Конспект НОД по познавательному и речевому развитию в разновозрастной группе для детей 5 - 7лет "Путешествие по осени".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Цель: Закреплять умение устанавливать причинно – следственные связи, у детей старшей группы навык образования прилагательного от существительного.
Упражнять детей в умении делиться на подгруппы и работать в них.
Развивать познавательные и творческие способности детей через индивидуальные краткосрочные проекты.
Воспитывать гордость за талант простого русского народа, за народную мудрость, заключенную в пословицах, поговорках, народных приметах, обычаях, хороводных играх.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_oseni.docx | 17.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному и речевому развитию в разновозрастной группе(5-7лет) «Путешествие по осени».
Цель: Закреплять умение устанавливать причинно – следственные связи, у детей старшей группы навык образования прилагательного от существительного.
Упражнять детей в умении делиться на подгруппы и работать в них.
Развивать познавательные и творческие способности детей через индивидуальные краткосрочные проекты.
Воспитывать гордость за талант простого русского народа, за народную мудрость, заключенную в пословицах, поговорках, народных приметах, обычаях, хороводных играх.
Материал: ноутбук, запись голоса осени под музыку, мяч, слайды на ноутбуки и иллюстрации - «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень»; три стола, три осенних листика, полоски бумаги, фломастеры, мольберт, сундучок народных мудростей; атрибут осени, дождика; корзиночка с клюквой.
Индивидуальная работа: активизировать Ярослава Г, Васю Р.
Ход НОД.
Воспитатель: - Дети, крепко за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.
Я рада, что у вас хорошее настроение. Хотите отправиться в путешествие? А
куда вы узнаете из загадки, которую вам сейчас загадает Алёна Ц.
Воспитанница подготовительной группы:
«Не трудно вам меня узнать,
Лишь стоит мне загадку загадать:
Когда с деревьев листья облетают,
Все урожаи собирают
Когда уныло по лесу брожу,
Загадочно я листьями шуршу.
А чтобы помнили меня
Я в песне моросящего дождя,
В гроздях рябины, в каждой птице,
В гусях летящих вереницей,
В жуке, заснувшем под корой
И в первом снеге надо мной». (Осень)
Воспитатель: - Да, ребята, осенью погода бывает разная. Как можно узнать, какая будет погода? (ответы детей: по радио, телевизору, интернету,
позвонить на метеостанцию, по народным приметам). А какие народные приметы вы знаете? (ответы детей:
«Облака идут низко – ожидай стужу».
«Воробьи перелетают стайками с места на место – перед сильным ветром».)
Дети, диктор по телевизору рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (ответы детей: дождь, снег, туман).
Давайте поиграем в игру «Погода осенью»
-У меня волшебный мяч. Мяч поймайте, на вопрос мой отвечайте.
Дети, какая бывает погода осенью:
Когда идёт дождь -… дождливая. (Когда идет дождь, погода бывает
дождливая)
Когда дует ветер –… ветреная. (Когда дует ветер, погода ветреная)
Сыро – сырая. (Когда на улице сыро, погода сырая)
Хмуро – хмурая.
Ясно – ясная.
Солнечно – солнечная.
Тепло – тёплая.
Холодно – холодная.
Пасмурно – пасмурная.
Хочется вас похвалить, ребята, за то, что отвечали чётко, внятно и интересно.
А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете? (ранняя, золотая, поздняя).
Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень?
- Ранняя осень. А какие ещё слова можно сказать про эту осень? ( тихая,
тёплая, ласковая, щедрая, задумчивая, богатая).
Золотая осень (пестрая, разноцветная, сказочная, красивая, очаровательная, дивная).
Поздняя осень (хмурая, холодная, унылая, печальная, грустная).
Вы знаете, каждое время года состоит из трёх месяцев. Назовите месяцы осени. Молодцы, ребята!
А вот, чтобы узнать, что происходит с природой в каждый осенний месяц, вам нужно будет нарисовать схему и рассказать по ней.
Но для этого вам необходимо разделиться на три подгруппы. Встаньте, пожалуйста, в шеренгу и рассчитайтесь на первый, второй, третий. Первые номера подойдут к столу, где лежит сентябрьский листик. Вторые номера подойдут к столу, где лежит лист октября, второго месяца осени. Третьи номера подойдут к столу, где лежит ноябрьский листик. Договоритесь между собой, кто, что будет рисовать и приступайте к работе. Когда работу закончите, договоритесь, кто будет рассказывать по схеме. Или кто-то один, а остальные с подгруппы будут добавлять, или будете вдвоём, или будете все по очереди.
После рассказов детей, каждой подгруппе задаются вопросы:
Как называли этот месяц в старину и почему?
(Сентябрь – хмурень, ревун, златоцвет;
октябрь – грязник, листобой, мокрохвост, хлебник;
ноябрь – полузимник, ледовый кузнец).
Какие вы, умницы, ребята! Так замечательно всё рассказали.
С давних пор повелось на русской земле славить песнями приход урожайной осени. Приглашали выглянуть солнышко, пролиться дождю. Складывались в народе пословицы, загадки, приметы об осени.
А я знаю, ребята, что вы гордитесь талантом простого русского народа и тоже знаете много пословиц и народных примет. Давайте положим их в сундучок народной мудрости.
«В круг, ребята, становитесь,
Крепче за руки держитесь,
Сундучок я наш возьму,
И пословицы с приметами соберу».
(Открываю крышку сундучка, а дети называют свои пословицы и приметы)
Холоден сентябрь батюшка – да сыт.
От осени к лету – повороту нету.
Сентябрь птиц в дорогу торопит.
Лето со снопами – осень с пирогами.
В ноябре зима с осенью борется.
Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.
Не сковать реку зиме без ноября – кузнеца.
Осенью паутина на ясную погоду.
Гром в сентябре – на тёплую погоду.
Если орехов много, а грибов нет – зима будет снежная, суровая.
Когда гусь улетает – снег – выпадает.
Большие муравьиные кучи – к мягкой зиме.
Дети, вы замечательно все говорили, наш сундучок пополнился вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много старинных примет, позволяющих предсказать погоду.
Ребята, вы знаете много русских хороводных игр и любите играть в них. В какую игру вы бы хотели сейчас поиграть ? ( Ответы детей: «Здравствуй, осень».) ( Дети считалкой выбирают осень и дождик)
«Две кукушки, две болтушки
Повстречались на опушки,
Сели рядом на суку
И кричат: «Ку- ку, ку- ку».
Куковали, куковали
И медведя напугали.
Он пустился наутёк
И споткнулся о пенёк
Начал плакать, начал выть
Нам играть, тебе водить».
или
«Осень, осень, в гости просим
С листопадом и дождём
С перелётным журавлём».
Хороводная игра «Здравствуй, осень»:
( «Осень» встаёт в центр круга, дети, взявшись за руки, идут по кругу).
Дети: - Здравствуй, осень. Здравствуй, осень,
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим.
Что в подарок принесла?
Осень: - Принесла я вам муки.
Дети: - Значит, будут пироги.
Осень: - Принесла вам гречки.
Дети: - Каша будет в печке.
Осень: - Принесла вам овощей.
Дети: - для салата и для щей.
Осень: - рады ли вы грушам?
Дети6 – Мы их в прок насушим.
Осень: - Ну. А яблоки, что мёд!
Дети: - На варенье, на компот.
Осень: - Принесла вам мёду.
Дети: - полную колоду?
Ты и яблок, ты и меду, ты и хлеба принесла,
А хорошую погоду нам в подарок принесла?
Осень: - Дождику вы рады?
Дети: - Не хотим, не надо!
(дети убегают, а «дождик» их догоняет и говорит):
Дождик: - Кто под дождик попадёт,
Тот сейчас водить пойдёт.
( После игры, дети садятся на стульчики. Раздаётся звук металлофона. На фоне музыки дети слышат голос осени):
- Ребята, я очень рада, что вы так интересно рассказывали обо мне. Какие вы
молодцы! Вы знаете все мои осенние периоды, месяцы. Даже вспомнили,
как месяцы назывались на Руси в старину. Знаете народные приметы,
пословицы, хороводные игры, считалки. Посылаю вам угощение. Будьте
здоровы! До встречи в следующем году. (В группу вносится корзиночка с
клюквой, дети угощаются, обмениваются впечатлениями.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному и речевому развитию в средней группе
НОД по пзнавательному развитию...
Конспект НОД по познавательному и речевому развитию в средней группе на тему: «Как лесные звери живут в зимнем лесу».
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию в средней группе общеразвивающей направленности на тему: «Ка...
Конспект НОД по познавательному и речевому развитию в подготовительной группе "В гости к Копатычу"
У нас стало традицией приглашать учителей начальных классов на занятие в подготовительную группу, где дошкольники показывают свои умения и навыки. Ребята показали хорошие знания по формированию элемен...
Конспект НОД по познавательному и речевому развитию в старшей группе Тема «Моя семья»
Конспект НОД по познавательному и речевому развитию в старшей группеТема «Моя семья»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе. Составление описательного рассказа об осени по мнемо таблице.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе. Составление описательного рассказа об осени по мнемо таблице....
Конспект НОД по познавательному и речевому развитию в старшей группе «Спасатели»
Конспект НОД по познавательному и речевому развитию в старшей группе «Спасатели»Цель: Закрепление представлений детей о домашних животных (собаке)Задачи:Образовательные:- Познакомить детей...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: «По следам осени»
Конспект НОД по развитию речи для детей в старшей группе "По следам осени"...