Конспект НОД по познавательному и речевому развитию в разновозрастной группе для детей 5 - 7лет "Путешествие по осени".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Елена Васильевна Недбайло

 

Цель:  Закреплять умение устанавливать причинно – следственные связи,  у детей старшей группы навык образования прилагательного от существительного.

           Упражнять детей в умении делиться на подгруппы и работать в них.

            Развивать познавательные и творческие способности детей через индивидуальные краткосрочные проекты.

            Воспитывать гордость за талант простого русского народа, за народную мудрость, заключенную в пословицах, поговорках, народных приметах, обычаях, хороводных играх.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_oseni.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному и речевому  развитию в разновозрастной группе(5-7лет) «Путешествие по осени».

Цель:  Закреплять умение устанавливать причинно – следственные связи,  у детей старшей группы навык образования прилагательного от существительного.

           Упражнять детей в умении делиться на подгруппы и работать в них.

            Развивать познавательные и творческие способности детей через индивидуальные краткосрочные проекты.

            Воспитывать гордость за талант простого русского народа, за народную мудрость, заключенную в пословицах, поговорках, народных приметах, обычаях, хороводных играх.

Материал:   ноутбук,  запись голоса  осени под музыку, мяч, слайды на ноутбуки и иллюстрации - «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень»; три стола, три осенних листика, полоски бумаги, фломастеры, мольберт, сундучок народных мудростей; атрибут осени, дождика; корзиночка с клюквой.

Индивидуальная работа: активизировать Ярослава Г, Васю Р.

Ход НОД.

Воспитатель: -   Дети, крепко за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.

Я рада, что у вас хорошее настроение. Хотите отправиться в путешествие? А

куда вы узнаете из загадки, которую вам сейчас загадает Алёна Ц.

Воспитанница подготовительной группы:

 «Не трудно вам меня узнать,

 Лишь стоит мне загадку загадать:

Когда с деревьев листья облетают,

Все урожаи собирают

Когда уныло по лесу брожу,

Загадочно я листьями шуршу.

А чтобы помнили меня

Я в песне моросящего дождя,

В гроздях рябины, в каждой птице,

В гусях летящих вереницей,

В  жуке, заснувшем под корой

И  в первом снеге надо мной». (Осень)

Воспитатель: - Да, ребята, осенью погода бывает разная.  Как  можно узнать,  какая  будет погода? (ответы детей: по радио, телевизору, интернету,

позвонить на метеостанцию, по народным приметам).  А какие  народные приметы вы знаете? (ответы детей:

«Облака идут низко – ожидай стужу».

«Воробьи  перелетают стайками с места на место – перед сильным ветром».)

Дети, диктор по телевизору рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (ответы детей: дождь, снег, туман).

 Давайте поиграем в игру «Погода осенью»

-У меня волшебный мяч. Мяч поймайте, на вопрос мой отвечайте.

Дети, какая бывает погода осенью:

Когда идёт дождь -… дождливая.  (Когда  идет дождь, погода бывает            

дождливая)

Когда дует ветер –… ветреная. (Когда дует ветер, погода ветреная)

Сыро – сырая. (Когда на улице сыро, погода сырая)

Хмуро – хмурая.

Ясно – ясная.

Солнечно – солнечная.

Тепло – тёплая.

Холодно – холодная.

Пасмурно – пасмурная.

Хочется вас похвалить, ребята, за то, что отвечали чётко, внятно и интересно.

А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете? (ранняя, золотая, поздняя).

Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень?

- Ранняя осень. А какие  ещё слова  можно сказать  про эту осень? ( тихая,

 тёплая, ласковая, щедрая, задумчивая, богатая).

Золотая осень (пестрая, разноцветная, сказочная, красивая, очаровательная, дивная).

Поздняя осень (хмурая, холодная, унылая, печальная, грустная).

Вы знаете, каждое время года состоит из трёх месяцев. Назовите месяцы осени. Молодцы, ребята!

А вот, чтобы узнать, что происходит  с природой  в каждый  осенний месяц, вам  нужно будет нарисовать схему и рассказать по ней.

    Но для этого вам необходимо разделиться на три подгруппы. Встаньте, пожалуйста, в шеренгу и рассчитайтесь на первый, второй, третий. Первые номера подойдут к столу, где лежит сентябрьский листик. Вторые номера подойдут к столу, где лежит лист октября, второго месяца осени. Третьи номера подойдут к столу, где лежит ноябрьский листик. Договоритесь между собой, кто, что будет рисовать и приступайте к работе. Когда работу закончите, договоритесь, кто будет рассказывать по схеме. Или кто-то один, а остальные с подгруппы будут добавлять, или будете вдвоём, или будете все по очереди.

   После рассказов детей, каждой подгруппе задаются вопросы:

Как называли этот месяц в старину и почему?

(Сентябрь – хмурень, ревун, златоцвет;

октябрь – грязник, листобой, мокрохвост, хлебник;

ноябрь – полузимник, ледовый кузнец).

 Какие вы, умницы, ребята! Так замечательно всё рассказали.

   С давних пор повелось на русской земле славить песнями приход урожайной осени. Приглашали выглянуть солнышко, пролиться дождю. Складывались в народе пословицы, загадки, приметы об осени.

    А я знаю, ребята, что вы гордитесь талантом простого русского народа и тоже знаете много пословиц и народных примет. Давайте положим их в сундучок народной мудрости.

         «В круг, ребята, становитесь,

          Крепче за руки держитесь,

         Сундучок я наш возьму,

         И пословицы с приметами соберу».

(Открываю крышку сундучка, а дети называют свои пословицы и приметы)

     Холоден сентябрь батюшка – да сыт.

     От осени к лету – повороту  нету.

     Сентябрь птиц в дорогу торопит.

    Лето со снопами – осень с пирогами.

     В ноябре зима с осенью борется.

     Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.

     Не сковать реку зиме без ноября – кузнеца.

     Осенью паутина на ясную погоду.

     Гром в сентябре – на тёплую погоду.

    Если орехов много, а грибов нет – зима будет снежная, суровая.

 Когда гусь улетает – снег – выпадает.

Большие муравьиные кучи – к мягкой зиме.

Дети, вы замечательно все говорили, наш сундучок пополнился вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много старинных примет, позволяющих предсказать погоду.

 Ребята, вы знаете много русских хороводных игр и любите играть в них.  В какую игру вы бы хотели сейчас поиграть ?  ( Ответы  детей: «Здравствуй, осень».) ( Дети считалкой выбирают осень и дождик)

 «Две кукушки, две болтушки

Повстречались на опушки,                    

Сели рядом на суку

И кричат: «Ку- ку, ку- ку».

Куковали, куковали                  

И медведя напугали.                  

Он пустился наутёк                  

И споткнулся о пенёк                  

Начал плакать, начал выть                  

Нам играть, тебе водить».

          или        

 «Осень, осень, в гости просим

 С листопадом и дождём

С перелётным журавлём».

               

   Хороводная игра «Здравствуй, осень»:

( «Осень» встаёт в центр круга, дети, взявшись за руки, идут по кругу).

Дети: - Здравствуй, осень. Здравствуй, осень,

             Хорошо, что ты пришла.

             У тебя мы, осень, спросим.

             Что в подарок принесла?

Осень: - Принесла я вам муки.

Дети: - Значит, будут пироги.

Осень: - Принесла вам гречки.

Дети: - Каша будет в печке.

Осень: - Принесла вам овощей.

Дети: - для салата и для щей.

Осень: - рады ли вы грушам?

Дети6 – Мы их в прок насушим.

Осень: - Ну. А яблоки, что мёд!

Дети: - На варенье, на компот.

Осень: - Принесла вам мёду.

Дети: - полную колоду?

Ты и яблок, ты и меду, ты и хлеба принесла,

А хорошую погоду нам в подарок принесла?

Осень: - Дождику вы рады?

Дети: - Не хотим, не надо!

(дети убегают,  а  «дождик»  их догоняет и говорит):

Дождик: - Кто под дождик попадёт,

                  Тот сейчас водить пойдёт.

( После   игры,  дети  садятся  на  стульчики. Раздаётся звук металлофона. На  фоне  музыки  дети слышат  голос  осени):

- Ребята, я очень рада, что вы так интересно рассказывали обо мне. Какие вы

 молодцы! Вы знаете все мои осенние периоды, месяцы. Даже вспомнили,

как месяцы назывались на Руси в старину. Знаете народные приметы,

пословицы, хороводные игры, считалки.  Посылаю вам угощение. Будьте

здоровы! До встречи в следующем году. (В группу   вносится корзиночка  с

клюквой, дети угощаются, обмениваются впечатлениями.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному и речевому развитию в средней группе на тему: «Как лесные звери живут в зимнем лесу».

Конспект непрерывной  образовательной деятельности   по познавательному и речевому развитию в  средней  группе общеразвивающей направленности на тему: «Ка...

Конспект НОД по познавательному и речевому развитию в подготовительной группе "В гости к Копатычу"

У нас стало традицией приглашать учителей начальных классов на занятие в подготовительную группу, где дошкольники показывают свои умения и навыки. Ребята показали хорошие знания по формированию элемен...

Конспект НОД по познавательному и речевому развитию в старшей группе Тема «Моя семья»

Конспект НОД по познавательному и речевому развитию в старшей группеТема «Моя семья»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе. Составление описательного рассказа об осени по мнемо таблице.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе. Составление описательного рассказа об осени по мнемо таблице....

Конспект НОД по познавательному и речевому развитию в старшей группе «Спасатели»

Конспект НОД по познавательному и речевому развитию в старшей группе «Спасатели»Цель: Закрепление представлений детей о домашних животных (собаке)Задачи:Образовательные:- Познакомить детей...