Конспект по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Нуриахметова Руфина Муллагалиевна

Лексические игры и упражнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leks._upr._i_igry.doc268.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе

 «Лексические упражнения»

Задачи. Продолжать учить делать звуковой анализ слов. Формировать умение объяснять значение фразеологизмов. Развивать слуховое восприятие, воображение, ассоциативное мышление, образность речи. Воспитывать активность, самостоятельность.

Материалы: осенний листок с письмом от Осени, карточки с заданиями, спрятанные в разных местах группы, предметные картинки для составления цепочки слов, предметы – подсказки (листок с нотами, мяч, ложка, карандаш, картинки с точечными рисунками для обведения.

Ход занятия.

Психологический настрой.

Утром солнышко проснулось

Потянулось, потянулось.

Свои лучики раскрыло

Всем улыбки подарило.

Оглядело все вокруг:

Слева друг, справа друг.

День с улыбки начинайте,

Всем здоровья пожелайте!

Вводная часть. На подоконник заранее положить осенний листок-письмо.

- Ребята, кто принёс этот красивый осенний листочек? Не вы? Интересно, как он сюда попал? Давайте поставим его в вазу и будем любоваться (берёт листок). Да тут что-то написано: «Здравствуйте, ребята! Пишет вам королева – Осень. Весь свой сезон я наблюдала за вами. Вы очень дружные, умные, весёлые ребята, много знаете обо мне, и я решила вас наградить. Но найти награду непросто: нужно выполнить задания. А вот и первая подсказка (рисунок нот). Удачи вам!»

-Ребята, как интересно! Ну что, будем искать подарки Осени? О чём же нам говорит первая подсказка? Что здесь нарисовано? Ноты, значит, где нужно искать следующую подсказку? Да, в центре музыки. Давайте поищем. Ага, вот и следующее задание: соберите цепочку из слов.

Основная часть.

1. Игра «Цепочка слов».

- Мы будем выкладывать цепочку из картинок, но так, чтобы следующее слово начиналось на последний звук предыдущего слова. Первая картинка «карандаш»: какой звук стоит в конце этого слова? Звук «Ш», значит, следующее слово должно начинаться на этот звук, и т. д.

-Молодцы, выполнили это задание. А где же следующее, если здесь нарисована лейка? Точно, лейкой мы поливаем цветы, значит, надо искать в центре природы. Пойдём поищем. Вот и следующее задание: «Станьте волшебниками! Превратите одни слова в другие, изменив в них только один звук».

2. Игра «Измени слово».

-Ребята, слушайте внимательно. Какой звук в слове «зайка» нужно заменить на другой, чтобы получился предмет одежды? Правильно, если заменить первый звук «з» на звук «м», то получится слово «майка» - предмет одежды. Следующее слово «лак» нужно превратить в цветок (лак – мак, слово «дом» превратить в рыбу (сом); слово «лук» в насекомое (жук).

Какой звук стоит первым в слове «жук»? Звук «ж», а это звук гласный или согласный? Почему вы так думаете? А после него какой звук идёт? Звук «у» - гласный или согласный? Почему? Потому что он поётся только голосом, не встречая на пути препятствий. Какой звук стоит последним в этом слове? Звук «к» - гласный или согласный? Почему?

Молодцы! А вот и подсказка – мяч, значит, где искать следующее задание? Правильно, в физкультурном уголке.

3. Физминутка.

По дороге мы идем,

Листья сыплются дождем.

Красно – желтый листопад

Обсыпает всех ребят. (Ходьба на месте.)

А по небу ходят тучи,

Не пробьется солнца лучик.

Ветер дует с высоты,

Вянут травы и цветы. (Руки вверх.)

Мы к плечам прижали руки,

Начинаем их вращать.

Прочь, усталость, лень и скука.

Будем листья собирать. (Вращение руками.)

То налево посмотрели,

То направо поглядели.

Лист дубовый, клена лист

Ты сорвать поторопись. (Повороты влево, вправо.)

Низко – низко приседаем,

И листочки собираем.

Соберем большой букет

Славной осени привет. (Приседание.)

Мы последний раз присели,

Отдохнули, посвежели.

А теперь домой идем,

Листья желтые несем. (Ходьба на месте.)

-Ребята, здесь ещё подсказка: ложка. Где поищем следующее задание? В буфете. А вот и оно: нужно объяснить выражения.

4. Игровое упражнение «Объясни значение».

Выражения: «повесил нос», «бежит, сломя голову», «водить за нос» (Значение: обманывать, вводить в заблуждение, обещать и не выполнять обещанного. Выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей на показ за продетое в нос кольцо и заставляли их делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки, «вот где собака зарыта!» (Вот в чем дело, именно в этом истинная причина.)

-Молодцы, и с этим заданием справились! Ещё подсказка – карандаш. Где будем искать подарки? В центре ИЗО. А вот и подарок: весёлое стихотворение.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаю повторять:

В печке выпечен

Бутон,

А в петлицу вдет

Батон,

По траве ползет

Бидон,

Молоко течет в

Бетон,

А на стройке есть

Питон…

Педагог повторяет стихотворение, а дети договаривают слова бутон, батон, бидон, бетон, питон.

Смотрите, здесь ещё и красивые картинки! Давайте их дорисуем.

5. Рисование по точкам.

Заключительная часть.

- Вот и нашли мы подарки Осени! Какие задания Осени вам понравились? Какие показались самыми трудными?

«Здравствуйте, ребята!

Пишет вам королева – Осень.

Весь свой сезон я наблюдала за вами.

Вы очень дружные, умные, весёлые ребята,

много знаете обо мне, и я решила

     вас наградить. Но найти награду непросто:

     нужно выполнить задания. А вот и первая

     подсказка (рисунок нот). Удачи вам!»

Картинки по запросу "рисунок нотки""

Игра «Цепочка слов».

- Мы будем выкладывать цепочку

    из картинок, но так, чтобы следующее

     слово начиналось на последний звук

     предыдущего слова. Первая картинка

    «карандаш»: какой звук стоит в конце

    этого слова? Звук «Ш», значит,

    следующее слово должно начинаться

          на этот звук, и т. д.

Картинки по запросу "рисунок лейка""                                                                                  Картинки по запросу "рисунок мяч""

«Станьте волшебниками!

 Превратите одни слова в другие,

изменив в них только один звук».

Игровое упражнение «Объясни значение».

Выражения: «повесил нос», «бежит, сломя голову», «водить за нос» (Значение: обманывать, вводить в заблуждение, обещать и не выполнять обещанного. Выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей на показ за продетое в нос кольцо и заставляли их делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки, «вот где собака зарыта!» (Вот в чем дело, именно в этом истинная причина.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод "Развитие речи" "Звуковая культура речи: звук "и"

Конспект нод "Развитие речи" во второй младшей группе "Звуковая культура речи, звук "и"...

Конспект по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Цель:Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси- лебеди».Задачи:1. Содействовать приобщению к истокам русской нар...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Конспект НОД (развитие речи) по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"

Данный конспект поможет уточнить и обогатить знания старших дошкольников о русских народных сказках, поможет в развитие речи посредствам художественной литературы....

Конспект по развитию речи "Развитие всех компонентов устной речи через русские народные сказки"

Отправляемся в удивительный мир русских народных сказок. Вспомним названия русских народных сказок и их  героев. К конспекту идет презентация...

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам"

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам".Сценарий квеста для детей 5-6 лет.  p { margin-bottom: 0.25cm; direction: lt...