братец Иванушка Мальвина и Буратино Кот Матроскин и Шарик Муха-Цокотуха и Комарик Волк и коза Малыш и Карлсон Проверка. 8). Остров Напевайка. - Отгадайте, кто напевает эти мелодии. Вы можете им подпевать. Слайд 21. Звучит: Песня Вини Пуха Песня трёх поросят Песня царевны Забавы Песня Чебурашки Песня Маши «Варенье» | Дети складывают пазлы. Картинками, предметами, движениями, знаками. Дети вынимают из мешочка предмет и говорят, какому сказочному персонажу он принадлежит. Дети показывают движения зверей, но сначала отгадывают ребусы о зверятах. Ёжик собирает в корзинку грибы. Мишка ест мёд. Лиса несёт петушка. Зайчик сидит под кустом. Дети работают по карточкам в паре. Дети отгадывают героев сказок. Дети поют песню. | Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности. Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. |
Рефлексия. 3 мин | Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки. | 6. Рефлексия. - Сегодня мы много путешествовали по морю сказок. Но пора возвращаться к родному берегу. Постарались вы ребята, Верю, сказка очень рада. В класс пора нам собираться И с загадками прощаться. - Вам интересно было на уроке? - Что особенно понравилось? - Если вы были недовольны и расстроены, покажите тёмную тучку. Если вы скучали на уроке, покажите голубое облако, а если вы довольны своей работой, покажите белое облачко. - Незнайка и Буратино благодарны вам за то, что вы помогли им отгадать загадки. Поэтому они дарят вам раскраски. На них надо по точкам нарисовать картинку и определить, из какой сказки эта иллюстрация. - Теперь мы можем сказать: «Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!». Молодцы все мы! Спасибо. | Ответы детей. | Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Отгадай кто спрятался"
Презентация по теме домашние животные.В презентации игра для детей, на закрепление пройдденной темы. Дети угадывают по силуэту и прослушивают голос животного. Или можно использовать наоборот, ребёнок ...
Игра "Отгадай слово"
Используется для развития сложных форм фонематического анализа и синтеза....
50 способов сказать детям "Я тебя люблю!" 50 способов сказать ребенку «Я тебя люблю!»
1. Молодец!2. Хорошо!3. Удивительно!4. Гораздо лучше, чем я ожидала!5. Лучше, чем все кого я знаю!...
Сценарий музыкально-литературного огонька ко дню пожилого человека: «Кто сказал, что бабушка, кто сказал, что дедушка люди пожилые!»
Сценарий праздника, посвященного дню пожилого человека. Для дошкольников....
Краткосрочный проект «Кто сказал, что дедушка, кто сказал, что бабушка – люди пожилые»?
Представляю вам краткосрочный проект по теме «Семья». Данный материал будет полезен воспитателям подготовительных групп, проект направлен на воспитание у детей чувства уважения и ...
Сценарий совместной игровой деятельности «В гости к Щенку» детей второй младшей группы с нарушением зрения и родителей по проекту «Кто сказал «Мяу!» (сказка В. Сутеева «Кто сказал «Мяу!»).
Технологии: проектная, игровая, здоровьесберегающая, коммуникативная.Цель: Формирование заинтересованного, бережного отношения к животным и птицам, через знакомство с произведением В.Г. Сутеева ...
Как сказать ребенку «нет» Несколько правил для родителей как сказать «нет»
Как сказать ребенку «нет»Несколько правил для родителей как сказать «нет»...