Конспект по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
«Лексические упражнения»
Задачи. Продолжать учить делать звуковой анализ слов. Формировать умение объяснять значение фразеологизмов. Развивать слуховое восприятие, воображение, ассоциативное мышление, образность речи. Воспитывать активность, самостоятельность.
Материалы: осенний листок с письмом от Осени, карточки с заданиями, спрятанные в разных местах группы, предметные картинки для составления цепочки слов, предметы – подсказки (листок с нотами, мяч, ложка, карандаш, картинки с точечными рисунками для обведения.
Ход занятия.
Психологический настрой.
Утром солнышко проснулось
Потянулось, потянулось.
Свои лучики раскрыло
Всем улыбки подарило.
Оглядело все вокруг:
Слева друг, справа друг.
День с улыбки начинайте,
Всем здоровья пожелайте!
Вводная часть. На подоконник заранее положить осенний листок-письмо.
- Ребята, кто принёс этот красивый осенний листочек? Не вы? Интересно, как он сюда попал? Давайте поставим его в вазу и будем любоваться (берёт листок). Да тут что-то написано: «Здравствуйте, ребята! Пишет вам королева – Осень. Весь свой сезон я наблюдала за вами. Вы очень дружные, умные, весёлые ребята, много знаете обо мне, и я решила вас наградить. Но найти награду непросто: нужно выполнить задания. А вот и первая подсказка (рисунок нот). Удачи вам!»
-Ребята, как интересно! Ну что, будем искать подарки Осени? О чём же нам говорит первая подсказка? Что здесь нарисовано? Ноты, значит, где нужно искать следующую подсказку? Да, в центре музыки. Давайте поищем. Ага, вот и следующее задание: соберите цепочку из слов.
Основная часть.
1. Игра «Цепочка слов».
- Мы будем выкладывать цепочку из картинок, но так, чтобы следующее слово начиналось на последний звук предыдущего слова. Первая картинка «карандаш»: какой звук стоит в конце этого слова? Звук «Ш», значит, следующее слово должно начинаться на этот звук, и т. д.
-Молодцы, выполнили это задание. А где же следующее, если здесь нарисована лейка? Точно, лейкой мы поливаем цветы, значит, надо искать в центре природы. Пойдём поищем. Вот и следующее задание: «Станьте волшебниками! Превратите одни слова в другие, изменив в них только один звук».
2. Игра «Измени слово».
-Ребята, слушайте внимательно. Какой звук в слове «зайка» нужно заменить на другой, чтобы получился предмет одежды? Правильно, если заменить первый звук «з» на звук «м», то получится слово «майка» - предмет одежды. Следующее слово «лак» нужно превратить в цветок (лак – мак, слово «дом» превратить в рыбу (сом); слово «лук» в насекомое (жук).
Какой звук стоит первым в слове «жук»? Звук «ж», а это звук гласный или согласный? Почему вы так думаете? А после него какой звук идёт? Звук «у» - гласный или согласный? Почему? Потому что он поётся только голосом, не встречая на пути препятствий. Какой звук стоит последним в этом слове? Звук «к» - гласный или согласный? Почему?
Молодцы! А вот и подсказка – мяч, значит, где искать следующее задание? Правильно, в физкультурном уголке.
3. Физминутка.
По дороге мы идем,
Листья сыплются дождем.
Красно – желтый листопад
Обсыпает всех ребят. (Ходьба на месте.)
А по небу ходят тучи,
Не пробьется солнца лучик.
Ветер дует с высоты,
Вянут травы и цветы. (Руки вверх.)
Мы к плечам прижали руки,
Начинаем их вращать.
Прочь, усталость, лень и скука.
Будем листья собирать. (Вращение руками.)
То налево посмотрели,
То направо поглядели.
Лист дубовый, клена лист
Ты сорвать поторопись. (Повороты влево, вправо.)
Низко – низко приседаем,
И листочки собираем.
Соберем большой букет
Славной осени привет. (Приседание.)
Мы последний раз присели,
Отдохнули, посвежели.
А теперь домой идем,
Листья желтые несем. (Ходьба на месте.)
-Ребята, здесь ещё подсказка: ложка. Где поищем следующее задание? В буфете. А вот и оно: нужно объяснить выражения.
4. Игровое упражнение «Объясни значение».
Выражения: «повесил нос», «бежит, сломя голову», «водить за нос» (Значение: обманывать, вводить в заблуждение, обещать и не выполнять обещанного. Выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей на показ за продетое в нос кольцо и заставляли их делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки, «вот где собака зарыта!» (Вот в чем дело, именно в этом истинная причина.)
-Молодцы, и с этим заданием справились! Ещё подсказка – карандаш. Где будем искать подарки? В центре ИЗО. А вот и подарок: весёлое стихотворение.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаю повторять:
В печке выпечен
Бутон,
А в петлицу вдет
Батон,
По траве ползет
Бидон,
Молоко течет в
Бетон,
А на стройке есть
Питон…
Педагог повторяет стихотворение, а дети договаривают слова бутон, батон, бидон, бетон, питон.
Смотрите, здесь ещё и красивые картинки! Давайте их дорисуем.
5. Рисование по точкам.
Заключительная часть.
- Вот и нашли мы подарки Осени! Какие задания Осени вам понравились? Какие показались самыми трудными?
«Здравствуйте, ребята!
Пишет вам королева – Осень.
Весь свой сезон я наблюдала за вами.
Вы очень дружные, умные, весёлые ребята,
много знаете обо мне, и я решила
вас наградить. Но найти награду непросто:
нужно выполнить задания. А вот и первая
подсказка (рисунок нот). Удачи вам!»
Игра «Цепочка слов».
- Мы будем выкладывать цепочку
из картинок, но так, чтобы следующее
слово начиналось на последний звук
предыдущего слова. Первая картинка
«карандаш»: какой звук стоит в конце
этого слова? Звук «Ш», значит,
следующее слово должно начинаться
на этот звук, и т. д.
«Станьте волшебниками!
Превратите одни слова в другие,
изменив в них только один звук».
Игровое упражнение «Объясни значение».
Выражения: «повесил нос», «бежит, сломя голову», «водить за нос» (Значение: обманывать, вводить в заблуждение, обещать и не выполнять обещанного. Выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей на показ за продетое в нос кольцо и заставляли их делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки, «вот где собака зарыта!» (Вот в чем дело, именно в этом истинная причина.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект нод "Развитие речи" "Звуковая культура речи: звук "и"
Конспект нод "Развитие речи" во второй младшей группе "Звуковая культура речи, звук "и"...
Конспект по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Цель:Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси- лебеди».Задачи:1. Содействовать приобщению к истокам русской нар...
Конспект по развитию речи во второй младшей группе по теме «Звуковая культура речи: звук и»
Конспект занятия "Звуковаят культура речи: звук и."...
Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»
Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...
Конспект НОД (развитие речи) по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"
Данный конспект поможет уточнить и обогатить знания старших дошкольников о русских народных сказках, поможет в развитие речи посредствам художественной литературы....
Конспект по развитию речи "Развитие всех компонентов устной речи через русские народные сказки"
Отправляемся в удивительный мир русских народных сказок. Вспомним названия русских народных сказок и их героев. К конспекту идет презентация...
Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам"
Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам".Сценарий квеста для детей 5-6 лет. p { margin-bottom: 0.25cm; direction: lt...