Статья "Кодирование информации как одна из образовательных технологий, используемых в дошкольной образовательной организации"
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Камендова Лариса Анатольевна

Педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников является сложным этапом.  Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Использование  "Мнемотехники" позволяет мне сделать его таким.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кодирование информации как одна из образовательных технологий, используемых в дошкольной образовательной организации

Л.А. Камендова

воспитатель МБДОУ № 25, г.Канск

Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни [8]  

Из года в год растёт число детей, имеющих различные речевые нарушения. На сегодняшний день в дошкольном образовании проблема развития и обучения детей правильной, грамотной речи является, пожалуй, самой актуальной.

Чтобы сделать речь детей более грамотной, я в своей практике использую различные методы и приёмы: художественное слово; беседу; рассказ; толкование (разъяснение понятий); составление плана пересказа; дидактические игры и др.; но всего перечисленного недостаточно, чтобы решить выше указанную проблему.

На мой взгляд, использование при организации деятельности по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста методических рекомендаций Т.А. Ткаченко, В.К. Воробьевой, Т.В. Большевой, способствует улучшению качества образования.

Педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников является сложным этапом.  Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Исходя из выше сказанного, при организации деятельности по речевому развитию, стремлюсь к реализации следующих задач: создание условий для увеличения объема  памяти детей через усвоение ими способов запоминания (кодирования) информации; умение детей  анализировать, оперировать символами.

Что же такое мнемотехника? Мнемотехника - система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.

Особенности мнемотехники: интегративность; экономичность; здоровьесбережение; универсальность.

Использование  элементов мнемотехники для  дошкольников сегодня становится  все более актуальным, т. к. в современном  мире  много закодированной информации в виде символов, схем, моделей.  

Как и любой другой вид деятельности, работа с мнемотаблицами строится по алгоритму -  от простого к сложному.

Начинаю работу с простейших мнемоквадратов. Мнемоквадраты -   кодирование слова. Последовательно перехожу к мнемодорожкам. Мнемодорожки -  кодирование сочетаний слов (словосочетаний, предложений). Позже переходим к мнемотаблицам - графическому или частично графическому изображению персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Работа по мнемотаблицам состоит из следующих этапов: рассматривание таблицы, проговаривание того, что на ней изображено;

преобразование из абстрактных символов в образы (перекодирование информации); пересказ сказки или рассказа с опорой на символы (образы, самостоятельное высказывание).

На практике я использую не только готовые модели и схемы, но и схемы, созданные моими воспитанниками, которые характерны для конкретной деятельности. Универсальность опорных схем позволяет использовать их в различных видах детской деятельности.

В познавательном развитии дошкольников использую опорные схемы, обеспечивающие успешное усвоение детьми представлений о предметах и явлениях живой и неживой природы: их особенностях, существенных признаках, структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

В художественно-эстетическом развитии использую опорные схемы для усвоения и закрепления способов, приёмов и последовательности изображения различных предметов, животных, птиц, деревьев, людей, декоративной росписи др. 

В образовательной деятельности по речевому развитию детей, применяю зарисовку последовательности событий, описания персонажей, характеристики героев.

Работа с опорными схемами, символами способствует самостоятельному получению информации детьми, умению проводить исследования, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевых высказываний.

Хочется отметить, что родители активно включаются в образовательную деятельность по речевому развитию: посещают занятия, индивидуальные консультации с педагогами ДОО. Это способствует повышению компетентности родителей, использованию ими в домашних условиях с детьми мнемотаблиц для составления рассказов и заучивания стихов.

Обучение на курсах повышения квалификации по программе: «Организация наставничества в условиях образовательного процесса современной ДОО», позволило мне стать педагогом-наставником для студентов КГА ПОУ «Канский педагогический колледж» и начинающих педагогов МБДОУ № 25. Для начинающих педагогов очень важно взаимодействие с педагогами-наставниками, применение и включение в свою деятельность, апробированных технологий, какой является мнемотехника.

Нельзя забывать о том, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего, как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Библиографический список:                        

  1. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: учеб.-метод. пособие СПб. : Детство-Пресс, 2005
  2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006.
  3. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» Сайт Mnemonikon http://www.mnemotexnika.narod.ru  – Москва, 2007.
  4. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи//Логопед. М., 2008.-№4
  5. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.
  6. Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников. //Дошкольная педагогика. М, 2006
  7. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание,1990
  8. Федеральный закон № 273 «Об образование в РФ» 29. 12.2012
  9. Широких Т. Т. Учим стихи - развиваем память//Ребёнок в детском саду. -2004 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС ДО

 Здоровьесберегающая среда, созданная в условиях детского сада, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективн...

Организация дошкольной образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образова...

Консультация "Организация дошкольной образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий"

Организация дошкольной образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий"...

«Организация дошкольной образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий» (доклад)

«Организация дошкольной образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий» (доклад) ...

Организация дошкольной образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образова...

Консультация для педагогов «Организация дошкольной образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий»

В условиях эпидемиологической ситуации жить и работать на самоизоляции приходится по-новому. Сегодня не осталось ни одной сферы деятельности, которую бы ни коснулись изменения. Образование не осталось...

Организация дошкольной образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий в ДОУ

Дистанционное образование дошкольника заключается в том, что детям и родителям в доступной форме предлагается учебный материал, и, находясь дома, они вместе изучают и выполняют задания педагогов. Осно...