Вариативная мнемотехника
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Митропольская Наталья Вячеславовна

Актуальность выбранной темы:

-мнемотехника облегчает детям овладение связной речи;

-применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;

-приемы мнемотехники используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс

запоминания, сохранения и припоминания информации;

-ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;

-дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Цель

Создать условия для повышения речевой активности детей

старшего дошкольного возраста.

Задачи:

-вызвать желание у детей обогащать словарный запас, развивать связную речь;

-развивать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при

составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п.

-развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;

-снимать речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе;

-развивать мелкую моторику рук детей

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл variativnaya_mnemotehniki_2018_g.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность выбранной темы:

-мнемотехника облегчает детям овладение связной речи;

-применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;

-приемы мнемотехники используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс

запоминания, сохранения и припоминания информации;

-ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;

-дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Цель

Создать условия для повышения речевой активности детей

старшего дошкольного возраста.

Задачи:

-вызвать желание у детей обогащать словарный запас, развивать связную речь;

-развивать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при

составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п.

-развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;

-снимать речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе;

-развивать мелкую моторику рук детей

Календарно-тематическое планирование совместной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники

СЕНТЯБРЬ:

1. Расскажу я вам ребята (знакомство с волшебными картинками-помощниками)

2. Работа с мнемотаблицей "Осень"

3. Заучивание стихотворения "Подарки Осени" (мнемодорожка)

4Дидактическая  игра"Составь мнемодорожку" (закрепление стихотворения"Осень")

ОКТЯБРЬ:

1Работа с мнемодорожкой "Деревья осенью"

2 Отгадывание мнемозагадки

3 Упражнения "Рисуем слова"

4 Заучивание пальчиковой гимнастики "Ветер по лесу гулял. "

НОЯБРЬ:

1 Составление предложений об осени (мнемокарточки)

2 Пересказ сказки "Листопадничек"

3 Составление описательных рассказов по плану лексических тем

4 Заучивание пальчиковой гимнастики"Огород"

ДЕКАБРЬ:

1 Работа с мнемотаблицей "Зима"

2 Заучивание стихотворения "Декабрь" Маршака

3 Упражнение "Шпионы"(дети кодируют информацию)

4 Рисуем сказку (придумывают свою)

ЯНВАРЬ:

1 Составление предложений о зиме.

2 Составление рассказа по картине "Зимние забавы"(учить использовать мнемодорожку)

3 Дидактическая  игра "Придумай сказку сам"(мнемокарточки)

ФЕВРАЛЬ:

1 Отгадывание мнемозагадки.

2 Заучивание скороговорки по мнемотаблице.

3 Играем с мнемокубом.

4 Составление описательных рассказов по лексическим темам.

МАРТ:

1 Работа с мнемотаблицей "Весна"

2 Заучивание стихотворения о весне (вместе с родителями рисуют мнемодорожку к стиху)

3 Дидактическая игра "Угадай-ка"(воспитатель выкладывает знакомые стихи, сюжеты сказок, а дети узнают и воспроизводят тексты)

АПРЕЛЬ:

1 Составление совместно с родителями мнемодорожек по весенним приметам.

2 Заучивание пальчиковой гимнастики "На дворе апрель, с крыши капает капель"

3 Пересказ сказки Снегурочка (мнемотаблица)

4 Отгадывание мнемозагадки.

МАЙ:

1 Заучивание стихотворений к выпускному о школе.

2 Итоговое совместное с родителями мероприятие: "Мнемотехника-это здорово"

Список используемой литературы

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: 1998., стр.28.
  2. Большова Т.В. Учимся по сказке изд. «Детство – ПРЕСС», 2001
  3. Бордич, А.М. Методика развития речи детей. Курс лекций для студентов пед. ин-тов по специальности "Дошкольная педагогика и психология". - М.: Просвещение, 1974. - 288 с.
  4. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. "Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений.2-е изд.". - М: Издательский центр "Академия", 1997.
  5. Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию //Дошкольное воспитание. – 1982. – № 3.
  6. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1988. - 328с.
  7. Войкова С.В. “Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников”.
  8. Дошкольное воспитание  Обучение творческому рассказыванию 2-4/1991
  9. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.
  10. Кольцова М. Ребёнок учится говорить - 2-е издание переработанное и доп. - М.: Сов. Россия, 1979. - 129с.
  11. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.
  12. Леонтьев А.Н. Основы психолингвистики: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Психология". М., 1997.
  13. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е.А. Лобанова. - Балашов: Николаев, 2005. - 76 с. (4)
  14. Логинова В.И., Бабаева Т.И. «Детство» программа развития и воспитания детей в детском саду  изд.2-е, перераб. - СПб.,: Акцидент, 1996
  15. Лурия, А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. - М.: Изд-во Акад. пед-х наук РСФСР, 1956. - 96с.
  16.  Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М., 1988., стр.73.
  17. Поддьякова Н.Н., Сохин Ф.А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1998
  18. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред.Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с., ил., 4 л. ил.
  19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологию - СПб, 2000 г
  20. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: "Просвещение", 1976. - 224 с.
  21. Смольникова Н.Г. , Смирнова Е.А.  Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников.
  22. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001
  23. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред.Ф.А. Сохина. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 1981. - 159 с.
  24. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 336 с.
  25. Ушакова О.С., Сохин Ф.А. Занятия по развитию речи в детском саду М.: Просвещение, 1993
  26. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников - М.: Институт психотерапии, 2001. - 240 с., стр.57.
  27. Ушакова О. С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. - метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288
  28. Фомичёва Г.А. Методика развития речи детей дошкольного возраста уч.пособие  2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984
  29. Чернобай Т.А., Рогачёва Л.В., Гаврилова Е.Н. Оценка успешности речевого и физического развития дошкольников: метод. Рекомендации для педагогов детского сада; Под ред. В.Л.Малашенковой. – Омск: ООИПКРО, 2001
  30. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. - М.: Просвещение, 1960. - 348с.
  31. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. - 2-е изд. - М.: ИПП; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. - 416с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Основной образовательной программы. Вариативная часть основной образовательной программы МКДОУ с. Мирное Хабаровского муниципального района Хабаровского края

Представляю Вашему вниманию описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Основной образовательной программы. Вариативная часть Основной образовательной программы МКДОУ с. Мирное Х...

Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»

АктуальностьМнемотехника облегчает детям овладение связной речью;Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой непосредственный опыт;Приемы мнемотехни...

Мнемотехника в помощь родителям «Развитие познавательных способностей ребенка методом мнемотехники»

Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, позволяющая визуализировать информацию. То есть это своего рода конспекты в картинках...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...

Проект "Чудо-мнемотехника. Использование мнемотехники для заучивания стихотворений"

Всем известно, что при заучивании стихотворений у детей возникают большие трудности, они быстро устают, путают слова местами. Встретившись с этими проблемами в работе, я стала искать способы их р...

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей"В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка данными. ...